Каталог :: Культурология

Контрольная: Древняя Греция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра отечественной истории

Контрольная работа по культурологии №1

Выполнила: Кулачкина К.В.

МУз – 039063

Проверила: Белюков А.М. Кемерово 2003г. Содержание: Задание 1. Характерные черты древнегреческого образа жизни: А) Общественная и частная жизнь. Б) Последний штрих: греческое воспитание. В) Жизненное пространство женщин. Г) Кульминация афинской ночи. Д) Закалка духа и тела. Е) Как важно иметь профессию. Ж) В поисках смысла всего сущего. Задание 2. Ответы на вопросы: А) Каковы особенности древнегреческой скульптуры? Б) Что представляет из себя греческий театр? В) Каковы важнейшие черты греческой мифологии? Задание 3. Термины. Задание 4. Тесты: А) Тест №1 Б) Тест №2 В) Тест №3 Список использованной литературы Тема №9. Задание №1. Характерные черты древнегреческого образа жизни. А) Общественная и частная жизнь. “Наш город далек от скуки и серости говорил известный государственный деятель Афин Перикл в 5 в. до н.э.- Никакой другой город не дает столько пищи для ума и сердца. Мы поклоняемся красоте, но не теряем при этом меры; поклоняемся мудрости, но не теряем при этом мужественности. Наши граждане исполняют свой долг и в общественной, и в частной жизни; как бы их не поглощали личные заботы, они не забывают о городских делах. Любой из нас никому не уступит в неукротимости духа, многогранности достоинств и непоколебимой уверенности в своих умственных и физических силах ”. Если отбросить риторические преувеличения, то в целом речь Перикла отражает реальное положение вещей. Для гражданина Афин считались обязательными участие в политике, публичные выступления, воинская служба на суше или на море, занятия спортом, пением, танцами, игра на музыкальных инструментах, вступление в брак и рождение детей, владение каким-либо ремеслом, умение оценить красоту искусств и посещение религиозных церемоний. С другой стороны, розовая картина, нарисованная Периклом и поддерживаемая целыми поколениями историков, - всего лишь романтическая иллюзия. Все население Афин насчитывало примерно 300 000 человек, но лишь 30 000 из них относились к категории взрослых мужчин-граждан, голоса которых принимались во внимание в только еще нарождающейся демократической системе. Никто из прочего населения- женщины, дети, постоянно проживающего в городе иностранцы и рабы - не имел права голоса. И видимо в так называемый ”золотой век” жилье у рядового грека оставалось скромным, питание – скудным, а работа - долгой и изнурительной. Немногим из афинян была доступна роскошь, которой наслаждается женщина, которая моется у себя в спальне. Самым трудным из занятий считалось изготовление керамики. Греческая идиома для обозначения тяжкого труда читается буквально так: ”работать, как гончар”. По иронии судьбы, именно эти ремесленники - частично рабы и те, кто, как правило, не имел статуса гражданина, - оставили нам наибольшее количество сведений об афинской одежде, обстановке жилищ, общественных традициях, религиозных обрядах и спортивных состязаниях. Б) Последний штрих: греческое воспитание. Помолвка у граждан древних Афин начиналась словами будущего супруга: ”Я женюсь, чтобы иметь детей”. Дети, особенно мальчики, являлись свидетельством реализации некого мандата на продолжение рода и выполнение гражданского долга. Раннее детство и мальчиков, и девочек проходило в семье, под присмотром матери и домашних слуг. Греческие философы, к советам которых прибегали во многих делах, среди прочего использовали свой вес и в разработке теории правильного воспитания детей. Платон предлагал для лучшей подготовки мальчика к будущей профессии давать ему играть с миниатюрными инструментами. Когда мальчику исполнялось 6-7 лет, начиналось его официальное школьное обучение. Независимо от имущественного положения все дети мужского пола получали определенный объем знаний и навыков по 3 основным дисциплинам: музыке, письму, гимнастике. 