Каталог :: Литература : русская

Реферат: А.П. Чехов

     Реферат
по литературе
ученицы    10 Б класса  127 школы
Миняевой Марии
« Нужно, чтобы общество осознало себя  и
ужаснулось...»
( « Палата №6» А.П. Чехова.)
Учитель: Мисник Светлана Эдуардовна
1999 – 2000 г.
     План реферата
1. Вступление ( биография писателя)
2. Творчество Чехова.
3. Язык и стиль писателя , мнения критиков.
4. Повесть « Палата №6», знакомство с героями,основной сюжет.
5. История  написания повести
6. Смысл фразы Лескова.
« Нужно, чтобы общество осознало себя
и ужаснулось...»
(« Палата №6» А.П. Чехова.)
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к
концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой
семье..  Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и
был вынужден бежать от кредиторов в Москву, оставив семью.
В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества
стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и
оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом, он начинает писать рассказы и
посылает их в Петербург, в юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами:
« Брат моего брата»,  «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Начинал писать
Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило начало
краткости его произведений.[AK1] [AK2]
Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного
права), и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России,
ее состояние  отразилось в рассказах писателя.
Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны.
Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а
просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет
глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни,
церковную жизнь, семейно-бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные
явления. ( « Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», « Руководство для желающих
жениться» и др.)
В 1883году – он написал 120 рассказов
в  1885 году  – 129 рассказов
в  1886 году  – 112 рассказов
в  1887 году  – 66 рассказов
в  1888 году  – 12 рассказов
Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и
переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче.
Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя показывает его
тусклую жизнь, показывает его невежественность, дикость, жестокость ( «
Человек в футляре»,  « Дом с мезанином», «Дама с собачкой», « Палата №6»).
Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других писателей:
Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне кажется, с
гоголевской..
Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что Достоевский
рассматривает  темы « униженных и оскорбленных», темы человеческих отношений,
любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в
обществе и т.д.   в одном романе, а Чехов в нескольких рассказах.
Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у
Чехова  его герои – обыкновенные люди разных слоев общества. В своих
рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение России во
второй половине XIX века.
Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко  индивидуален, его стиль
и точка зрения не похожи на других писателей.
Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость
свидетельствуют о глубине  жизненного опыта автора. Вот мнение Максима
Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего времени, в
высочайшей степени усвоивший искусство писать  так, чтобы словам было тесно,
а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то, сто он говорит выходит у
него потрясающе убедительно и просто,
                                                                               1
до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...»
Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: « С первых книг я
полюбил Чехова... но это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского
или Толстого: Достоевский действовал на меня до содрогания, а Толстому мне
хотелось подражать в письме и в жизни. Чехова  я полюбил какой-то домашней
любовью и рассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной
строки...». Я согласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в
желании научить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной
ситуацией правильный путь.
Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей – это « Палата №6»,в
которой рассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда.
Герои повести – Громов Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один
из пациентов палаты №6 , «единственный умный человек», вернее, сохранивший
какой-то разум, человек,
____________________________________________________
1.М. Горький статья « По поводу нового рассказа А.П.Чехова            «В
овраге»». /Хрестоматия по литературной критике для школьников и
абитурьентов.– Составление, коментарии Л.А. Сугай.–М: «Рипол Классик», 1998.
Стр 692 /
ощутивший на себе «прелести» палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от
остальных больных и мыслил он разумно, явно  осознавая, что он говорит, но был
болен манией преследования. Именно с ним  случайно встретился доктор, из
любопытста пошедший за сумашедшим – евреем –попрошайкой  Моисейкой 
[AK3]  в маленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым
философские споры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.
Рагин живет мыслями древних философов, « стремится к разумению жизни и
полному презрению к глупой суете мира», эти убеждения были сходны с
философией Марка Аврелия, римского императора II века до н.э.,
проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается страстной речью
о том, что  «... все это философия, самая подходящая для российского
лежебоки... Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта взгляда, а
лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось прищемишь вам
палец дверью, так и заорете во все горло!» В уста Громова Чехов вложил свое
мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности « посочувствовать» бедным и
угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов
Г.Сенкевича Чехов с убийственной иронией пишет: « Цель романа: убаюкать
буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику,
наживай деньги, люби спорт – и твоё дело в шляпе... Буржуазия очень любит так
называемые « положительные» типы и романы с благополучными концами, так как
они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность
соблюдать, быть зверем и в то же время
счастливым.»   Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени
тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце произведения Чехов
обычно показывает, что все осталось на своих местах
                                                                               1
и тем самым побуждают читателя к действию, к  активному протесту. «Нужно,
чтобы общество осознало себя и ужаснулось»,– читаем мы в «Палате №6», это, я
думаю, и явилось  основной целью творчества Чехова.
« Доктор Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде человек», приехал
в городок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил.
Это был неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал
призвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в
уездный городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница –
«учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья», там не
лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые
