Каталог :: Культурология

Реферат: Архитектурный ансамбль Рязанского Кремля

            Рязанский Государственный Медицинский Университет             
                           им. Ак. И.П. Павлова                           
                                                                              
     
     
                             РЕФЕРАТ / ОТЧЁТ                             
                          по дисциплине:  Культурология                          
на тему: «Архитектурный ансамбль Рязанского Кремля».
                                                        Выполнила:
                                             студентка I курса *** группы
                                                           Лечебного ф-та
                                                    *************.
                                                        Проверила:
                                                            преподаватель
                                                       Ляхова Л.Н.
                                  Рязань                                  
                                  2003 год.                                  
ПЛАН:
1. Историческая справка о рождении Рязанского Кремля...........................3
2. Архитектурные сооружения на территории Спасского монастыря в Рязанском
Кремле............. 9
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1647 год)...............................................9
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР (1702 год).........................................11
3. Духовской монастырь (XV-XVII века).       Церковь Святого Духа (1642
год).............................. 13
4. Дальнейшее развитие архитектурных ансамблей Рязанского Кремля..............15
Архангельский собор (XV век)..................................................15
УСПЕНСКИЙ СОБОР (XV век)......................................................19
5. Новый этап в строительстве Кремля (XVII – XIX вв.).........................19
Успенский собор (XVII век)....................................................19
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР (XVIII век)........................................24
КОЛОКОЛЬНЯ Успенского Собора (1840 год).......................................26
6. Памятники гражданской архитектуры..........................................29
Дворец Олега..................................................................29
Певческий корпус..............................................................30
Гостиницы Черни и Знати.......................................................30
Список литературы.............................................................31
     

1 - Успенский собор;

2 - Колокольня;

3 - Мост;

4 - Христорождественский собор;

5 - Архангельский собор;

6 - Дворец Олега;

7 - Певческий корпус;

8 - Консисторский корпус;

9 и 10 - Хозяйственные постройки:

сарай дл разной поклажи;

кузница и бочарня, конюшня;

11 - Гостиница черни (амбары);

12 - Церковь Святого Духа;

13 - Крепостной вал;

14 - Ограда Спасского монастыря;

15 - Церковь Богоявления;

16 - Спасо-Преображенский собор;

17 - Гостиница знати.