2 первых предмета часто объединялись, поскольку классическая поэзия изначально развивалась в форме песен. Для девочек формальное образование полагали излишеством и учили дома, прививая им хозяйственные навыки, исключение составляли те молодые женщины, которые посещали школу пренебрегшей традициями поэтессы Сапфо на острове Лесбос. В) Жизненное пространство женщин. История традиционно описывала достойных афинянок как малообразованных затворниц-домохозяек, чья жизнь была посвящена домашнему очагу, пряденью, ткачеству, разным семейным заботам. Женщины появлялись в обществе только по поводу определенных религиозных церемоний. Однако внимательное изучение вазописи 5 века открыло перед историками несколько другую картину повседневной жизни афинянских жен в классическую эпоху. Художники изображали женщин не только занимающимися различными делами, в том числе воспитывающими детей и прядущими, но показали также, как они выполняют гимнастические упражнения, играют на музыкальных инструментах, сочиняют стихи, как наслаждаются прогулкой, ныряют, плавают или собирают фрукты. Возможно, такой свободой женщины пользовались лишь по достижении зрелого возраста: по словам афинского оратора Гиперида, ”женщина, выходящая па люди, должна достичь той ступени, когда встречные не спрашивают, чья она жена, но чья мать”. Г) Кульминация афинской ночи. Хотя мужские пирушки в Афинах, имевшие название симпосий, часто считают встречами за обеденным столом, буквальное значение этого слова - ”время совместного распития”. Еда подавалась рано и быстро поглощалась, лишь предшествуя главным темам ночи: винопитию, музыке, развлечениям, беседам, которые носили серьезный или легкомысленный характер. Гости располагались на ложах, расставленных по периметру андрония – комнаты для мужчин. Они совершали возлияния разбавленным по обычаю вином, одновременно наслаждаясь искусством певиц и танцовщиц. Сами участники симпозиума зачастую тоже пели, читали стихи, играли на лире. В ходе более разгулых кутежей мужчины учиняли питейные игрища – например, коттаб: попасть остатками вина из чаши в мишень. Как показывают сцены на керамике, иногда подобные гулянки превращались в пьяные оргии. Для многих участников симпозиума, однако, он служил лишь одной банальной цели: продемонстрировать мужской нрав, то есть способность к откровенному бесстыдству. Историк Геродот пишет о человеке, который испытывал соискателей руки своей дочери, наблюдая за их поведением при возлияниях, - и подобных свидетельств множество. Даже бог вина Дионис в пьесе Эвбула вынужден сказать, что после третьего кувшина ”мудрые гости уходят домой”. Д) Закалка духа и тела. Хотя физические упражнения и спортивные игры изобрели не греки, именно они первыми подняли спорт на уровень серьезного соревнования, выставив противниками представителей разных городов-государств. Само слово атлет происходит от греческого атлос, или состязание. Для эллинов атлетическое совершенство было так тесно связано с военной подготовкой и духом борьбы, что им не требовалось ни каких наград, кроме победы в яростной до полного изнеможения борьбе. На главном спортивном празднике, Олимпийских играх, сильнейший не получал никаких призов – лишь оливковый венок и славу победителя. Начинавшиеся с обычного бега, олимпийские соревнования постепенно начали также включать метание диска и копья, скачки и гонки колесниц, борьбу и кулачный бой, прыжки в длину; большинство упражнений спортсмены выполняли обнаженными. К 5 веку до н.