Каталог :: Административное право

Контрольная: Муниципальное право

                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                         
                      по муниципальном управу                      
                            ВАРИАНТ № 1                            
                            ЗАДАНИЕ № 1                            
     Сформулируйте понятие местного самоуправления и проанализируйте его
юридические признаки.
Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении
составляет одну из основ любого демократического государства, его строя.
Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое,
закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение, прежде
всего, в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную
и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном
самоуправлении. Основываясь на положениях Конституции, Федеральный Закон “Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 28.08.1995 г. в
ст. 2 констатирует: “Местное самоуправление как выражение власти народа
составляет одну из основ конституционного строя РФ”.
Местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип
организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с
другими конституционными принципами определяет систему демократического
управления в нашей стране.
Конституцией РФ, при определении местного самоуправления в качестве одного из
элементов конституционного строя гарантируется  организационная
обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления
обществом и государством. Органы местного самоуправления не входят в систему
государственной власти (ст. 12 Конституции), а, следовательно, не могут
рассматриваться как структурное подразделение государственной системы
управления. В силу этого, государственные органы уже не выступают, как
раньше, в качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей
деятельностью местных органов власти.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Соответственно, необходимо выделение особой сферы местных вопросов, в которой
органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны,
прежде всего, перед своим населением. Исчерпывающий перечень вопросов в
Конституции РФ не дан. Упомянутый Закон определяет предметы ведения, а также
разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов
государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Российское законодательство признает основным субъектом права на местное
самоуправление население городских и сельских поселений. Местное
самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью (ст. 130 Конституции). Право местного самоуправления
осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и
через выборные и другие органы местного самоуправления. Кроме того, данное
право население может реализовать путем образования самостоятельного
муниципального образования, на территории которого будет осуществляться
местное самоуправление.
Осуществление местного самоуправления предполагает, в соответствии с
вышеуказанными актами, также и другие формы его реализации. К формам участия
населения в осуществлении местного самоуправления относится, прежде всего,
территориальное общественное самоуправление, под которым понимается
самоорганизация граждан на части территории муниципального образования для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных
инициатив в вопросах местного значения.
Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как
непосредственно, так и через представителей независимо от пола,
национальности, языка, происхождения и т.п. Гражданам гарантируется право
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного
доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного
самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.
Признавая право населения на осуществление местного самоуправления,
государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его
полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для
осуществления данного права.
Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами
собственности муниципальную собственность – экономическую основу реализации
права населения на местное самоуправление.
Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры
органов местного самоуправления. Изменения границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом своей власти.
Согласно ст. 2 Закона, “Местное самоуправление в РФ – признаваемая и
гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций”. Это определение позволяет выявить его
основные черты, характеризующие его и его место в системе народовластия.
Прежде всего, оно имеет особый субъект, которым является население,
граждане. Население муниципального образования может осуществлять местное
самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы
местного самоуправления.
Во-вторых, местное самоуправление занимает особое место в демократическом
механизме управления обществом и государством. Несмотря на то, что его
органы не являются составной частью государственного механизма управления,
местное самоуправление и государственная власть взаимосвязаны – у них единый
источник – власть народа. Местное самоуправление – это не просто форма
самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма
осуществления публичной власти, власти народа.
В-третьих, оно имеет важный объект управления – вопросы местного
значения. Эти вопросы определены Законом. Решения, принятые путем прямого
волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями.
В-четвертых,  оно обладает одним из ключевых понятий, характеризующих его
сущность – самостоятельностью. Самостоятельность местного самоуправления
гарантируется государством. Это находит отражение, в частности, в
организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе
управления обществом, государством.
И, наконец, важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его
специфику как формы осуществления власти, является собственная
ответственность муниципальных образований. Федеральный Закон от 28.08.1995
г. предусматривает ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед государством.
ЗАДАНИЕ № 2
     Определите и проанализируйте сущность властно-правовой природы местного
самоуправления. В чем состоит властный и общественный характер этого
юридического феномена?
Местное самоуправление – это форма народовластия. Согласно ст. 3 Конституции
РФ власть в Российской Федерации осуществляет народ. Формы осуществления
народом своей власти характеризуются как непосредственностью (то есть путем
референдума, выборов), так и через органы государственной власти и органы
местного самоуправления. Таким образом, общественный характер осуществления
власти состоит в том, что она (власть) осуществляется народом. Даже если
власть осуществляется через органы – ведь они, в свою очередь наделены
властью народом, вследствие их избрания и народ осуществляет власть
опосредовано, через них.
