Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Геральдика

                 Российский  университет  дружбы  народов                 
                  ______________________________________                  
     

Реферат по делопроизводству

на тему

Геральдика - история возникновения печатей

Выполнила: Харахаш Анна гр ЭМ-101

Проверила: Цандарян А.Р.

Москва 2002 г.

Вступление ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus глашатай) - гербоведение. Со 2-й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13 1-й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов. Геральдика - удивительная наука, дающая начало множеству, казалось бы, не связанных с ней систем знаний. Геральдика - описание гербов и их истории. Геральдика - гербовладение, составление и изучение гербов. Геральдика - дисциплина, изучающая гербы как исторические источники. Геральдика - это искусство и система использования геральдических символов. Но эта наука связана непосредственно с секретарским делом. Печати являются неотъемлемой частью работы секретаря-референта. А для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к истории. ГЕРБ – (польск. Herb < нем. Erbe наследство) отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п. Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффруа, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они “подписывали” документы. Таким образом, именно геральдика положила начало существованию печатей, как удостоверений подлинности документа. Такая же связь прослеживается и между этой наукой и создаваемыми знаками качества: во многих из них используются элементы старинного учения о гербах. Из истории геральдики Составление и чтение гербов - настоящее искусство. Геральдические символы, которые наследовались по мужской линии и выступали чем-то вроде отчества, возникли в середине 12 века как средство идентификации средневекового рыцаря, который, облаченный в доспехи и с опущенным забралом, не мог был быть опознанным ни врагом, ни товарищем по оружию. Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, те же символы изображались на плащах - свободном одеянии без рукавов, которое закрывало оружие. Это одеяние называли “плащ на оружии”, потом “оружие” (отсюда английское слово “герб” и “оружие” обозначаются одним словом “arms”). Распространению гербов немало способствовали рыцарские турниры. Турниры распространили моду на эмблемы по всей Европе. ТУРНИР - (нем. Turnier), военное состязание рыцарей в средневековой Зап. Европе. В большинстве стран прекратились в 16 в. Но вскоре стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку часто носители гербов выбирали их по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль за этим был поручен представителям короля или наиболее знатным дворянам, герольдам (по-английски “вестникам”). Герольды разработали строгую систему, чтобы регулировать использование гербов и следить, чтобы гербы не повторялись. ГЕРОЛЬД - (нем. Herold, от ср.-век. лат. heraldus), в Зап. Европе в средние века глашатай, церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах и т. п. Поначалу гербы выдавались дворянству только от имени королевского дома, они рассматривались как знак отличия и символ высочайшего статуса. К середине 15 века эта честь распространилась на богатых купцов, аббатов, священников. В Англии существует три ранга лиц, имеющих право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты (поначалу – ученики герольдов). Короли гербов в свою очередь разделяются на три категории: Гартер (по-английски “подвязка”), Кларенсо (названа в честь герцога Кларенса) и Норрой и Ольстер (этот титул был создан в 1943 году). Шесть герольдов называются до сих пор Честер , Виндзор, Ричмонд, Сомерсет, Йорк и Ланкастер Четыре пурсуиванта носят следующие имена: Портсулли, Блюмантл, Руж Круа, Руж Драгон. В Шотландии же главным лицом является Лорд Лев - царь гербов. Герольды носят имена: Марчмонт, Албани, Ротсей, а пурсуиванты - Дингвалл, Кинтайр, Каррик и Уникорн. Герб говорит Языком геральдики в Британии является блазон. Он был создан первыми герольдами как язык, позволяющий подробно и точно описать герб. Этот язык представляет собой смесь французских слов, которыми пользовались потомки норманнских и англосаксонских завоевателей. Составляющие гербов Базовыми элементами герба являются детали экипировки рыцаря, в которой он принимает участие