Каталог :: Культурология

Реферат: Архитектура Византии

                              Архитектура Византии                              
В конце IV столетия после раз­деления Римской империи и перено­са императором
Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в
политической, эконо­мической и общественной жизни пере­ходит в восточную
часть. С этого вре­мени начинается эпоха византийского государства, центром
которого стала его новая столица — Константино­поль. История архитектуры
Визан­тии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв.), средне-
византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Време­нем
высшего расцвета был первый период, особенно время царствова­ния Юстиниана
(20—60 гг. VI в.), ког­да Византия превратилась в могуще­ственную державу,
покорившую по­мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного
Средиземно­морья, Италии и Адриатики.
Продолжая  античные традиции, Византия наследовала также культур­ные
достижения завоеванных наро­дов. Глубокий синтез античных и вос­точных
элементов составляет характер­ную черту византийской культуры.
Господство христианской идеоло­гии сказалось на развитии домини­рующих типов
монументального ка­менного строительства. Поиски компо­зиции церкви в
соответствии с наз­начением здания сочетались с зада­чей утверждения
императорского могущества. Это обусловило извест­ное единство поисков и
относитель­ную общность развития типов куль­товых зданий, несмотря на
региональ­ные различия, в которых проявля­лись особенности и традиции
отдель­ных народов.
Важнейшим  вкладом  Византии в историю мирового зодчества явля­ется развитие
купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур —
купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и
крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на
ранневизантийский период.  Крестово-купольная система храмов получила широкое
распространение в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа
архитектурных комплексов. Наи­более своеобразны загородные монас­тыри, обычно
представляющие собой обнесенные стенами  укрепленные пункты, внутри которых
помимо жи­лых и хозяйственных построек мо­нахов сооружалась обширная
трапез­ная и доминирующее  здание — церковь. Здания и крепостные соору­жения,
располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой
гармонически согласованные  пространственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии  наследо­вала от Рима его достижения в об­ласти арочно-
сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии;
стены обычно складывались из кирпича или тесано­го камня, и также из кирпича
с ка­менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды
делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводча­тые,
иногда сочетавшиеся с деревян­ными конструкциями. Наряду с купо­лами и
цилиндрическими сводами были широко распространены крес­товые своды. В
опирании купола на квадратное основание нередко ис­пользовался  восточный
прием — тромпы.
Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры
является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре
опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред­ственно на
паруса и подпружные ар­ки; позднее между куполом и опо­рной конструкцией
стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли
проемы для освещения подкупольного прост­ранства.
Эта конструктивная система поз­волила освободить интерьер зданий от
громоздких стен и еще более рас­ширить внутреннее  пространство. Той же идее
пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок
полукупола­ми, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда
дости­гавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно
из выдающихся достижений ви­зантийской архитектуры. Использование
пространственных форм, обладающих в силу геомет­рического строения жесткостью
и ус­тойчивостью, позволило свести до ми­нимума массивность опорных
конст­рукций, рационально распределить в них строительные материалы,
полу­чить значительную экономию в тру­довых и материальных затратах.
Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич — плинфа толщиной
около 5 см, укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы
35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами
извест­няков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе
(Си­рия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко ис­толченный
кирпич — цемянку для придания раствору большей проч­ности и гидравлической
стойкости. В стенах раствор укладывался горизон­тальными слоями толщиной в
несколь­ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов
плин­фы, уложенных на толстом слое раст­вора, чередовались с несколькими
слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату­рилась.
Быстросхватывающийся  цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по
древневосточному обычаю—без применения дорого­стоящих лесов. При возведении
ку­полов кладка велась отдельными коль­цами с наклонными рядами кирпича.
Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопре­дельных
стран, конструкция византий­ских сводов из кирпича резко отли­чается от
конструкции римских сво­дов, возводимых по деревянным кру­жалам.
Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы, в
частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми
листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских
постройках часто при­менялись металлические и деревянные затяжки, которые
иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали
растяж­ные кольца, изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную
форму, появившуюся в результате отказа от эллиптичес­кого очертания
диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному
абрису, легко очерчиваемому с помощью короба.
Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ­ных ребер и
превращение вспарушенного свода в парусный.
В восточных областях империи, где преобладал в кладке естествен­ный камень,
своды и купола возводи­лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый
камень на раст­воре.
Среди сводчатых форм, выпол­ненных из камня, следует отметить сомкнутые и
крестовые своды, а так­же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со
стрельчатым очер­танием.
Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал­ся развитием
теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия.
Известен напи­санный на рубеже VI—VII вв. ориги­нальный труд епископа Исидора
“20 книг начал, т. е. истинных знаний”, в котором содержатся сведения по
архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основы­вающийся на
Витрувии, отражает также потребности византийского времени.
Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими
эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии
Константинопольской Исидор из Милета был автором не до­шедшего до нас
комментария к книге Герона Александрийского “О конструировании сводов”.
Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата “О
парадоксах механики”.
Художественное осмысление но­вых конструктивных систем в визан­тийском
зодчестве шло при воздей­ствии местных архитектурных школ и прежде всего под
влиянием гречес­ких традиций. Выявление в компози­ции конструктивной формы,
свойст­венное древнегреческому зодчест­ву, стало и в византийскую эпоху
основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых
условиях, подготовленных ги­гантским развитием сводчато-куполь­ных форм при
доминирующем зна­чении внутреннего пространства. Ос­новными средствами
выразительнос­ти служили сами конструктивные элементы — купола, своды,
аркады, ясно читаемые в интерьере с под­черкнуто выявленными поверхностя­ми
без лишней пластики и деко­ративной перегрузки. Стены часто покрывались
фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко
приме­нялась мозаичная живопись, распола­гавшаяся обычно на изогнутых
поверх­ностях стен, в куполах и сводах. Рез­ная скульптурная обработка стен
вос­принимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла
характерная для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившая­ся еще в период Римской империи, стала в
византийской архитектуре гос­подствующим мотивом. Форма арка­ды —
конструктивна. От римского ор­дера осталась лишь его несущая часть—колонна,
воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор­ма капители, передающей
сосредо­точенные усилия от арки с прямо­угольным основанием на круглую
колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает фор­му
опрокинутого полушара с усечен­ными сторонами. Ее скульптурная обработка
выполнялась в виде лег­кого геометрического узора, форма и пластика —
варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба
конца колонны накладывались свинцовые проклад­ки. Все элементы системы
отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах на­ходит применение тип базилики — удлиненного
здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых
нефов арка­дой на колоннах. Большое значение для развития византийского
зодчества имели базилики, строившиеся в вос­точных районах—в Сирии, Малой
Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических  зданий оказали и
сложившиеся в этих облас­тях купольные сооружения (церковь в Эсре 510—515
гг., церковь “вне стен” в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое
значение приобрета­ет купол на четырех или восьми опо­рах (купол на
«барабане»). Одним из ранних примеров это­го типа в Сирии может служить
цер­ковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.
Церкви в Эсре, Юж. Сирия, 515 г., Сергия и Вакха в Константинополе, ок.
526—527 г., Сан-Витале в Равенне, 526—547 г. представляют собой центрическую
композицию на вось­ми устоях, основа которой — сильно развитое подкупольное
пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в ос­новном
конструктивными элементами:
куполом,  полукружными  арками, диагональными экседрами, устоями, арками на
колоннах и т. п.
                              
