Каталог :: Административное право

Курсовая: Лицензионно-разрешительная деятельность ОВД

                                Содержание                                
     Введение. 2
     Обеспечение правил разрешительной системы в ОВД. 3
     Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы.. 6
     Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов. 15
     Заключение. 25
     Литература. 26
     

Введение

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномочен­ных государственных органов лицензий (разрешений) на совер­шение определенных действий или получение определенных пра­вомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятель­ность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих госу­дарственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защи­те государственной тайны, в области оборота специальных техни­ческих средств регулируется деятельность физических и юридиче­ских лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для неглас­ного получения информации.

Обеспечение правил разрешительной системы в ОВД.

Разрешительная система выполняет конкретную предупреди­тельную функцию. Она направлена на предупреждение тяжких последствий несоблюдения требований нормативных актов, рег­ламентирующих порядок оборота предметов и веществ, обладаю­щих повышенной общественной опасностью. С этой целью госу­дарство объективирует свою управленческую и нормотворческую волю путем реализации организационно-правовых мер. Так, оно: Ø объявляет и нормативно закрепляет все действия с предметами и веществами, обладающими специфическими свойствами, уста­навливает соответствующие запреты на их обращение; закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с указанными предметами; Ø устанавливает ответственность за нарушение правил оборота та­ких предметов; создает аппарат специализированных органов для обеспечения контроля за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил. Лицензионно-разрешительная система осуществляется много­численными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующим законода­тельством на органы внутренних дел возложена обязанность вы­давать разрешения на приобретение, хранение, ношение и пере­возку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых мате­риалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разреше­ний на создание негосударственных детективных служб и осуще­ствление контроля за соблюдением частными охранными пред­приятиями и частными детективами действующего законодатель­ства. В нормативно-правовых актах, регламентирующих лицензионно-разрешительную систему, определен исчерпывающий пере­чень объектов, контролируемых органами внутренних дел. Эти объекты подразделяются на три группы: предметы, вещества и предприятия. К предметам относятся: служебное и гражданское оружие (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное оружие с нарез­ным стволом, огнестрельное комбинированное) и патроны к нему. К предприятиям, разрешение на открытие которых выдают органы внутренних дел относятся: предприятия, осуществляющие производство и продажу оружия; оружейно-ремонтные мастер­ские; частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности, их филиалы; базы, склады, тиры, в которых нахо­дится гражданское, служебное оружие и патроны к нему и т.д. К веществам относятся взрывчатые материалы. Вместе с тем законом «Об оружии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации запрещен оборот в качестве служебного и гражданского оружия: огнестрельного, которое имеет форму, ими­тирующую другие предметы; огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качест­ве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов; газового оружия, снаря­женного нервно-паралитическими, отравляющими и другими по­добными веществами. При обнаружении указанных предметов органы внутренних дел обязаны изымать их, а виновных лиц привлекать к ответст­венности. В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" городские, районные, районные в городах управления (отделы) внутренних дел, управления (отделы) внутренних дел УРО МВД России выдают: · Лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам Российской Федерации. · Лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации. · Лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими. · Разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации. · Разрешения на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации. · Разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение. · Разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами. · Лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам Российской Федерации, проживающим в указанных местностях. · Подтверждения о получении уведомлений для продажи оружия и патронов.

Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы

Основными задачами органов внутренних дел по осуществле­нию лицензионно-разрешительной системы являются: предот­вращение утраты и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особый порядок оборота; недопущение их ис­пользования не по назначению; своевременное выявление и уст­ранение нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной детективной и охранной деятельностью. Отсюда следует, что лнцензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок при­обретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а также открытия и функционирования определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка. Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельно­сти в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданы подразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные и контрольные функции в сфере лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Кроме указанных подразделений вопросами лицензионно-разрешительной деятельности (в части контроля за оборотом ору­жия, за частной детективной и охранной деятельностью) занима­ются другие подразделения органов внутренних дел. В частности, в этой деятельности принимают участие сотрудники уголовного розыска, участковые инспекторы милиции, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики и др. Организация деятельности всех подразделений по осуществ­лению лицензионно- разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы воз­ложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Поло­жением «О Министерстве внутренних дел Российской Федера­ции» предусмотрена организация деятельности органов внутрен­них дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Законами «О милиции», «О частной детективной и ох­ранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанность осуществле­ния лицензионно- разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью. Правовое положение этих подразделе­ний детально определено большей частью в ведомственных нор­мативно-правовых актах Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации. В соответствии с ними органы внутренних дел: оформляют, выдают лицензии на приобретение, хранение, тор­говлю, коллекционирование, экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей оружия и патронов к нему, выдают разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, разрешения на вывоз их из Российской Федерации, а также раз­решений на перевозку, транспортирование, функционирование стрелковых объектов, выдают лицензии на занятие частной детек­тивной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности и гражданам, аннулируют выданные ли­цензии и разрешения, осуществляют контроль за оборотом ору­жия и частной детективной и охранной деятельностью. Оформление материалов о выдаче лицензий и разрешений. Прием заявлений от граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении или продлении срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их регистрации. Граждане наряду с заявлением, предъявляют в орга­ны внутренних дел медицинское заключение об отсутствии про­тивопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркома­нией, документ подтверждающий гражданство Российской Феде­рации и др. Руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии предъявляется необходимый перечень доку­ментов, предусмотренные нормативными актами. Представленные документы регистрируются в журнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем же произво­дится отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или разрешения, либо письменного уведом­ления об отказе в их выдаче. Заявление и поступающие материа­лы, не имеющие полного перечня необходимых документов, не подлежат регистрации сотрудниками органов внутренних дел и служат одним из оснований отказа в выдаче лицензии или разре­шения. Материалы о выдаче лицензии рассматриваются органами внутренних дел в течение одного месяца, о выдаче разрешений — в течение двух недель со дня подачи заявления. Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания, исключающие выдачу гражданам лицензий на приоб­ретение оружия. Так, лицензии не выдаются гражданам: не дос­тигшим возраста, установленного законом; не предоставившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к вла­дению оружием; имеющим судимость за совершение умышлен­ного преступления; отбывающим наказание за совершенное пре­ступление; совершившим повторно в течение года администра­тивное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не предоставившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохожде­ние проверки знания правил безопасности обращения с оружием и другие документы, указанные в законе «Об оружии» и законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Контроль органами внутренних дел за объектами лицензион­но-разрешительной системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВД республик в составе Россий­ской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы внутренних дел. Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения правил оборота оружия, нарушений, связан­ных с деятельностью частных детективных и охранных предпри­ятий, граждан, незамедлительно реагировать на выявленные на­рушения и применять предусмотренные законом меры админист­ративного и уголовного воздействия. Ведомственными нормативными актами МВД России детали­зирована деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельно­стью. Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотрены следующие направления контроля: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за переда­чей оружия; за приобретением оружия; за коллекционированием и экспонированием оружия; за обеспечением сохранности и безо­пасности хранения оружия; контроль за перевозкой оружия. Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении кон­троля за оборотом оружия имеют право производить осмотр ору­жия в местах его производства, торговли, экспонирования, хране­ния и уничтожения. Изымать и уничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной или письменной информации для выполнения контрольных функций. При выявлении нарушений имеют право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока. В случае выявления грубых нарушений, кото­рые могут повлечь ущерб, хищение либо неправомерное исполь­зование оружия, производить опечатывание помещений мест торговли оружием, их экспонирования, временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговой дея­тельности до устранения выявленных нарушений. В случае воз­никновения обстоятельств, при которых не обеспечивается со­хранность оружия, сотрудники милиции изымают оружие и пере­дают его на хранение в органы внутренних дел. По фактам нару­шений установленных правил оборота оружия выписываются письменные предупреждения, а при совершении административ­ного правонарушения составляется протокол об административ­ном правонарушении. Проверка объектов хранения оружия осуществляется сотруд­никами милиции не реже одного раза в квартал. О проверке объ­екта составляется акт проверки в двух экземплярах. Из них один передается руководителю юридического лица, а второй приобща­ется к наблюдательному делу. Осуществление проверок объектов, используемых в качестве складов по хранению оружия и патро­нов, а также торговых предприятий проводится не реже одного раза в месяц. В проведении таких проверок непосредственное участие принимают руководители органов внутренних дел либо их заместители — начальники милиции общественной безопасности. Граждан-владельцев оружия проверяют не реже одного раза в год. При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который в течение суток вместе с актом проверки объекта' или рапортом о проверке гражданина-владельца оружия докладывается руково­дству органа внутренних дел для принятия решения в установ­ленном порядке. / Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием. При осуществлении проверок указанных орга­низаций сотрудники органов внутренних дел в первую очередь устанавливают наличие лицензий на торговлю оружием, разреше­ний на хранение оружия вне мест, указанных в лицензиях. Про­веряют техническую укрепленность мест торговли, экспонирова­ния и хранения оружия, надежность сохранности оружия в торго­вых витринах, на прилавках, а также мер безопасности при обра­щении с ним. Вместе с тем проверяется наличие и правильность заполнения учетной документации, порядок внутреннего контро­ля за обращением оружия и патронов лицами, ответственными за их сохранность и ведение учета, продавцами (материально-ответственными лицами) и работниками, допущенными к произ­водству работ с оружием и патронами, их транспортированию и сопровождению при перевозке, а также наличие материалов про­верок по фактам недостачи, порчи, утраты оружия и патронов. При проведении внезапных проверок по решениям руководителей органов внутренних дел может выясняться часть вопросов и истребоваться документы исходя из цели проверки. Проверки юридических лиц и граждан, занимающихся кол­лекционированием или экспонированием оружия и патронов, осуществляются сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по со­хранению культурных ценностей с учетом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах. Проверки таких юридических лиц проводятся не реже одного раза в квартал, а граждан Российской Федерации — не реже одного раза в год. В ходе плановых проверок деятельности юридических лиц, осуществляющих коллекционирование и экс­понирование оружия, сотрудники органов внутренних дел уста­навливают: соответствие их деятельности нормативным актам, положениям уставных, учредительных документов, внесенным в них изменениям и дополнениям, лицензиям на коллекциониро­вание или экспонирование оружия и патронов, разрешениям на их хранение вне мест, указанных в лицензиях; наличие актов приема (передачи) оружия и договоров, заключенных с владель­цами оруящя и патронов об участии в проведении экспонирова­ния либо актов приема изъятого и конфискованного оружия, пе­реданных музеям уполномоченными на то органами для соответ­ствующего хранения, актов историко-культурных и искусствовед­ческих экспертиз на коллекционируемое оружие и паспортов на коллекции, отдельные модели коллекционируемого оружия; по­рядок внутреннего контроля за обращением оружия, документов выдачи оружия хранителям, специалистам и лицам, ответствен­ным за проведение экспертиз, исследовательские работы, экспо­нирование, транспортирование и другие виды работ; порядок до­пуска работников юридических лиц к работе с оружием, перевоз­ке, сопровождения при перевозках, экспонировании, а также ор­ганизация допуска посетителей в залы с экспозициями, специали­стов в фондохранилища, обеспечение сохранных мер; своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных при проверках сотрудниками органов внутренних дел, исполнение предписаний. При проведении проверок условий хранения оружия и патро­нов, имеющихся у граждан, сотрудники