в сражении или на турнире: щит, шлем, одеяние, “крест” и “гирлянда”. Другие основные компоненты - поддерживатели щита, а так же девиз. Самым важным элементом герба является щит. На протяжении столетий щитом пользовались как для защиты, так и для демонстрации своих символов. Вторым по значению является крест (от латинского crista -“петушиный хохолок”). В геральдике так называется украшение или эмблема на шлеме. Иногда так неправильно называют герб, но, хотя бывают гербы без “крестов”, “крест” без герба невозможен. Часто фигура не “кресте” повторяла изображение на щите. Животные, птицы, части человеческого тела, такие как согнутая рука, были часто употребимы, хотя встречались и изображения неодушевленных предметов, как, например, ковша или цепи. ЭМБЛЕМА – (гр. Рельефное украшение) условное изображение какого-либо понятия, идеи. ГРИФОН - в древневосточной мифологии фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. ГРИФ - (франц. griffe), штемпель с образцом подписи или каким-либо другим рукописным текстом, а также оттиск такой печати или штемпеля на документе. Ниже “креста” располагается гирлянда. Как правило, это две полоски шелковой материи, несущие два главных цвета щита. Ниже “креста” и “гирлянды” располагается шлем. Как и форма щита, форма шлема за многие годы претерпела изменения - от конического шлема с полоской, прикрывающей нос, времен нормандского завоевания, до шлемов 15 века, которые полностью закрывали лицо. С семнадцатого века форма шлема стала зависеть от ранга лица, который его носил. Шлем короля и принцев был золотым с металлическими полосами спереди (шлем короля имел пять полос, шлем принца Уэльского - семь), шлем пэра был серебряным или золотым, с пятью профилями в профиль, у баронов были стальные шлемы без железных полос, с большим визуальным обзором, у эсквайров и дворян низшего ранга - из стали с узкой щелью для обзора. Фигуры, которые располагаются по сторонам щита, называются поддерживатели Их присваивали гербу только главы фамилии самого высшего ранга - королю, пэрам, высшему дворянству. Поддерживателями могли служить человек, птица, зверь или рыба. Как правило, фигура несла иносказание или какой-то намек. Город Глазго, к примеру, на своем гербе в качестве поддерживателей герба имел двух осетров. Поддерживатели могли быть мифологическими персонажами: два золотых единорога поддерживают герб Общества Аптекарей - здесь содержится намек на веру в то, что рога животного способны очищать организм. Среди неодушевленных поддерживателей встречаются деревья, горящие факелы и Геркулесовы столбы. Вовсе не обязательно, чтобы поддерживатели по обеим сторонам были одними и теми же, - у королевского герба поддерживателями являются фигуры льва Англии и единорога Шотландии. Ранние поддерживатели как бы парили в воздухе, они лишь позднее обрели твердое основание. Это основание называлось компартмент (от французского comporter - “нести”) и представляло собой полянку с зеленой травой. К шлему прикреплялось и живописно развевалось позади щита одеяние. Девиз писался на ленте, которая в английской геральдике располагалась ниже щита, а на континенте - наверху. Обычно короткое изречение выражало направляющий принцип, благородные чувства или же содержало намек на имя владельца герба Полагают, что одеяние возникло от защитного покрывала, которое спасло крестоносцев от палящего солнца Святой Земли, а девиз - от клича перед схваткой От отца к сыну Хотя гербы передаются по наследству, два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться. Для этой цели были введены отметки нисходящей линии Они помещались в верхней части герба на щите и, кроме определения иерархического положения в семье, отличали различные ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее. По смерти отца его герб наследовался старшим сыном, гербы же остальных сыновей не менялись. Женщины и геральдика Дочери могут перенимать герб отца, но изображенным в рамке, имеющей форму ромба, и без “шлема” и “креста”. