Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Египетская скульптура

     Р Е Ф Е Р А Т
                  По теме: Древний Египет . Скульптура.                  
                    Студента  811 группы     ЯШЕНКОВА Виталия                    
                              г. Санкт - Петербург                              
                                    1997 год                                    
Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые
небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры
правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с
центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того
места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем
этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали
в Хеопс. Так называют его и в наше время.
Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний
период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период
раннего Царства 3000-2000гг до н. э.
Главным объектом искусства становится человек. Грандиозные архитектурные
сооружения – пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм.
Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300
каменных многотонных глыб.
Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город
мертвых” был своеобразной дорогой в загробный мир.
Древние египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих  в
иной мир всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что
счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям.
Египтяне считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной
смерти даруется богами тем людям,  за душами которых хорошо ухаживают
священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких
душ, которую египтяне называли “Ка” (двойник умершего человека).
В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в
течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте
почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили
больше на животных, чем на людей. Их изображения  имеют собачьи головы, рога
или другие признаки зверей.
Но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей
стране: Гор, Ра, Осирис, Исида  и другие.
Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и
память о его  благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра,
тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое
религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое
или поглощаемое темнотой -  мраком.
Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца,
а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту.
Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут,
символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис
изображается с головой быка.
Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой
возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной
чаше, символ влаги, без которой ничто не  могло бы существовать на земле.
Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество
над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.
Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный
разум, который сотворил вселенную.   Он также и бог письмен, и организатор
мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица
ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому
ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис
посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога
входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.  Иногда
бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали
тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и
торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую
драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне
утверждали, что солнце и луна  только в лодке   плавают вокруг земли.
Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из
них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.
До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с
изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением
относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти
времена великими мудрецами и могущественными царями.
Как уже говорилось ранее  рядом с пирамидами  в “городе мертвых” находились
гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа  выставлены    каменные  Рельефы  из
гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные.
Характер изображений и их композиционное решение дают представление  о
разработанном каноне. Так в рельефе из гробницы  Нимаатра  фигура
восседающего в торжественной позе за столом вельможи  в несколько раз
превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они
размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в плоскости
изображения. Трехмерное тело сведено  к силуэту, четко очерченному контуром.
Скульптор умело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения:
голова и ноги - в профиль; глаза, плечи и грудь – в фас. Такое изображение
людей характерно для египетского искусства.
Второй памятник –каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной
технике: изображение  не выпуклое, а врезанное в камень.
В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы
Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены.
Композиция выполнена в строгих рамках принятого канона: фронтальность более
крупной фигуры  Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях,
торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно
трактованные фигуры  связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху
гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый
цвет, женская – в желтый.
Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя
фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это
время   объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной
скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими
чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей
модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в
гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной
позе.
Характерный головной убор – немес - с изображением урея – священной змеи,
охраняющей царя, - а также  три его имени, начертанные в картуше (украшении в
виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка
всего Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты:
узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы,
выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение.
Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие
детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.
В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и
культовых, в частности статуя богини Мут – Сохмет. Дочь верховного бога Ра,
богиня войны и палящего зноя. Сохмет изображалась львиноголовой. В этом
образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с
силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её
одряхлевшему отцу   и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром
засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного
истребления.
По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв
за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют
египтян красные, в период разлива, воды Нила.
Грозная богиня держит в руках “анх” - знак символизирующий жизнь.
Монументальная статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его
имя обозначено на троне) находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем
храме того времени – Карнакском.
Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с
женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам
великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал
мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие
традиционные черты  (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с
блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это  женские фигуры: и
мать, и жена  изображены в одинаковом возрасте. Это говорит о том, что
древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная
молодость и покой.
Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого
строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э.
Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера
в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает
изяществом и значительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего
человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего
очень важную роль в государстве.
Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас
неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.
Литература:
Рубинштейн Р.И. “ О чем рассказывают памятники древнего Востока”
Москва, Просвещение, 1964
“Мифы в искусстве старом и новом”,Историко-художественная монография (по Рене
Менару)
Санкт-Петербург, Лениздат, 1994
Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж”, путеводитель по выставкам.
Искусство, Ленинградское отделение.
Энциклопедия для детей. Всемирная история
Москва, Аванта+, 1993