внутренних дел выясня­ют: — соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов моделям зарегистрированного оружия; — наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика, обитого железом; — условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию. Осуществление контроля за перевозкой и транспортированием оружия и патронов. Сотрудники органов внутренних дел в данном случае выясняют: соответствие деятельности предприятий-перевозчиков требованиям, предъявляемым к обороту оружия и, в частности, к правилам перевозки; наличие лицензий, копий дого­воров на перевозку оружия; наличие товарно-транспортных, со­проводительных и иных документов, на основании которых осу­ществляется перевозка; документов, удостоверяющих личность сопровождающих лиц и подтверждающих их право на хранение и ношение оружия; наличие необходимого количества охранников. В ходе осуществления контроля за частной детективной и ох­ранной деятельностью органы внутренних дел используют пре­доставленное им право в соответствии с Законом «О частной де­тективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и ведомственными нормативными актами МВД России. Одним из них является Инструкция «О порядке лицензирования и осущест­вления органами внутренних дел контроля за частной детектив­ной и охранной деятельностью», которой предусмотрены следую­щие направления: ~ проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой дея­тельности; — проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств; — участие совместно с другими компетентными органами не­государственных образовательных учреждений в контроле за осу­ществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, в том числе огневой подготовки; — рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопро­сам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств ча­стными детективными и охранными предприятиями, службами безопасности. При осуществлении контроля за частной детективной и ох­ранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частных детек­тивных и охранных предприятий, служб безопасности, негосудар­ственных образовательных учреждений предоставления соответст­вующих документов, а также получать необходимую для этого устную или письменную информацию. Материалы проверок приобщаются к учетным и личным де­лам, имеющимся в подразделениях по лицензионно-разрешительной работе. Учетные дела ведутся на объекты, где обращается оружие и взрывчатые вещества, охранные предприятия. Личные дела заводятся на лиц, владеющих оружием, частных детективов. В них содержатся материалы, представляемые вместе с заявлени­ем о получении лицензии, справки из органов здравоохранения, проверочные материалы и т.д. Личные дела владельцев оружия хранятся в органе внутренних дел по месту их регистрации. При перемене места-жительства личные дела пересылаются в орган внутренних дел, где владелец оружия будет зарегистрирован. Лич­ные деда на владельцев охотничьего оружия с нарезным стволом находятся в лицензионно- разрешительных подразделениях МВД, ГУВД, УВД. В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью сотрудники орга­нов внутренних дел обязаны выявлять нарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельности частных детективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутренних дел принимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии с действующим законодательством органам внутрен­них дел предоставлено право: —- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном по­рядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации; — изымать оружие и патроны, предусмотренные законом «Об оружии» при наличии следующих оснований: отсутствия лицен­зий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю им, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хране­ние и ношение оружия; аннулирование в установленном порядке указанных лицензий и разрешений; нарушений юридическими лицами или гражданами установленных правил передачи, приоб­ретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и при­менения оружия; выявления самодельных или переделанных вла­дельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими харак­теристиками; смерти собственника гражданского оружия до ре­шения вопроса о наследовании имущества, а также смерти граж­данина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружия; ликвидации юридического лица; — при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами и должностными ли­цами предписаний об устранении этих нарушений; — аннулировать лицензии и разрешения на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия, выданные гражданам, при нарушении ими правил оборота оружия, систематически нару­шающим общественный порядок; при наличии медицинского заключения, препятствующего владению оружием; имеющим су­димость за совершение умышленного преступления; страдающим психическими заболеваниями. Аннулирование лицензии или раз­решения влечет изъятие имеющегося оружия и патронов к нему; — аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующего частную детектив­ную и охранную деятельность, либо при неисполнении предписа­ний органов внутренних дел частными детективными и частными охранными предприятиями. При установлении правонарушений, образующих составы преступлений, и административных правонарушений, сотрудники органов внутренних дел привлекают виновных лиц к уголовной или административной ответственности.

Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.