1. Историческая справка о рождении Рязанского Кремля

Рязань - один из старейших очагов культуры и искусства центральной России- расположена в 200 километрах к юго-востоку от Москвы. Современная Рязань- крупный быстрорастущий промышленный центр. На ее территории и находится Кремль- древнейшее ядро города, который был заложен в самом конце ХI века, вблизи реки Оки, большого по тому времени водного торгового пути. Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским. Название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от более древней столицы- Старой Рязани, располагавшейся на 50 километров восточнее Переяславля. Ниже по течению Оки и уничтоженной в 1237 году полчищами Батыя до основания. Об этой трагедии летопись сообщает: «...град Рязань и земля Рязанская изменися ... и отиде слава ся, и не бе в ней ничто благо видети токмо дыми пепел.» Старая Рязань постепенно исчезла с лица земли. Переяславль же в борьбе с другими городами княжества за право стать стольным городом вышел победителем. Официально Переславль Рязанский был переименован в Рязань в 1778 году. В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид а Кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: Успенский собор (конец ХVII века) и колокольня (ХVIII-ХIХ века) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства. К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки Кремля, относящиеся к ХV веку- последнему периоду расцвета Рязанского княжества: Христорождественский собор (ХV-ХIХ века, бывший Успенский) и Архангельский (ХV-ХVII века) дошли до наших дней с большими изменениями . За Христорождественским и Архангельским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это Архиерейский дом (ХVII век), Певческий и Консисторский корпусы (ХVII века), хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (ХVII-ХIХ веков), амбары (ХVII век). К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий (ХVII-ХIХ века) древнего Спасского монастыря, который существует на этом месте с ХIV века, а на северо-восточном крае кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа (ХVII века)- все, что осталось от монастыря того же названия, основанного еще в ХV веке. Многие сооружения Кремля, в том числе крепостные стены и башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но Земля кремлевская насыщена памятниками археологии. Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. Они находятся на территории Кремля в краеведческом и художественном музеях, а также в других крупных музеях страны. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани- «княжеские бармы» (ХI-ХII веков), хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают представление о б очень высоком уровне древней культуры рязанского края. В настоящее время в музеях Рязанского Кремля можно познакомиться с культурой и искусством Переславля Рязанского, начиная с его основания и кончая современной Рязанью. Летописных сведений о заложении города Переславля не сохранилось. Но в архивах Рязани в ХIХ веке были найдены любопытные записи об истории заложения Переславля Рязанского. Наиболее интересна запись сделанная полууставом в ХVI века на листе следованной Псалтыри из церкви Николы Старого, которая была переписана с более ранней Псалтыри в 1562 году («Следованная Псалтырь»- книга повседневных христианских песен. В ней говорится, что Переславль Рязанский был заложен в 1095 году у церкви Николы Старого на берегу озера Быстрого, не раз упоминавшегося в княжеских грамотах ХV века. Однако, когда закладывался «город», церкви Николы Старого еще не было, так как она могла быть построена позже только после перенесения образа святого Николы «от Кореуня на Рязань в лето 6733 году», то есть в 1225 году по новому стилю. Упоминание же автора записи ХVI века об этой церкви является уточнением исторического места закладки «города», понятным его современникам. (Церковь Николы Старого сгорела в 1611 году). В начале ХIII века, после ожесточенных боев между Рязанскими и Владимиро- Суздальскими княжествами, в Переславле возникла необходимость сооружения новой крепости, и в 1208 году рязанский епископ Арсений снова «град Переславль заложил у озера», то есть освятил закладку. Новая крепость была большего размера и занимала также северную часть кремлевского холма. В 1955- 1957 годах экспедиция А.Л. Монгайта, проводившая здесь исследования, обнаружила культурный слой ХII века, свидетельствующий о наличии в Кремле поселения еще в домонгольское время. Старая Рязань после разорения ее татаро-монголами в 1237 году пыталась отстроиться и некоторое время продолжала оставаться стольным городом княжества. Частые набеги татар и особенно их нападение в 1288 году заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше Старую Рязань оставил епископский двор. В конце ХIII века, а по другим данным даже в конце ХII века, произошло важнейшее политическое событие в княжестве- отделение Рязани от Черниговской епархии и создание независимой Рязанской. Епископская кафедра была перенесена в Борисоглебский собор «Старого острога» Переславля. Некоторые исследователи рязанских летописей предполагают, что «Старый острог» в ХII- ХIII веках был самостоятельной крепостью и назывался Борисов Глебов городок, который впоследствии слился с Переславлем. Местонахождение епископской кафедры в непосредственной близости к Переславлю, несомненно, способствовало его возвышению. Например, известно, что в 1300 году в Переславле происходил какой-то съезд князей. А в 1301 году московский князь Даниил, опасавшийся своего «восточного соседа», «приходил ратью на Рязань и бишася у града Переславля». Он взял в плен рязанского князя Константина, который позднее был казнен в Москве. Окончательно значение Переславля как столицы Рязанского княжества утвердилось с середины ХIV века, особенно в княжестве Олега Ивановича (умер в 1402 году), носившего титул «великого». Кремль Переславля в ХIV веке, как и в ХIII веке, занимал северную часть плато. Границы его определяются древними монастырями (обычно они возникали за стенами «города»): на юго-западе с ХIV века существует Спасский монастырь и на северо-востоке с ХV века- Духовской. Южная часть кремлевского холма по- прежнему была занята посадом. За ним на южном краю плато у Лыбеди располагался городской торг, который с ростом города распространился на другой берег реки (рис.). Здесь же пересекались дороги из Москвы, Владимира, Старой Рязани и Пронска. ХV век- век расцвета Переславля и дальнейшего его укрепления. Размеры крепости в это время достигли современных границ Кремля. Земляные валы, стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма, были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию, монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров, соединявший полноводные в то время Лыбедь с Трубежом. В ХV веке на громадных земляных валах стояли деревянные стены и башни. Сохранившаяся часть крепостных сооружений- западный земляной вал со рвом, несмотря на разрушение временем, имеет высоту около 18 метров от дна рва. К основным постройкам ХV века относят старый Успенский собор, в ХVIII веке переименованный в Христорождественский, а также старый Архангельский собор. Почти все постройки Кремля в ХV веке были деревянными. Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусств и строительства, но и к большему подчинению Москве. Уже в середине ХV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале ХVI века она еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и городов княжества по завещанию князя Федора «Третного» перешла к Москве. Великий князь Московский стал именоваться и князем Рязанским. В 1520 году последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань присоединили к Москве. Кремль Переславля Рязанского как административный центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в жизни Переславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится в Кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, Белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения. Двор епископа Ионы впоследствии был расширен и плотно застроен. От каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме археологических остатков белокаменного подклета палат Ионы и части белокаменной церкви Иоанна Предтечи (подклет и фрагменты I и II ярусов). ХVII век для искусства Рязани был самым ярким и плодотворным, несмотря на тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков в 1611 году. В это время рязанский воевода Прокопий Ляпунов оказал действенную помощь Москве в борьбе с интервентами. Не менее тяжелым оказалось второе нападение польского войска в 1618 году, во главе с отрядом Сагайдачного, который сжег Переславль. Тогда в Кремле, наскоро восстановленном, было построено восемь деревянных церквей и дубовая колокольня у Архангельского собора. Пожар 1647 года и «моровая» язва опять нанесли Переславлю большой ущерб. В 1650-х годах были снова отстроены крепостные сооружения Кремля. Кроме каменной Глебовской башни ХVI века с проезжими воротами на Московскую дорогу, на земляных валах стояло еще 11 деревянных башен, из них три проездные. Каменное строительство ХVII века оставило целый комплекс интересных в художественном отношении зданий. Это новый храм Иоанна Предтечи, в 1692 году надстроен третий этаж Архиерейского дома, Певческий и Консисторский корпус. В ХVII веке была построена Архиерейская гостиница и остальные здания Архиерейского двора. К концу 1699 года на территории Кремля воздвигнут самый замечательный и величественный Успенский собор. К нему уже в ХIХ веке была пристроена колокольня. К постройкам ХVII века относят также Богоявленскую церковь, Спасо- Преображенский собор, Гостиница знати, составляющие комплекс Спасского монастыря. Окружающая монастырь ограда сооружена в середине ХVIII века. С восточной стороны она полностью разобрана, но в земле сохранились фрагменты угловой северо-восточной башни. Замечательно своими художественными формами церковь Святого Духа, построенная также в ХVII веке. Такова в целом история комплекса Рязанского Кремля, дошедшего до наших дней. Все памятники Кремля постоянно изучаются и реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого. Так заглянем же в древнюю книгу истории. Сопроводим каждый памятник Кремля на пути его возникновения. Тайничная башня была проезжая, с деревянными створчатыми воротами, которые запирались железным засовом и висячим замком. «От Тайничной башни было 47,25 сажень до угольной Духовской башни. Эта башня, тоже деревянная, была восьмиугольная, шириной и длиной по 4,5сажень, а вышиной 8 сажень; крыша на ней была шатром. Она стояла недалеко от церкви святого Духа, а от нее на 24,25 сажени стояла Ипацкая проезжая башня. За Ипацкой башней было еще три башни; все эти башни были глухие без ворот». «На 56,25 сажень от третьей глухой башни на том углу Кремля, что выходит к теперешней Дашковской богадельне, стояла Всесвятская глухая башня, деревянная, восьмиугольная, с крышей-шатром. Рядом с Всесвятской башней стояла Рязанская проезжая башня. Крыша у нее была шатром, сверх шатра был сделан выход, где висел вестовой колокол в 10 пудов. На самой верхушке была маковица и прапор, опаянные белым железом. В этой башни были «Рязанские» ворота. На том месте, где сейчас стоит Успенский собор, до 1692 года стояла зелейная (пороховая) палата; кроме нее была еще другая палата, в ней хранилось оружие. Эти палаты были каменные, одна из палат имела железную дверь, другая- деревянную. Кроме пороха и горючей серы в них хранилось и оружие: пищали, пистоли, мушкеты, карабины, копья, самопалы, латы и т.д. Кроме этого оружия, в «городе» Переяславле хранились пушки, а на случай осады были заготовлены дубовые колья и кирпичный лом. С той стороны города, где были Спасская, Глебовская и Введенская башни, около него был «большой острог», позже окруженный стенами с башнями. Об переяславских укреплениях в старину много заботились: «бывало воеводам приказывали у города и острога худые места поделать, городовые тайники и колодезы чистить, чтобы в городе и в остроге в осадное время без воды не было, и ров около города и острога почистить, чтобы ров был не мелок. Еще лет 250 тому назад, в 1651 году, много было заделано худых мест в стенах и башнях».