В Федеральном Законе от 28.08.1995 года “Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ”, в ст. 2 говорится, что “местное самоуправление в РФ –
признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через
ораны местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных традиций”.
Обеспечение народовластия представлено ст. 3 указанного закона.
Согласно ст. 3 Закона, граждане РФ осуществляют свое право на местное
самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав
граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а
также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного
самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.
Местное самоуправление осуществляется по решению вопросов, отнесенных ст. 6
Закона к ведению местного самоуправления.
Ст. 14 Закона установлена обязательность наличия выборных органов местного
самоуправления, что гарантирует осуществление народовластия, так как
реализация именно народной власти, может быть претворена органами местного
самоуправления лишь на основе избрания этих органов народом.
Так подлежит избранию основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании как представительный орган местного самоуправления,
так и главы муниципального образования, т.е. органа исполнительной власти.
Кроме того, Законом установлена такая форма реализации народовластия, как
референдум, решение о проведении которого принимается органом
представительной власти по собственной инициативе либо по требованию
населения.
Принцип непосредственного осуществления власти населением претворен также и в
выборах органов местного самоуправления.
Непосредственное осуществление власти населением также может быть
представлено собраниями (сходами) граждан для решения вопросов местного
значения, порядок созыва и проведения которых устанавливается уставами
муниципальных образований.
Ст. 27 Закона гражданам предоставлена возможность самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного
значения непосредственно населением или через создаваемые им органы
территориального общественного самоуправления. Под территориальным
общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их
жительства на части территории муниципального образования (территориях
поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов,
кварталов, улиц, дворов и других территориях).
ЗАДАНИЕ № 3
Губернатор области делегировал главе муниципального образования,
расположенного в  территориальных пределах этой области, часть своих
государственных полномочий. Оцените законность его действия. Какие требования
законодательства РФ должны быть соблюдены при делегировании органам местного
самоуправления отдельных государственных полномочий?
В соответствии с п. 4. ст. 6 Федерального Закона от 28.08.1995 г. “Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ”, наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых
средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия
и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 Областного Закона “О местном самоуправлении в
Свердловской области” в редакции Закона от 18.11.1997 г., одной из основных
форм взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и
органов местного самоуправления муниципальными образованиями является
наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Данное наделение может быть осуществлено лишь Областным законом.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, наделение
государственными полномочиями субъекта федерации органов местного
самоуправления осуществляется при соблюдении следующих условий:
-         наделение осуществляется законами субъектов федерации;
-         при наделении обязательна передача необходимых для осуществления
этих полномочий материальных и финансовых средств.
Наделение государственными полномочиями Свердловской области органов местного
самоуправления регламентируется Областным Законом от 24 декабря 1996 года “О
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в
Свердловской области отдельными государственными полномочиями”.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона, наделение органов местного
самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями
основывается на следующих принципах:
а) законности;
б) передачи органам местного самоуправления государственных полномочий,
которые могут быть эффективно реализованы без ущерба для решения вопросов
местного значения;
в) создания гражданам возможности для участия в государственном управлении;
г) сочетания областных и местных интересов;
д) содействия государственной власти органам местного самоуправления
муниципальных образований в реализации ими государственных полномочий;
е) ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления
муниципальных образований перед государством в реализации переданных им
государством полномочий
Частью 2 данной статьи установлены основания изъятия у органов местного
самоуправления муниципальных образований государственных полномочий. При этом
подчеркивается наделение государственными полномочиями органов местного
самоуправления в соответствии с желанием этих органов. Так одним из оснований
для изъятия полномочий является решение представительных органов местного
самоуправления об отказе исполнения переданных органам местного
самоуправления государственных полномочий. Кроме того, обеспечивается
требование передачи материальных и финансовых средств для осуществления
полномочий. Так при невозможности обеспечения ранее переданных отдельных
государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми
средствами, данные полномочия могут быть изъяты у органа местного
самоуправления. И наконец, предусматривается принудительное (на основании
решения суда) изъятие полномочий при ненадлежащем исполнении или неисполнении
органами местного самоуправление переданных государственных полномочий.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в
следующем порядке. Этот порядок установлен ст. 3 Закона. Наделение органов
местного самоуправления муниципальных образований государственными
полномочиями осуществляется областными законами путем передачи органам
местного самоуправления всех или отдельных муниципальных образований на
территории Свердловской области одного или нескольких государственных
полномочий с одновременным определением порядка передачи на места
материальных и финансовых средств, необходимых, для реализации передаваемых
полномочий.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованные в
передаче им отдельных государственных полномочий, вносят проект областного
закона в Законодательное Собрание Свердловской области а порядке
законодательной инициативы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе обратиться в
Правительства Свердловской области с соответствующими предложениями о
передаче им отдельных государственных полномочий.
