Каталог :: Информатика

Шпора: Шпоры

1.Информатика, как основа информатизации. История, современное состояние и
перспективы (информационных технологий) ИТ.
Информатика—наука, которая изучает инф-ю, способы обработки, передачи и
хранения,  изучает стр-ру и общие свойства инф-и,  а также закон-ти  всех
процессов обмена инф-ей при непосредств. устном и письменном общении
специалистов до формальных процессов обмена посредством  разл. носителей
инф-и.  Значительную  часть этих процессов составляет научно-информац. деят-
ть по  сбору,  переработке, хранению, поиска и распространению инф-и.
Основная задача информатики заключается в определении  общих закономерностей,
в  соотв.  с  которыми происходит создание научной инф-и, ее преобразование,
передача и использование в различных сферах деят-ти ч-ка.  Прикладные задачи
заключаются в разработке более эффективных методов и средств  осущ-я
информационных процессов, в определении способов оптимальной  научной
коммуникации  с  широким   применение   технических средств.
Кибернетика - наука об общих  законах  получения,  хранения, передачи и
переработки  инф-и в сложных системах.  При этом под сложными системами
понимаются  технические,  биологические  и соц. системы,  поэтому
кибернетика нуждалась в мощном инструменте, и этим инструментом стали
компьютеры.
В нашей стране наблюдается заметное отставание в области информатики,
особенно в плане обеспечения ее  материально-технической базой,  а
следовательно и в плане практического применения компьютерной техники и
технологии.
Информатика исследует следующие группы основных вопросов:
- технические,  связанные  с изучением методов и средств надежного сбора,
хранения, передачи, обработки и выдачи информации;
- семантические, определяющие способы описания смысла инф-и, изучающие языки
ее описания;
- прагматические, описывающие методы кодирования инф-и;
- синтактические, связанные с решением задач по формализации и автоматизации
некоторых видов научно-информационной деят-ти, в частности индексирование,
автоматическое реферирование, машинный перевод.
Развитие информатики как науки началось во 2-ой половине 20в. (к.60-х г.).
Научно Технич Прогресс позволил изобрести технические средства, позволяющие
быстро и качественно изменять, обрабатывать и получать инф-ю. Инф.тех-
и—совокуп-ть тех-их средств (модем, факс..) и инф-и. Главн.цель ИТ—их
коммуникативн.возм-ти за счет интеграции средств информатики и следоват-но
неограниченно распространяющ-ся свободопользоват-ей (возм-ть работать с инф-
ей, с люб.видом инф-и).
История развития ИТ. Получение, обработка и хранение инф-и—являются необх.
условием жизнедеят-ти люб.живого организма. Первым носителем человеч.знания и
опыта и 1-ым средством обмена инф-и м/у людьми—человеч.речь. Затем появилась
письменность, т.е.появл. возм-ть передачи инф-и из поколения в поколение.
Затем появилось книгопечатанье (16в.), что позволило повысить тиражи
носителей инф-и и след-но повысить возм-ти получения этой инф-и большим кол-
ом людей. Появляется необх-ть получать знания, появл. школы, гимназии.. к
19в. появилось электричество. Появл. телеграф (морза 1937г.), радио. В 1932г.
рус.уч. Шилменк построил 1-ую в мире телеграфную линию связи. Первый
персональный комп-р под названием «Эппл-1» изобрел Стив Джобс в 1976г.
Телевизор изобрели в 1936г., в 1940г. в продажу поступили первые
отечественные телевизоры. В 1876г. амер. Белл получил патент на изобретение
телефона, что позволило передавать речевую инф-ю по проводам. В 1956г. Была
построена 1-я в мире цифровая линия связи. В 1957г. в СССР—1-ый искусствен.
Спутник запущен в космос. В 70 г. 20в.—появл-е микропроцессорных тех-й и 1-
ого перс.комп-ра. Этот период хар-ют 3 фундаментальные инновации: 1.переход
от электрич. и механич. Средств преобразования инф-и к электронным.
2.миниатюризация всех узлов, приборов, устройств, машин. 3.созд-е программно-
управляемых устройств и процессов, появилась инф.индустрия, связан.
Сегодняшний уровень развития ИТ переходит от механизации к комплексной
автоматизации.
2. Этапы развития ИТ по вопросам инструментария технологий.
     Информационная технология - сочетание процедур, реализующих
функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи
информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной
техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки
информации и описание этих процессов.
Говоря о развитии информац. технологии, можно выделить ряд этапов, каждый из
которых хар-ся опред. параметрами. Начальный этап эволюции ИТ (1950-1960 гг.)
характерен тем, что в основе средств взаимод-я ч-ка и ЭВМ лежали языки, в
кот. программирование велось в терминах того, как необходимо достичь цели
обработки (т.е. как правило, машинные языки). ЭВМ доступна только
профессионалам программистам. Следующий этап (1960-1970 гг.) хар-ся созданием
операцион. систем, позволяющих вести обработку нескольких заданий,
формируемых различ. пользователями. Основная цель при этом состояла в
обеспечении наибольшей загрузки машинных ресурсов. Третий этап (1970-1980
гг.) хар-ся изм-ем критерия эф-ти автоматизированной обработки данных -
основным ресурсом стали человеч. ресурсы по разработке и сопровождению
программного обеспечения. Распространение мини-ЭВМ. Интерактивный режим
взаимодействия нескольких пользователей ЭВМ. Четвертый этап (1980-1990гг)
скачок в техн-и разработки программного обеспечения. Его суть сводится к
тому, что центр тяжести технологич. решений переносится на создание средств,
обеспечивающих взаимодействие пользователей с ЭВМ на этапах создания
программного продукта. Ключевым звеном новой ИТ становится представление и
обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широкое
распростр-е персональных ЭВМ.
Этапы развития совр. средств обработки инф-и, деление машин на поколения: 1.
домикроэлектронный, когда каждая ЭВМ была уникальна;  2) промежуточный, когда
наметилось множество путей развития вычислительной техники, от
многопроцессорной супер-ЭВМ до широко доступных мини-ЭВМ; 3) современный, когда
наряду со структурным и аппаратным совершенствованием ЭВМ всех ранее возникших
классов сформировался мощный класс персональных ЭВМ, ориентированных на
удовлетворение повседневных нужд человека в инф-и, и класс встраиваемых
микропроцессорных устройств, <интеллектуально> преобразующих самые разл.
технич. устройства - от механических инструментов до роботов и телевизионных
камер. Каждая смена поколений средств информац. техники и технологии требует
переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены
чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более
массовой вычислительной техники.
Краткая история развития вычислительной техники.
Древнее время (греция) - аббак - счетная доска.
(Блез Паскаль) - десятичное счетное колесо.
(Вильгорд Однер) - "Феликс"
(Чарльз Бебидж) - "Аналитическая машина" (Хотел сделать машину, которая
производит  серию  операций в определенной последовательности)
(Цуз, Германия) - первая релейная машина.(600 электронно-магнитных реле)
(Джон Мочли и Эккерт) - первая электронная машина  "Эниак"  -интергратор и
вычислитель.
(Лебедев) - "МЭСМ" Малая электронно-счетная машина.
(Лебедев) - "БЕСМ" Большая электронно-счетная машина.
- на электронных лампах.
- полупроводниковые транзисторы
- Интегральные Схемы. Компоненты:  диоды, транзисторы, резисторы, проводники
Жесткий магнитный диск (ВИНЧЕСТЕР в простанародье)
ПРОЦЕССОР -  основное устройство компьютера,  осуществляющее обработку
информации по программе и управляющее другими устройствами...
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА - совокупность программ,  управляющая отдельными
устройствами  компьютера при выполнении программ и обработке данных.
     3. Представление об информационном общ-ве
     Информационное общество—общ-во, в кот. больш-во работающих занято
произ-ом, хранением, переработкой и реализацией инф-и, особенно высшей ее
формой—знания.
     Признаки информац.общ-ва: 1.решена проблема инф.кризиса, т.е.