2. Архитектурные сооружения на территории Спасского монастыря в Рязанском Кремле

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1647 год)

Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. (известно, что в 1647 г. В ней был устроен Покровский придел). Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность - отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав (сами главы относятся к I- ой пол. ХVIII в.) Остроту этого контраста выявляет и усиливает и целый ряд других контрастных сочетаний, смело задуманных и искусно выполненных зодчим: массивного, тяжелого, как бы литого четверика церкви и тонких, изящных, как бы фарфоровых барабанов ее главок с изысканным, ювелирным кружевом декора; ажурной, полной воздуха аркады звона колокольни и нависшей на ней тяжелой громады шатра; легких, почти не вступающих из тела шатра гуртов и тяжелых, пластично трактованных его слухов и т.д. Шатровые колокольни, происходящие от шатровых храмов и шатров крепостных башен ХVI в., получили особенно широкое развитие в ХVII в. В Богоявленской церкви была применена эта новая архитектурная форма. Отказ от кокошников и завершение храма четырехскатной крышей тоже были новшеством для 1640-х гг. Один из первых примеров построек подобного рода, церковь замечательна, таким образом, не только совершенством своей композиции, но и новизной использованных в ней приемов. К основному помещению Богоявленской церкви с запада примыкает ассиметрично расположенная относительно продольной оси, удлиненная, с центральным столбом, пониженная трапезная, в северо-западном углу которой построена колокольня. Церковь имеет очень широкую полукруглую апсиду. Размещение колокольни к северу от оси церкви имело, надо полагать, и композиционное значение. Именно благодаря выдвижению влево колокольня и получила такое интересное сопоставление с основным объемом церкви для проходящих по расположенной здесь раньше улицы горожан. Смелые контрасты в противопоставлении частей здания, ювелирность отделки, тонко прорисованные детали роднят эту церковь с церковью св. Духа, построенной почти в тоже время. Вместе с тем известно, что в том же 1647 г. Василий Зубов надстраивал верх Архангельского собора, поврежденного пожаром. Здесь им также был использован прием завершения здания четырехскатной кровлей над рядом ложных закомар, превращенных в своеобразный развитой карниз стены. Не Василий ли Зубов строил и Богоявленскую церковь Спасского монастыря ? Если это так, то он предстает перед нами как один из талантливейших и крупнейших архитекторов Московского государства того времени. На месте церкви Богоявления стояла раньше более древняя белокаменная церковь ХVI в. От нее сохранился подвал под трапезной и белокаменный северный портал, который строитель новой Богоявленской церкви с редким примером уважения к творчеству своего предшественника сохранил и реставрировал. Портал этот был закрыт во II пол. ХVIII в., когда вплотную к церкви была возведена существующая сейчас стена. Необходимо отметить, что церковь Богоявления по мере надобности несколько раз перестраивалась, восстанавливалась, подновлялась. Финансовую помощь и поддержку в этих делах оказали: -купец Иван Васильевич Осминин; -статский советник Михаил Кириллович Васильев; -надворная советница Аполлинария Осиповна Почтеннова; -купец Федор Прокопьевич Филатов.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР (1702 год)