э. атлеты стали специализироваться на отдельных дисциплинах и нанимать профессиональных тренеров, которые следили за их подготовкой. Это встревожило драматурга Еврипида: он утверждал, что ”оливковые венки должны принадлежать настоящим мужчинам – тем, кто заключает мирные соглашения, прекращает войны и подавляет перевороты”. Не политические соображения побуждали и чемпионов и их родные города умножать число соревнований. Среди последних оказались и афинские Панафинеи. Отчасти религиозное празднество, отчасти спортивное состязание, Панафинеи стали ярким зрелищем, призванным поддержать и усилить представление об Афинах как о самом сильном, богатом и прекрасном городе. Е) Как важно иметь профессию. Одной из обязанностей гражданина в Греции считалось владение землей, и сельское хозяйство составляло основу экономики на всем протяжении классического периода. Однако по мере роста численности городского населения умножалось также число ремесленников и купцов. Археологи, которые вели раскопки на афинской Агоре, обнаружили свидетельства работы парфюмеров, гончаров, резчиков по мрамору и литейщиков, трудившихся не только в этом деловом центре, но и вокруг него. Мастерские стали одним из важных общественных мест: так, Сократ часто посещал одну из них, где владельцем был сапожник по имени Симон. Хотя физический труд являлся в основном уделом рабов, греки не чурались тяжелой работы и часто выполняли ее бок о бок с собственными слугами и за ту же плату. Состояние мужчины оценивалось по его способности обеспечить себя. Один из персонажей в пьесе Менандра говорит: ”Удар судьбы лишает тебя денег. И что же у тебя остается? Твое нагое тело! Уверенность в жизни дает только одна вещь, и эта вещь – ремесло, которым ты владеешь”. Ж) В поисках смысла всего сущего. Классическая Греция прославилась мудростью многих ее выдающихся граждан – самобытных мыслителей, которые пытались, опираясь на научный опыт, ответить на сложные философские вопросы бытия. Однако большинство эллинов, как свидетельствуют источники, предпочитали советы оракулов, предлагавших толкования по шелесту листвы или состоянию внутренних органов жертвенных животных. Найденные в священных храмах таблички свидетельствуют, что паломников чаще всего интересовали сугубо личные дела: работа, бракосочетание, и, как отмечает Платон, люди “были вполне счастливы, доверяясь дубам и скалам, покуда получали благоприятные ответы”. Среди этих специалистов по предзнаменованиям, наблюдавших и объяснявших гром и молнию или трели или щебетание птиц, наибольшим доверием, видимо, пользовался оракул Аполлона в Дельфах. Святилище Аполлона находилось в гористой местности к северо-востоку от Афин; Пифия – женщина, чьими устами вещает божество, - пила воду из священного источника и ела лавровые листья с дерева Аполлона, восседая на треножнике. Подкрепившись таким образом, Пифия давала ответы просителям. Приписываемую дельфийскому оракулу надежность можно объяснить продуманной двумысленностью пророчеств. Геродот передает рассказ о лидийском царе Крезе, который поинтересовался у оракула, стоит ли вторгаться в Персию. Пифия ответствовала, что, если царь это сделает “он разрушит великую империю”. Вдохновленный Крез совершил поход на персов, но в результате рухнула его собственная империя.