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей герба становится дочь При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе. Среди самых частых символов на гербах наиболее часто употребляемым животным является лев. Орел - наиболее важная птица, используемая в геральдике. Наряду со львом, орел – самый популярный из представителей фауны. Как символ власти и могущества с древнейших времен, он стал наиболее часто употребляемым государственным и имперским символом. Самым же часто употребляемым растением является лилия. Наиболее важным растением на гербе в британской геральдике является роза. Древнейшие печати Руси Первые сведения о печатях содержат договоры Руси с Византией Х века, текст которых донесла до наших дней древнейшая летопись – “Повесть временных лет”. В одном из них (944 г.) говорится: “Раньше приносили купцы золотые печати, а купцы серебряные, ныне же повелел князь ваш посылать грамоты нам, царям (византийским), те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту.” Текст этого договора может свидетельствовать о замене существовавшего ранее бездокументального общения между Русью и Византией документальным. Однако в нем упоминаются не те печати, которые в более поздние времена обычно скрепляли грамоты, а другие – те, что купцы и послы до 944 г. предъявляли византийцам без всяких грамот. Что же это за печати? Ученые полагают, что они заменяли верительные грамоты, являясь своеобразным удостоверением личности древнерусских послов и купцов. Различные предположения высказываются о форме печатей: по мнению одних исследователей, их роль играли металлические пластины или бляхи, висящие на груди владельца, большинство же историков считают, что в качестве печатей, как и в Европе, согласно византийской традиции, использовались перстни. В самом раннем древнерусском законодательном памятнике – “Русской Правде” (X-XIII вв.) – встречаются термины “пятно”, “знамя”, аналогичные понятию “печать”. Так, здесь упоминается о княжеском коне, на котором – “пятно”, о “княжеской борти”, т.е. дереве на границе земельных владений с изображенным на нем княжеским знаменем – знаком. Благодаря археологическим находкам стало известно, как выглядели эти княжеские знаки: ими примечено множество деталей военного снаряжения, ремесленных изделий. Датировка деревянных цилиндров, обнаруженных в Новгороде, относится к 70-м гг. X в. На них изображены княжеские знаки или надписи “княже”. С помощью особого устройства эти цилиндры, подобно замку, закрывали мешки с пушниной и различные сосуды, в том числе с серебром. Они использовались в княжеском обиходе и не только показывали принадлежность вещи князю, но и гарантировали ее сохранность. Таким образом, в ранний период истории Древней Руси печать служила удостоверением личности. В торговле, финансовых предприятиях печати могли выполнять роль нормативных знаков, пломб, клейм, предназначенных для запечатывания, закрытия. В те времена еще не отделились окончательно от различных знаков собственности. ПЛОМБА – (фр. Plomb свинец) пластинка из жести, свинца и др. с оттиском печати (клейма), которой опечатывают упакованные товары, запертые двери и т.п. Печати Русского Средневековья Постепенно древнерусские печати приобретают вид “булл” (“шариков”) – круглых металлических предметов с изображением на обеих сторонах. В настоящее время древнейшей подобной печатью считается свинцовая булла князя Святослава Игоревича (около 945—972 гг.). На обеих сторонах её изображён “знак Рюриковичей” — трезубец. Разные начертания “знака Рюриковичей” встречаются на свинцовых княжеских буллах потомков Владимира Святого и на первых русских монетах этого князя — золотниках и сребрениках. Печати древнерусских князей X — первой половины XI вв. историки называют “буллами архаической (древнейшей) традиции”. С развитием письменности на Руси роль печатей усложняется. Теперь они скрепляют документ: иногда просто запечатывая, закрывая его (например, какое-либо письмо, послание), а иногда — утверждая, узаконивая содержание документа, к которому приложены. Печати заменяют подписи князей, выдававших жалованные грамоты, заключавших договоры с другими князьями или государствами. Печать, скрепляющая документ, выступала в своём основном назначении, которое она не утратила до сегодняшнего дня: удостоверение юридической силы документа, подтверждение его подлинности. В этом качестве печати изучает вспомогательная историческая дисциплина — сфрагистика (от греч. “сфрагис” — “печать”), или сигиллография (от лат. sigillum — “печать”). Печатями в сфрагистике называют как матрицы (штемпели, формы), которые раньше изготавливались из твёрдого материала — камня, металла, кости (в настоящее время для этого служит мягкий материал, обычно резина), так и оттиски матриц на металле, воске, сургуче или бумаге. По