Каталог :: История

Реферат: Арабская алхимия

             СамГТУ             
                                 Кафедра истории                                 
                        «Арабская алхимия»                        
                    Реферат по истории науки и техники                    
                                                  Выполнил: ст.  III-XT-2
                                                              Зонтов А.Н.
                                             Проверил:   доц.каф. истории
                                                          Курятников В.Н.
                                 Самара 2001 г.                                 
                              

Предисловие

Мы живем в таинственном мире — мире, который наполнен тайнами, и который сам является Тайной. Причем тайной изначальной, неразгадываемой. Мы живем в мире, где люди способны творить чудеса — то есть невероятные с общепринятой точки зрения действия — просто даже не поверив, а только всерьез допустив возможность этих действий. Зачем? — А почему бы и нет?! Тайна повсюду. И все же в нас неискоренима потребность пытаться разгадать тайну мира. Люди, “профессионально” занимающиеся разгадыванием мира (конечно, безрезультатно — и в этом чудо), традиционно именуются магами. Определим магию как искусство осознавания таинственности мира, а, поскольку в мире нет ничего, кроме тайн, можно определить Магию как искусство подлинной жизни. Маги — профессиональные жильцы. То есть они просто живут, но живут наилучшим образом. Это значит, что маги отказываются жить фальшивой жизнью в фальшивом мире — как это делают люди, отказываются искусственно ограничивать свои возможности, и, прежде всего — возможность осознания Мировой Тайны. В этом дело. Тайну нельзя разгадать, но ее можно Осознать. Тогда возникает чудо. Так что же есть в мире, кроме магии? Любая магия начинается с осознания человеком своей смертности. Окончательной. Без бессмертной души, без реинкарнаций и тому подобного. И магия является поиском возможности изменить ситуацию. На протяжении истории человечества было выработано множество способов, зачастую самых изощренных, продления человеческой жизни. Ценой других жизней, ценой понижения своего эволюционного статуса и ценой еще Бог знает чего маги стремились отсрочить неизбежное. Поиски Эликсира Жизни — один из примеров. Когда говорят, что алхимиками двигала жажда наживы — говорят ерунду. Это профанации, не имеющие никакого отношения к Алхимии. Никто не рискнул бы отправиться на поиски Камня, если бы единственной его способностью была трансмутация металлов. Но алхимик, изготовивший Философский Камень, получает также Эликсир жизни. Вот душа алхимии. Человек, ставший Камнем, достигает бессмертия личности. Является ли это бессмертие истинным бессмертием, или, иными словами, побеждена ли смерть — вопрос другой. Однако такой человек избегает тягот последовательных смертных перерождений, сливаясь с Потоком Жизни Вселенной. Несмотря на то, что обладание Камнем означало обладание Эликсиром, существовала масса “эликсиров” и омолаживающих средств, а также разнообразных методов, начиная от питья человеческой крови или поедания гадюк, до вбирания в себя дыхания юных девушек. Наблюдение и применение—две стороны по существу единой познавательной деятельности, дали с древности начало двум одинаково почтенным и, вместе с тем, в определенном смысле противоположным наукам. Науке о трансформации и науке о трансмутации, науке для человечества и науке для Человека—химии и алхимии. По мнению современного алхимика Фулканелли, алхимия служила связью с цивилизациями, которые исчезли тысячелетия назад и неведомы археологам. Согласно старым легендам, хранимым раввинами, ангел у врат Эдема посвятил Адама в мистерии Каббалы и Алхимии, обещая, что, когда человеческая раса в совершенстве овладеет секретной мудростью, скрытой в этих искусствах, проклятие запретного плода будет снято и человек сможет снова войти в Сад Господень. Точно так же, как человек облачается в “одеяние из кож” (физическое тело) во время своего падения, так и эти священные науки были даны ему в низших мирах воплощенными в плотные оболочки. Химия рассматривается как земное тело алхимии, остальная часть которой скрыта за покрывалом небес. Алхимики окутывали процесс производства камня покровом тайны, что нередко смущало других алхимиков и делало их искусство еще более непознаваемым, так как совершавшиеся действия были не только химического, но и мистического свойства. Философский камень не только превращает металлы в золото, он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небесное совершенство. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеивали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с надеждой трудился над печами и атанорами, полагали, что Камень может быть добыт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только с помощью символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь благодаря мистическому переживанию. Одним из проявлений древнейшей алхимии можно назвать шаманские практики, целью которых было превращение (трансмутация) объектов природы в фетиши, почитаемые объекты (часто с использованием огня) и обычного человека — в шамана (кризис Посвящения). Термины “фетиш”, “фетишизм” означают не какой- либо определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность принудить сверхъестественные силы служить себе, алхимическое отношение. Фетишизм, возникший на заре цивилизации, и по сей день составляет неотъемлемую часть любой религии. С возникновением древнейших государств и жреческого сословия, значительная часть как химической, так и алхимической деятельности оказывается в стенах Храмов. С одной стороны, знания прикладного характера помогали жрецам осуществлять подконтрольные им технологии и влиять, таким образом, на развитие общества. С другой стороны, Алхимия, путем манипуляций над материей, давала им власть над силами метафизической природы (что бы ни понимали под этими словами). Алхимия, как и все магические науки и искусства, основана на предположении единства всего во Вселенной. Основа единства была обнаружена алхимиками в веществе, названном ими первоматерией, в веществе, которое остается неизменным во всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качествами, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего, что находится в ней в латентном состоянии. Первоматерия — это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик. До сегодняшнего дня алхимики считают, что объект может быть лишен всех своих свойств и низведен до первоматерии, и вновь выведен из нее с новыми, лучшими, качествами. Используется теория материи, развитая Платоном и Аристотелем, по которой в результате оформления, первоматерия разделилась на 4 первовещества—огонь, воздух, воду и землю. Каждый из этих элементов обладает двумя из четырех священных свойств Первоматерии. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все состоит из четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них. Если одно из свойств элемента нарушить, он превращается в другой элемент: если горячий и сухой огонь теряет свой жар, он превращается в холодное и сухое — землю (золу). Когда холодная и мокрая вода нагревается, она становится горячей и мокрой и превращается в воздух (испаряясь). Это представление важно для алхимии, поскольку допускает возможность трансмутации. Ремесленники древнего мира стремились подражать природе, пользуясь красками и сплавами, чтобы искусственно созданные материалы напоминали природные. Убеждение, что природе можно подражать, является одной из фундаментальных концепций: самое естественное и совершенное творение — создать то, что подобно себе. Одновременно существовало представление о том, что “неблагородные” металлы представляют собой несовершенное творение природы. Природа всегда стремится к совершенству, стремясь создать наилучший металл золото, наименее подверженный порче и коррозии. Но природные процессы часто сбиваются, и в результате получаются другие, несовершенные, металлы. Параллель между существованием металла и жизнью человека явно прослеживается во многих алхимических трактатах и отражает первоверховный Магический Закон Аналогий. Первым важным шагом в работе алхимика является сведение исходного материала к первоматерии. Оно заключается в “убийстве” внешней формы металла и в высвобождении семени золота, заключенного в нем так же, как душа заключена в теле человека. Затем семя соединяется с первоматерией для зарождения эмбриона металла, который будет обладать естественным стремлением стать золотом, так как человек стремится достичь совершенства. Подкармливаемый должным образом, эмбрион будет расти и, наконец, родится в атаноре как совершенное золото, Камень. Жреческая культура развивала две основные науки: астрологию (сюда включается и вычисление сроков разливов Нила, и предсказание эпидемий, и планирование сельского хозяйства) и алхимию. Понятно, что у них было очень много точек соприкосновения. Один из древнейших алхимических текстов, Изумрудная Табличка Гермеса, объясняет эти соответствия “Законом Аналогий”: то, что внизу, подобно тому, что наверху. Поэтому понятно, что самым известным тогда планетам в соответствие приводились (были их земными представителями) семь известных металлов. Солнцу соответствовало золото, серебро Луне, железо—Марсу, медь—Венере, олово—Юпитеру, ртуть Меркурию и свинец—Сатурну. Конечно, были и другие варианты соответствий, но принцип всегда сохранялся. Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, сколь важное место занимала в египетской религии магия и, соответственно, алхимия. Именно они определяли взгляды египтян на преходящие и Вечные ценности. Большинство древних народов использовали магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъестественного существа, позволить ему достичь того, что находится за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как и истинный обладатель этой силы. Но египетская магия, как и алхимия, заставляла дружественные и враждебные силы (а позже—и самого Бога) исполнять волю человека независимо от их желания. “Вера в магию, в самом лучшем смысле этого слова, была в Египте старше веры в Бога” (Уоллис Бадж). Из религиозных книг Древнего Египта известно, что сила жреца или человека, знающего и умеющего применять магию, считалась почти безграничной. Весь мир был сотворен силой слов Тота, при помощи слов можно было разверзнуть