противоречие м/у инф.ловиной и инф.голодом. 2.обеспечен приоритет инф-и по
сравн. с др.ресурсами. 3.инф.тех-я приобретает глоб.хар-р, охватыая все сферы
соц.деят-ти человека. 4.формир-ся инф.единство всей человеч.цивилизации. 5.с
помощью средств информатики реализован свободн.доступ каждому чел-ку к
инф.ресурсам всей орг-и. К инф.общ-ву относ-ся страны с развитой инф.индустрией
(США, Япония, Зап.Европа).
4. Процесс информатизации общества.
Деят-ть отд.людей, групп, коллективов в наше время все в большей степени
начинает зависеть от их информирован-ти и способ-ти эф-но использ-ть
имеющуюся инф-ю. Прежде, чем предпринять к-либо решение, необх. провести
большую работу по сбору и переработке инф-и, ее осмыслению и анализу.
Отыскание рацион.реш-й в люб.сфере в наше время невозможно без привлечения
спец.технич.средств из-за обработки больших объемов инф-и. Возрастание объема
инф-и особенно заметно в середине 19в. Стало выгоднее создать нов.матер. или
интеллект.продкут, нежеле искать аналоги сделанных ранее. Образование больших
потоков инф-и вызвано: чрезвыч.быстрым ростом числа документов (отчетов,
докладов), в кот. излагается рез-ты научных исслед-й и опытно-
конструкт.работ; постоянно увелич-ся число периодич. Изданий по разным
отраслям человеч.деят-ти; появл-е разнообразн.данных, записываемых на
магнитных лентах, не попадающих в сф. действия системы коммун-й
(медиц.данные, статист., географич., космическ.). Как результат наступает
инф.кризис (взрыв), кот. имеет след. проявления: появл-ся противоречие м/у
ограничен.возм-ми ч-ка по восприятию переработки инф-и и существующ.мощными
потоками инф-и.
С 1900г. знания усваивались каждые 500 лет. С1950г. происходит утроение знаний
каждые 10 лет. С 1970г.—каждые 5 лет. С 1990г.-удвоение происходит ежегодно;
существует большое колич-во избыточной инф-и, кот. затрудняет восприятие
полезной инф-и; возникают опред. соц.,эконом., полит. барьеры, кот.
препятствуют распростр-ю инф-и (цензура, запреты, гос.тайна). Эти
проявления породили след.ситуации: 1.накопление огромн.инф.материала;
2.люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограничен-ти
св.возм-ей. Инф.кризис потребовал решить сложивш.ситуацию: через внедрение ЭВМ,
соврем.средств обработки и передачи инф-и в разл.сферы деят-ти, что послужило
началом нов.процесса, кот. наз. информатизация человеч.общ-ва (организован.
Соц-эк., научно-технич. процесс создания оптим.усл-й для удовлетв-я
инф.потребителей и реализации прав граждан, органов гос.власти, органов м.с.,
орг-й, обществ. Объедин-й на основе формирования инф.ресурсов.
История развития информатизации началась в США с 60-х г. прошлого века, а
затем с 70-х г. в Японии, с к.70-х г.—в Зап.Европе, последние 5 лет 20в. в
России (с 98г.). Термин нформатизация понимался как компьютеризация.
     5. Понятие информационной культуры
Для перехода к инф.общ-ву необходимо подготовить чел-ка к восприятию и
обработки больших объемов инф-и, овладению им соврем.технич.средствами, т.е.
чел-к должен иметь опред.уровень культуры по обращению с инф-ей. для
отображения этого фактора был введен термин «инф. культура»--умение
целенаправленно работать с инф-ей и использовать для ее получения, обработки
и передачи компьют.инф.тех-ю, современ.технич. средства и методы. В узком
смысле инф. культура—уровень достигнутого в развитии информац.общ-ва людей.
Она проявляется в конкретн.навыках по использованию технич.устройств; спосбн-
ти использовать в св.деят-ти комп.инф.тех-ю, основой кот. явл.
многочислен.программные продукты; умение извлекать инф-ю из разл.источников и
представлять ее в понятном виде и уметь ее эф-но использовать; владение
основами аналитич.переработки инф-и; умение работать с разл. инф-ей, знание
особенностей инф.потоков в своей области деят-ти. В инф.общ-ве инф.культуру
надо прививать с детства.
     Информационная культура- это - новый тип общения, дающий возможность
свободного выхода личности в информационное бытие; - свобода выхода и доступ к
информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку
внутринациональный, внутригосударственный тип
инф. бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от
рутинной интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже  сегодня
ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году в США и
использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация
Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность,
способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее
использовать.
     6. Информационный потенциал общества. Информац.ресурсы
     Информационный потенциал - это накопленный в общ-ве инф.ресурс, а также
это активизированный, введенный в действие инф. ресурс.
Информационный потенциал - это инф. ресурс в единстве со средствами, методами
и условиями, позволяющими его активизировать и эф-но использовать. В эту
совокупность средств, методов и условий д.б. включены не только средства
инф.среды общ-ва, но т/ж средства, методы и соц. структуры, способствующие
воспроиз-ву и развитию инфосферы, повышению инф. Культуры общества, его
интеллектуального потенциала. Соц. структуры и институты, необходимые для
активизации инф. ресурсов общ-ва - это, например, институты образования и
семьи. Особое значение в плане интеллектуализации соц. систем имеют подбор и
расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого
индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно
использовать методику определения интеллектуальных способ-тей,
профессиональной ориентации и другие, широко используемые за
рубежом. По аналогии с когнитивными структурами чел-ка, изучаемые
психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем.
Это структуры соц. памяти, обществ. сознания и обществ. мнения, научных и
вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д .
В наше время формируется важное направление - интеллектуализация социальных
систем (предприятий, управленческого аппарата, обществ.организаций, сфер
науки, искусства, массовой информации). Важно в рамках работы по
информатизации общ-ва организовать исслед-я прикладного хар-ра (подготовку
методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех
или иных соц. подсистем. Речь идет о формир-и методами соц. инженерии информ.
среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей
прикладного социологического анализа. По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь
нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации
молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Мир в н.в. можно условно разбить
на четыре группы стран: - страны, производящие сырье, продовольствие и товары
народного потребления; - страны, производящие техническую продукцию по
иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии; - страны,
производящие оригинальные технологии; - страны, производящие знания. Ряд
стран, имеющих соврем. инф.технологии, научную инф-ю и знания получают,
главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать
знания, кот. должны наполнять национальную инф.среду. Такие общества
информационными не являются.
     Информационные ресурсы
Ресурс—запас, источник чего-либо.
Ресурсы делятся на материальные и природные, на трудовые и финансовые, на
энергетические и информационные. Материальные (совокуп-ть предметов труда,
предназначен. для использ-я в процессе произ-ва общественного продукта).
Природные ресурсы—объекты, процессы, усл-я природы, используемые обществом
для удовлетворения потреб-ей людей). Трудовые (люди, обладающие знаниями).
Финансовые (денежные средства, находящиеся в распоряжении гос. и коммерческих
структур). Энергетические (носители энергии: уголь, нефть..). Информационные
ресурсы—отд. докум-ты, отд. массивы докум-ов в инф.системах (библиотеки,
архивы, банки данных, фонды).
     7. Информационный потенциал общества. Информац. продукты и услуги.
Тоже что и 6-ой + 8-ой
     8. Классификация информац.продуктов и услуг.
Инф.ресурсы явл. базой для создания инф.продуктов. Инф.продукт явл. результ-
ом интеллект.деят-ти чел-ка и д.б. зафиксирован на материальн.носителе
люб.физич.св-ва в виде докум-ов, статей, книг, образов, программ.
Инф.продукт—сов-ть данных, сформированных производителем для расространения в
веществен. или невеществен.форме. Инф.продукты распр-ся таким же образом как
и матер.продукт, т.е. с помощью услуг.