способу скрепления документа исследователи разделяют печати на две группы. Одну из них составляют вислые печати. Оттиснутые специальными щипцами — буллотириями, они привешивались к документу на кожаных ремешках, шнурах, шёлковых нитях. Вторая группа печатей — прикладные, оттиснутые самыми различными штампами, в том числе перстнями-печатками. ШТАМП (нем. Печать) – вид печати, обычно прямоугольный. На протяжении почти пяти столетий на Руси употреблялись вислые металлические печати — свинцовые (моливдовулы), серебряные (аргировулы), золотые или серебряные позолоченные (хрисовулы). Образцом для них служили печати Византии, с которой Русь имела тесные торговые, политические, культурные и духовные связи. Вслед за “буллами архаической традиции” в середине XI в. возникают княжеские печати “греко-русского” типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой — греческая благопожелательная надпись: “Господи, помози (т.е. помоги) рабу твоему (такому-то)”. Подобными печатями пользовался, например, Владимир Всеволодович Мономах. На его буллах изображён Святой Василий Кесарийский, именем которого был наречён при крещении Владимир Мономах. В греческой надписи на оборотной стороне печати он величается: “архонт (т.е. князь.) России”, “благороднейший”. Самую большую группу среди княжеских печатей Древней Руси составляют экземпляры с изображением двух святых — на лицевой и оборотной сторонах. Что означает подобная композиция? Дело в том, что русские князья имели два имени — мирское (светское) и данное при крещении (христианское). В летописи указывалось мирское имя князя, печать же даёт крестильное имя. Изображение того или иного святого на княжеской печати указывает на крестильное имя князя, изображение двух святых (на лицевой и оборотной сторонах) — на его христианское имя и отчество. Подобные печати принадлежали новгородским, киевским, черниговским, смоленским и другим русским князьям. Кроме княжеских существовали буллы церковных иерархов — митрополитов, епископов. Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта, присланного в Киев из Византии в середине XI в. Известны печати представителей княжеской администрации: например, знаменитая булла с надписью “От Ратибора” принадлежала наместнику великого князя киевского в Тмутаракани Ратибору. От времён Древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых булл. Они были найдены при археологических раскопках, документов при них, к сожалению, не обнаружено. Грамоты с печатями, дошедшие до нас от столь далёких времён, — большая редкость. Самая известная из них — жалованная грамота, данная в 1130 г. киевским князем Мстиславом Владимировичем и его сыном Всеволодом новгородскому Юрьеву монастырю на волость (область) Буец и серебряное блюдо. Подтверждал подлинность акта хрисовул — “золотая булла”. В настоящее время доказано, что сохранившаяся при грамоте вислая печать изначально не имела к ней отношения и принадлежала князю первой половины XIII в. Ярославу Всеволодовичу, т.е. она “моложе” грамоты на сто лет. Наибольшее количество русских печатей-булл обнаружено в Новгороде. Там, на территории Городища, где на протяжении всего периода существования Новгородской республики была резиденция князя и его администрации, находился архив. Остатком этого архива и являются многочисленные печати от хранившихся в нем документов. По этим печатям учёные восстановили структуру органов власти, которым на протяжении столетий принадлежало право подтверждать подлинность официальных документов. Печатей князей, архиепископов (владык), должностных лиц (посадников, тысяцких) находили здесь. Известно, например, более 40 экземпляров печатей Александра Невского. На них — Святой Александр с мечом и щитом, а также Святой Фёдор (патрон князя Ярослава, отца Александра Невского) с мечом и щитом. Иногда Святой Александр изображается в виде всадника. Любопытно, что голову всадника украшает корона, т.