воды, вопреки их природе, и даже ход Солнца в небесах можно было остановить словом. А вот для преобразования металлов нужен огонь — вспомогательное дополнение к магическим формулам. “Мудрость” египтян была двойной, то есть они обладали двумя разными видами “мудрости” — для мира материального и мира духовного—и поэтому народы соседних стран неправильно понимали суть происходящего. Древнее название Египта—“Кемт” (Кем, Та Кемет), что означает “черный” или “темный”. Своим возникновением оно обязано темному цвету ила, из которого состоит почва по берегам Нила, в отличие от “Красной страны”—песков и предгорий Ливийской и Аравийской пустынь. Это слово переводится также как “загадка”, “тайна”, что связано с осмыслением черного цвета как цвета мистерий, скрытого. (Само слово “Египет”, по видимому, происходит от видоизмененного египетского названия Мемфиса—ХетКаПтах или финикийского ХиКуПта, что означает “Крепость (храм) души бога Птаха”.) В форме “Хеме” это слово было передано от коптов грекам, римлянам, сирийцам и арабам. По всему древнему миру египтяне славились именно своим умением обрабатывть и превращать металлы. По свидетельству греческих философов, египтяне выделяли золото и серебро из природных руд с помощью ртути. В результате этого получался ЧЕРНЫЙ порошок. Считалось, что он обладает чудесной силой и заключает в себе индивидуальности различных металлов, объединяя их подлинные сущности. В мистическом смысле этот “черный” порошок идентифицировался с телом Осириса в загробном мире: и тому, и другому приписывлись магические свойства, они считались источниками жизни и силы. Так в Египте с ростом мастерства металлообработки росла вера в магическую силу сплавов. Искусство манипуляции с металлами, изучение их состава и магических свойств было названо “хемейя”, то есть “приготовление черного”—активного начала при превращении металлов. Целый ряд ранних египетских книг приписывается Гермесу Трисмегисту, который, может быть, был настоящим ученым или же представляет собой персонификацию ряда поколений писателей. Он идентифицировался греками с богом Гермесом и египтянами с Тотом (Джехути) и изображался с головой ибиса, увенчанной серпом Луны. Египтяне почитали Тота богом мудрости, счета и письма. Его женой (весьма примечательно) считалась богиня истины и порядка—Маат. Прилет ибиса — Тота — связывали с разливами Нила. Как Божество небесное, Тот отождествлялся с Луной, он считался сердцем бога Ра—его заместителем ночью. Тот охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. Именно на этом основании он идентифицировался с Гермесом, который считался психопомпом (“ведущим души”). Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни Египта, “Владыка времени”, он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Тот создал письменность. В эллинистический период Тоту приписывали создание Священных книг (Ямвлих утверждал, что Гермес был автором 20000 книг) в том числе “Книги Дыхания”, которая вместе с “Книгой Мертвых” клали в гробницу как имеющую магическую силу. Одиночная фигура, даже колоссального масштаба, даже облеченная божественными прерогативами, вряд ли могла справиться с таким монументальным трудом. Среди наук и искусств, которые, как утверждают, Гермес открыл людям, были медицина, химия, юриспруденция, астрология, музыка, риторика, магия, философия, география, математика, анатомия и ораторского искусства. Его превосходящие все знания заставляли отождествлять Гермеса со многими ранними мудрецами и пророками. Ему поклонялись в виде планеты Меркурий потому, что это тело было ближайшим к Солнцу: из всех созданий Гермес был наиближайшим к Богу и был известен как посланец богов. Обращение “Трижды Величайший” было принято по отношению к Гермесу по той причине, что он рассматривался величайшим среди все философов, величайшим из всех жрецов, величайшим из всех царей. Вследствие огромного уважения, которое питали старые алхимики к Гермесу, химические сочинения назывались “герметическими”, и до сих пор в хода фраза “герметически закупоренный”. Среди фрагментов, которые наиболее вероятно принадлежат Гермесу, есть две знаменитые работы. Одна из них — уже упоминавшаяся Изумрудная Скрижаль, а вторая—“Божественный Помандр”, или, как ее принято называть, “Пастух людей”. В высшей степени примечательным является то обстоятельство, что Гермес был одним из совсем немногих философов-жрецов язычества, на которого ранние христиане не изливали своей желчи. Некоторые Отцы Церкви зашли настолько далеко, что признавали за Гермесом значительные умственные способности, утверждая, что, если бы он родился в более просвещенный век, и мог бы послушать на благо себе их мудрые поучения, то он мог бы быть действительно великим человеком. Древнейшей и наиболее почитаемой из всех алхимических формул является священная Изумрудная Табличка Гермеса Трисмегиста. Авторитеты расходятся во мнениях по поводу подлинности этого предмета, но, во всяком случае, возраст Таблички очень велик. В то время, как символизм Изумрудной скрижали представляет особый интерес для масонов, которые соотносят ее с личностью Хирама, Табличка является прежде всего алхимической формулой, относящейся к алхимии основных металлов и к алхимии человеческого перерождения.

