Каталог :: Литература : русская

: Анализ стихотворения Владимира Маяковского Послушайте!

         Анализ стихотворения Владимира Маяковского        «Послушайте!»         
В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось.
Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт
ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на
«горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У
каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова. Есть она и у В.М. Он верил
в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и
Деникине, но и в советских, новых мещанах, «дряни». А сегодняшние противники
поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий
лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения,
экспериментатор в области формы. Располагая стихи «лесенкой», он добился
того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная,
она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый
стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое
главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать, надрывая
голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах
преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт
только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он
не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,
понимания. Именно такого В.М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого периода
внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая
порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,
внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов
обособляли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта
обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не
было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям:
«Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою
речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не
просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь
обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не
жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт
как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным,
обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием,
одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает,
когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты
лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.
Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения.
И лирический герой их находит.
(ЦИТАТА).
А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах
антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень
важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды
«плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого
без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
(ЦИТАТА).
Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет
деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-
единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько
живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь,
ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для
сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно
заменяется, как видим, просто «рукой». Значит Господь Бог, будто пахарь или
хлебопек,-простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает
все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он
Говорит кому-то:
(ЦИТАТА).
И ели первые два предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и
восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим
героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным
емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и
обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не один,
еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо,
Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не
убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения (всего
их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:
(ЦИТАТА).
Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более
оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем,  как она выражена в первой
строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно
утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
(ЦИТАТА).
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с
наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд
глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только
динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова,
все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются
полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них
легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл-«не хлебом единым жив человек». Кроме насущного хлеба,
нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны
звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Имманиула Канта поражали более
всего на свете две вещи: «звездное небо над нами и нравственный закон внутри
нас». В.М. тоже волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого
бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о
какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает
поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной
тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли
был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И
независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или
трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и
великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную
жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим
свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков,  и
стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.
Макс Майдак.