Услуга—результат непроизводствен.деят-ти, предпр-я или лица, направлен. на
удовлетворение потреб-ей чел-ка или орг-и в использ-и разл.продуктов.
Инф.услуга—получение или предоставление в пользование инф.продуктов.
Инф.услуги появл. только в условии наличия баз данных в компьют. или
некомпьют. варианте. База данных классиф-ся с позиции их использ-я: -
библиографич., -небиблиографич.
В зав-ти от видов инф.продуктов, инф.услуги классифиц-ся:
1.выпуск инф.изданий
-реферативные сборники; -библиографические указатели; -обзорные издания; -
справочные издания.
2.ретроспективный поиск инф-и.
3.услуги научно-технич.инф-и
-переводы; -обзоры.
4.дистанцион.доступ к удаленным базам данных:
-косвенный (обучения, опросы); -непосредственный доступ; -регулярный поиск; -
download (скачивание инф-и).
5.подготовка и оказание инф.услуг:
-обработка данных; -созд-е программного обеспечения; -развитие инф.тех-й; -
развитие инф. систем; -предоставление связи.
     9. Рынок информац.продуктов и услуг
Рынок информац.продуктов и услуг—система эконом., правовых и организацион.
отн-й по торговле продуктами интеллект.труда на коммерч.основе. Источник
инф.рынка: инф.продукты и услуги.
Поставщиками инф.продуктов и услуг могут быть:
-центры, где созд-ся и хранятся базы данных, а т/ж происходит накопление и
редактирование инф-и;
-центры, распространяющие инф-ю;
-телекоммуникативные центры;
-спец. службы, куда стекается инф-я для анализа;
-различ. коммерч. фирмы;
-инф. брокеры.
Потребители инф.рынка: любой пользователь или юридич. лицо.
Стр-ра инф.рынка состоит из 5 секторов:
1.Деловая инф-я: статистическая, биржевая, финансовая, коммерческая.
2.Инф-я для специалистов: научно-техническая, профессиональная, доступ к
первоисточнику.
3.Услуги образования: дошкольное, школьное, специальное, среднее
профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовка.
4.Обеспечение инф. тех-и и средства: разработка и сопровождение инф. систем и
тех-й, консультирование, программные продукты, технич. средства; подготовка
источников инф-и;
5.Потребительская инф-я: новости и литература, развлекательная инф-я,
потребительская.
     10. Правовое регулирование на инф. рынке. 
Для развития рыноч.отн-й в инф.деят-ти надо решить вопросы о защите инф-и как
объекта интеллект.собств-ти и имущ.прав на нее.
Принят ряд нормативных док-ов:
-з-н «Об инф-и, информатизации и защите инф-и».
-з-н «Об авторском праве и смежных правах»
-з-н «О правовой охране пр-м для ЭВМ, интегральных схем и баз данных»
-з-н «О правовой охране топологии интегральных схем.
Эти нормативные док-ты решают вопросы:
-общие положения (что такое инф-я, интегральная схема)
инф-ка—наука о законах, методах измерения, хранения, переработки и передачи
инф-и с использ-ем ЭВМ.
Интегральные схемы—компоненты: диоды, транзисторы, резисторы, проводники.
Степень интеграции—колич-во электронных компонентов на площади 1мм2 
(1 степень—10 компонентов, 2 степень—100 компонентов, 3 степень—1000
компонентов).
-инф.ресурсы и их использ-е (отд.док-ты, отд.массивы док-ов в
инф.системах (библиотеки, архивы, банки данных, фонды).
-информатизация—получение люб. чел-ом доступа к инф-и, вводя инф. техн-и.
Информатизация--внедрение ЭВМ, соврем.средств обработки и передачи инф-и в
разл.сферы деят-ти, что послужило началом нов.процесса, кот. наз. 
информатизация человеч.общ-ва (организован. соц-эк., научно-технич. процесс
создания оптим.усл-й для удовлетв-я инф.потребителей и реализации прав граждан,
органов гос.власти, органов м.с., орг-й, обществ. объедин-й на основе
формирования инф.ресурсов).
-инф. системы, техн-и и сред-ва их обеспечения
     -защита прав и инф-и
     -определены цели и задачи гос.политиики в сф. информатизации. 
Государственная политика в области информатизации России, получившая
новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные
направления: - создание и развитие федеральных и региональных систем и
сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в
едином информационном пространстве России; - формирование и защиту информац.
ресурсов государства как национального достояния; -
обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд
других направлений. В Концепции формирования и развития единого информац.
пространства России опред-ся приоритеты пользователей государственными
информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы
государственного управления. Активно до-
рабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной
частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой
официально принятую систему взглядов на проблему информационной
безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности,
общества и государства в информационной сфере.
11. Общее представление об инф. системе. Этапы ее развития.
Информационная система - это организованные человеком системы сбора,
хранения,  обработки и выдачи инф-и,  необходимой для эф-ого  функц-я
субъектов и объектов упр-я.  Данные системы явл-ся средством удовл-я
потребностей упр-я в инф-и,  кот. заключается в том,  чтобы в нужный момент
из соответствующих источников получать  инф-ю, причем такую, которая должна
быть предварительно систематизирована и определенным образом обработана.
К компонентам информац. системы относятсяя.:
1 - информация,  необходимая для выполнения одной  или  нескольких функций
управления;
2-персонал, обеспечивающий функц-е информац. системы;
3 - технические средства;
4 - методы и процедуры сбора и переработки инф-и.
Информационные системы,  как и любые другие системы,  помимо стр-ры хар-ся
ф-ями,  кот.  они  выполняют.  С технологич. т.з.  их  ф-и  можно подразделить
на подготовительные и основные. Первые заключаются в фиксации, сборе
данных, кодировании и записи их на машинные носители, вводе в память
электронно-вычислительных машин (в случае  автоматизации)  и
систематизированном хранении.  Вторые - сводятся к поиску или содержательной
обработке инф-и,  документальному оформлению  и размножению результатов поиска
и обработки, передаче выходной инф-и потребителям.
Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для
обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических
бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и
времени на подготовку бумажных документов. 60-е гг. знаменуются
изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для
периодической отчетности по многим параметрам. Дня этого организациям
требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное
обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать
зарплату, как было ранее. В 70-х - начале 80-х гг. ИС начинают
широко использоваться в качестве средства управленческого контроля,
поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х гг
. ИС становятся стратегическим источником информации и используются на всех
уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя
нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности,
создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе
достойных партнеров.
     12. Процессы и роль структуры управления в информационной системе ИС. 
Создание и использ-е ИС для любой организ-и нацелены на решение задач: 1. 
Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим
перед организацией. Например, в коммерческой фирме — эффективный бизнес; в
государственном предприятии — решение социальных и экономических задач. 2. 
ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в
соответствии с основными социальными и этическими принципами. 3. 
Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной
информации. Аналогично для создания и использования ИС необходимо сначала
понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых
решений, возможности компьютерной технологии. ИС является частью организации, а
ключевые элементы любой организации — структура и органы управления,
стандартные процедуры, персонал, субкультура. Построение ИС должно начинаться с
анализа структуры управления организацией. Существует взаимозависимость м/д
стратегией, правилами, процедурами организации и аппаратной, программной,
телекоммуникационной частями ИС. Поэтому важно на этапе внедрения и
проектирования ИС активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых
для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.
     Уровни управления (вид управл-кой деят-ти ) определяются
сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий ур-нь управл-я
требуется для её решения.
     1.Операционный (нижний) ур-нь управ-я обеспечивает
решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на
изменения входной текущей информации . На этом уровне достаточно велики как
объём выполняемых операций, так и динамика принятия управ-ских решений . Этот
ур-нь называют оперативным из - за необходимости быстрого
реагирования на изменение ситуации .
     Функциональный (тактический ) ур-нь управ-я
обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации,
подготовленной на первом уровне. На этом уровне большое значение приобретает
такая функция управления, как анализ. Объём решаемых задач уменьшается, но
возрастает их сложность . требуется дополнительное время на анализ ,
осмысление, сбор недостающих сведений и т. п.