Выдача лицензий (разрешений). Компетенция органов внут­ренних дел в выдаче лицензий и разрешений неодинакова. Так, городские, районные, районные в городах, отделы (управления) внутренних дел, подразделения, подчиненные 8 ГУ МВД России имеют право выдавать лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газо­вых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия; ли­цензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; лицензии на приоб­ретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на их торговлю; разрешения на хранение и ношение охотничьего пнев­матического, охотничьего гладкоствольного и спортивного ору­жия; разрешения на транспортирование оружия и патронов граж­данам и юридическим лицам; разрешение на хранение и ношение оружия. Линейные управления (отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов, разрешение на их хранение, перевозку юри­дическим лицам с особыми уставными задачами Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиаци­онной службы Российской Федерации, служб речного и морского флота Министерства транспорта Российской Федерации, а также разрешения на хранение и ношение оружия их работниками при исполнении служебных обязанностей. МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации имеют право выдавать лицензии и разрешения на торговлю, коллекцио­нирование, экспонирование оружия, на приобретение оружия с нарезным стволом, разрешения на ввоз и вывоз оружия гражда­нам России и иностранным гражданам. Главное управление охраны общественного порядка МВД России выдает лицензии и разрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. Кроме того, ГУООП согласовы­вает выдачу, продление срока действия и переоформления Мини­стерством экономики России лицензий на производство граждан­ского и служебного оружия юридическим лицам. В соответствии с приказом МВД РФ № 292, утвердившим Инструкцию о порядке лицензирования и осуществления орга­нами внутренних дел контроля за частной детективной и ох­ранной деятельностью МВД России, МВД республик, ГУВД (УВД) краев, областей, городов, автономных образований, гор-райорганы внутренних дел выдают, продлевают срок действия лицензий на занятия частной детективной и охранной деятельно­стью предприятиям (объединениям), службам безопасности и гражданам. Вышеуказанным органам внутренних дел предостав­лено также право аннулировать выданные ими лицензии. Выдаваемые органами внутренних дел лицензии и разреше­ния являются документами подтверждающими права гражданина, юридического лица на осуществление указанного в разрешении вида деятельности, а также права приобретения, хранения, ноше­ния оружия. Сроки действия выдаваемых лицензий и разрешений различны. Так, разрешение на хранение и ношение гражданского оружия выдается сроком на пять лет. Лицензия, подтверждающая право занятия частной детективной деятельностью выдается сро­ком на три года. По истечении указанного в лицензии срока дей­ствия, он продляется теми органами внутренних дел, где выдава­лась лицензия. Материалы о выдаче лицензий рассматриваются органами внутренних дел в срок до одного месяца, о выдаче разрешений - до двух недель со дня подачи заявления. Лицензии и разрешения выдаются после оплаты установленных размеров единовременных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1998 г. N 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии, а также за продление срока их действия". Без взимания единовременных сборов выдаются: а) лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ввоз (вывоз) и транспортирование основных частей огнестрельного оружия; б) лицензии на приобретение патронов юридическим лицам на территории Российской Федерации; в) лицензии на коллекционирование и экспонирование патронов юридическим лицам и гражданам; г) разрешения на использование оружия (в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище); д) разрешения на перевозку оружия и патронов. Заявления граждан о выдаче лицензий и разрешений принимаются в приемные дни в установленное время сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях. Обращения руководителей юридических лиц рассматриваются органами внутренних дел по месту регистрации юридических лиц. Заявления граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении и продлении срока их действия подаются в орган внутренних дел по месту жительства. Обращения о ввозе иностранными гражданами принадлежащего им оружия и патронов для участия в спортивных соревнованиях, в целях охоты или экспонирования представляются юридическими лицами, заключившими соответствующие контракты либо направившими приглашения в установленном порядке. Иностранные граждане для получения лицензии на приобретение гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их вывоз из Российской Федерации представляют в ГУООП МВД России ходатайство дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются. Сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем, одновременно, осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче. Перед регистрацией сверяются паспортные данные граждан с указанными в заявлениях, а поступившие материалы проверяются на соответствие требованиям в ОВД, положениям