Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Жизнь Веры Холодой

     РЕФЕРАТ
     на тему
     життєвий шлях
     Віри Холодної
                                                                     Підготували
                                                                 учні 11-А класу
                                                              Ніколаєв Віктор та
                                                                  Короткий Євген
2000
Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы зрителей, ней
вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали ей невероятные по
тем временам гоноррары. У актрисы было удивительное лицо -- такое в старину
называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль, капризные губы и
глаза - огромные, глубокие, печальные... Она провела на съемочных площадках
всего четыре года, но осталась в сознании людей целой кинематографической
эпохой.
Летом 1893 года в Полтаве, в семье учителей родилась девочка. Ее нарекли
Верой. Через два года после появления на свет "полтавской галушки", как
прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья переехала в Москву. В
одиннадцать лет, учась в гимназии, Вера мечтала о балете. Она даже поступила
в училище при Большом театре. Но бабушка, считавшая, что профессия балерины
не для девушки из порядочной семьи, настояла на уходе из училища.
На выпускном балу после окончания гимназии Вера познакомилась с молодым
юристом Владимиром Холодным. Весь вечер он читал стихи, восхищался ее
необыкновенными глазами и чуть ли не сразу предложил руку и сердце. Она
согласилась. Вере было семнадцать лет.
Знакомые осуждали столь ранний брак. Но ничто не могло остановить два любящих
сердца. Через год у них родилась дочь Женя, а спустя еще год в доме появилась
приемная дочь Нонна. Супруги часто посещали светские клубы, кинематограф. По
воспоминаниям современников, Вера покоряла всех своей красотой, умом и
являлась украшением салона. Ее муж, Владимир Холодный был человеком
одаренным, хорошим музыкантом, страстно увлекался автоспортом. Несколько раз
они попадали в аварию на своем автомобиле, но судьба берегла их.
Когда началась Первая мировая война Владимир был призван в армию и
материальные затруднения привели Веру к дверям кинофабрики. После нескольких
проб она снялась в небольшом эпизоде в фильме "Анна Каренина". Но хотелось
настоящей, большой роли. Великий ценитель красоты, режиссер Бауэр, первым
подметил и оценил талант актрисы. Успех первых фильмов превзошел все
ожидания. Своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем Холодная
произвела сенсацию - писали тогда газеты. На новую звезду посыпались
предложения сниматься на любых условиях. Молодая, неискушенная актриса стала
играть только главные роли. Специально для нее писались сценарии. В то время
название и содержание картин держали в секрете, боясь конкуренции. Фильмы же
с участием Холодной широко рекламировались еще до начала съемок - и в этом не
было риска, ведь уникальность заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой
актрисы. Народ шел на "Веру Холодную", ее фильмы были вне конкуренции.
Число ее обожателей росло с каждым днем. Однажды в 1915 году в квартире Веры
Холодной появился высокий худой солдат, он привез ей письмо от мужа с фронта
и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на актрису
и молчал. Это был Александр Вертинский - чуткий, нервный поэт, посвятивший ей
свои песни. Он тосковал по ней, мучимый безответной любовью: "Где Вы теперь?
Кто Вам целует пальцы?”
Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в шести
фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который предложил ей
сказочный гонорар. Это было очень кстати, ведь в то время она одна кормила
семью - двух дочерей, двух младших сестер, мать и бабушку. Муж как младший
офицер получал мизерное жалование.
Вскоре Холодная становится законодательницей моды. Она одевается у лучших
портных и демонстрирует образцы элегантности и шика на многочисленных фото.
Однако за внешним блеском стоял нелегкий труд. Актрисе приходилось работать в
условиях военного времени, ночью часами простаивать в гриме, возвращаясь
домой под утро с резкой головной болью и воспаленными глазами. Но Вера
никогда не позволяла себе "капризов примадонны". Засыпали у объективов
операторы, ворчали осветители, но "королева экрана" сохраняла выдержку.
Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала после
фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В
Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают подолы...
Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен? Оказывается же,
что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая все на пути." В
Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием Холодной началось
настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была огромная очередь. Кто-то
пустил слух, что нескольких человек впустили через запасной вход. Публика
ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери и грозя расправой
администрации. Был вызван отряд конных драгун. Разбушевавшуюся толпу с трудом
успокоили.
Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной. Одни
считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном
таланте, называя Веру "Ермоловой кино". Сам Станиславский пророчил ей успех
на сцене, на что Холодная любила повторять: "Лучше быть первой в
кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме".
Так в чем же был секрет "королевы"? Каждая эпоха создает свой тип женщины,
утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике
изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В
них была какая-то загадочность, двойственность. Но откровения живописи и
литературные описания лишь приближали к еще не сказанному "последнему слову".
Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая, открывавшая своим
движением восторженному зрителю действительное присутствие в мире того
идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня чаще всего соблазненная,
покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя однозначны: догнать, спасти,
прижать к груди. Именно стойкость "образа истерзанной души" и создала славу
Веры Холодной.
Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,
работалось плохо и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.
"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень
тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная
скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный
профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали, чтобы
потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она приняла
смерть тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.
Владимир Холодный не надолго пережил жену. После панихиды в Художественном
театре он стал заговариваться, иногда не слышал, что к нему обращались.
Постоянно говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер, а малолетние дети были
вывезены за границу.
Смерть актрисы породила множество сплетен и легенд. Газеты всех мастей
пестрели версиями: "Азербайджан" сообщила, что Холодная была найдена в
окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами, "Грузия" писала об
убийстве и ограблении актрисы неким мусульманином. Одни говорили, что она
шпионка и ее расстреляли большевики, другие -- что она красная разведчица и
ее убили французы, послав ей огромный букет лилий, от губительного аромата
которых она и умерла. Страсти еще долго не утихали. Никто не хотел верить,
что "королева" умерла от такой прозаической болезни, как грипп. На ее смерть
Вертинский сочинил печальную песню:
Ваши пальцы пахнут ладаном, А в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо
Вам. Ничего теперь не жаль...