е. он олицетворяет самого князя. Республиканские органы власти представлены самыми разными печатями: например, новгородский Совет Господ — печатями с характерными надписями: “Печать Великого Новгорода”, “Новгородская печать” и другими; основные территориальные части города (концы) — “кончанскими” печатями. Много металлических печатей обнаружено при раскопках Пскова; они найдены также и в других русских городах, где наряду с буллами употреблялись и прикладные печати-оттиски на воске. Археологами обнаружено немало перстней- печаток (особенно на юге Руси), а также металлических, деревянных, костяных печатей-матриц во многих древнерусских городах. С XIV в. русские печати постепенно изменяются. Например, княжеские печати, ещё почти сто лет сохранявшие на лицевой стороне изображение святого патрона, на оборотной приобретают строчную надпись, содержащую имя и титул владельца. При грамотах, написанных на пергаменте, до наших дней сохранились привешенные к ним позолоченные серебряные буллы великих князей московских — Ивана Даниловича Калиты, Семёна Ивановича Гордого, Ивана Ивановича Красного, Дмитрия Ивановича Донского и его сына Василия Дмитриевича. На каждой из них изображение святого покровителя сопровождается обязательной надписью: “Печать великого князя (имя)”, “Печать князя великого (имя князя) всея Руси”. В течение XIV—XV вв. металлические буллы вытесняются восковыми вислыми и прикладными печатями. На них (за исключением печатей церковных иерархов) появляется уже светское изображение, а также круговая легенда (надпись, расположенная вокруг изображения) с указанием не только имени, но и “должности” владельца. Среди московских князей восковую печать начал использовать в середине XIV в. Семён Иванович Гордый. Подобные печати, находившие применение в различных государственных службах, учреждениях и среди должностных лиц, в течение XV в. практически заменяют свинцовую печать. Это связано как с дешевизной воска по сравнению с металлом, так и с заменой прочного пергамента на бумагу, которая, конечно же, не могла выдержать вес свинца. После отказа от византийской традиции использования металлических булл постепенно изменяются и изображения на русских печатях. Князья начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, обычно вставленные в металлический ободок. Как правило, геммы были античного или западноевропейского происхождения, хотя и местных подражаний встречалось немало. Античный сюжет лежит, например, в основе изображения на печати Василия Васильевича (Василия II), которой скреплено большинство жалованных и договорных грамот великого князя. Это так называемый “Аполлон на колеснице”. На печати изображена квадрига Солнца, или колесница Аполлона-Солнца, светоносного бога, посылающего на врагов лучи-стрелы. Человек, голову которого украшает венец из лучей, в правой руке действительно держит нечто похожее на пучок стрел, а в левой — круглый предмет, возможно шар-солнце. Печати Московского Государства В последние годы жизни Василий II пользовался другой печатью, которая затем перешла к его сыну, Ивану III. Речь идёт о восьмигранной гемме с изображением льва, терзающего змею. Печать отца (естественно, изменив имя её владельца) великий князь московский Иван III использовал на протяжении четверти века. Но когда встал вопрос о создании общегосударственной печати, объединитель русских земель выбрал для неё другие эмблемы, более соответствовавшие историческому моменту: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьём дракона, на оборотной — двуглавый орёл, увенчанный коронами. Образец этой вислой красновосковой печати прекрасно сохранился до наших дней при грамоте 1497 г, Правители Московского государства пользовались ею на протяжении XVI— XVIII столетий. Внук Ивана III — Иван Васильевич Грозный — для скрепления государственных актов и личных посланий имел в своём распоряжении самые разнообразные печати. При нём изменилась композиция государственной печати: всадник, поражающий копьем дракона, разместился на груди двуглавого орла. Грамоты, отправляемые за рубеж, например к шведскому или датскому королю, снабжались большой печатью, на которой вокруг двуглавого орла располагались 24 эмблемы-печати земель, царств и княжеств, входивших в состав Московского государства. На оборотной стороне вместо всадника на груди орла помещался единорог. Это мифическое животное встречается на многих печатях Ивана IV в качестве знака силы и могущества. Постепенный рост территории Московского государства повлёк за собой укрепление органов власти, создание центрального и местного административного аппарата, увеличение количества документации. Ранее княжескую или царскую печать хранил один человек — печатник. Например, печати Ивана Грозного “курировал” дьяк Посольского приказа Иван Висковатый. А в самом начале XVII в. возник специальный Печатный приказ. За приложение печати