Задание №2.

А) Скульптура Древней Греции.

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом". Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты? Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Статуи VII - VI вв. до н.э. симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ''Дорифор" ("Копьеносец") или "Канон" - по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение, и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов. В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя "Дискобол" (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами. Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины - Парфенон. Скульптура Парфенона сильно пострадала. А "Афина Парфенос" погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины - олицетворение Афин. Множество историй связаны с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насулить скульптору и искали разные причины, по которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как материал для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвинили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достижения Фидия, общественность Греции смогли настроить против него. Жизнь великого скульптора закончилась жестокой казнью. Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из которых стали бронзовая колоссальная фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ - перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света". Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени. Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала - мрамора - представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего "человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде". Б) Театр Древней Греции. Греки любили театр страстно и современным театралам могли бы во многом позавидовать. Ведь в античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь бога Диониса. Посещение театра было обязанностью афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется тем, что театральными представлениями афиняне чтили бога Диониса. Сооружение театра в Древней Греции имело форму открытой каменной постройки в виде «орхестры» (центрального круга), обрамленной ярусами зрительных рядов длиной несколько больше полуокружности. Напротив них располагалась узкая продолговатая площадка, ограниченная сзади зданием, которое называлось скена (отсюда – «сцена») и использовалось для переодевания актеров. Выходом из скены на сценическую площадку служили двери в ее передней стене – большая центральная и две боковые поменьше. С боков площадка ограничивалась пристройками скены, параскениями, откуда также могли выходить актеры. Вдобавок крыша скены давала возможность постановки и на верхнем ярусе. Подобный тип сооружений (яркий пример – частично сохранившийся театр Диониса в Афинах) стал итогом долгой эволюции, которая началась, по-видимому, с деревянных построек, и, в свою очередь, послужил прообразом западноевропейского театра. Как правило, роль декорации выполняла передняя стена скены, хотя, по- видимому, уже во времена Софокла (495–406 до н.э.) иногда использовались и раскрашенные панели (pinakes), если нужно было показать, что события разворачиваются, например, на открытой местности. Вскоре были введены и несколько «машин», наиболее важными, из которых были приспособление для поднятия актеров на верхний уровень или их спуска, используемое главным образом для сошествия божеств (отсюда латинская поговорка «deus ex machina» – «бог из машины»), и подобие поворотного круга, эккиклема, которая, вероятно, устанавливалась у центральной двери и служила для обозначения интерьера или для того, чтобы открывать взору трупы «убитых за сценой». Поначалу в античном театре, по-видимому, доминировала условность. Как в трагедии, так и в комедии основным элементом являлся хор на орхестре. Непременными составляющими фривольных, пикантных и лиричных феерий Аристофана (ок. 450 – ок. 385 до н.э.), как и трагедии, были танец и поэтическая декламация. Исполнители главных трагических ролей носили стилизованные маски и высокие головные уборы (onkoi), соответствующие типажу; на ногах у них были котурны, обувь на очень толстой подошве, придававшая актерам неестественную высоту (и ставшая символом трагедии, в противоположность сандалиям комедии), а их костюмы отличались как формализованностью, так и богатством отделки. Нелепо искаженные маски и смешные, вульгарные наряды комических актеров придавали представлению фантастический вид. Тем не менее, прослеживается постепенное движение в сторону большего реализма. Трагедии Эврипида (ок. 484–406 до н.э.) много ближе к реальности, чем творения его предшественников Софокла и Эсхила (525–456 до н.э.); древний хор стал утрачивать центральное положение. В конце своей жизни Аристофан, мастер древней комедии, стал свидетелем появления менее фантастической «среднеаттической комедии» (ок. 375–325 до н.э.), которую, в свою очередь, сменила еще более близкая к правде жизни «новая аттическая комедия» Менандра (ок. 342 – ок. 291 до н.э.). С развитием этих поздних жанров орхестра, площадка для хора, начала терять первоначальное значение, и в эпоху эллинизма появляется театральное сооружение нового вида, в котором высокие подмостки резко отделяют актеров от уровня орхестры. В более поздний период эллинистический театр легко трансформировался в т.н. греко-римский театр, где сцена начала вторгаться в некогда монолитный круг орхестры, а скена приобрела еще более пышный и господствующий вид. В) Важнейшие черты греческой мифологии. Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально- политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. При рассмотрении греческой мифологии в развитии, в пределах каждого отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты, которые сосуществуют с ферментами нового, возникающего в сюжете мифа. Греческая мифология в ее наиболее развитом, так называемом классическом, состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно- фетишистскую и не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии). Героическая мифология связана с периодом патриархата, однако, в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего, генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл - сын морской богини, Ио - дочь агросской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: луна - корова, солнце - бык, Инах - река и царь Агроса и др. Многочисленны ипостасные элементы: Агамемнон – ипостась Зевса, Ифигения - ипостась Артемиды и т.д. Огромное количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер: Зевса вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой - в виде грома и молнии, с Европой - в виде быка и т.д. Из иконографических рудиментов (т. е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа) в мифах фигурируют змеиный хвост у Кадма, рога и копыта у Пана, совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и др. Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают теперь в виде закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим персонажам: орел и Ника около Зевса, сова или змея около Афины. Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др. Между составляющими миф элементами устанавливаются не только хронологические, но и самые разнообразные смысловые связи, образующие мифологические комплексы. Один из таких комплексов - комплекс-интерполяция - состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее механически. Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединение элементов, также несходных или противоположных, но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного прохождения, никак между собой не связанными. Их объединение - Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса - есть мифологический комплекс-компиляция. Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), а также бесконечно разнообразные приближения то к одному, то к другому такому типу встречаются в античной мифологии постоянно. В греческой мифологии может быть выделен также монолитно-художественный мифологический комплекс, в котором все элементы мифа составляют одно целое. Примером такого комплекса является образ сирен у Гомера. В так называемом полярном комплексе противоположные по смыслу элементы в силу именно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своей противоположности, и во всем своем тождестве. При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Задание №3. Термины.

