Каталог :: Криминалистика

Доклад: Автомобильная травма

В судебно-медицинской практике довольно часто приходится ис­следовать
травматические последствия смертельного и несмертель­ного воздействия на
человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения
относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные особенности,
поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы.
Выделяются несколько видов транспортной травмы автомобильная, мотоциклетная,
рельсовая, авиационная; от водного транспорта и др. В данной работе будет
подробно рассмотрена автомобильная травма.
Автомобильная травма
Наиболее распространена в практике автомобильная травма. На ее примере
рассмотрим судебно-медицинские возможности решения во­просов, возникающих в
ходе расследования такого рода происшествий
Автомобильная травма классифицируется разными исследователя­ми по-разному.
Один из наиболее принятых вариантов классификации разработан А.А. Солохиным В
упрощенном варианте эта классифи­кация следующая:
1 Травма от наезда автомобиля на человека (основной компонент — удар какими-
либо частями автомобиля по телу человека).
2 Переезд колесами автомобиля (основной отличительный ком­понент —
перекатывание колеса автомобиля через тело человека, полное или неполное)
3 Выпадение человека из движущегося автомобиля.
4 Травма внутри автомобиля
5. Сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами
6. Комбинация перечисленных видов травмы
Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов,
которые влияют на механизм возникновения этой травмы Отметим лишь основные из
них'
1 Скорость движения автомобиля
2 Форма травмирующей поверхности
3 Размеры транспортного средства
4 Положение тела жертвы в момент травмы
5 Наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего
фактора (например, толстая, плотная и мягкая одежда на теле)
6 Рост, вес и другие особенности жертвы Влияние перечисленных факторов на
характер повреждений, воз­никающих в результате травматизации, проявляется во
взаимодейст­вии их друг с другом
Повреждения, возникающие от действия автомобилей, можно раз­делить на две
большие группы повреждения в той или иной степени характерные для
автомобильной травмы определенного вида и по­вреждения, встречающиеся при
любом виде механического воздей­ствия на тело человека К первой группе
относятся, например, сле­ды-повреждения от действия протектора, бампер-
перелом и другие им подобные.
Главное событие большинства видов автомобильных травм — это взаимодействие
частей транспортного средства и тела жертвы. Уста­новление всех фактических
обстоятельств этого события является одной из основных задач следствия.
Контакт травмирующего и травмируемого объектов определяется по характеру
взаимоотображений На теле жертвы исследуются по­вреждения и следы-наложения.
В частности, судебный медик при осмотре трупа на месте происшествия, но в
большей мере при ис­следовании трупа в морге, изучает характер повреждений на
одежде и теле жертвы происшествия, при вскрытии полостей тела выявляет
повреждения органов и тканей тела Большую информационную на­грузку несут
следы-наложения на теле и одежде жертвы, например, наложение частиц
лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и другого позволяет иногда
идентифицировать транспортное средство. Исследование следов-наложений на теле
жертвы дорожно-транспортных происшествий целесообразно проводить совместными
уси­лиями судебных медиков и криминалистов. На предполагаемом или известном
транспортном средстве обнаруживаются повреждения, которые могли остаться от
воздействия тела жертвы и следы-нало­жения, состоящие из волокон одежды и
тканей биологического харак­тера, отделившихся от тела жертвы.
Грамотное сравнительное и сопоставительное изучение повреж­дений на жертве и
транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно подтвердить
факт контакта между указанными объектами и детализировать механизм того, как
это происходило
Более сложная задача стоит перед следствием в случаях, когда транспортное
средство, совершившее дорожно-транспортное происшествие, скрылось с места
происшествия В такой ситуации перед судебным медиком должна быть поставлена
задача диагностирова­ния обстоятельств происшедшего, включая определение
параметров транспортного средства по повреждениям и следам-наложениям на теле
жертвы
Большое значение для решения вопросов, связанных с установ­лением механизма
дорожно-транспортного происшествия, имеет осмотр места происшествия. Конечно,
при наличии человеческих жертв уча­стие судебного медика в осмотре места
происшествия крайне жела­тельно. Однако в условиях значительного
транспортного движения со­хранять обстановку места происшествия до прибытия
специалистов очень сложно Поэтому задача осмотра места происшествия в силу
объективных обстоятельств распадается на несколько составляющих, каждая из
которых играет очень важную роль в установлении истины
Первое действие — это фиксация обстановки места происшест­вия Как правило,
она осуществляется без участия судебного медика, поэтому главная задача
сотрудников правоохранительных органов, как можно объективнее и четче
зафиксировать обстановку и ее детали От качественности этого действия будет
зависеть возможность ретро­спективного воспроизведения картины происшедшего.
Второе важное действие — исследование тела жертвы, осущест­вляется судебным
медиком в морге, при этом очень важно дать медику максимально полную
информацию о месте происшествия и иных об­стоятельствах Хорошо вооружить его
несколькими версиями о том, что произошло, такие версии, как правило, уже
имеются у следствия или дознания по окончании осмотра места происшествия
Изучая труп и повреждения на нем применительно к конкретным версиям судеб­ный
медик может четко исключить или подтвердить следственные вер­сии. При сложных
дорожно-транспортных происшествиях версионная постановка задач перед судебным
медиком предпочтительнее.
Третья составляющая — осмотр транспортного средства, предпо­лагаемого в
качестве участника происшествия. Это действие практи­чески всегда может быть
проведено с участием судебного медика Целесообразнее будет привлечь к осмотру
медика, проводившего исследование трупа в морге. Он сможет лучше увязать
характер по­вреждений и следов-наложений на трупе с характером повреждений и
следов-наложений на транспортном средстве.
Качественное проведение всех трех действий позволит достоверно решить задачу
возможности или исключения контактного взаимодей­ствия транспортного средства
и тела жертвы
При различных механизмах транспортной травмы судебными ме­диками могут быть
выявлены и исследованы самые разнообразные повреждения. Вот некоторые из них.
При ударе бампером или иными выступающими частями автомо­биля по ногам
человека возникают значительные кровоизлияния в мягкие ткани, в частности в
мышечную ткань, и так называемый бам­пер-перелом (рис)
     

