Каталог :: Административное право

Контрольная: Административное право

                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                  
                ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                
                ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ                
                              ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ                              
                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                            
                           по административному праву                           
                                  ВАРИАНТ № 3.                                  
                                   ЧИТА, 2003                                   
     
     
                               Содержание.                               
1. Граждане как субъекты административного права.
2. Предмет и метод  административного права.
3. Задачи.
            1. Граждане как субъекты административного права.            
Одним из субъектов административного права являются физические лица, под
которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их
правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его
правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с
соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет
таковой связи ни с одним из государств.
Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, Законом РСФСР
от 28 ноября 1991 года “О гражданстве РСФСР”, а так же международными
правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет
важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется во многих законах
и подзаконных актах.
Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:
~     комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами
административного права;
~     гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану
законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;
Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его
конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за
пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами,
соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в
Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением
транспортными средствами, приобретением оружия и др.
В формировании и реализации составляющих административно-правовой статус
граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение
имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В
пределах предоставленной компетенции они:
~     издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан,
влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере 
(например, реализация права на образование предполагает издание акта о
зачислении в учебное заведение);
~     организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение
к административно-правовому положению граждан;
~     помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав 
(например, в вопросах социальной защиты);
~     осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Таким образом можно сделать вывод о том, что административное право
конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным
правом и делает это при помощи органов государственного управления и местного
самоуправления.
Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы
ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности.” Однако, равенство административной
правоспособности граждан России, как общей способности иметь права нести
обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом
конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.
Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и
передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта
правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке,
определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного
или административного правонарушения, за которые закон предусматривает
санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие
правоограничения. Так  ст.118 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять
транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного
движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим
чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и
свобод граждан с указанием пределов срока их действия.
Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не
подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни,
свобода совести и др.)
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство
прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных
категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются
существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев,
беженцев, безработных и некоторых других категорий людей.
Так, Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения в
Российской Федерации” определяет правовые, экономические и организационные
основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе
гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской
Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 3 данного закона
устанавливает следующий порядок  и условия признания граждан безработными :
     1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и
заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не
учитывающая выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка
гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их
организационно - правовой формы и формы собственности (далее - организации) в
связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
     Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством
Российской Федерации.
     2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска
подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту
жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы
занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,
удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке
за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу
(ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и
документа об образовании.
     В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по
последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости
осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу,
установленному на день увольнения гражданина.
     При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы
гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей
работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления
указанных документов.
     Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы
занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации". 
     3. Безработными не могут быть признаны граждане:
     не достигшие 16-летнего возраста;
     которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации
назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
     отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы
занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы,
включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не
работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от
получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы,
включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и
та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии,
специальности) дважды;
     не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации
в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им
подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы
занятости для регистрации их в качестве безработных;
     осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а
также к наказанию в виде лишения свободы.
     4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их
безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости
через две недели для решения вопроса о признании их безработными.
Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах" определяет
основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации,
устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и
законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
     1. Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и
которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по
признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к
определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны
своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны
или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не
имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного
местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться
в нее вследствие таких опасений;
     2. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не
является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным
беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей
статьи, из числа:
     иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской
Федерации;
     лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской
Федерации;
     иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории
Российской Федерации на законном основании;
Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах" определяет
статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и
правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории
Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.
     1. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место
жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия
или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности
подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к
определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для
проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц,
массовых нарушений общественного порядка.
     2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи,
вынужденным переселенцем признается:
     1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на
территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской
Федерации;
     2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на
территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию
другого субъекта Российской Федерации.
     3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо
без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории
Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории
Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей
статьи.
     4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР,
постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР,
получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в
связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии
обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца
в обустройстве на территории Российской Федерации.
Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему,
закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные
права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё
отражение в административно-правовых.
Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы :
~     статутные, указывающие на положение гражданина в социальной
структуре страны;
~     адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут
реализовываться.
Административное право влияет на осуществление конституционных прав,
обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни
некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего
следующие права и обязанности, установленные Конституцией Российской
Федерации :
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом,
или на основании судебного решения.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет
право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую
Федерацию.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в
органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении
правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.
Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере,
является право на хранение и ношение определённых видов оружия. Оно
реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется
органами внутренних дел.
Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской
Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства
заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии
противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения,
психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ,
подтверждающий гражданство Российской Федерации.
Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное
оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые
пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих
разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту
жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по
программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской
Федерации.
Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и
охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту,
обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного
обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право
Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с
Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации
имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан.
Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия,
нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93 (ред. от
14.12.95) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан”. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе
обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями
(решениями) государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или
должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его
обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации".
Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих
распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их
федеральным законодательством к государственным служащим.
Статья 4. Подача жалобы
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его
права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке
подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления,
учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению,
должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо
обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении
жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,
он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его
представителем, а также по просьбе гражданина надлежащее уполномоченным
представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства,
либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица,
государственного служащего.
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей,
обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного
управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей
инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере.
Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер”.
В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления
причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с
заявлением о возмещении ущерба. Порядок возмещения ущерба регламентируется
статьёй 15 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В соответствии
с нею:
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения
причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено
возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского
оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право
которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками
упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и
органами местного самоуправления
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не
соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа
или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской
Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием.
Ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан предусмотрена так
же Кодексом РСФСР об административных правонарушениях в следующих статьях:
Статья 40.1. Воспрепятствование осуществлению гражданином Российской
Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии;
Статья 41. Нарушение законодательства о труде и законодательства об охране
труда;
Статья 141. Нарушение порядка постановки на учет и сроков заселения жилых
домов и жилых помещений;
Статья 165.2. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя;
Статья 182. Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог .
              2. Предмет и метод  административного права.               
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России,
которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового
регулирования. Административное право призвано регулировать особую
разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то,
что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного
управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы
         исполнительной власти.[1]         
Следовательно, предметом административного права является совокупность
общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности
исполнительной власти.
Однако,  следует сразу оговориться, что административное право не является
единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере
действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь
безусловный авторитет”.  Какие же именно отношения входят в область интересов
административного права?
Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере
управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и
юридической литературе для определения сферы действия административного права
используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть,
государственное и муниципальное  управление, государственная администрация,
административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из
трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность
служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность
(административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при
этом власть.[2]
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в
ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно
обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных
отношений;
б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным
законам развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и
других отраслей права;
г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не
соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются:
а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных
органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных
государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров,
председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о
мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не
судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований,
осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им
государством полномочий.
Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя
свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с
гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким
образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых.
Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п.
Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются
нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового,
уголовно-процессуального, финансового.
Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что
оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за
другими отраслями действующего права.
Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на
две части: 1) внутриаппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов
административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно, предметом административного права являются отношения,
возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной
власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного
права.
Можно определить следующие основные цели административно-правового
регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной
власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества,
государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной
власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их
объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и
общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и
т.п. служащих государственного аппарата.
В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно
также выделить внутренние и внешние функции административно-правового
регулирования:
а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с
формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия
между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и
ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих
отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные
лица;
б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным
воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на
граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные,
и т.п.
Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и
коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.
В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой
режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в
соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных
участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное
проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная 
функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная  
(юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима,
так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых
управленческих отношений.
     Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов,
применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ
воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение
целей правового регулирования.
При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга
отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся
другим отраслям права.
Административное право - это юридическая форма, модель управления, которая
закрепляет юридическое неравенство (субординацию) субъектов отношений в
отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется
юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может
быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным
(“инспектор-гражданин”). Юридическое неравенство сторон обусловлено разными
ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных
отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени
управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности.
Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбохраны и т.п.
Возникают административные взаимоотношения чаще всего не по обоюдному желанию
сторон, а по волеизъявлению одной стороны. Такими действиями являются,
например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение
штрафа и т.п..
Споры между различными сторонами административных отношений в основном
решаются также в административном порядке - субъектом управления, который
представляет более высокостоящую фигуру в административных правоотношениях
(при одних и тех же обстоятельствах одни субъекты исполнительной власти
наделены правом решать, а другие  - правом обжаловать решения вышестоящих
органов (должностных лиц). Существующие интересы и права субъектов
административного права могут защищаться и в судебном порядке, но это не
правило, а, скорее, исключение из него.