     Стратегический уровень обеспечивает выработку
управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических
целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя
длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция
управления, как стратегическое планирование. Часто стратегический уровень
управления называют долгосрочным планированием.
Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и
определяется не только результатами анализа с использованием математического и
специального аппарата , но и профессиональной интуицией менеджеров .
     13. Структура и классификация ИС. Структуру ИС составляет совокупность
отдельных ее частей, называемых подсистемами. Общую структуру ИС можно
рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом
случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют
обеспечивающими. Т.о., структура любой ИС м.б. представлена совокупностью
обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое,
математическое, програмное, организационное и правовое обеспечение. Назначение
подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и
выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. 
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и
кодирования информации, унифицированных систем документации, схем
информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология
построения баз данных. Техническое обеспечение - комплекс технических
средств, предназначенных для работы информационной системы, а также
соответствующая документация на эти средства и технологические процессы
(компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и
вывода информации; устройства передачи данных и линий связи.) 
Математическое и програмное обеспечение - совокупность математических
методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач
информационной системы, а также нормального функционирования комплекса
технических средств. (средства моделирования процессов управления; типовые
задачи управления; методы математического программирования,.) 
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств,
регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между
собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Правовое
обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание,
юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих
порядок получения, преобразования и использования информации.
     ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала,
используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения
поставленной цели.
     14. Понятие информационной технологии.
В наше время происходит массовое использование новейшей компьютерной и
телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных
информационно-управленческих технологий.
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в
приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых
факторов производства, способах их соединения для создания продукта или
услуги, отвечающих определенным требованиям.
Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или
непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие
технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной
техники.
     Технология - ис-во, мастрерство, умение. Процесс – совок-ть
опред-ых действий, направленных на достиж-е поставл-ой цели. Технология
определяется целью. Процесс д. опред-ся выбранной ч-ом страт-ей и
реализовываться с помощью ср-в и методов. Технология матер-го произ-ва 
– процесс, к-рый опред-ся совок-ю ср-в и методов обраб-ки, изготовл-я, изменения
состояния, св-в, формы сырья или материалов. Т.е. технология изменяет кач-во
или первонач-ое состояние материи в целях получ-я матер-го прод-та.
Матер-ые рес-сы  ®  Технологии матер-го произ-ва  ®  Матер-ый прод-т.
Инф-я т/ж явл-ся одним из видов рес-ов, а значит процесс ее перераб-ки по
аналогии с процессами матер-ых рес-ов м. Рассмат-ть как технологию.
Инф-ые рес-сы  ®  Инф-ые технологии  ®  Инфор-ый прод-т.
     Цель технологии матер-го произ-ва – выпуск прод-и, удовлетворяющей
потреб-ти ч-ка или системы. Цель инф-ой технологии – произ-во инф-и для
ее анализа ч-ом и принятия на его основании реш-я по выпол-ю какого-л.
действия.
     Основными составляющими ИТ явл-ся: - сбор первичной инф-и; - анализ или
обраб-ка данных и получ-е рез-ов; - хранение; - передача для принятия реш-я; -
исп-е. Основным технич-им ср-ом перераб-ки инф-и явл-ся компьютер и
телекоммуникац-ые системы. Внедрение их послужило раз-ю новой инф-ой технологии
(НИТ). НИТ – это инф-ая тех-я с дружественным интерфейсом работы пользователя,
использующая персональные ком-ры и телеком-ые сети.
Принципы НИТ: 1.интерактивный(диалоговый) режим работы с комп-ом.
2.взаимосвязь с програмными прод-ми. 3.гибкость процесса измен-я данных и
постановок задач.
Инф-ые тех-и – это процесс, используемый совок-ть методов и ср-в, сбора,
обраб-ки и передачи данных для получ-я инф-и нового кач-ва о состоянии об-та,
процесса или явления. ИТ тесно связана с инф-ми системами, к-рые явл-ся
средой, состоящей из комп-ов, комп-ых сетей, програмных прод-ов, базы данных,
людей, технич-их програмных ср-в и т.д.    Т.е. ИТ явл-ся составлящей частью
инф-ой системы.
     15.Технология электронной обработки информации.
ИТ вкл-ет сле-ие процедуры: 1.сбор и регистрац-я инф-и. Для различных
об-ов она выпол-ся по-разному. Обычно инф-я отражает деят-ть рассматрив-го
об-та, б-ое знач-е удел-ся достовер-ти, полноте и своевременности первичной
инф-и. Для сбора фактич-ой инф-и выпол-ся: измер-е, подсчет, взвешив-е, получ-е
временных колич-ых характ-к работы отд-ых исполнителей. Сбор инф-и регистр-ся
на матер-ых носителях(бумага, диски, дискеты и др.). Сбор происходит на рабочих
метах и регистрац-я тоже. А обраб-ка в вычислит-ых центрах. Современные
автоматизир-ые ср-ва сбора инф-и: промышленные датчики, счетчики, сканеры,
считывающие с пластиковых карт, телефонные карточки, банкоматы.; 2.передача
инф-и к месту обраб-ки. Осущ-ся разными способами: курьеры, по почте,
доставка транспортом, телекоммун-ые пути. Полученная инф-я д. где-то
отображ-ся, м. На различных устройствах: на дисплеях, на табло, на печатающих
устройствах. 3.машинное кодир-е инф-и. Способ поступ-я инф-и на машинные
носители связан с кодиров-ем, т.е. процедурой машинного представления, инф-я н
машинных носителях в кодах, принятых на ЭВМ.; 4.хран-е и поиск инф-и.
Хранение осущ-ся на машинных носителях в виде инф-ых массивов, где данные
располаг-ся по опред-му признаку. В наст. Вр. Для хранения инф-и исп-ся базы
данных (БД) и ср-ва упр-я БД(СУБД). БД: телефонный справочник, К+,
библиотечная база, адресная. Поиск выпол-я на основе запроса на нужную инф-ю.
Т.о., будет осущ-ся выборка данных из хранимой инф-и. Она м. Корректир-ся или
измен-ся.; 5.вычислит-ая обраб-ка. Произв-ся на ЭВМ в местах возник-я
инф-и. Созд-ся так называемые АРМ специал-ов различ. Ур-ня и рода занятий. (они
м.б. орган-ны для программистов и др.); 6.размнож-е инф-и. В ходе реш-я
задачи на ЭВМ в соответ-и с машинной программой, формир-ся результирующая
инф-я, к-рая м.б. распечатана. Печать итоговой инф-и м. Сопровожд-ся
тиражиров-ем.; 7.принятие реш-й и выраб-ка управляющих воздействий. Это
примен-ся без исп-я автоматизирванных технических ср-в на основе анализа
результативной инф-и.
     16.Особенности новых ИТ в управл-ой деят-ти. Новая ИТ.