учредительных и регистрационных документов юридических лиц. К документам, составленным на иностранных языках, прилагаются их переводы, заверенные в установленном порядке О регистрации поступивших материалов заявителю выдается талон-уведомление, с указанием лица, принявшего документы и даты регистрации заявления. Заявления и поступившие материалы в течение двух суток докладываются руководству органа внутренних дел для рассмотрения и вынесения письменных поручений исполнителям. При получении лицензии на торговлю или коллекционирование оружия и патронов руководителю юридического лица необходимо представить: а) заявление; б) заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица; в) договоры об аренде помещений, зданий, складов, используемых для хранения или размещения оружия и патронов, либо документы, подтверждающие право собственности на данные помещения; г) лицензию на ведение музейной деятельности, выданную Минкультуры России (представляется только музеями); д) акты комиссионных обследований помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов, сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров, а также специалистов Минкультуры России (при выдаче лицензий на коллекционирование); е) акт, составленный подразделением вневедомственной охраны при органе внутренних дел по месту нахождения объекта о соответствии оборудования мест хранения оружия и патронов, торговли ими (закрытых витрин залов экспонирования) требованиям МВД России; ж) копии приказов руководителя юридического лица о назначении: заместителя руководителя юридического лица или лица, ответственного за сохранность оружия и патронов; работников (хранителей музеев), ответственных за хранение и выдачу оружия и патронов в местах их размещения, на которых возложена ответственность за их сохранность; работников, допущенных к продаже, хранению, выдаче и проведению разрешенных видов работ с оружием и патронами. Для получения лицензии на коллекционирование гражданского оружия, холодного художественно-оформленного оружия, копий и реплик антикварного оружия, а также иного разрешенного для коллекционирования оружия граждане Российской Федерации представляют по месту жительства в орган внутренних дел: а) заявление; б) документ, удостоверяющих личность и гражданство Российской Федерации; в) две фотокарточки размером 3х4 см. При коллекционировании огнестрельного и иного номерного оружия, заявителю дополнительно необходимо представить список номерного учета имеющегося оружия, а при намерении включить в состав формируемой коллекции (собрания) наградное оружие - указать его данные. К списку прилагаются подлинники лицензий и разрешений. Для получения лицензий на приобретение оружия и патронов при первоначальном обращении руководители организаций (за исключением руководителей юридических лиц-поставщиков, а также юридических лиц, занимающихся коллекционированием оружия и патронов), должны представить в орган внутренних дел: а) заявление; б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица; в) документы, подтверждающие законность владения (использования) помещений, зданий и складов для хранения или размещения оружия и патронов; д) акты комиссионных обследований помещений, зданий и складов для хранения оружия и патронов сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей органов внутренних дел, государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров; е) акты, составленные подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел по месту нахождения объектов о соответствии оборудования их помещений для хранения оружия и патронов требованиям МВД России; ж) копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранность оружия и патронов; и) списки работников юридических лиц, допущенных к хранению, выдаче, производству разрешенных видов работ с оружием и патронами и (или) прошедших периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия; к) расчет потребного количества оружия с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД России (для отдельной категории юридических лиц). В последующем лицензии на приобретение оружия и патронов выдаются юридическим лицам по представлению заявлений, сведений о наличии имеющегося оружия и других материалов, необходимых для принятия решения. Руководители юридических лиц-поставщиков и организаций, занимающихся коллекционированием оружия и патронов, для получения лицензии на приобретение оружия и патронов представляют заявление, а также копии заключенных контрактов (договоров) о поставках оружия и патронов. Юридические лица, занимающиеся испытанием изделий на пулестойкость, вместе с заявлением представляют копии заключенных контрактов (договоров). На основании указанного заявления соответствующие органы внутренних дел запрашивают в Минэкономики России подтверждение о возможности использования заявленного оружия в технологическом процессе организации согласно имеющейся технической документации. Органы по сертификации оружия и патронов, испытательные лаборатории (станции) для получения лицензии на приобретение оружия и патронов представляют заявление, при этом соответствующий орган внутренних дел может запросить вышеуказанное