Арабская алхимия

Седьмое столетие ознаменовалось возвышением арабов. Они покорили множество народов и создали огромную империю – Халифат, включавший северное и северо- восточное побережье Африки, большую часть Пиренейского полуострова, страны Ближнего и Среднего Востока. Многие центры культуры оказались под их властью. Отношение арабов к культуре завоеванных государств определялось формулой: «Мудрость мира – заблудшая овца, потерянная верующими; возврати ее хотя бы из рук неверующих». И они черпали эту «мудрость» отовсюду – у народов Средней Азии, Закавказья, Персии, Сирии и Египта, развивали ее и распространяли по всему миру. Созданный арабами Испанский халифат превратился в своеобразные ворога, через которые усвоенная ими греко-восточная культура хлынула в Европу. Гренадский университет украшала надпись: «Мир держится на четырех столпах: на учености мудрого, на справедливости великого, на молитвах праведного и на доблести храброго». Это арабы к названию науки о веществе и его превращениях добавили приставку «ал» и с тех пор она стала алхимией. Никакого скрытого смысла в этой приставке нет. Арабская алхимия значительно подняла уровень химических знаний, ввела в практику ремесленного производства много новых веществ, создала и описала методику получения и обработки различных материалов. Арабская алхимия – это промежуточное звено, связывающее европейскую алхимию с античной химией. Европейские ученые познакомились с идеями греческих мудрецов, в том числе Аристотеля, сначала по сочинениям арабов и лишь потом стали переводить подлинники. Одним из виднейших арабских ученых был Джабир-ибн-Гайян, известный в европейской литературе под именем Гебера. Он имел такую громкую славу, что многие жившие после него европейцы свои сочинения подписывали его именем, полагая, что авторитет знаменитого ученого не позволит сомневаться в их истинности. Гебер писал, что любое предположение может быть принято только тогда, когда будет подтверждено точным доказательством. Главное в химии, наставлял он, – заниматься практической работой и производить опыты, ибо без этого нельзя достичь успеха. Гебер подробно описал все приемы, которыми пользовался тогда химик-исследователь: кристаллизацию, возгонку, растворение, обжиг и другие операции. Азотная кислота, играющая в современной промышленности огромную роль, впервые была получена этим ученым и детально описана в его книге «Ящик мудрости». Как же относился этот ученый к идее превращения металлов? «Нам, – писал он, – невозможно превратить металлы один в другой, как невозможно обратить быка в козу, потому что если природа употребляет тысячи лет для приготовления металлов, можем ли мы сделать то же самое, когда мы редко живем более ста лет? Возвышение температуры, которой мы действуем на тела, конечно, может в короткий промежуток времени производить то, для чего природа употребляет года, но это еще слишком малое преимущество». Однако высказав эту мысль, которую с известной натяжкой можно считать вполне современной, имея в виду радиоактивный распад урана, приводящий к образованию свинца, Гебер добавляет: «Несмотря на все эти препятствия, не нужно терять надежды; многие препятствия более существуют в уме ложных мудрецов, чем в самой природе. Искусство не может подражать природе во всем; но оно может и должно подражать ей в некоторых пределах». Учеником и последователем Гебера считается багдадский алхимик Аль-Рази (полное имя Рази¾ Абу Бакр мухаммед ибн Закареййа) – европейцы называли его Разесом. Родился Аль-Рази в 865г. в персидском городе Рее, близ Тегерана. В персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Ещё в молодости он начал заниматься опытами по облагораживанию металлов и поисками «эликсира» («философского камня» - Евр.). В 30 летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач. Он автор более 200 естественнонаучных, медицинских и философских трудов. Наибольшую известность доставила ему «Книга объемлющая» – обширный свод по практической медицине. Аль-Рази пересмотрел учение Аристотеля о первоначалах, так как, по его мнению, оно с трудом связывается с наглядными представлениями о свойствах металлов. Металлы, по Аль-Рази, – это сложные вещества, соединение начала металличности (носителем этого начала считалась ртуть) и начала горючести (носитель – сера). Теоретические представления Аль-Рази базируются на признании следующих пяти принципов всего сущего, которые он считал вечными: творец, душа, материя, время и пространство. Все вещ, по его мнению состоят из неделимых элементов (атомов) и пустотного пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определёнными размерами . Аль-Рази страстно верил и в