Таким образом, административное право исключает юридическое равенство
участников правоотношений. Можно заключить, что главными признаками метода
административного правового регулирования являются: а) определение
юридического положения сторон; б) определение оснований возникновения,
изменения и прекращения правоотношений; в) определение прав и обязанностей
субъектов административных правоотношений; г) способы защиты субъектов
правоотношений.
Еще одной особенностью метода административно-правового регулирования в
последнее время становится внедрение в систему администрирования
демократических начал. Субъекты и объекты административных правоотношений
имеют строго  определенные права и обязанности: властвующий не имеет
возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при этом на
государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется - в силу
имеющихся у него прав - беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.
Закрепляя демократические начала формирования административной власти и
контролируя ее деятельность, рационально организуя управленческую структуру,
закрепляя права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры
деятельности и т.п., административное право придает управленческим отношениям
цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности,
справедливости и демократии. Однако, вместе с тем оно не лишает управленческие
отношения характера отношений власти - властеотношений.
[3]
                                     Задача.                                     
                                  Вариант № 3.                                  
Гражданин Павлов за грубое нарушение правил охоты (ч.2 ст. 85 КоАП) был лишен
права охоты на три года с конфискацией ружья. От сдачи охотничьего билета он
уклонился. Принятыми мерами его удалось изъять спустя год после вынесения
постановления.
Павлов обжаловал действия по изъятию.
Обоснована ли жалоба?
Согласно ч.2 ст. 85 КоАП, которая гласит:
Статья 85.  Нарушение правил  охоты  и  рыболовства,  а  также правил
осуществления других видов пользования животным миром
Нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также  правил
осуществления  других  видов  пользования  животным миром -  влечет
предупреждение  или  наложение  штрафа  на  граждан   в размере до пятидесяти
рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до ста
рублей,  с конфискацией находящихся  в личной  собственности  нарушителя
ружей и других орудий добывания животных и иных предметов,  явившихся орудием
совершения указанных нарушений, или без таковой.
Постановлением  Конституционного  Суда  РФ от 11.03.1998 N 8-П часть  вторая
статьи 85 признана не соответствующей Конституции РФ в  той  мере,  в какой
она во взаимосвязи со статьей 222 допускает применение конфискации без
судебного решения.
Грубое нарушение правил охоты (охота  без  надлежащего  на  то разрешения,
или  в запрещенных местах,  либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями
или  способами),  а  также  систематическое нарушение других правил охоты -
влечет наложение штрафа на граждан  в  размере  до  пятидесяти рублей  и  на
должностных  лиц  -  до  ста  рублей с конфискацией находящихся в  личной
собственности  нарушителя  ружей  и  других орудий  охоты или без таковой,
либо лишение граждан и должностных лиц права охоты на срок до трех лет с
конфискацией ружей и  других орудий охоты или без таковой.
(в ред.  Указа Президиума ВС РСФСР  от  01.10.1985 - Ведомости  ВС РСФСР,
1985, N 40, ст. 1398)
или ч.1 ст. 8.37. по КоАП от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ которая гласит:
Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира.
1. Нарушение правил охоты - влечет наложение административного штрафа на
граждан  в  размере  от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда  с
конфискацией  орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок
до  двух  лет;  на должностных лиц - от двадцати до  тридцати  минимальных
размеров  оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Жалоба гражданина Павлова не обоснована т.к. при лишении права охоты он
обязан был сдать охотничий билет, лицензию и все документы, дающие право на
охоту – добровольно. Раз он этого не сделал то эти документы должны быть
изъяты в установленном законом порядке.
       литература[4] :       
1.   Конституция Российской Федерации.
2.   Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
3.   Гражданский Кодекс Российской Федерации.
4.   Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения в
Российской Федерации”.
5.   Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах".
6.   Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах"
7.   Федеральный Закон от 13.12.96 "Об оружии"
8.   Закон РФ от 11.03.92 “О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации”
9.   Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 1996.
10    Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.:
Издательство НОРМА, 2001.
12 Бельский К.С. Феноменология административного   права. - Смоленск, 1995.
13               оздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс.
- М., 1992.
     
[1] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации. Ч. 1. М., 1994. С.18. [2] См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 10-12. [3] См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 28-30. [4] Тексты документов, использованные в работе , взяты из банка данных справочной правовой системы “Консультант плюс”