Соврем-ые инф-ые системы орган-го упр-я предназначены оказывать помощь спец-
ам, руков-ям, принимающим реш0я, в получ-и ими своевременной, достоверной, в
необх-ом кол-ве инф-и, созд-и усл-й для орган-и автоматизир-ых офисов,
проведение с применением комп-ов и ср-в связи операт-ых совещаний, сопровожд-
ых звуковым и видеорядом. Достигается это переходом на НОВУЮ ИТ. НИТ – тех-я,
к-рая основыв-ся на прим-и комп-ов, активном участии пользов-ей
(профессионалов в об-ти программ-я) в информ-ом процессе, высоком ур-не
дружественного интерфейса, возмож-ти для пользов-ля доступа к удаленным БД и
программам благодаря сетям ЭВМ. Принципы НИТ: 1.интерактивный (диалоговый)
режим работы с комп-ом; 2.взаимосвязь с программными прод-ми; 3.гибкость
процесса измен-я данных и постановок задач. Массовое исп-е ПК привело к
необх-ти формир-я наиб. Эффектив-ых организ-ых форм примен-я вычислит-ой тех-
ки. В наст. Вр. На их основе созд-ся и функцион-ют локальные и многоуровневые
вычислит-ые сети, представляющие собой интегрированные комп-ые системы обраб-
ки данных. (это комплекс, поддерживающий единый способ представления данных,
взаимод-я пользов-ей с компонентами системы.) Особое знач-е в таких системах
придается защите инф-и при ее передаче и обраб-ке. Наиб-ее распространение
при защите экон-ой инф-и получили: шифрование и дешифр-е данных абонентами
сетей общего пользов-я(телефонных, телеграфных). Интегрироанные системы
обраб-ки инф-и созд-ся на основе объедин-я всех входящих в систему эл-ов в
инф-ом, техническом и программном аспектах. Реализ-я принципа накоп-я, хран-я
и обновл-я данных для своевременного и надежного инф-го обслуж-я
многочисленных пользователей системы заклад-ся на стадии ее созд-я. Учитыв-
ся, что пользов-ми инф-и будут не только спец-ты конкретной проблемной об-ти
управленческой деят-ти(учета, планир-я, менедж-та, маркет-га и др.), но и
программисты, занимающиеся созд-ем и эксплуат-ей програмных ср-в.
     17.Особенности новых ИТ в управл-ой деят-ти. База данных.
БД - совокупность взаимосвязанных данных
БД – это набор как бы бланков в к-рых есть постоянные эл-ты – заголовки
некоторых подлежащих заполнению областей (полей) и переменные (содержимое
этих полей). Напр., набор бланков по учету кадров: в кажд. из них поля одни и
те же(Ф.И.О., должность, оклад,.), а содержимое их меняется. Созд-ся общая
структурная схема БД в виде многоуровневых моделей, формир-ся усл-я и
осуществ-ся выбор системы упр-я БД-х (СУБД) (Access). При этом м/у пользов-ми
устанавл-ся соглашения по составу и стр-ре данных; устанав-ся различный
доступ к массивам конкретных пользов-ей. Функционир-е БД под упр-ем СУБД
представляет собой взаимод-е сложного организационно-технического комплекса,
к-рый получил название автоматизир-го банка данных(он вкл-ет БД-х для реш-я
задач упр-я, технич-ие, програмные и языковые ср-ва и обслуживающий
персонал). За счет усложнения програмных ср-в упр-я БД-х повыш-ся скорость,
обеспечив-ся защита и достовер-ть инф-и при выполн-и экон-их расчетов и
выраб-ке управл-их реш-й. В БД м. Хранить т/ж графические файлы(фотографии
сотрудников, диаграммы, рисунки) и даже звуковые. Разными фирмами изготовл-ся
готовые БД по разным обл-ям знаний, экон-ке и праву. Такую базу не надо
программировать или заполнять, но м. Пополнять. Иногда БД-х формир-ся
пограммами автоматически – по мере того, как вы ими пользуетесь. Напр.,
почтовая программа хранит письма в виде БД-х, что позволит вам быстро
отыскать нужное письмо по его теме, по адресу отправителя или ключевым
словам.
     18.Особенности новых ИТ в управл-ой деят-ти. База знаний.
Потреб-ть в аналитической работе при переходе к рынку, в усл-ях перестройки
экон-их отнош-й, образов-я организ-ых структур, функционир-их на основе
различных форм собственности, неизмеримо возрастает. Возникает необх-ть в
накопл-и фактов, опыта, знаний в каждой об-ти управл-ой деят-ти. На 1-ый план
выдвиг-ся заинтересованность в тщательном исслед-и конкретных экон-их,
коммерч-их, производ-ых ситуаций с целью принятия в оперативном порядке
экономически обоснованных и наиб. Приемлемых реш-й. Эта задача реш-ся в рез-те
дальнейшего совершенствования интегрированной обраб-ки инф-и, когда новая ИТ
начинает включать в работу базы знаний. Под базой знаний поним-ся
сложная, детально моделируемая стр-ра инф-ых совокуп-ей, описывающих все
особенности предметной об-ти, включая факты, правила (знания усл-й для принятия
реш-й) и метазнания (знания о знаниях), т.е. знания, касающиеся способов исп-я
знаний и их св-в. База знаний – важнейший эл-т создаваемой на рабочем месте
специалиста экспертной системы, выступающей в роли накопителя знаний конкретной
об-ти професс-ой деят-ти и советчика специл-ту при проведении исслед-я экон-их
ситуаций и выраьотке управляющих воздействий. Перспективным направлением раз-я
комп-ой технол-и явл-ся сожд-е программных ср-в для вывода высококачественного
звука и видеоизображения. Технол-я формир-я видеоизображений получила название
комп-ой графики. Она объед-ет в себе процессы созд-я, хранения и обраб-ки
моделей объектов и их изображ-й с помощью ЭВМ. Эта технол-я проникла в об-ть
экон-го анализа и моделир-е различ. Рода конструкций, незаменима в произв-ве, в
рекламной деят-ти, делает занимательным досуг. Програмно-технич-ая орган-я
обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинф-ей получила
название мультимедиа-технология. Благодаря этой технол-и в экон-ой работе
открыв-ся реальные перспективы исп-ть комп-р для озвучивания изображений, а т/ж
понимания им человеческой речи, ведения комп-ом диалога со специал-ом на родном
для него языке.
     19. Проблемы использования ИТ. Устаревание и использование методологий ИТ.
Для информационных технологий является вполне естественным то, что они
устаревают и заменяются новыми.  Пример - на смену технологии пакетной
обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология
работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф
передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой
экспресс-доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной
почте и т.д. Психологическое неприятие пользователями рекомендуемых
вычислительным центром стандартов и готовых программных продуктов;
неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах,
что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника.
Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной ИТ
привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и
другого подхода. Такой подход назовем рациональной методологией и
покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности: вычислительный
центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования ИТ, помогать
пользователям как в работе, так и в обучении, устанавливать стандарты и
определять политику применения программных и технических средств; персонал,
использующий ИТ, д. придерживаться указаний вычислительного центра,
осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с
общим планом организации. Рациональная методология использования информационной
технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты,
осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить
дублирование деятельности и др.
     20. Проблемы использования ИТ. Выбор вариантов внедрения ИТ в фирме.
Для информационных технологий является вполне естественным то, что они
устаревают и заменяются новыми.  Пример - на смену технологии пакетной
обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология
работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф
передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой
экспресс-доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и
электронной почте и т.д.
При внедрении ИТ в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций,
отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и
роль в ней компьютерной обработки информации.
Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. ИТ
приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация
методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие
места. Происходит распределение функций м/д техническими работниками и
специалистами. Степень риска от внедрения новой ИТ минимальна, т.к. затраты
незначительны и организационная структура фирмы не меняется. Основной
недостаток стратегии — необходимость непрерывных изменений формы
представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам
и техническим средствам. Любое оперативное решение "вязнет" на различных этапах
ИТ. Достоинства - минимальные степень риска и затрат.
Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая
структура будет модернизироваться. Данная стратегия предполагает максимальное
развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей.
Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, т.к. рационально
распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным
каналам информации и достигается сбалансированность м/у решаемыми задачами.
Недостатки - существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой
общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы; психологическ.
напряженность. Достоинства - рационализация орг. структуры фирмы;
максимальная занятость всех работников; высок. профес. ур-нь; интеграция про.
функций за счет использ-я компьютерных сетей.
Новая информационная технология в фирме д.б. такой, чтобы уровни информации и
подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом
информации. При этом предъявляются два требования. 1.структура системы
переработки информации д. соответствовать распределению полномочий в фирме. 
2. информация внутри системы д. f-вать так, чтобы достаточно полно отражать
уровни управления.
     21. Виды ИТ и обработка данных.