_____________________________________________________________________________
____________________________
1. В.Г. Маранцман статья из учебника литературы/« Сквозь даль времен...»
Учебник по литературе второй половины XIXвека Для  10 класса, часть вторая,
изд. « Специальная литература»,   С.-Пб 1997./
порядки? Нет! « Если физическую и нравственную  нечистоту прогнать с одного
места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется», – считал
молодой доктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: «
при всякой обстановке мы сможем найти  успокоение в самих себе». Он
обленился, редко появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась
похожей на бесконечно повторяющийся  сон. Что ему до больных?
И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-философских
рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин,
предлагая лучший способ: встать на место людей, которых подобные господа
иногда замечают и относятся  с снисходительным презрением. По воле роковой
случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми палату№6, маленький
флигелёк на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки
сторожа, отставного солдата Никиты, «принадлежащего к числу тех простодушных,
положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и поэтому
убеждены, что ИХ надо бить». Это «их» в повести относится, конечно, к
душевнобольным пациентам, но этим « их» Чехов имел ввиду большую часть
бесправного, бедного населения  России, над которыми стояли с кулаками вот
такие же положительно тупые люди с выражением лица, как у степной овчарки.
Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных,
социально незащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без
носков, папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк,
жилета, сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в
халате, пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь  одну ночь, но для него
она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не
замечал или в лучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна,
тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с
блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он
пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет  по
местам.
« Вот она, действительность», – подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец,
« точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и
кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди
хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль,  что такую же точно боль
должны были  испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь
при лунном свете тенями». Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила
ясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть
наконец проснулась, возникло – таки, наконец, чувство вины.
Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто
сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на
остров Сахалин – « каторжный остров», где делал перепись населения и, вольно
или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их
надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков
и розг...» и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы,
описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую
несправедливость. «Душа у меня кипит», – писал он по возвращении с острова.
Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», а затем и серия повестей,
среди них « Палата№6». Вот мнения писателя по поводу этих произведений: « Я
рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий
халат». На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое
мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к
ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории «
малых дел». Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь
нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого
неуместна и отрицается самой жизнью, как в
1
« Палате№6». Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со
своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а
Громов его не может понять, потому что он знает разницу «между этой палатой и
теплым кабинетом». Большую часть  населения России представляла беднота,
знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и
огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям,
как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их,
почему  люди не могут любить друг друга.
Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень
сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков
писал об этой повести так: « в « Палате№6» в миниатюре изображены общие наши
порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это Россия... Чехов сам не думал того,
что написал ( он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это
Русь!».
« Палата№6» казалась современникам целиком посвященной только критике «
толстовства», «непротивления» . А здесь все то же: идеалы и действительность.
Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,
_____________________________________________________________________________
_______________________________
1. Кулешов В.И. « Жизнь и творчество А. П. Чехова», изд «Детская литература»,
1982.
могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по
описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому,
а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре
общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало
общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей
сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой
вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести
побеждает философия Громова, философия действия,  противостояния миру.
« Палата№6» оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм
похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из
всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные
достоинства – правдивость психологического изображения, естественность,
тонкость и изящество манеры, яызка. Во многих отзывах внимание
акцентировалось именно на стиле  эмоционального эффекта, производимого
повестью и на ее общественно- символический характер. Никто, кроме Чехова,
пожалуй, не смог бы  столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй,
Лесков был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему
мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к теории
Толстого,  нравы и положение общества, упадок провинции. В одной короткой
повести отразилась вся Россия на момент                         80х-90х годов
XIX века.
     Список используемой литературы
1. В.Г. Маранцман. Сквозь даль времен..., Учебник по литературе второй
половины XIXвека Для  10 класса, часть вторая, изд. «Специальная литература»,
С.-Пб 1997.
2.   История всемирной литературы, том восьмой, изд. « Наука», Москва 1994.
3. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова  издательство        «Детская
литература», Москва,1982 год.
4. Л.А. Сугай , Хрестоматия по литературной критике для щкольников и
абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва, 1998
5.  Русские писатели, Библиографический словарь, редакция П.А.Николаева, изд.
« Просвещение», Москва 1990.
6.  Словарь русской литературы, М.Г.Урминцева, изд. « Просвещение», Москва 1993.
7. Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть
первая « От событий и летописей до классики XIX века»
издательство «Аванта +», Москва 1998 год.
     
[AK1] [AK2] [AK3]