Каталог :: Криминалистика

Реферат: Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной
распространенностью и повышенной общественной опасностью.  Успешное
расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование
деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого
представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых
чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения.
Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП,
явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности
дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо
городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия,
именуется дорожно-транспортным происшествием.  Однако не все, а лишь те
дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные
вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо
смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть
деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным
законодательством.  Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий
являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и
гражданско-правовой ответственности.
Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов,
велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных
средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного
средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.
По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно
подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей,
пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств
и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой
природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным
стечением обстоятельств.
В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил
дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а
также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил
технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации
регулирования уличного движения.
Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего
заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне,
необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или
неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками;
обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда
перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала;
неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях
движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов
светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не
соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и
ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении
правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по
времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость
и другие.
Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в:
неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на
остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-
за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;
непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во
взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд
автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте,
где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие.
Огромную опасность представляет управление механическими транспортными
средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения.  Специальные
медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо
подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме
человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем,
мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.
Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной
обстановке.  Это – и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений
на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы,
полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.
Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с
повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и
т.д.  Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных
повреждений, психических травм.  В результате ДТП возможны и вредные
воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих
взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).
Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность
общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся
преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его
совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также
особенностях личностного характера участников.
В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом
является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это
нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений.
Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные
черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим
элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного
происшествия.  При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия
понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих
последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на
предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-
транспортного происшествия.
Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный
элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида
преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в
предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных
последствий либо уменьшения их тяжести.  Способ сокрытия факта дорожно-
транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ
маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами
указанной характеристики.
Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие
элементы, как место, время и другие обстоятельства.  Дорожная обстановка,
например, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность
объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться
водителем при управлении транспортным средством.  Она включает в себя и
планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное
время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного
регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и
пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д.  Чем сложнее
дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных
ситуаций.  Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в
часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных
условиях, в ночное время и т.п.
Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое
состояние транспортного средства, попавшего в аварию.  Судебно-следственная
практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического
осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных
автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко
воспламеняющихся смазочных материалов.  Выезд водителей на неисправных
автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми
последствиями.
Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного
движения.  Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя
самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам
безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие
необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к
себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного
движения и эксплуатации транспорта.
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, -- результат многих
обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий.  Установление
истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и
обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия
преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и
эксплуатации автотранспорта.  Наиболее типичными обстоятельствами,
способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются:
недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за
техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие
надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности;
недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов,
так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его
участников.