     ИТ- процесс, использующий совок-ть средств и методов сбора, обработки и
передачи данных для получения инф-и нового качества о состоянии объекта,
процесса или явления.
     Виды ИТ: 1. обеспечивающие – технология обработки инф-и, которые
м. использоваться в различных предметных областях для решения различ.
задач.(текстов., редактовая). 2. функциональная ИТ-модификация
обеспечивающих ИТ, при котор. реализуется какая-либо из предметных технологий. 
Обработка данных включает: сбор и регистрацию данных, передачу, хранение,
обработку данных.
Инфор-ые техн-и обраб-ки данных (ИТОД) предназначены для реш-я задач, имеющих
точный алгоритм реш-я и их содерж-е м. Б. Выражено в виде матем-ой модели.
Такая технол-я примен-ся на ур-не исполнит-ой деят-ти для автоматиз-и
постоянно повторяющихся, рутинных операций. Обычно ИТОД решают след-ие
задачи: - обраб-ка данных об операциях, производимых объектом деят-ти; -
созд-е периодич-их контрольных отчетов о состоянии дел; - получ-е ответов на
текущие запросы и оформление их в виде док-ов или отчетов. Схема основных
компонентов ИТОД:
БД – > Сбор данных (внешняя среда)– обработка данных (группировки,
сортировка, агрегирование, вычисление) – Отчеты (периодический, по запросу) –
отчеты  - > информация для внутреннего или внешнего пользования,
     Сбор данных – по мере того, как об-т деят-ти производит прод-ю или услуги
каждое его действие сопровожд-ся записью соответствующих его деят-ти данных. 
Обраб-ка – для созд-я из поступающих данных инф-и, отраж-ей деят-ть об-та.
Исп-ся типовые ситуации: 1.группир-ка или классиф-я. Первичные данные обычно
им. вид кодов, состоящих из опред-го кол-ва символов. Эти коды, выражая
опред-ые признаки об-та, исп-ся для идентиф-и, т.е. распознования и группировки
записей; 2.сортировка. Исп-ся для упорядочивания последоват-ти записей по
опред-му признаку; 3.вычисление. Вкл-ет матем-ие и логические операции над
опред-ми признаками инф-и. Эти операции дают возмож-ть получать новые данные;
4.агрегир-е(укрупнение). Служит для уменьш-я кол-ва данных и реализ-ся в форме
расчетов итоговых и средних значений. Хранение данных. Все проводимые
операции над данными сохран-ся для последующего исп-я. Для их хранения исп-ся 
база данных. Отчеты. Их созд-е предусматривает созд-е выборок по
запросу как текущему так и периодич-му. Отчеты м. Созд-ся для внут. Или внеш.
исп-я.
     22.Основные компоненты ИТ и обраб-ки данных.
     Основными составляющими ИТ явл-ся: - сбор первичной инф-и; - анализ или
обраб-ка данных и получ-е рез-ов; - хранение; - передача для принятия реш-я; -
исп-е
Инфор-ые техн-и обраб-ки данных (ИТОД) предназначены для реш-я задач, имеющих
точный алгоритм реш-я и их содерж-е м. Б. Выражено в виде матем-ой модели.
Такая технол-я примен-ся на ур-не исполнит-ой деят-ти для автоматиз-и
постоянно повторяющихся, рутинных операций. Обычно ИТОД решают след-ие
задачи: - обраб-ка данных об операциях, производимых объектом деят-ти; -
созд-е периодич-их контрольных отчетов о состоянии дел; - получ-е ответов на
текущие запросы и оформление их в виде док-ов или отчетов. Схема основных
компонентов ИТОД:
БД – > Сбор данных (внешняя среда)– обработка данных (группировки,
сортировка, агрегирование, вычисление) – Отчеты (периодический, по запросу) –
отчеты  - > информация для внутреннего или внешнего пользования,
     Сбор данных – по мере того, как об-т деят-ти производит прод-ю или услуги
каждое его действие сопровожд-ся записью соответствующих его деят-ти данных. 
Обраб-ка – для созд-я из поступающих данных инф-и, отраж-ей деят-ть об-та.
Исп-ся типовые ситуации: 1.группир-ка или классиф-я. Первичные данные обычно
им. вид кодов, состоящих из опред-го кол-ва символов. Эти коды, выражая
опред-ые признаки об-та, исп-ся для идентиф-и, т.е. распознования и группировки
записей; 2.сортировка. Исп-ся для упорядочивания последоват-ти записей по
опред-му признаку; 3.вычисление. Вкл-ет матем-ие и логические операции над
опред-ми признаками инф-и. Эти операции дают возмож-ть получать новые данные;
4.агрегир-е(укрупнение). Служит для уменьш-я кол-ва данных и реализ-ся в форме
расчетов итоговых и средних значений. Хранение данных. Все проводимые
операции над данными сохран-ся для последующего исп-я. Для их хранения исп-ся 
база данных. Отчеты. Их созд-е предусматривает созд-е выборок по
запросу как текущему так и периодич-му. Отчеты м. Созд-ся для внут. Или внеш.
исп-я.
     23.Сущность автоматизированного рабочего места(АРМ). 
АРМ – совок-ть аппаратных, програмных, методических и языковых ср-в,
обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некот. Предметной обл-ти
и позволяющих оперативно удовлет-ть его инф-ые и вычислит-ые потреб-ти.
Основное назнач-е АРМ – обеспечить условия для комфортной, высокопроиз-ой и
качест-ой работы сотруд-ов. Созд-е АРМ предполагает, что основ. операции по
хран-ю, накопл-ю и перераб-ке инф-и выполняет вычислит-ая техника.
Пользователь же контролирует ее действия, менят значения отд-ых параметров,
вводит исходные данные для реш-я задач и функцй упр-я. АРМ д.б. упрощено по
максим-му. «Диалоговые» ср-ва АРМ д. иметь дружественный интерфейс (оконный).
     Типовая структура АРМ.
АРМ м.б. построены на одной из баз: - на б-их универсальных ЭВМ; - на
малых ЭВМ; - на базе ПК. Рассмотрим каждый из них. 1.) позволяют работать с 
б-ми базами данных. Обязательно при технич-ой поддержке профессионалов в
обл-ти вычислит-ой техники. Для таких АРМ треб-ся наличие в орган-и спец-го
подразд-я по техничес-му и програмному обеспеч-ю вычислит-ых ср-в. 
Неудобства: 1.недостаточная гибкость програмных ср-в; 2.жесткие треб-я к
технич-им ср-ам(V, .); 3.Объем. Б-ая стоим-ть машинных рес-ов и их
объемность.  2.) АРМ на базе малых ЭВМ стоят несколько дешевле, но облад-ют
теми же недост-ми, что и вышеуказанные.  3.) это наиболее распространенный тип
АРМ для раб-ов управленч-го труда. На таких АРМ пользователь нпосредственно сам
выпол-ет все функции по преобразов-ю инф-и. Преимущества: 1.низкая
себестоим-ть; 2.проектир-е, внедр-е и эксплуатация; 3.возмож-ть расшир-я сферы
примен-я за счет внедр-я новых програмных прод-ов; 4.дружеств-ый интерфейс для
пользователя; 5.компактность размещения и невысокие треб-я к условиям
эксплуатации; 6.простое технич-ое обслуж-е.
     Классификация АРМ.
По обеспечению АРМ бывают: технич-ое, инфор-ое, матем-ое и пограмное. 
Инфор-ое. Его составляют – инфор-ая база, инф-ые связи, состав и содерж-е
всей системы. Пользователи в общем виде различ-ся по служебному положению, по
специал-ям, по ур-ню усвоения, по частоте работы с вычислит-ой тех-ой, по виду
потреб-их данных. В завис-ти от того, к какой категории принадлежит пользов-ль
производ-ся наполнение инфор-го обесп-я. По служеб. Полож-ю пользователи
: руководители, персонал руков-ей(секретарь,.), обслужив-й персонал. По
ст-ни подготовл-ти: пользов-ли, имеющие навыки програмирования; имеющие
подготовку в используемом програмном обеспечении; способные выпол-ть миним-м
навыков работы. По специал-ям: статисты, кадровики, технич., юридич. Отдел,
бухгалтеры, экономисты. В зависим-ти от периода получ-я данных пользователи
дел-ся на 2 группы: данные нужны в процессе обраб-ки и формиров-я; нужны
законченные чведения о состоянии об-та. Для 1-ой группы необх-м интерактивный
(видим пользов-ля) режим работы, для 2-ой – это не обязат-но. Матем-ое.