подтверждение Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Музеи, для получения лицензии на приобретение в Музейный фонд Российской Федерации интересующего их оружия, одновременно с письменным обращением представляют в ГУООП МВД России: а) копию договора дарения (мены) отдельных моделей оружия (коллекций), заверенную в установленном порядке, либо письменное заявление дарителя, а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, документы, подтверждающие право собственности дарителя на передаваемые экспонаты; б) ходатайство Минкультуры России о приобретении конкретных моделей оружия с указанием сведений о них. Приобретение музеями коллекций оружия и патронов в Государственную часть Музейного фонда Российской Федерации у юридических лиц и граждан осуществляется без получения лицензий по письменному обращению музеев, согласованному с органами внутренних дел. Оформление юридическим лицам лицензий на приобретение патронов производится в порядке, установленном для оформления лицензий на приобретение оружия. При этом для приобретения патронов взамен израсходованных, утраченных либо сданных на уничтожение заявителем дополнительно представляются: а) акты списания патронов, утвержденные руководителями юридических лиц и согласованные с соответствующим органом внутренних дел; б) раздаточно-сдаточные ведомости на патроны, израсходованные при проведении учебных и иных стрельб, или другие документы, подтверждающие законность их списания; в) акты приема (передачи) патронов в органы внутренних дел на уничтожение. После этого заявителю выдается уведомление на оплату установленного единовременного сбора за выдачу лицензии с указанием суммы и банковских реквизитов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УРО и ГФЭУ МВД России, а также номера счета на перечисление установленной части денежного сбора в Государственный фонд борьбы с преступностью. При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий. На основании мотивированного заключения заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного решения. Материалы о выдаче лицензий на коллекционирование и экспонирование оружия и патронов в 2-недельный срок со дня регистрации заявления вместе с актами комиссионного обследования объектов юридического лица или места проживания гражданина направляются в Минкультуры России либо уполномоченные им территориальные органы по сохранению культурных ценностей для согласования в установленном порядке. Порядок регистрации приобретенного оружия, оружия, полученного в подарок, по наследству, наградного оружия и патронов к ним Приобретенное оружие, полученное в качестве награды, дарения, по наследству, в том числе зарегистрированное Минкультуры России в Музейном фонде Российской Федерации либо включенное в специальную коллекцию, в двухнедельный срок подлежит регистрации в органах внутренних дел. Регистрация короткоствольного оружия, переданного военнослужащим и сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, производится по месту их регистрации органами внутренних дел после представления: а) заявления; б) заверенной копии приказа руководителя государственной военизированной организации; в) приходно-расходного документа, выданного соответствующей службой вооружения государственной военизированной организации; г) протокола контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом; д) медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием; е) двух фотокарточек размером 3х4 см. Для регистрации приобретенного (полученного) оружия и патронов, юридические лица (за исключением юридических лиц-поставщиков) представляют: а) паспорта на оружие и дубликаты лицензий с отметками юридических лиц- поставщиков о приобретении оружия и патронов; б) приходно-расходные документы (наряды, счет-наряды, накладные, акты приема, передачи) на получение оружия и патронов во временное пользование; в) разрешения на транспортирование оружия и патронов; г) списки номерного учета оружия и данные о количестве патронов по типам и партиям изготовления, выданные юридическими лицами-поставщиками либо организациями, передающими оружие. При регистрации вновь приобретенного (полученного) оружия ранее выданные разрешения на хранение, хранение и использование оружия и патронов подлежат сдаче для переоформления без изменения срока их действия. Для регистрации оружия и патронов, переданных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, а также соответствующим органам, учреждениям и подразделениям в целях формирования специальных оружейных коллекций, музеи и указанные юридические лица представляют акт включения в коллекцию, обмена или передачи отдельных моделей оружия, патронов (коллекций) и акты историко-культурной и искусствоведческой экспертиз, зарегистрированные в специально уполномоченном органе Минкультуры России по сохранению культурных ценностей. Юридические лица, имеющие право хранения и использования оружия в целях реализации своих уставных задач, для получения разрешений на хранение и ношение оружия штатным работникам при исполнении служебных обязанностей представляют в органы внутренних дел следующие документы: а) письменное обращение руководителя организации с указанием фамилий, имен, отчеств работников, которым