При господстве купола в компо­зиции большое значение имеют диа­гональные
ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали прост­ранственные устои,
воспринимающие распор купола в диагональном на­правлении. В этой развитой
структу­ре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в
соот­ветствии с особенностями христиан­ского ритуала, происходившего глав­ным
образом в центре храма под куполом — символом небосвода.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная
базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекто­рами
Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в прав­ление
императора Юстиниана.
                              
Это наиболее грандиозное и самое вы­дающееся произведение византий­ского
зодчества.
Собор Софии был главным зда­нием Византийской империи и прид­ворным храмом
императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и
духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре
отводилось основное место.
Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности струк­туры
выдающихся римских соору­жений — базилики Константина и Пан­теона. Однако
общие размеры собо­ра Софии значительно превышают их, а конструктивная основа
значи­тельно отличается от прототипов.
Храм представляет в плане прямо­угольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное
пространство формиру­ется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными
между со­бой подпружными арками и паруса­ми, на которые опирается централь­ный
купол диаметром 31 ми тол­щиной в замке 0,6 м. Несущая кон­струкция купола
состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опира­ющихся на круговое кольцо,
сече­нием 2,1Х0,8 м, выполненное из проч­ного камня. Кольцо снаружи
подкреп­лено сорока небольшими контрфор­сами. В целях максимального облег­чения
конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладыва­лись из специально
изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра,
имею­щие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно
уменьшаются до полного исчезнове­ния на расстоянии 5,7 м от оси. Тон­кие стенки
между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса,
заклю­ченные между подпружными арка­ми, выложены из кирпича. Несущие эти арки
пилоны выложены из квадров известняка на известковом раст­воре с прокладками из
свинца в верх­ней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими
рас­пор купола в поперечном направле­нии. Распор купола в продольном
направлении воспринимается гранди­озными полукуполами глубиной около 14 м,
подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола
подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Соз­дана четко
взаимодействующая сис­тема купольного и полукупольных пространств, сливающихся
в одно огромное пространство  главного нефа площадью 1970 м2 
(площадь зала Пантеона 961 м2). Сравнительно тонкие кирпичные
“оболочки” этих форм обладают прекрасной простран­ственной жесткостью. Объемы
каж­дого из малых полукуполов служат своеобразными “контрфорсами” по отношению
к объемам больших полу­куполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного
нефа аркадами на колон­нах. Сравнительно тонкие стены хра­ма (1,1—1,5 м)
выложены из кирпи­ча с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была
покрыта свин­цовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и
воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако не­смотря на
грандиозные размеры, ар­хитектурные формы не подавляют человека.
                              
Важнейшей особенностью интерье­ра является его тектоническая яс­ность,
подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная,
пластичная и урав­новешенная конструкция—основа вы­разительности. Система
сферичес­ких поверхностей — купол, паруса, по­лукупола и конхи экседр —
акценти­рованы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение
композиции также подчеркивало зна­чение сферических форм, особенно купола.
Этой цели служат многочис­ленные проемы, устроенные в нижней части купола и
полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых
потоков, кото­рая достигает своей кульминации в обильном освещении
подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании.
Залитый све­том купол как бы парит над всем инте­рьером, подчеркивая его
воздушность и пространственность.
                              
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на ко­лоннах. Они не
противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах
раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют
энтазис, слож­ную базу с классическими профиля­ми и конструктивно
целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность
блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных
конструк­тивных форм. Вместе с тем они вы­полняют существенную роль в
масш­табности интерьера, связывая гран­диозные формы с размерами чело­века.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие
архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достига­ло размеров и великолепия
этого храма, его композиция являлась об­разцом, которому подражали и на
котором учились многие поколения строителей.
В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах
Балканского полуострова появился укреплённый Верх, город, близ которого
разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому
плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в
ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В
Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.
Переход от античности к "средним" векам вызвал глубокий кризис в
художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других
видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды
искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, — стенные
росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового
характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство
изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности
переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается антический
пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства,
которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а
преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных
произведений. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-
духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в
церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547;
                              
мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более
непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в.— в церквах Успения в
Никее, ныне Иэник, и св. Димитрия в Салониках).
Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные
движения в 7—начале 9 вв. вызвали существенный перелом в художественной
культуре Византии.
В середине 9—12 вв., в период расцвета искусства Византии, тип храма, с
куполом на «барабане», утвердился окончательно. Он представляет собой систему
надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся
уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима
внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких
храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими
вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом.
В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В
классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью
парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон — обе
10 в., монастырь Пантократора, 12 в.,— все в Константинополе; церковь
Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На территории Греции развился тип храма
с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в., и др.).
В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном,
восточном и южном концах креста).
В 9—10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды
церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом
иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся
проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и
иконы, размещённые на иконостасе. Скульптура 9—12 вв. представлена главным
образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством
орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды,
капители, покрытые нарядным кружевом узоров).
После нашествия крестоносцев в 1204 византийская культура вновь возрождается
в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на
территории Греции и Малой Азии. Церковная архитектура 14—15 вв. в основном
повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и Молла-Гюрани в
Константинополе, 14 в.; обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках,
1312—15). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-
купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая
в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества
и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии
Паригоритиссы в Арте, ныне Греция, около 1295: дворец Текфур-серай в
Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13—15 вв., и др.).
После захвата турками Константинополя (1453), положившего конец истории
Византии, лучшие мастера византийского искусства покинули страну. Так,
творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.
Поздний период византийского искусства совпал с готикой и по времени, и по
стилевой направленности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью
византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции,
которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского
полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль
сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной
мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв.
                            Список литературы                            
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.
Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997.
Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.