Каталог :: Исторические личности

Реферат: Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист,
общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости,
сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не
занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях
перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена
таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан
Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.
А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского
уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком
народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством
собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в
казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими
властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы
в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над
отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое
впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз
Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце
моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след. Ахмет
обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское
двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских
учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в
аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в
Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам
относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов
был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что
просвещение, образование принест ощутимую пользу народу лишь в условиях
свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола
местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.
Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно
участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами,
организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в
адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу
в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей
и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием
восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он
находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не
прекращал.
В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из
произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в
1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и
человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил
отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить
народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём
культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений
общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути
А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет
статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные
исследования по языкознанию.
1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был
редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке,
выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам
просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным
наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству.
В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие представители
российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в
сути и содерджании происходящих событий и некоторое время находился под
влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в
пагубности для казахского народа политики правых националистических партий,
он переходит на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного
комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И.
Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в
подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской
советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает
наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом
центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по
языкознанию и литературоведению.
В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных
деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел
в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М.
Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста
его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова
вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека
справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно
оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба
одного из ярких представителей культуры казахского народа.
Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной
деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного
слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических,
просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже
19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный
вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.
А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и
переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов
фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в
научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.