к грамотам брали пошлину. Об этом сообщают статьи законодательных памятников, например Судебников 1497 и 1550 гг., которые устанавливали порядок использования различных ведомственных и государственных печатей. В XVII в. печати широко используются многочисленными центральными и местными учреждениями. Сохранились, в частности, печати Приказа Большого дворца с изображением единорога. Приказ Большой казны, ведавший государственным хозяйством и финансами, имел печать с изображением весов и надписью: “Печать казённая Приказу Большие казны”. К местным печатям относятся таможенные, на которых изображение обычно отсутствует, — имеются лишь надписи; печати сибирских городов и острогов (т.е. малых крепостей) с фигурами пушных и прочих зверей; печати различных земель и княжеств с эмблемами, впоследствии вошедшими в городские гербы. Например, известны печати XVI— XVII вв. с изображением сабли под короной и надписью: “Печать царства Астраханского”; дошла до наших дней и печать княжества Смоленского: пушка на лафете, а на пушечном стволе — райская птица. В 1692 г. Пётр I постановил: в Ярославской приказной избе “быть печати изображением герб ярославской”. Так появились на городской печати медведь с протазаном (род копья) и надпись: “Печать града Ярославля”. Во второй половине XVII в. у русского царя имелось более десятка различных печатей, которые вырезались по мере усложнения царского титула в связи с присоединением новых земель. Восходящие на трон цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая в матрице была съёмной, т.е. изготавливалась отдельно от центрального изображения. Печати Российской Империи и СССР Петр I, в начале своего правления по традиции применявший старые печати, в последствии приказал вырезать несколько новых. Они отличались от прежних расположением гербов на крыльях орла, цепью ордена Святого Андрея Первозванного, окружающей щиток с орлом и императорской короной над щитком. Для печатей “нового дела” (т.е. вновь сделанных) характерна краткость титула. Царь именовался: “Пётр Алексеевич, царь и самодержец Всероссийский”, “Пётр Первый, Божиею милостию царь и повелитель Всероссийский”. Прибывший в 30-е гг. XVIII в. в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Анны Иоанновны известный европейский гравер Иоганн Гендлингер вырезал российскую государственную печать с могучим двуглавым орлом, который по своему величию соответствовал мощи и незыблемости Российской империи. Большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу в высокохудожественной манере, служила русским монархам сто с лишним лет — до конца царствования Николая I. Изменились печати учреждений и ведомств: вместо символических изображений, отражающих деятельность того или иного приказа, как это было в XVI—XVII вв., на них появился государственный герб — двуглавый орёл. Местные символы — гербы — помещались на городских печатях, которые по велению императрицы Екатерины II были учреждены в каждом городе. Печать Временного правительства, созданную в 1917 г. по рисунку известного русского графика Ивана Билибина, украшал двуглавый орёл — без корон, скипетра и державы, без всадника на груди и без гербов. Молодое Советское государство отказалось от прежних государственных символов. С января 1018 г. велась работа по созданию новой печати. Руководство России придавало этому очень большое значение, проект печати неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Народных Комиссаров (СНК). В марте — апреле 1918 г. в качестве изображения для печати была выбрана эмблема “Серп и Молот”. По предложению В.И. Ленина из композиции изъяли меч. Окончательный проект СНК утвердил в конце июня 1918 г. К этому времени разрешились споры по поводу девиза и надписей, которые были приняты в следующей формулировке: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” и “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”. Через месяц изготовили матрицу новой печати. Все советские органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема “Серп и Молот”. Список литературы 1. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+»; 1995. – т.5 2. Современный словарь иностранных слов. – М.: «Русский язык»; 1992. 3. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык»; 1989. 4. Советский Энциклопедический словарь. – М.: «Советская Энциклопедия»; 1987. 5. Энциклопедия знаков, символов, эмблем. – М.: «Локид»; 1999.