В предложении о передаче отдельных государственных полномочий указывается
перечень передаваемых полномочий, обосновываются необходимость их передачи и
возможность надлежащего исполнения, указывается объем необходимых для их
исполнения финансовых средств. Правительство Свердловской области обязано в
месячный срок рассмотреть поступившие предложения и при согласии с ними
подготовить проект областного закона о наделении органов местного
самоуправления муниципальных образований отдельными государственными
полномочиями, а в случае несогласия с предложениями органов местного
самоуправления муниципальных образований сообщить им об этом с обоснованием
невозможности или нецелесообразности передачи государственных полномочий.
Изъятие у органов местного самоуправления муниципальных образований
государственных полномочий осуществляется областными законами.
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления
муниципальных образований областным законом на определенный срок или без
указания срока.
В областном законе о наделении государственными полномочиями и об их изъятии
при необходимости может предусматриваться переходный период для передачи
полномочий от одних субъектов другим.
Статьей 4 Закона определен перечень государственных полномочий, которые могут
быть переданы органам местного самоуправления. Таковыми являются:
1. В области землепользования участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв,
охране земельных ресурсов в комплексе с другими охранными мероприятиями на
территории муниципального образования, осуществление контроля за их
выполнением; защита прав собственников земли, землепользователей и
арендаторов, ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального
образования.
2. В области недропользования участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования по развитию и использованию минерально-сырьевой базы, участие в
составлении областных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений
полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
осуществление контроля за их выполнением; защита интересов малочисленных
народов, прав недропользователей, участие в заключении соглашений о разделе
продукции субъектами хозяйственной деятельности пои пользовании участками
недр местного значения.
3. В области природоохранной деятельности - ведение государственного кадастра
и мониторинга особо охраняемых природным территорий, находящихся на
территории муниципального образования, проведение научно-исследовательских
работ в области организации, охраны и использования особо охраняемых
природных территорий, участие в организации природно-заповедного дела.
4. В области образования - участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования с учетом местных социально-экономических, экологических,
культурных, демографических м других особенностей, подготовка, переподготовка
и повышение квалификации педагогических работников, информационное
обеспечение образовательных учреждений, участие в издании учебной литературы,
разработке примерных учебных планов и программ курсов и дисциплин.
5. В области культуры - участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования по сохранению и развитию культуры, информационное и научно-
методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического
учета в области культуры на территории муниципального образования,
подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников культуры.
6. В области здравоохранения обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и выявление в этих целях факторов, неблагоприятно
влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение
мероприятий по их устранению, осуществление профилактических санитарно-
гигиенических, противоэпидемических мероприятий, реализация мер, направленных
на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях,
информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и
принимаемых мерах; участие в организации деятельности по подготовке кадров в
области охраны здоровья граждан, регулярное информирование населения, а том
числе через средства массовой информации, о распространенности социально
значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих; участие в
разработке и реализации программ Свердловской области, разработка и
реализация программ муниципального образования по развитию здравоохранения,
профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому
образованию населения.
7. В области регистрации актов гражданского состояния - регистрация актов
гражданского состояния на территории муниципального образования.
8. В области государственного архитектурно-строительного контроля
осуществление государственного контроля за использованием земельных участков
на территории муниципального образования, за строительством и вводом в
эксплуатацию объектов, выдача разрешений на строительство объектов.
СПИСОК
                         используемой литературы                         
     1. Комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. Окуньков Л.А. –М, БЕК, 1996;     
2. Торшенко А.А. Муниципальное право Российской Федерации: курс лекций.
Екатеринбург, 1994;
3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. -М,
ЮРИСТ, 1997;
4. Писарев А.Н. Муниципальное право России. -М, 1997.