необходимо выдать разрешения на хранение и ношение оружия; б) заверенные копии приказов руководителя юридического лица о назначении лиц, ответственных за обеспечение сохранности оружия и патронов, а также о персональном закреплении имеющегося оружия за работниками, которым предоставлено право его хранения и ношения; в) ксерокопии паспортов лиц, за которыми закреплено оружие для выполнения служебных обязанностей, которые после сличения с подлинниками заверяются в установленном порядке; г) медицинское заключение на каждого работника об отсутствии противопоказания к владению оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров; д) две фотокарточки размером 3х4 см на каждое лицо, а также по одной дополнительной фотографии при закреплении за работником более одного образца оружия в соответствии с установленными нормами обеспечения. Одновременно с документами для регистрации граждане Российской Федерации представляют приобретенное оружие в органы внутренних дел для осмотра, который проводится сотрудником лицензионно-разрешительной работы на основании требований к техническому состоянию оружия и патронов, обеспечивающих их безопасное использование. При этом проверяется соответствие номерных данных оружия сведениям, указанным в дубликатах лицензий, приходно-расходных, транспортных и иных учетных документах. Осмотр оружия и патронов юридических лиц проводится в вышеустановленном порядке по месту их хранения. Осмотр оружия проводится также при продлении срока действия лицензий и разрешений, выданных юридическим лицам и гражданам. Аннулирование лицензий и разрешений, связанных с оборо­том оружия, частной детективной и охранной деятельностью про­водится органами внутренних дел в следующих случаях: добро­вольного отказа от лицензии или разрешения, ликвидации юри­дического лица либо смерти собственника оружия; систематиче­ского (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неис­полнения юридическими лицами или гражданами требований нормативно- правовых актов, регулирующих оборот оружия; воз­никновения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии или разрешения; конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, по­влекшей изменение баллистических и других технических харак­теристик оружия и патронов к нему; нарушения либо неисполне­ния частным детективом (предприятием, объединением), частным охранником (предприятием) требований нормативных актов, ре­гулирующих частную детективную и охранную деятельность. Принятию решения об аннулировании лицензии или разре­шения за систематическое нарушение или несоблюдение установ­ленных правил оборота оружия должно предшествовать письмен­ное предупреждение владельца лицензии или разрешения орга­ном, выдавшим лицензию или разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущен­ных нарушений. В случае аннулирования лицензии или разрешения повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования. При добровольном отказе от лицензии сроки для повторного обращения за их полу­чением не определены.

Заключение

Лицензионно-разрешительная система осуществляется много­численными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующим законода­тельством на органы внутренних дел возложена обязанность вы­давать разрешения на приобретение, хранение, ношение и пере­возку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых мате­риалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разреше­ний на создание негосударственных детективных служб и осуще­ствление контроля за соблюдением частными охранными пред­приятиями и частными детективами действующего законодатель­ства. Основными задачами органов внутренних дел по осуществле­нию лицензионно- разрешительной системы являются: предот­вращение утраты и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особый порядок оборота; недопущение их ис­пользования не по назначению; своевременное выявление и уст­ранение нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной детективной и охранной деятельностью. Контроль органами внутренних дел за объектами лицензион­но-разрешительной системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВД республик в составе Россий­ской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы внутренних дел. Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения правил оборота оружия, нарушений, связан­ных с деятельностью частных детективных и охранных предпри­ятий, граждан, незамедлительно реагировать на выявленные на­рушения и применять предусмотренные законом меры админист­ративного и уголовного воздействия.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993г. 2. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.91 г. (с изменениями и дополнениями, внесёнными законами РФ от 18.02.93 и 01.06.93 г.) // ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - №16 1991 г. ст. 503; // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ - № 10 1993 г. ст. 360, №32 ст.1231. 3. Кодекс об административных правонарушениях РФ 4. Приложение к приказу МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" 6. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть особенная, под редакцией проф. А.П., Коренева. М. 1997г.