Несколько южнее Богоявленской церкви стоит Спасо-Преображенский собор, построенный на рубеже ХVIII в. (закончен в 1702 г.) Если епископские палаты, а отчасти и Богоявленская церковь отмечали собой зарождение черт нового стиля в русской архитектуре II- ой половины ХVII в., то Спасо- Преображенский собор характерен как памятник последних этапов его развития. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Плоски, строго полуциркульные ложные закомары в пластике стены не играют никакой роли и являются лишь одним из элементов сложного завершения. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части. Центральное пространство собора перекрыто одним сводом, без столбов. Это один из самых больших сомкнутых сводов того времени (пролет 13 м. ) из числа тех, на которых поставлены главы. В плане Спасо- Преображенский собор представляет собой один большой зал с примыкающей к нему с востока апсидой, он увенчан одной главой. В этом храме находится старинный иконостас, сделанный в 1702 году, который в 1800 году был отреставрирован. Кроме того, в храме находится очень чтимая икона- снимок с Тихвинской иконы Богоматери, написана она в 1749 году. На наружных стенах храма замечательны украшения- изразцы: в старину часто для украшения стен в них вставляли цветные изразцы. Обитель Спасского монастыря с трех сторон окружена каменной оградой. При монастыре имелся сад и огород. На колокольне монастыря очень звонкие колокола; из них самый звонкий слит в 1647 году коломенским епископом Рафаилом и сыном его архимандритом Спасского монастыря Боголепом. В монастырской ризнице находились многие древние предметы. В их числе: напрестольный серебряный вызолоченный крест 1630 г. Он довольно большого размера- 34,5*15 см. Его лицевая сторона украшена отлично выполненной сканью сложного рисунка, характерного для ХVII в. На его филигрань наложено небольшое чеканное распятие с предстоящими фигурами, Саваофом с хирувимами. По краям крест украшен изысканной шнуровой сканью и жемчугом; на свободных местах красиво рассыпаны изумруды, сапфиры, рубины. Сравнение его с крестом ХVI в. показывает, как изменились за истекшее столетие техника ювелирного искусства и самый стиль его шапка архимандричья. ПО бархату шитьё жемчугом. Восемь серебряных изображений Спаса, Богородицы, Предтечи, архангелов и апостолов. Вокруг шапки- серебряный с позолотой обруч. Шапка опушена горностаем. Дар боярина Фёдора Петровича Шереметева. Во владениях монастыря имелись определяемые царскими указами вотчины, благодаря которым существовала обитель. В 1764 г. все вотчины монастыря были отобраны, но он наделялся мельницей, лесными и земельными угодьями, сдаваемыми в аренду разным пользователям. Эти доходы служили для поддержания монастырских строений, церквей и братии. К середине ХIХ в. при обители имелось билетов кредитных учреждений на сумму 22 тыс. Рублей серебром. Передавали в музей и целые коллекции. Некоторые из них легли в основу создающихся в музее отделов. Так, основанием нумизматического собрания послужила коллекция древнерусских и иностранных монет, пожертвованных в 1886 г. А.В. Селивановым. В 1889 г. музей обогатился пожертвованием В.А. Городцова - значительной коллекцией орудий каменного века, в 1897 г. князя К.С. Волконского - образцы крепостных работ в хозяйстве С.Н. Колобовой. Отмечены, как «заслуживающие внимания» следующие пожертвованные вещи: 1886 г. - холщовый антиминс 1741 г. с напечатанной надписью внизу: «Повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Иоанна Антоновича всея Руси». 5 сентября 1888г. - черумная шапка и поле-вириги, который носил крестьянин Авдеев - от графа Г.Д. Толстого, 24 октября 1901 г. - чугунный снимок с кисти руки Петра I. Особо следует отметить пожертвования, шедшие от церквей, благодаря которым был создан отдел церковных ценностей. 20 апреля 1887 г. получено отношение рязанской Духовной Консерватории за № 3336. В нем следовало согласие Его Высокопреосвященства архиепископа рязанского Феоктиста на передачу в Рязанский исторический музей некоторых церковных предметов. Передача напрестольного медного креста, медной дароносицы из церкви с. Нармушади Касимовского уезда, оловянного сосуда сопровождалась следующими словами: «... предать их на хранение в музей, который учрежден именно с целью сохранения их от уничтожения, для чего хранение происходит в одном месте, в безопасном от огня и других случайностей помещении, под ведением лиц компетентных». Получив данное согласие, церковнослужители более активно стали вносить свою лепту в пополнение музейного фонда. Создание музейного фонда к 1918 г. - это результат кропотливой работы поиска и действия форм комплектования, найденных членами РУАК и отмеченных выше. Переданные ими 4387 музейных предмета - исходная база рязанского историко- архитектурного музея-заповедника.