Полис – город-государство в Древней Греции и Древней Италии. Полноправными гражданами Полиса являлись члены общины, каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города не имела гражданских прав (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы). Полисы различались по форме организации политической власти (олигархические, демократические).

Акрополь – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верховный город; крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Акрополь в Афинах внесен в список Всемирного населения. Агон – соревнование в области физической культуры, связанной с physis, soma (телом), а также с интеллектуальной и духовной культурой, включаемой в определение psyche, которое основано на дуализме материи и духа. Этот дуализм помог орфизму (религиозное древнегреческое движение, возникшее в 6 в. до н.э., его название связано с именем мифического певца Орфея), другой греческой религии помимо олимпийской, сформулировать положение об антагонизме тела и души. Первыми это положение развили Пифагор и его школа, а позднее – Платон. Архитектурный ордер – определяет соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент) частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Трагедия – вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классика жанра – трагедии Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид). Начиная с 18 века и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия», трагическая драма, историческая драма; с конца 19 века становится актуальной трагикомедия. Архонт высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах) наиболее известное в Афинах, где эта должность появилась еще при бафилеях. Согласно преданиям в 11 веке до н.э. царская власть была отменена и правители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине 8 века до н.э. доступ к этой должности получили евпатриды, и срок власти архонтов сократился до 10 лет, с первой половины 7 века до н.э. до 1 года. Наиболее древними были должности первого архонта эполима (глава исполнительной власти, его именем назвали год), второго архонта бафилея (ведал культом), третьего полемарха (военный начальник). Около середины 7 века до н.э. были добавлены еще 6 архонтов фесмофетов с судебными функциями. Все 9 архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (6 века до н.э.) архонтами могли стать члены высшего имущественного разряда – пентаносномедимны, позднее – так же всадники (2 разряд), с 457-456 г. до н.э. – зевгиты (3 разряд). Коллегия архонтов в 5 веке до н.э. утратила свое политическое значение и сохранилась как побочные, выполняли различные государственные обязанности органов до конца 5 века н.э. Задание №4. Тесты. Тест №1. Соотнести скульпторам их знаменитые произведения: А) Поликлет – В) Дорифор; Б) Скопас – Г) Вакханка; В) Мирон – Д) Дискобол; Г) Фидий - Б) Афина-воительница; Д) Лисипп - А) Отдыхающий Гермес. Тест №2. Классический архитектурный тип в Древней Греции: А) Периптер. Тест №3. Автор поэтических произведений «Илиада» и «Одиссея»: Б) Гомер. Список использованной литературы: 1. Детская Энциклопедия, том 12, второе издание, М., «Просвещение», 1968. 2. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., «Высшая школа», 1971. 3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, М., «Искусство», 1985. 4. Любимов Л. Искусство древнего мира, М., «Просвещение», 1980. 5. «История Европы», изд. «Наука»,1988, т.1 «Древняя Европа». 6. Кессиди Ф.Х., «От мифа к логосу», М., 1972. 7. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», М., «Терра», 1997. 8. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь, М., «Терра», 1998. 9. http://www.uic.ssu.samara.ru/~ancient/rus/g42s.htm 10. http://www.greekroman.narod.ru/~ancient/rus/g42s.htm