Каталог :: Литература : русская

Доклад: Базаров Евгений Васильевич

     Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первона­чально читатель знает
о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы.
Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и
детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова. затем вместе
с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой,
живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви
вынужден уе­хать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлял­ся с
самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и
заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется,
что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает.
Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько
загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без
труда узнавал в герое вырази­теля в самой крайней форме идей и настроений
революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного
от­рицания», не признавая никаких пределов, способных ограни­чить ее
осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и
либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию,
музыку, красоту при­роды, философское мышление, семейные связи,
альтруистичес­кие чувства, такие нравственные категории, как долг, право,
обязанность. Б. выступает беспощадным противником традици­онного гуманизма: в
глазах «нигилиста» гуманистическая куль­тура оказывается прибежищем для
слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием.
Гума­нистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам
невежественных масс «нигилист» одинаково про­тивопоставляет истины
естествознания, утверждающие жесто­кую логику жизни-борьбы. Б. считает
необходимым начать ис­торию заново, на голом месте, не считаясь ни с
объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи,
перед читателем человек действительно новой формации, дерз­кий, сильный,
неспособный к иллюзиям и компромиссам, до­стигший полной внутренней свободы,
готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.
В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кир­сановым Б. легко
побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его
позиции. Тургенев видит, что нигилизм» глубоко связан с общественным
неустройством 4 народным недовольством, что это естественное выражение духе
времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев
признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции
к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и
детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой пере­живает
трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь».
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его
причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям.
Первона­чальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится
все более сложной и противоречивой. Постепенно! выясняется мера объективной
правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается
отчасти оправ­данным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная по­пытка
действительно изменить мир, покончив с противоречия­ми, которые не могут
разрешить ни усилия общественных пар­тий, ни влияние вековых идеалов
гуманизма. Однако для Турге­нева бесспорно и то, что логика «нигилизма»
неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам
без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творчес­кой силы: те
изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей,
по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева,
бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В
этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.