3. Духовской монастырь (XV-XVII века). Церковь Святого Духа (1642 год) За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год). До постройки церкви собор монастыря стоял несколько севернее, а здесь проходила ограда, что определило необычность композиции этого здания- оно не имеет южного портала. Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра, смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей пластике кокошников над карнизом. В котором крепятся массивные пилястры четверика, невольно вызывают образ какого-то экзотического растения. Древнерусское искусство очень часто основывало образный строй своих композиций на ассоциативных связях с природой. Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды, тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах- все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер из Согалича Василий Харитонов сын Зубов. Пришедшие на смену одношатровым многошатровые церкви были широко распространены в русской архитектуре XVII века. Еще не совсем разгадали общий композиционный смысл такого умножения формы. В русском искусстве в ту эпоху бытовал и был широко распространен художественный образ «горнего града», быть может, навеянный еще в домонгольское время дивной перспективой «матери городов русских» - Киева. Тема «города» в виде нагромождения высоких, башенного типа зданий, охотно разрабатывалась русскими иконописцами, особенно XVI и XVII веков. В архитектуре отдельного здания такой художественный образ множественных форм, своеобразный символ «города», получил неожиданное воплощение в уникальном шедевре архитектуры XVI века - в Московском Покровском соборе «на рву» (собор Василия Блаженного). Можно предположить, что в композиции двух-трех и многошатровых храмов XVII века зодчие стремились в несколько упрощенной форме разработать ту же художественную тему «горнего града». В церкви Святого Духа Переяславля - Рязанского возродился снова один из древнейших планировочных приемов архитектуры края. Вспомним о поперечной исправленности пространства, вероятно, самого замечательного храма Старой Рязани - Спасского собора, разрушенного в 1237 году. В церкви Святого Духа налицо возрождение такого приема. В ее многошатровой предшественнице - церкви Дивной на Угличе - план имеет еще продольную исправленность, поскольку приделы отделены стенами. Однако в постройках после церкви Святого Духа широкая ориентация пространства уже обычна, например, в церкви Рождества в Путинках в Москве. Но к концу XVII века такие приемы планировки снова исчезают. Церковь Святого Духа интересна еще тем, что она имела два посвящения, а следовательно, и две апсиды- прием довольно распространенный в рязанском крае. Из композиционных особенностей замысла Василия Зубова, бесспорно выдающегося зодчего, следует отметить еще сужение храма кверху, за счет наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно стройной и вместе с тем монументальной. Помимо северного, церковь имела сначала и западный портал, который был разобран при устройстве в ней в ХVII веке трапезной. В искаженной перестройками трапезной при последней реставрации были выявлены ее древние детали. Следует заметить, что в 1783 году церковь сильно пострадала от пожара, но в 1798 году восстановлена с помощью княжны Александры Владимировны Козловской. В это же время сооружен придел в честь святой мученицы Александры. Колокольня церкви построена вместо разобранной первоначальной в 1864 году по проекту архитектора Стопычева. Неплохая по силуэту, она неприятна грубостью деталей. После 1917 года церковная служба в церкви Святого Духа прекращена. В настоящее время в храме находится научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника.

4. Дальнейшее развитие архитектурных ансамблей Рязанского Кремля

Архангельский собор (XV век)