Предст-ет собой совокуп-ть алгоритмов обеспечивающих ввод, контроль, хранение и
корректир-ку инф-и; формир-е результат-ой инф-и и оформл-е ее в виде таблиц и
графиков; обесп-е достоверности и защиты инф-и. Програмное. Опред-ет
интелл-ые возмож-ти АРМ; професс-ую направл-ть (бухгалтеру corel не нужен),
возмож-ти применения технич. Устройств. Комплекс программ АРМ д. выполнять:
1.обеспеч-е орган-и диалога, 2.реш-е функцион-ых задач, 3.упр-е базами данных,
4.выдача справочно-диагностической инф-и, 5.провед-е сервисных операций.
Програмное обесп-е подразд-ся на общее и спец-ое. Общее: операц-ые
системы и оболочки, програмные ср-ва ведения баз данных, програмные ср-ва
орган-и диалога, программы расширяющие возм-ти ОС. Глав. Назначение: упр-е
работой процессора; орган-я интерфейса м/у пользов-ем и комп-ом; орган-я
доступа к памяти, переферийным устройствам(сканер, колонки, принтер, .) и
сетям; упр-е файлами, запуск прикладных программ и упр-е процессом их выпол-я;
трансляция и выпол-е пограмм. Спец-ое: состоит из уникальных порграмм и
функциональных пакетов прикладных программ. От них зависит содерж-е и
специализ-я АРМ. Основные приложения пакетов: обработка текста; таблич-ая
обраб-ка данных; упр-е базами данных; машинная и деловая графика; орган-я
человеко-машинного интерфейса; поддержка коммуник-й; работа в сетях. Самый
распространенный пакет – Майкрософт Офис.
     25. ИТ управления(ИТУ). Цель ИТУ – удовлетвор-е информац-х потребностей
пользователей, имеющих дело с принятием решений. Для принятия решений инф-я
д.б. представлена в сгруппирированном виде так, чтобы просматривались тенденции
изменения данных, причины возможных отклонений, возможные решения. Для этого н.
решить зад: оценка состояния объекта управ-я; оценка отклонений от планир-го
состояния; ан-з отклонений; принятие решений. ИТУ направлена на создание
различных видов отчетов(постоянных, т.е. регулярных и по необходимости, т.е.
специализированные).
     26. Виды и классификация ИТ по типу инф-и и польз-го интерфейса.
     По типу обрабатываемой инф-и:
     
Тип информ-иВид ИТ

1.Данные

2.Тексты

3.графические док-ты

4.знания

5.объекты реального мира

1.СБД, табличный процессор, алгоритмические языки

2.текстов. процессоры, гипертекст

3.графические процессоры

4.экспертные системы

5.средства мультимедия

Все вместе-интегрированные пакеты. По виду интерфейса: 1. Командные – однопользовательские(однопрограммные). 2.Интерфейс WIMP (обеспеч. выдачу на экран окна, содержащ. образцы программ и меню действий.)-многопрограммные. 3.SILK(по речевой команде на экране перемещает от одних поисковых образов к др. по смысловым сегментам)- многопользовательские Интерфейс-набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Утилиты -дополнительная программа. Виды ИТ: 1. обеспечивающие – технология обработки инф-и, которые м. использоваться в различных предметных областях для решения различ. задач.(текстов., редактовая). 2. функциональная ИТ-модификация обеспечивающих ИТ, при котор. реализуется какая-либо из предметных технологий. Обработка данных включает: сбор и регистрацию данных, передачу, хранение, обработку данных. 26(часть 1). 27(часть 1). 28(часть 1). 29(часть 1). Направление информатизации гос. и муниц. Упр-я. Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления: - создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России; - формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; -обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений. В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Государственная политика в области информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач: обеспечение условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворение их информационных потребностей; создание всех необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов; установление порядка формирования и использования информационных ресурсов; обеспечение совместимости и взаимодействия систем информатизации на базе современных информационных технологий; определения государственных органов, ответственных за ведение отдельных информационных ресурсов; создание эффективной системы сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов; повышение уровня информационной грамотности; обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения; обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве России; создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства, средств для их реализации; развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей; содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба; подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации. Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры России должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах. 27. В целях устранения создавшегося положения в стране была разработана гос. пр- ма, базирующаяся на конц-и информатизации общ-ва. Основные положения этой конц-и предусматривают: 1. Достижение всеобщей компьютерной грамотности; 2. Создание материально-технической базы, обеспечивающей широкое использование компьютерной техники и технологий на уровне мировых стандартов; 3. Разработка и внедрение единого фонда программного обеспечения; 4. Эффективное использование потенциала информационно-вычислительных систем во всех сферах жизни общества. "Информационный взрыв" охватил и деят-ть органов внутренних дел. Все возрастающая сложность и масштабность стоящих перед ними задач объективно потребовали использование больших массивов информации для выработки, принятия и организации исполнения оптимального управленческого решения. Практика убедительно подтверждает, что отсутствие достоверной, своевременной и полной инф-и порождает субъективизм, необоснованность решений и действий, несовместимых с научным упр-ем, что особенно недопустимо в деят-ти правоохранительных органов, к числу которых относятся органы внутренних дел. Поэтому соверш-е деят-ти органов внутренних дел непосредственно зав-т от использования современной информационной техн-и и техники. Для этого органы внутренних дел должны решить следующие задачи: 1. Подготовка специалистов в обл. применения компьютерной тех-ки, в том числе овладение соответствующими знаниями и навыками всеми сотрудниками; 2. Внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем; 3. Создание общих автоматиз. банков данных; 4. Создание локальных, республиканских и международных информационных сетей; 5. Обеспечение всех подразделений органов внутренних дел компьютерной техникой, создание автоматизированных рабочих мест; 6. Подготовка прикладных пр-м для компьютеров по всем направ-ям деят-ти органов внутренних дел; 7. Создание и внедрение экспертных систем. Инф-я охватывает все сферы, все отрасли общественной жизни, прочно входит в жизнь каждого человека, воздействует на его образ мышления и поведение. Она обслуживает общение людей, социальных групп, классов, наций и государств, помогает людям овладеть научным мировоззрением, разбираться в многообразных явлениях и процессах общественной жизни, повышать уровень своей культуры и образованности, усваивать и соблюдать законы и нравственные принципы. Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эф-ти собственной деят-ти, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовл-я информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информац. технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информац. пространства России, которое позволит существенно повысить эф-ть функц-я всех ветвей власти за счет повышения ур-ня информац. поддержки их деят-ти, использование всей накопленной инф-и для решения комплексных проблем упр-я обществом. При всех недостатках информационно - управляющие системы органов гос. власти могут служить основой, которая обеспечит формирование гос. информационных ресурсов. Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением скоординированного формир-я и ведения министерствами и ведомствами гос. информационных ресурсов, что значительно снизит затраты по их формир-ю. Это относится в первую очередь к таким организациям, как: Государственный комитет РФ по статистике; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Комитет РФ по геологии и использованию недр; Гос. комитет санитарно- эпидемиологического надзора РФ; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; Федеральная служба занятости России; Гос. таможенный комитет РФ; Гос. комитет РФ по управлению государственным имуществом; Гос. налоговая служба РФ и др. А также всех организаций и граждан РФ. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование гос. информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, которое обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации, средств ее обработки и распространения. 32.Экономическая эффек-ть территор-ой ИС. Эконом-ие аспекты информатиз-и ориентированы прежде всего на повыш-е эффект-ти обществ-го произ-ва, исп-я природ. Рес-ов и собственности территории, улучш-е социально-экономич-их усл-й жизни нас-я. При анализе ?-ов эффектив-ти исп-я новых ИТ в террит-ом упр-и следует выд-ть факторы: - повыш-е производ-ти и кач-ва труда в сфере упр-я за счет исп-я совершенной вычислит-ой техники, банков данных и знаний; - повыш-е эффект-ти производ-ой деят-ти субъ-ов хозяйств-я за счет подгот-ки и принятия оптим-ых реш-й. Внедр-е ИТ повышает производ-ть труда в сфере умственного труда и в сфере упр-я, а непосредст-ый эффект достиг-ся в сфере матер-го произ-ва и соц-ой сфере. В этом случае следует выд-ть 2 составл-ие эффект-ти внедр-я новых ИТ: экон-ую и соц-ую. Эконом-й аспект в узком смысле отождеств-ся с минимиз-ей полной совокуп-ти ручного труда при упр-и и выраж-ся ч/з показ-ли условного высвобожд-я численности работающих при увелич-и кол-ваи повыш-и слож-ти решаемых задач(предотвращение роста управленческого персонала). Кол-ые параметры экон-ой эффек-ти м. Выразить ч/з повыш-е производ-ти труда в сфере упр-я, сниж-е себестоим-ти произв-ва, повыш-е доходов, ускорение оборачив-ти денежных ср-в и т.д. Соц-ый эффект прояв-ся в измен-и функций ч-ка в поцессе упр-я, сокращ-ся время на предвар-ую обраб-ку инф-и, повыш-ся творческая компонента управ-го труда, комфортность. Основной экон-й эффект от созд-я отд-ой предметной БД достиг-ся за счет совершенств-я технологии работы с инф-ей при замене ручных процедур (введ-е карточек и др.) на автоматиз-ую обраб-ку инф-и. Источ-ми получ-я экономии при подгот-ки первиных док-ов на персон-ом комп-ре явл-ся: - устран-е повторного заполн-я одной и той же инф-и; - ликвид-я набора постоянной, не меняющейся инф-и; - автомат-ая подгот-ка любого кол-ва док-ов при однократном наборе инф-и; - коррект-ка док-та без повторного полного перепечатывания. Созд-е БД обесп-ет возм-ть сокращ-я затрат в рез-те автомат-и процессов получ-я агрегир-ых данных и формир-я статис-ой отчет-ти, а т/ж процессов подгот-ки различ. Списков. Объед-е автономно функционир-их предметных БД в систему БД общего пользов-я позволит получить дополнит. Экон. Эффект за счет: - исключ-я излишнего дублир-я хранимой в различ. БД инф-и дает возм-ть сокр-ть затраты на хранение избыточных копий данных; - реализ-я однократного ручного ввода новых данных в одной из БД тематической сети с последующей их передачей по каналам связи дает возм-ть сократить затраты; - сокращ-е затрат на созд-е новых БД за счет получ-я части данных об об-ах по каналам связи из имеющихся БД, где отражены эти об-ты. Созд-е единого информ-го пространства обеспечит примен-е эффект-ых ИТ, способств-их экономии труда в сфере упр-я, повыш-ю эффект-ти приним-ых реш-й за счет доступа к достоверной и полной инф-и, ее быстрой обраб-ки и немедленного довед-я реш-й до всех заинтересованных лиц, доступа широкого круга пользователей к удаленным источ-ам инф-и в сфере их профес-ой деят-ти, образ-я, науки, к-ры, права и др 33.Геоинформац-ые системы, их задачи и возмож-ти. Управ-е МО отлич-ся от управ-я б-ой компанией во многих аспектах, но наиб. Заметное отличие – географ-ая привязка субъектов упр-я. Любое МО занимает опред-ую террит-ю, имеющую свои климат-ие, соц-ые и др. особенности, что накладывает дополнит. Треб-я к инфор-ой системе МО. Именно в связи с этим появились и широко исп-ся в МУ геоинформ-ые системы (ГИС). Географ-ая информ-ая система – ГИС – это комп-ая система, позволяющая показывать данные на электронной карте. Это карты нового поколения. На них м. Нанести не только географ-ие, но и статистич-ие, демограф-ие и др. виды данных и пименить к ним разнообразные аналитические операции. Задачами созд-я ГИС явл-ся: 1. интеграция информац-ых систем различ. Орган-й с привязкой к электронной карте; 2. обесп-е сбора, накопл-е и интеграция инфор-и для выпол-я информационно-аналитических функций в органах власти МО; 3. обесп-е доступа к необходимым для упр-я существующим информ-ым системам; 4. сбор, накопл-е, систематизация и обраб-ка необх-ой инф-и; 5. наглядное, быстрое предоставление инф-и; 6. правовое, организ-но - фин-ое, програмно-технич-ое сопровожд-е информ-ых систем; 7. обесп-е доступа администрации к необх-ым инф-ым рес-ам путем выдел-я ведомственных (доступных только для орган-и) и общемуницип-ых регистров без данных; 8. разраб-ка и презентация проектов и отчетов; 9. орган-я и провед-е исследов-й эк-ки МО; 10. обесп-е стандартизации при выпол-и разраб-ок ГИС предп-й и ведомств. ГИС состоит из 2-х компонентов: картографических данных(базовая карта, точечные об-ты, границы и др.) и атрибутивных данных(таблицы, текстовые описания). Компоненты ГИС: компьютер, программа, данные, пользователи и мотоды. Наиб. Широко использ-ые программы – это MapInfo, AutoCad Map и др. Люди, пользующиеся ГИС, м.б. разделены на группы: операторы ГИС-чья работа закл-ся в размещ-и данных на карте; инженеров/пользов-ей ГИС-чья функция закл-ся в анализе и дальнейшей работе с этими данными и теми, кому нужно принять реш-е. Кроме того ГИС м. Польз-ся широкие слои нас-я ч/з Интернет. Преимущества ГИС: · м. Наглядно отражать самые разные процессы, напр., передвиж-я транспортных ср-в или избират-ая актив-ть нас-я. · картограф-ое представл-е м. Придать вашим докум-ам наглядность независимо от объема и сложности данных. · ГИС-системы легко интегрируются с др. программами, что позволяет быстро и недорого созд-ть программно-технич-ие реш-я для спец-ых задач. Такие реш-я м. Потом тиражировать и тем самым окупать свои затраты. 1. Информатика, как основа информатизации. История. 2. Этапы развития ИТ по вопросам инструментария технолог. 3. Представление об информационном общ-ве. 4. Процесс информатизации общ-ва. 5. Понятие информационной культуры. 6. Информационный потенциал общ-ва. Информац. ресурсы. 7. Информ потенциал общ-ва. Информ. продукты и услуги. 8. Классификация инф-х продуктов и услуг. 9. Рынок информационных продуктов и услуг. 10. Правовое регулирование на информац. рынке. 11. Общее представление об ИС. Этапы ее развития. 12. Процессы и роль структуры управл-я в ИС. 13. Струк-ра и классиф-я ИС. 14. Понятие ИТ. 15. Технология электронной обработки информ. 16. Особенности new ИТ в управл-й деят-ти. New ИТ. 17. Особенности new ИТ в управл-й деят-ти. База Д. 18. Особенности new ИТ в управл-й деят-ти.База знаний. 19. Пробл. использ-я. ИТ. Устарев. и использ-е методолог ИТ. 20. Проблемы использ-я. ИТ. Выбор вариантов. ИТ в фирме. 21. Виды ИТ и обработка данных. 22. Осн. компоненты ИТ и обработки данных. 23. Экономическая эффек-ть территориальной ИС. 24. Геоинформационные сис-мы, их зад. и возможности. 25. ИТ управления. 26. Виды и классиф-я ИТ по типу информ-и и интерф.