Каталог :: Литература : русская

Сочинение: А. Солженицын

                              А. Солженицын                              
            / «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»/            
В настоящее время не так часто встречаются книги, чтение которых оставляло бы
впечатление беседы с мудрым и понимающим тебя  собеседником. Мне по-
настоящему дорога всё-таки классика. Герои Лермонтова, Л. Толстого, Ф.М.
Достоевского, М. Шолохова останутся в моей памяти навсегда. В последнее время
появились оригинальные по содержанию произведения, авторы которых пытаются
убедить нас  в правильности изображения событий сталинского периода, кровавой
полосы в жизни России.
Нам, молодым, очень трудно давать объективную оценку тому, что происходило
много лет тому назад. Народ пережил такие большие социальные  трагедии, как
революция, гражданская война, коллективизация и большой террор.
Противоречивыми, внутренне драматическими были судьбы писателей, втянутых в
водоворот этих событий, - А. Платонова, А. Солженицына, Б. Пастернака, М.
Булгакова. Все они дети своего времени и делили со своей страной её страшные
испытания, её духовную драму. Их творчество - выстраданная боль за судьбы
отечества, пораженного тяжелым недугом, за судьбы родной культуры,
естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено.
Прочитав книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана
Денисовича», я был потрясён описанием событий в них.
Писатель, как мне кажется, достоверно рассказал о трагических судьбах русской
интеллигенции, изуродованной, онемевшей, сгинувшей в ГУЛАГе. Миллионы русских
интеллигентов бросили сюда на увечья, на смерть, без надежды на возвращение.
Впервые в истории такое множества людей развитых, зрелых, богатых культурой
оказались навсегда «в шкуре раба, невольника, лесоруба и шахтёра».
А. Солженицын в начале своего повествования пишет о том, что в его книге нет
ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их
собственными именами. Архипелаг - все эти «острова», соединенные между собой
«трубами «канализаций», по которым «протекают »люди, переваренные чудовищной
машиной тоталитаризма в жидкость - кровь, пот, мочу; архипелаг, живущий
«собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость, то любовь, то
ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль страны, метастазами
во все стороны... » .
Обобщая в своём исследовании тысячи реальных судеб, неисчислимое множество
фактов, Солженицын пишет, что «если бы чеховским интеллигентам, всё
гадавшим, что будет через двадцать- тридцать лет, ответили бы, что через сорок
лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом,
опускать человека в ванну с кислотой, голого и привязанного пытать муравьями,
загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие, медленно
раздавливать сапогами половые органы, «ни одна бы чеховская пьеса не дошла до
конца»: многие зрители попали бы в сумасшедший дом » .
Я, человек девяностых годов, не могу в это поверить. Неужели была такая
необходимость издеваться над народом? Ведь в таких условиях может произойти
ломка сознания, самодеградация, отказ от своих убеждений, от сознания
невиновности. И А. Солженицын доказал это, приведя в пример Елизавету
Цветкову, узницу, которой в тюрьму пришло письмо от дочери, попросившей мать
сообщить, виноватали она. Если виновата, то пятнадцати летняя девочка от
неё откажется и вступит в комсомол. Тогда невиновная женщина пишет дочери
неправду : «Я виновата. Вступай в комсомол». «Как же дочери жить без комсомола
?»- думает бедная женщина.
А.И. Солженицын, бывший узник  ГУЛАГа, ставший писателем для того, чтобы
поведать миру о бесчеловечной системе  насилия и лжи, вынес в печать свою
лагерную повесть «Один день Ивана Денисовича».
Один день героя Солженицына, пробежавший перед моим взором, разрастается до
пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа
целой эпохи в истории России.
Иван Денисович Шухов, заключенный, жил как все, воевал часто, пока не попал в
плен. Но Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания даже в
ГУЛАГе, он остался человеком. Что же помогло ему устоять? Кажется, в Шухове
всё сосредоточено на одном - только бы выжить. Он не задумывается над
проклятыми вопросами : почему так много народа, хорошего и разного, сидит в
лагере? В чем причина возникновения лагерей? Он даже не знает, за что его
посадили. Считается, что Шухов находился в заключении за измену Родине.
Шухов- обычный человек, жизнь его прошла в лишениях, недостатке. Он ценит
прежде всего удовлетворение первых простых потребностей - еды, питья, тепла,
сна. Этот человек далек от размышлений, анализа. Ему присуща высокая
приспособляемость к нечеловеческим условиям в лагере. Но это не имеет ничего
общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого
достоинства. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, живет по
совести. Главное для Шухова - это труд.
В лице тихого, терпеливого Ивана Денисовича , Солженицын воссоздал
почти символический образ русского народа, способного перенести невиданные
страдания, лишения, издевательства тоталитарного режима и , несмотря ни на что,
выжить в этом «десятом круге ада» и сохранить при этом доброту к людям,
человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримости к
нравственным порокам.
Произведения А. Солженицына по-настоящему заставили меня задуматься над
прошлым моей страны. А без прошлого, я уверен, нет будущего.