Каталог :: Административное право

Реферат: Административная правосубъектность

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
1.     Административно-правовой статус индивидуального субъекта
2 Административная правоспособность.
3.Административная дееспособность
4.Административная правоспособность и дее­способность – составляющие
административной правосубъектности
Заключение.
Список используемой литературы.
                                    ВВЕДЕНИЕ.                                    
Государственная администрация — самая большая, самая мощная часть
госу­дарственной машины. Государственной администрации прямо подчинены по­чти
все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция,
контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и
т. д. Власть, которой она обладает, — административная власть — огромная
соци­альная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому,
чтобы стра­на стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол,
злоупотребле­ния при осуществлении государственной власти приносят обществу
колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX
века.
В демократически организованном обществе формирование и деятельность
государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы пра­вом.
И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого
госу­дарства — административное право. Особенно велико его значение в России,
где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы,
мно­гонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое
значе­ние государственной администрации (административной власти).
Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны,
реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и
сво­бод граждан во многом зависит от деятельности государственной
администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет
административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны
закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов
государственной власти, рас­пределения компетенции между ними, комплектования
их личного состава.
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТА.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое
положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти,
урегулированное нормами государственного и административного права. Он
является составной частью общего правового статуса гражданина.
Права и обязанности личности, о которых говорится в админи­стративно-правовых
нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской
Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной
власти. В форми­ровании и особенно в реализации составляющих данный статус
прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти.
Правительство, министерства, губернаторы издают немало норматив­ных актов,
которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют
процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные
правила (охоты, дорожного движе­ния, пожарной безопасности и т. д.).
Разнообразными нормативными актами органов исполнитель­ной власти:
-   конкретизируются конституционные права и обязанности граж­дан;
-   первично предоставляются определенные права;
-   устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;
-   определяются органы, должностные лица, которые обязаны ока­зывать
гражданам содействие при осуществлении прав и обя­занностей.
Наряду с активной нормотворческой деятельностью государ­ственная
администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и
обязанностей (планирует, финансирует, конт­ролирует эту работу, обеспечивает
ее кадрами, ресурсами, методически­ми материалами и т. д.) и защищает права и
свободы граждан.
Составными частями адмиинстративно-правового статуса инди­видуального
субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и
обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.
«Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых,
способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-
вторых, спо­собность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей
(дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют
праводееспособностью».
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.
Административная правоспособность — это способность иметь права и
обязанности, закрепленные нормами административного пра­ва. Частично она
возникает с момента рождения (право на постанов­ку в очередь на получение
жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение
лекарствами). Будучи в принци­пе равной, административная правоспособность
граждан не одинако­ва. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья,
образования, места жительства, национальности и других демографических
факто­ров. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность,
способ­ность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния
здоро­вья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административ­ную
правоспособность даже такого признака, как национальность лица,
свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных
народов в Российской Федерации", принятого в ап­реле 1999 г. В частности, в
нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену
военной службы альтернатив­ной гражданской службой. Влияет на
правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не
призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление
автобусами и т. д.
Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Кон­ституции России
активно осуществляют административное правотворче-ство, административная
правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.
Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1
июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100%
минимальной пенсии по старости лилипу­там, получающим пенсию (независимо от
ее вида) в органах социаль­ной защиты населения.
Таким образом, главные особенности административной право­способности
следующие: она регулируется нормами административ­ного права, ее содержание
состоит в регламентации правовых способ­ностей индивидов в отношениях с
субъектами государственной ис­полнительной власти, у конкретных лиц она
возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.
3.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ.
Административная дееспособность — это способность "лица сво­ими действиями
осуществлять права, выполнять обязанности, предус­мотренные административно-
правовыми нормами, и нести ответствен­ность в соответствии с этими нормами.
Административная дееспособность граждан России возникает позднее
правоспособности, возраст ее наступления законом не уста­новлен. Хочется
отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражда­нина возникает именно
административная дееспособность. Ее час­тичное появление и последующее
увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже
дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на
жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по
делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому ис­полнилось 11 лет,
в специальную школу. С 16 лет наступает админис­тративная деликтоспособность
— способность нести административ­ную ответственность за свои действия.
В течение последнего десятилетия административная правосубъектность
индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании
повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам
предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из
России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены
права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».