В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу Михаилу». В документе 1638 г. О соборе говорится: «на дворе (архиепископа дома) церковь собор Архангела Михаила каменна»; далее перечисляются гробницы похороненных здесь же рязанских епископов. Собор дошел до нас надстроенным в 1647 г., когда сильный пожар опустошил Переславль -Рязанский. О его древности говорит глубоко ушедшее в землю основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532 г. Епископ Иона подарил собору колокол. На южном фасаде Архангельского собора, в его западном прясле, отчетливо видны остатки древней закомары, основание которой значительно ниже уровня пят новых закомар. Верх стен надложен приблизительно на 1,5-2 метра. Сохранившееся в этом же прясле первоначальное окно также значительно ниже существующих громадных окон II пол. ХIХ в. Очевидны переделки и в порталах собора, которые были прорублены вверх больше, чем на метр; над ними видны следы заложенных древних окон или, может быть, киотов. Существенно переделаны апсиды, из которых лишь одна сохранила свои первоначальные размеры и конфигурацию. Остатки древних окон видны также на северном фасаде. Внутри собора также заметны позднейшие перестройки. Из другого кирпича выложены своды, а также надложены верхи столбов- от нижней тяги их антаблемента до верхней. Следовательно, новым является и барабан главы. Архангельский собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный, одноглавый храм, с тремя апсидами и тремя входами. Его особенностью является, при крещатости столбов, отсутствие пилястр на внутренних стенах, а также сдвинутость внутренних столбов к востоку по сравнению с соответствующими им наружными лопатками. Крещатые столбы, обычные в постройках рубежа ХIV-ХV вв., снова появились в строительстве Московского государства в конце ХV в. Столбы, сдвинутые к востоку, были характерны для построек ХV в. По данным древних записей, постройка относится еще к концу ХIV в. Весьма возможно, что уже тогда, в связи со сближением с Москвой возникла мысль возвести в Кремле не только Успенский собор- собор общегородской, усыпальницу князей, но, по подобию Москвы, также и Архангельский собор- княжескую домовую церковь и усыпальницу епископов. Если таковой и был тогда сооружен, то, надо полагать, -деревянный. Крещатость столбов существующего собора могла бы говорить о ранних датах ХV в. Однако крупный кирпич, из которого собор построен, указывает на конец ХV в., на время после 1470 г. Анализируя общие исторические сведения о Переславле Рязанском ХV в., можно прийти к заключению, что архангельский собор был действительно построен в 1470-х годах. Сильные укрепления во II- ой половине века обеспечивали городу относительно спокойствие и безопасность. После женитьбы московского князя Ивана III на Софье Палеолог (1471 г.) московский двор зажил новой, более пышной жизнью, которой во всем подражала и Рязань. Именно в это время могла скорее всего возникнуть у князя мысль соорудить собственную великокняжескую церковь. Княгиня Анна также уделяла большое внимание строительству и оборудованию церквей. Известно, что она подарила в 1485 году В Успенский собор города замечательное произведение искусства- вышитую шелками и золотом пелену. Наконец в существующем Архангельском соборе был, как уже указывалось, в 1482 г. Похоронен епископ Феодосий, назначенный в Рязань как раз в связи с приходом в Москву Софьи Палеолог в 1471 г. Таким образом, можно считать вероятной (приблизительной) датой возведения Архангельского собора- 1475 г. Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например, Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел, видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами; килевидные, с бусинами на колонках порталы. Первоначально круглый барабан главы был сдвинут к востоку, ближе к центру массы всего здания. Над закомарами располагался второй ряд угловых кокошников, а над ними, вокруг квадратного постамента барабана, третий их ряд. Оригинальным является также кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском соборе Москвы (только в несколько цветов). Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора (своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру четверика надложил новый карниз с закомарами. В это время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных. С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю. К. Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце I чет. ХIХ в. По проекту губернского архитектора С. А. Щеткина в 1864 -1865 годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в одной из арок перехода, соединяющего палаты епископа с большим Успенским собором, Щеткин встроил белокаменный портал в ложно- русском стиле. Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом. Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV- начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения, святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости Божией, святой Параскевы. Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находится в первом этаже. Помещения первого этажа имели деревянные перекрытия, а во втором этаже до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посередине дверной проем, по бокам которого располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним поперечным стенам. Лопатка отсутствует только там против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница, ведущая на чердак. К каждой двери 2-го этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имела никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной амбаров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров примыкало еще одно крыло, состоявшее из четырех помещений в 1-ом этаже и столько же во 2-ом. В одной из поперечных стен его также проходила внутристенная лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано. На плане Архиерейского двора, составленном в 1792 году губернским архитектором Иваном Сулакатуевым, показано, что между Архангельским собором и Консисторским корпусом, кроме колокольни, находилась еще караульная палатка. И далее к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому корпусу и были одновременно с ним пристроены. Ворота вели к Консисторскому корпусу и в конюшенный двор, расположенный дальше к востоку. За зданием Консистории к его торцу примыкали сараи для «разной поклажи», кузница и бочарная (конца ХVII века), сохранившиеся до наших дней. По восточной стороне конюшенного двора располагалась конюшня, построенная тоже в конце ХVII века Н. Устиновым, одним из помощников архитектора Я. Бухвостова. К северному торцу конюшни примыкал каретный сарай, который не сохранился, а от конюшни ХVII века остался небольшой фрагмент ее южной части. В ХIХ веке архитектор С.А. Щетинин вместо старой конюшни с каретным сараем построил новую. Однако в настоящее время это здание настолько изменено, что в нем трудно увидеть его первоначальное назначение.

УСПЕНСКИЙ СОБОР (XV век)

Старый собор ХIV века, перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям. Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора, большего, чем все остальные церкви города.

5. Новый этап в строительстве Кремля (XVII – XIX вв.)

Успенский собор (XVII век)

Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из замечательнейших памятников древне русского искусства. Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия развернула обширное каменное строительство. В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди разросшихся городских слобод и посадов Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем. Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5 саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет. Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной резьбой. Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод сделали, а на том своде начали строить его осмериками ». В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков. В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для определения местоположения будущего нового собора, так как было решено отстроить его заново. Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из Москвы прибыл и Я. Бухвостов. За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось ввиду отвлечения зодчего другими постройками. Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года. За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный мастером- резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689 году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора, строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные работы для боковых глав собора. Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году обвалилась по периметру на протяжении 52 м. Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века. Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада, членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно менявших архитектурный облик зданий. В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему, отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов, поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора. Бухвостов придал порталам, наличникам окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством архитектурных приемов. Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет самостоятельного значения. Бухвостов расположил огромные окна друг над другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки связывают все ярусы в одно целое. Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора, преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания. Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне. До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы, выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы. Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы. Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом ярусе. Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной системе здания большую устойчивость и спокойствие. Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы - двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства встречаются и в некоторых других частях собора. Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент, образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты глав собора - ажурные, прекрасного рисунка. Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С. Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья.

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР (XVIII век)

Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее существовавший каменный Успенский собор был переименован в Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.) В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом (следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город. Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском (ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в. Перестройка собора была закончена в начале ХVII в. В 1606 году царь Василий Шуйский прислал на стройку каменных дел подмастерья Сергея Абрамова и с ним 24 человека каменщиков с наказом завершить постройку собора в том же году. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: « На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого столпа место архиепископе каменное; за столпом пять гробниц каменных, почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...» Облик храма, постройка или перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня земли поднимался на высоту примерно до 1 м. Многие авторы, писавшие о древностях Переяславля Рязанского, отмечали значительную толщину стен Христорождественского-Успенского собора, достигавшую, по их словам, 2 м. Можно было предполагать, что в стенах существующего здания сохранились части древнего здания. Действительно, стены восточной части собора значительно толще западной. Особенно массивны стены апсиды, несмотря на то, что с внутренней стороны они значительно стесаны. Трехчастное построение апсиды неоспоримо свидетельствует о том, что эта часть здания менее других подверглась перестройке и сохранила. Следовательно, свою древнюю форму. Поэтому исследование собора было сосредоточено именно на этой части здания. Удаление штукатурки в левой части центральной апсиды у стыка со стеной дьяконника показало, что под нею находится белокаменная кладка. Кладка апсид из белого камня в период широкого распространения большемерного кирпича (конец ХVI в. ) убеждает нас, что они являются частью древнейшего каменного собора. Запись, сделанная в 1598 году, явно указывала на наличие здесь какого-то древнего здания, построенного задолго до строительства, осуществленного в период деятельности архиепископа Митрофана: « Церковь соборная ... каменна новая»; следовательно, до этого была старая. Сопоставление всех документальных данных об Успенском соборе позволяет утверждать, что первый успенский собор был каменным и построен не ранее 1382 года (то есть до разгрома Рязани Дмитрием Донским и не позже 1389 года ( то есть до приезда митрополита Пимена в Переяславль)). (Сомнительно, чтобы белокаменный собор мог быть построен в Переяславле раньше, то есть в начале ХIII в. (не ранее 1208 г. и не позже 1237 г.) Дальнейшие раскопки у стен существующего здания безусловно позволяет многое уточнить в архитектуре этого редкого для цетральных русских областей памятника каменного зодчества конца ХIV в. Христорождественский храм является усыпальницей великих рязанских князей и княгинь.

КОЛОКОЛЬНЯ Успенского Собора (1840 год)

Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора, построенная с западной его стороны (там, где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором - Н.И. Воронихиным в 1840 году. в отличие от его однофамильца А.Н. Воронихина, знаменитого русского архитектора, не был крепостным крестьянином, но был сыном придворного лакея. Он поступил в Академию художеств в Петербурге еще мальчиком десяти лет, в 1821 году. Там он учился у К.А. Тона , показал немалые успехи и при выпуске (в 1831 г.) был награжден серебряной медалью. Возможно, молодой Рюмин привлек его к работам в Рязани, где Воронихин поступил на должность архитектора Казенной палаты. В 1836 г. он получил звание ''назначенного" академика, а после представления им конкурсного проекта, был избран действительным академиком архитектуры (1838). В 1836 г. Воронихин был назначен губернским архитектором Рязани. Еще работая в Казенной палате, он спроектировал небольшое здание кордегардии возле Присутственных мест, которое было построено в 1838 г. Позднее он выполнил ряд крупных проектов, в частности, пристроил дом Рюмина под Дворянское собрание: в 1848-53 гг. пристроил к нему справа новый зал с отдельным входом. Хорош Воронихинский зал внутри, окруженный колоннами коринфского ордера. Он вызывает ассоциации с колонным залом Дворянского собрания Москвы, но более скромен по размерам. Мысль о замене колокольни, построенной Яршовым в середине 17 века, новой, более высокой, возникла еще в 1783 г. Колокольня Яршова была приемлема для кремлевского ансамбля только до сооружения здесь Успенского собора 17 в. Ее сравнительно небольшая высота отвечала древнему Успенскому собору 15 в. и Архангельскому собору , но совершенно подавлялась колоссальным массивом нового собора . В 1783 г. начался сбор средств на сооружение новой колокольни и для ее строительства был приглашен талантливый архитектор-самоучка купец 2-й гильдии С.А. Воротилов, происходивший из крестьян Нереховского уезда Костромской губернии. Он был известен своими постройками в Костроме, в частности, красивой колокольней Костромского собора, которую некоторые исследователи сравнивали даже с работами Растрелли. Воротилов умел составлять чертежи, что заставляет предполагать, что прошел курс обучения под руководством профессионально образованного архитектора. Заслугой Воротилова является определение местоположения колокольни, которое в градостроительном отношении чрезвычайно удачно развивало, с одной стороны, продольную ось собора, с другой, учитывало только что утвержденную планировку города с ее Соборной улицей, ориентированной на Кремль (фундамент колокольни по этому проекту был заложен в 1789 г.). Кроме того, он удачно рассчитал высоту колокольни, которая давала правильное соотношение ее с собором. Колокольня по его проекту должна была быть высотой 71б35 м. При этом , собственно , ее здание составляло 42б5 м., а на остальную высоту поднимался "кумпол"- типичное для елизаветского барокко завершение с волютами , шаром и шпилем . На втором этаже колокольни должна была быть помещена церковь по традиции , определенной московской кремлевской колокольней Ивана Великого , которой следовал в своей колокольне и Яршов . Колокольня Воротилова была типичным произведением русского барокко в его провинциальной трактовке, с характерной свободной пропорциональных соотношений в ордерных построениях, некоторой тяжеловесностью форм и вместе с тем с прекрасным силуэтом. Из чертежа колокольни видно , что она ни в чем не походила на существующую сейчас . Будь колокольня Воротилова построена 10-15 лет назад, вероятно, она полностью ответила бы вкусам и запросам рязанского общества. В конце же 1780-х годов она явилась анахронизмом и не могла быть возведена в городе, который перестраивался в соответствии с требованиями классицизма . На ее чертеже имеется надпись, что сооружение было остановлено за несогласием г.г. Рюмина и Мальшина, которые были главными вкладчиками строительства . На основе это проекта был построен в 1797 г. первый ярус существующей колокольни. Архитектурные формы ее первого яруса отвечают и обычным пропорциям зданий классицизма и общим приемам трактовки форм этого стиля. К числу недостатков может быть отнесена излишняя утонченность колонн, по сравнению с грузностью массива стен, не ослабленной даже помещенными в них глубокими нишами. В конце 18 в. возникли большие деформации в Успенском соборе, и все накопленные средства ушли на его укрепление. Строительство колокольни прекратилось . По проекту Русско был возведен лишь второй ярус колокольни. Дальнейшее ее строительство прекратилось за отсутствием денег. В1830-х г.г. архитектор Биндеман предложил свой чертеж достройки колокольни с частичным изменением второго яруса, где он предлагал заменить коринфские колонны на конические. Высота ее была предложена около 66 м. , причем собственно здание без венчающей части должно было быть около 49 м. В этом проекте Биндеман проявил себя как зрелый мастер ампира. Его замысел интересен, но лишен силы проекта Русско , который сумел придать второму ярусу крупный, столичный, петербургский масштаб , блеск и выразительность . Проект Биндемана не был принят, и вслед за тем начался целый конкурс проектов на достройку рязанской колокольни. В 1835 г. Комиссия проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, в обязанности которой входило рассмотрение этих предложений , выдвинула свое предложение, возможным автором которого был архитектор Висконти . По этому предложению второй ярус разбирался, колокольня предлагалась пяти ярусной , с сохранением ее общей первоначальной высоты, а ее архитектура приобретала откровенно ампирный характер . Это предложение не получило поддержки в Рязани, где жертвователи не соглашались с уничтожением уже построенного второго яруса . Воронихин сделал проект всей четырехъярусной колокольни . Он нашел остроумное решение задачи, вполне соответствовавшее новейшим достижениям строительной техники того времени . Он предложил сделать четвертый ярус не из камня, а из железа. На своде третьего яруса был основан сложный металлический каркас, на котором монтировался шпиль. Вокруг этого основного каркаса, на высоте четвертого яруса, крепился дополнительный для стен, сделанных из листового железа. Из листового железа на отдельном каркасе были выполнены и стволы колонн, и их детали. Общая высота колокольни со шпилем и крестом получилась 75,5 метров, то есть на четыре с лишним метра больше, чем у Воротилова и в остальных проектах, и почти на 29 метров больше, чем по проекту Тона, что уже вполне удовлетворило жителей Рязани. Колокольня за счет увеличения шпиля была сделана еще выше и достигла высоты 83,2 м. Колокольня Рязанского Кремля - замечательное произведение искусства. В ней удивительно уже то, что, хотя она строилась, как средневековые соборы, в течение жизни нескольких поколений, ее общая композиция сохранила единство и цельность выражения. Исключительно велико ее градостроительное значение, которое сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Коробова и Захарова для Петербурга. В постановке и композиционном построении колокольни сказались великие архитектурные традиции древней Руси. На основе этих же традиций сооружена колокольня Рождественского монастыря Суздаля, выстроенная в память Отечественной войне 1812 года.

