Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Ван Гог

                    Винсент ван Гог (Vincent van Gogh)                    
                               (1853-1890)                               
- голландский художник и график, наряду с Сезанном и Гогеном крупнейший
представитель постимпрессионизма. При жизни была продана лишь одна его
работа. Хотя творческая жизнь Ван Гога продолжалась всего 10 лет, она была
необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин. За
последние 70 дней жизни он написал 70 картин. После смерти слава художника
быстро росла. Эмоциональная глубина его творчества оказала огромное влияние
на искусство 20 века, в частности на фовизм и экспрессионизм.
Родился художник 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье
кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей
произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил
в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге,
Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. В 1877 Ван
Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене,
поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже,
шахтерском районе Бельгии. В это время он начал рисовать. Зиму 1880–1881 Ван
Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его
младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. От него
Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную
поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах.
В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он
учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога,
усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он
жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и
часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от него, художник в конце 1883
вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. В работах нюэненского
периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван
Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них
чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая
большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля 
(1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. Полотно
выдержано в темной гамме, словно напоминающей о цвете земли, которую
возделывают крестьяне. Создавая картину в сдержанном колорите, художник в этот
период все больше внимания уделяет формальной стороне картины.
Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Там он посещал занятия в
Академии художеств. Художник вел полунищенское и полуголодное существование.
В феврале 1886, в состоянии физического и духовного истощения, он уехал из
Антверпена к брату в Париж. Здесь Ван Гог поступил в мастерскую художника-
академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для него было знакомство с
живописью импрессионистов. Он встречался со многими молодыми художниками, в
том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Они
научили его ценить японскую гравюру; ее линейный рисунок, плоскостность и
отсутствие моделировки оказали большое воздействие на формирование новой
живописной манеры Ван Гога. Ненадолго он увлекся дивизионистской техникой
Сера, но строгая и методичная манера живописи не соответствовала его
темпераменту. В Парижский период манера живописи Ван Гога существенно
меняется. Его полотна становятся более эмоциональными. Они будто наполняются
светом. Палитра обогащается, она становится более красочной, картины словно
преображаются.
После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного
эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль. В этом южнофранцузском
городе он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил писать. Природа на
картинах Ван Гога живет собственной полноценной жизнью, она динамична,
постоянно пребывает в движении, преобразуется и видоизменяется. Она может быть
источником жизни для человека, рождая злаки и вскармливая виноградники, а может
отвернуться от него, следуя собственному пути. Так, в полотне "Красные
виноградники в Арле" художник воспевает торжество жизненных сил, благодаря
символике динамичных пурпурных, буро-красных, оранжевых сочных оттенков.
Картина словно звучит, она превращается в гимн природе.  Солнце Арля рождает в
художнике новое вдохновение и желание работать: "Как прекрасен желтый цвет!" -
пишет он в это время. Вскоре к нему приезжает Гоген. Под его недолговременным
влиянием Ван Гог пишет "Танцевальный зал", хранящийся ныне в музее Орсе. В этой
картине чувствуется влияние художников Понт-Авена, в частности Гогена и
Бернара: разложение цветов и обводка каждого цветового пятна, стилизованные
лица и прически, схематичность в изображении светящихся шаров.  Летом 1888
художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: 
Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле 
(Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго,
Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами: 
Двенадцать подсолнечников в вазе. Вдохновленный образами японской гравюры и
яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается
одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея
Йельского университета).
Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. В
этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал
с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая философия
Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и
ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя,
набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно
поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года
его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды
сменялись депрессией и бездеятельностью. В это время он написал знаменитые
пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по
репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа. В числе
наиболее интересных натюрмортов этого периода - натюрморты с ирисами, на
основе которых художник продолжает исследовать возможности цветовых
сочетаний. На тему "ирисы в провансальском кувшине" появляется четыре
вариации. Ван Гог так писал о работе над этими натюрмортами: "Один из них -
на розовом фоне, где эффект гармоничен и мягок, благодаря сочетанию зеленых,
розовых и лиловых тонов. Второй. совершенно противоположен первому.
Помещенный на сверкающем лимонно-желтом фоне с другими тонами желтого в вазе
и подставке, на которой он стоит, он создает эффект контрастных
дополнительных цветов, которые усиливают друг друга." Манера художнка на
последнем этапе творческого развития характеризуется  очень яркой цветовой
гаммой; импрессионистское мерцание света уступает место практически
монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие
борозды полей - одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к
свету, который не может быть назван просто дневным, - в нем есть несомненный
оттенок сверхъестественного, художник ищет все более правдивого выражения
тайны человеческого существа и своей болезненной жаждой духовности выделяется
из общего течения импрессионизма.
В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись на
север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося
искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы –
два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д'Орсе, и Нью-Йорк, коллекция
Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога – виды пшеничных полей под
жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить «грусть и крайнее
одиночество». Умер Ван Гог 27 июля 1890. Так и не понятый своими
современниками, он оставляет потомкам множество шедевров и удивительных
писем, обращенных к брату Тео. Эти письма стали одними из самых интересных
размышлений о творчестве и жизни художников XIX века.
     "Я чувствую, что моя работа - это постижение сердца народа, что я должен
держаться этого пути, должен вгрызаться в глубину жизни и, невзирая на
бесконечные трудности и тревоги, пробиваясь вперед. 
     Я не представляю себе иного пути и не прошу избавления от трудностей и
тревог, а надеюсь только что они не станут для меня невыносимыми, чего не может
произойти до тех пор, пока я работаю и сохраняю симпатии таких людей, как ты. В
жизни то же, что в рисовании: иногда нужно действовать быстро и решительно,
браться за дело энергично и стремиться к тому, чтобы крупные линии ложились с
быстротой молнии. 
     Так уж не время для колебаний или сомнений, рука не должна дрожать, взгляд не
должен скользить по сторонам, а должен быть сосредоточен на том, что находится
перед тобой. Надо, чтобы оно всецело поглотило тебя, и тогда через короткое
время на бумаге или холсте возникает нечто такое, чего там раньше не было, и
возникает таким образом, что потом и сам не понимаешь, как ты это отгрохал.
Конечно, решительным действиям обязательно предшествует известный период
обдумывания и размышления, в момент же самого действия на рассуждения времени
почти не остается... 
     ... Именно потому, что я так часто видел, как топчут слабых, я сильно
сомневаюсь в подлинности многого из того, что именуют прогрессом и
цивилизацией. Правда, я даже в наше время верю в цивилизацию, но только в
такую, которая основана на истинном человеколюбии..." 
     Винсент ван Гог
Письмо к брату Теодору
Гаага, 11 мая 1882