Федеральными законами предусмотрены четыре группы обсто­ятельств, при наличии
которых правовой статус, прежде всего адми­нистративно-правовой статус
индивидуального субъекта, может быть ограничен:
-   чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
-   если это несовместимо с его общественно полезной деятельно­стью
(запрещение совместной службы родственников, совмеще­ния государственной
службы с предпринимательской деятель­ностью и т. д.);
-   если без этого невозможно обеспечить государственную безо­пасность (режим
секретности, пограничный режим и др.);
-   совершение неправомерных действий (лишение правонаруши­телей водительских
прав, ограничения на приобретение ими ору­жия и т. д.).
В первых трех случаях ограничения непосредственно устанав­ливаются
нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются
групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с
неравномерными действиями носят инди­видуальный характер, персонифицированы,
являются мерами принуж­дения, их содержание определяется
правоприменительным.и актами.
Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой
принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения.
Так, правонарушителю может быть от­казано в выдаче лицензии на оружие,
заграничного паспорта.
4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – СОСТАВЛЯЮЩИЕ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.
Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и
юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают
им право быть участника­ми (сторонами) регулируемых административным правом
управ­ленческих общественных отношений. Административная право­субъектность
слагается из двух элементов: правоспособности и дее­способности.
Административная правоспособность есть установленная и ох­раняемая
административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта
приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести
юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного
управления. Она явля­ется предпосылкой для участия физического или
юридического лица в регулируемых административным правом управленческих
отношениях (включая и деликтоспособность}.
Административная дееспособность является выражением практической способности
данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в
конкретных административно-правовых отношениях (включая и
деликтоспособность).
Правоспособность и дееспособность соотносятся как статичестичкий и
динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два
элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти,
должностных лиц, являю­щихся государственными служащими, административная
право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образо­вания и
закрепления компетенции органа либо назначения долж­ностного лица.
В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность
граждан возникает с момента рождения, а адми­нистративная дееспособность, как
правило, по достижении 16-лет­него возраста.
Субъекты административного права могут быть индивидуаль­ными и коллективными.
Индивидуальными субъектами являются российские гражда­не, иностранные
граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести
государственных служащих.
К коллективным субъектам относятся различного рода госу­дарственные и
негосударственные организации. В числе первых — органы исполнительной власти,
государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные
подразделения органов исполнительной влас­ти, наделенные собственной
компетенцией.
Негосударственные субъекты административного права пред­ставлены
общественными объединениями (партии, союзы, обще­ственные движения и т.п.);
исполнительные органы системы мест­ного самоуправления; коммерческие
структуры, включая частные предприятия и учреждения.
Следует учитывать, что для органов исполнительной власти ад­министративная
дееспособность является основным средством ре­ализации их административной
правоспособности. Соответствен­но участие в административно-правовых
отношениях — их пря­мая юридическая обязанность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Административное право наряду с конституционным и граж­данским правом
является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это
объясняется прежде всего тем, что административное право — это именно та
отрасль права, которая регули­рует общественные отношения, возникающие в
процессе реализа­ции исполнительной власти, которая представляет собой одну
из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее
разде­ления на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции
РФ)-
В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли корен­ные
изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие
политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во
всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расши­рен,
модернизирован, стал более демократичным.
Прежде всего изменения связаны с гуманизацией административного права,
которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках
конкретизировало конституционную норму о том, что «человек, его права и
свободы являются высшей ценностью».   Во-вторых, в административном праве
последовательно отражено федератив­ное начало, оно стало важным средством
закрепления и развития федерального устройства, обеспечения целостности
России и самостоятельности ее субъектов. В-третьих, активно осуществляется
развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. В-
четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации,
властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль
подзаконных актов. В-пятых, на состояние норм административного права,
систему регулируемых ими отношений активно стали влиять Конституционный Суд
РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Комментарий к Конституции РФ . / Под ред. В.Д. Карповича. – М.Юрайт - М,
2002. 959 с.
2. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Б.
Н. Габричидзе. – М. : Дашков + К. 2003. 992 с.
3.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М Административное право РФ. – М.:
ТЕИС, 1996. 640 с.
4.Административное право России (конспект лекций) – М.: ПРИОР, 2001. – 128 с.
5.Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: НОРМА, 2000.- 640 с.
6.Козлов Ю. М. Административное право. – М.: Юрист, 1999.- 320 с.