6. Памятники гражданской архитектуры

Дворец Олега

Памятник архитектуры XVII-XVIII вв., самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега». На его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя – Олега Ивановича.( ум.1402) Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю.К. Ершов) – в середине XVII в., третий этаж (архитектор Г.Л. Мазухин) – в конце XVII в. Позднее (1778-1780 гг.) архитектор Я. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне, увеличив длину здания до 94 м. Дворец Олега – это жилые палаты рязанских архиереев. Помимо жилых палат, в здании размещалась домовая церковь архиереев (западное крыло 2-го и З-го этажей) и хозяйственные службы (1-й этаж). Здание полностью музеефицировано, здесь находятся исторические экспозиции музея-заповедника.

Певческий корпус

Памятник гражданской архитектуры середины XVII в. (архитектор Ю.К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей – эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане выдержано в строгом стиле архитектуры XVII в. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В корпусе, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи стен, а в его интерьере восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII века. В настоящее время в здании строится экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.

Гостиницы Черни и Знати

Гостиница Черни двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII в. (архитектор И. Устинов), расположенное в восточной оконечности Архиерейского двора. Первоначальное назначение постройки – амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX в. амбары были приспособлены под гостиницу. Здание состоит из 14 изолированных помещений, по семь на первом и втором этажах. Каждая секция имеет наружный дверной проем. К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII в. на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. В настоящее время второй этаж здания используется как фондохранилище музея, помещения первого этажа – как экспозиционно-выставочные залы. Гостиница Знати – памятник гражданской архитектуры XVII-XIX вв. Здание оформлено в стиле второй половины XIX в., однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII в. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII-XIX вв., которые в начале XX в. были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова. До недавнего времени здание было жилым. Здесь жил с родителями будущий писатель К.М. Симонов. С 1995 г. здание передано Рязанской епархии, в нем размещается духовное училище.

Список литературы

1. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности.-2-е изд. доп. М.: Искусство, 1989. 2. Солодовников Д.Д. Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. 3. Труды Рязанского государственного историко- архитектурного музея- заповедника. Сборник статей. 4. Историко- статистическое описание церквей и монастырей. Рязанские епархиальные ведомости. 5. Рязань православная./ Автор- составитель Догтев.