трансмутацию металлов. Целью алхимии, по его мнению, является трансмутация металлов при помощи «эликсира»,осуществляемая через операцию получения металла. Кроме тго алхимия должна заниматься получением из обычных камней (кварца, стекла), драгоценных. Пожалуй, именно с него стоит начать длинный список жертв, принесенных на алтарь алхимии. Он проводил опыты в присутствии хоросанского князя Аль-Мансура. Опыты не удавались, и князь однажды, рассвирепев, ударил ученого по голове – ученый ослеп. Умер Аль-Рази в 925 году. Аль-Рази описал различные химические аппараты, приборы и химические операции. В своей «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) познание вещества, 2) Познание приборов, 3) Познание операций. Он описал различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгацию, растворение, коагуляцию и др. По традиции, установленной его предшественниками, Аль-Рази считал занятие алхимией тайным делом и дал своим книгам соответствующие заглавия («Книга тайн», «Книга тайны тайн»). Огромная арабская империя уже в XI в. стала распадаться. В некоторых её частях возникли самостоятельные халифаты. Политическая нестабильность халифатов, постоянные междоусобные войны привели к тому, что арабские государства не смогли противодействовать натиску с востока монгольских завоевателей ¾ тюрков, которые стояли на более низком уровне культурного развития. В этих условиях наука у арабов постепенно отошла на второй план. Однако в XI-XII вв. в различных частях бывшей Арабской империи (Персия, Ср. Азия, Испания -и др.) ещё появлялись выдающиеся учёные, такие как математик и астроном Аль-Бируни (973-1048) и знаменитый врач арабского средневековья Ибн- Сина (Авиценна). Ибн-Сина (полное имя Абу Али ал-Хусейн ибн Сина) родился в 980г. в селении Афшана, близ Бухары. Ибн-Сина учился в Бухаре в мусульманской школе, а затем пополнил своё образование самостоятельным чтением книг. В особенности он увлекался медициной. В возрасте 21 года он переехал в г. Гургендж ¾ столицу Хорезма. Здесь существовала академия, объединившая многих учёных различных специальностей. Во главе академии стоял Аль-Бируни. Ибн-Сина стал деятельным сотрудником академии и написал здесь свои знаменитые сочинения «Канон врачебной науки» и «Книгу исцеляющих средств». «Канон врачебной науки» ¾ сочинение энциклопедического характера, охватывающее все стороны медицинской науки того времени, в том числе лечебные средства и их деиствие на организм. Ибн-Сина ¾ сторонник и последователь учения Аристотеля об элементах-качествах. Среди оромного числа лекарственных средств, описанных в книге (свыше 750), встречаются многие минеральные вещества (Металлы, их окислы и соли, а также кислоты и щелочи), главным же образом ¾ различные органические (растительные и животные) вещества. «Книга исцеляющих средств» ¾ также энциклопедическое сочинение, посвящённое в основном различным естественнонаучным и медицинским проблемам. Ибн-Сина излагает здесь основы учения Аристотеля о происхождении металлов и минералов в земле. Он поддерживает также точку зрения жабира ибн Гайана о главных элементах, составляющих металлы, ¾ ртути и сере. Однако в отличае от Джабира и аль-Рази Ибн-Сина отрицает возможность трансмутации металлов и осуждает занятия алхимиков ¾ искателей золота. Последние 15-17 лет своей жизни Ибн-Сина провёл в скитаниях по городам Персии. Умер он в 1037 г. в городе Хамадане в возрасте 58 лет. В XI¾XIV вв. появилось довольно много алхимических сочинений на арабском языке, авторы большинства из них не установлены. Но все эти сочинения не дали ничего нового ни в практическом, ни в теоретическом отношении с трудами знаменитых арабских авторов более раннего времени. Алхимики арабского периода значительно расширили круг химических знаний, ввели в практику ремесленного производства и лабораторный обиход много новых веществ, разработали методы получения и обработки различных материалов и химикалий и описали их в своих сочинениях. В теоретическом отношении они также пошли несколько дальше своих предшественников, дав, например, наряду с учением Аристотеля об элементах-качествах теорию состава металлов из ртути и серы и разработав первую классификацию веществ. Главная же заслуга алхимиков арабского периода состоит в том, что они, сочетая наблюдение, опыт и практические задачи в исследованиях, значительно приблизили к практике достижения «тайной науки » эллинистического Египта и тем самым на несколько столетий рассеяли туман, окутывавший химические знания, остававшиеся в наследие от представителей «тайной науки» Александрийской академии. Библиографический список: 1. Борис Игнатьевич Казаков. Превращение элементов. М., «Знание», 1977.