При ударе человека автомоби­лем, движущимся со скоростью 50-60 км в час и более, тело после удара отбрасывается со значительным ускорением, вследствие этого наблюдается даже потеря обуви жертвой Падение на поверхность дороги и скользящее движение по ней вызывает образование множес­твенных следов скольжения на одежде и поверхностных тканях тела Следы скольжения хорошо отображаются и на подошвах обуви, по ним можно даже определить, в каком положение были ноги в момент удара транспортного средства по телу жертвы Например, если в момент удара человек стоял на месте, то следы скольжения будут на обеих подошвах почти на всей их поверхности Если же он бежал, и в момент удара поднял одну из ног, то следы скольжения будут только на опорной ноге. Удар по голове жертвы движущимся транспортом, или удар головой о твердую поверхность при падении вызывают оскольчатые переломы черепа При неожиданном ударе автомобилем непосредственно по телу жертвы или автомобилем по автомобилю у жертв происшествия воз­никают повреждения шейного отдела позвоночника от резкого его сгибания или разгибания. При так называемом переезде автотранспорта через тело жертвы возникает комплекс повреждений, характерный для этого механизма травмирования. Во- первых, образуются кровоизлияния, отображаю­щие рисунок протектора колес, во- вторых, образуются отслоения кожи и иных тканей в виде карманов, заполненных кровью, в-третьих, возникают следы волочения тела в виде обширных ссадин При пере­катывании колеса через грудную или брюшную область имеют место разрывы и раздавливания внутренних органов. При таком же воздей­ствии на голову остаются: значительная ее деформация, оскольчатые переломы костей черепа и раздавливание мозга. Травма водителя внутри салона автомобиля при ударе о преграду характеризуется комплексом повреждений, возникающих от действия рулевого колеса, панели приборов и лобового стекла в виде ушибов и сдавлений грудной клетки и живота, сопровождающихся перело­мами ребер, разрывами внутренних органов. От лобового стекла по­вреждения в виде кровоподтеков, ран и ссадин локализуются на лице и голове При различных механизмах автотравмы возникают комплексы повреждений, в той или иной степени характерные для конкретного механизма. Лабораторные методы исследования при автотравме в принципе аналогичны тем, которые используются при других видах поврежде­ний от тупых орудий. Необходимость тех или иных исследований определяется как следователем при консультации с судебным меди­ком, так и судебным медиком в ходе исследования трупа в морге. Решить все вопросы, возникающие при расследовании автотравмы без использования лабораторных методов исследования, практически невозможно. Дорожно-транспортное происшествие, чаще всего бывает несчаст­ным случаем. Но иногда, такого рода происшествия могут быть само­убийствами и убийствами. Разобраться, к какому роду относится на­сильственная смерть, в каждом конкретном случае обязанность след­ствия. Судебный медик может оказать лишь посильное содействие в этом вопросе. В частности, достаточно легко можно отличить авто­травму, причиненную мертвому человеку, от прижизненной, что важно в случаях, когда производится сокрытие убийства путем подклады-вания тела жертвы под движущийся транспорт. В каждом конкретном случае, когда возникает необходимость дифференцировать несчаст­ный случай от убийства или самоубийства, следствию необходимо консультироваться с судебными медиками. Анализ материалов дела с позиций дифференциации рода смерти при участии судебного ме­дика может быть более эффективным, нежели без него. Сходные си­туации могут возникнуть и при других видах транспортной травмы, возможности судебного медика и в этих случаях будут аналогичны описанным выше. Постановка вопросов перед судебным медиком при расследова­нии дорожно- транспортных происшествий во многом аналогична то­му, как это делается в случаях других видов тупой травмы. Однако имеются и определенные особенности. А именно, при дифференци­ровании различных вариантов механизма получения автотравмы лучше ставить перед судебным медиком вопрос таким образом, чтобы он выбирал на основе своих познаний один из механизмов травмирования как наиболее вероятный, а другие варианты отклонил. Напри­мер, традиционный вопрос: «Каков механизм причинения поврежде­ний, имеющихся на трупе?», лучше заменить вопросом: «При каком механизме взаимодействия транспортного средства и тела жертвы возникли обнаруженные на трупе повреждения: при ударе передней частью автомобиля с последующим отбрасыванием тела в сторону или при ударе и дальнейшем переезде колесами?» Следователь или дознаватель могут по материалам осмотра места происшествия и по­казаниям свидетелей выдвинуть несколько вариантов версии о меха­низме происшествия, а судебный медик поможет дифференцировать их с учетом повреждений на теле и одежде жертвы, а также с учетом данных, полученных им при осмотре транспортного средства. При до­рожно-транспортных происшествиях часто возникает необходимость комплексного исследования одних и тех же вещественных доказательств специалистами разных экспертных направлений. Поэтому в таких де­лах, в случае необходимости, целесообразно назначать комплексные экспертизы, в частности комплексную медико-автотехническую или медико-криминалистическую. Как уже говорилось, многообразие видов транспортных средств порождает многообразие видов транспортной травмы, которая напря­мую зависит от свойств повреждающего фактора. Остановимся на осо­бенностях некоторых других транспортных травм. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Самищенко С.С. Судебная медицина. – М. Право и закон, 1996 2. Судебная медицина, учебник для высших учебных заведений. – М. Юридическая литература, 1990