Каталог :: Административное право

Контрольная: Контрольная работа

1. Кем как осуществляется учет граждан РФ по месту пребывания и месту
жительства в пределах России, какими нормативно-правовыми актами регулируется
этот вопрос.
Законом РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 г. № 5242-1
установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации
гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед
другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет
граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. В ст.3 вышеуказанного
Закона прямо указано, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона говорится об органах регистрационного учета граждан РФ.
В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках,
а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых
административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы
внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации
по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - местная
администрация.
Согласно ст.5 Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту
пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту
жительства.
Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета
по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате,
кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении
производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего
учреждения.
В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по
месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии
с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона гражданин РФ, изменивший место жительства,
обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться
к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по
установленной форме и предъявить паспорт или иной заменяющий его документ,
удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для
вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица,
предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его
надлежаще заверенную копию.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждены
постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами
правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации возлагается на органы внутренних дел.
2. Сформулируйте понятие административно – правового статуса общественных
объединений и раскройте его содержание со ссылкой на конкретные статьи закона
об общественных объединениях.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое
формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе
общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения (ст.5 Закона "Об  Общественных объединениях").
Рассматривая общественные объединения как один из субъектов административного
права, следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-
правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5
ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  Российской
Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений
как субъектов российского права.
Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных
объединений как субъекта, в частности, административного права содержится в
Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21, ст.
1930, других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в
уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных
объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных
объединений. Ее, в частности, составляют законы об отдельных видах
общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» от 12 января 1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12
января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26
сентября 1997 г. и др.
Административная правосубъектность общественных объединений включает
комплекс, принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во
взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.
Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных
объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в
которых они могут выступать в качестве субъектов.
Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями решены в
законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, основные
государственные гарантии этого права, статус общественных объединений,
порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Права общественных объединений (cт. 27 Закона «Об общественных объединениях»):
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- учасвовать в выработке решений органов государственной власти и органов
местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую
деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и
участников (других граждан) в органах государственной власти, органах
местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить
предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных компаниях и т.д.
     Обязанности общественных объединений (cт. 29 Закона «Об общественных
объединениях»)
- соблюдать законы, общепризнанные принципы и нормы международного права,
свой устав и другие правовые нормы;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или
обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей
деятельности с указанием соответствующей информации об объединении;
- представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные
отчеты о своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц
общественного объединения;
- допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения,
на проводимые общественным объединением мероприятия;
- оказывать содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью
общественного объединения.
     Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений (cт. 38
Закона «Об общественных объединениях»).
За деятельностью общественных объединений осуществляют надзор и контроль
следующие органы:
1. Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением законов.
2. Орган, регистрирующий общественные объединения. Осуществляет контроль
за уставными требованиями.
3. Финансовые органы. Контролируют источники доходов, размеры получаемых
средств, уплату налогов.
4. Экологические, пожарные, эпидемиологические и другие органы. 
Осуществляют надзор и контроль за выполнением существующих норм и стандартов.
За нарушения Конституции РФ, за нарушения законодательства РФ или за нарушения
других правовых норм деятельность общественных объединений, по решению суда,
может быть приостановлена или ликвидирована.(Деятельность
приостанавливается и по решению органов, которые осуществляют контроль и надзор
за деятельностью общественных объединений).
     Случаи ликвидации общественных объединений (cт. 44 Закона «Об
общественных объединениях»).
- за насильственное изменение основ конституционного строя;
- за нарушение целостности РФ;
- за подрыв безопасности государства;
-         за создание вооруженных формирований;
-         за разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
-                     при нарушении прав и свобод граждан;
-                     при неоднократных или грубых нарушениях закона или иных
правовых актов либо при систематическом осуществлении объединением
деятельности, противоречащей его уставным целям.
     Вывод: Общественные объединения представляют собой добровольные,
самоуправляемые, некомерческие формирования, которые образуются на основе
общности интересов граждан, закрепленных в уставе и которые принимают участие в
государственном управлении путем реализации своих прав и обязанностей.
3. Посмотрите несколько номеров собрания законодательства РФ и приведите по
три примера указа Президента, постановлений и распоряжений правительства РФ
являющихся нормативными и ненормативными правовыми актами управления.
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от
всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих
индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :
1.      нормативные акты есть результат правотворческой деятельности
компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на
то общественных объединений и организаций;
2.      они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
3.      содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
4.      применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
5.      имеют строго определённую документальную форму (закон, указ,
постановление и т. д.);
6.      направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в
то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных
жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств.
7.      рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как
применительные акты – на однократную реализацию;
8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к
неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет
конкретного адресата.
Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных
правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный
правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права,
которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на
одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и
прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности
(например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному
лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации
общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах.
Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление
обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией,
арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права
не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к
персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
     Нормативные правовые акты
1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2003 N 735 "Об утверждении
положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов
по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию".
Положение определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных
пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию
(обязательному и профессиональному), осуществляемой на территории Российской
Федерации.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты российской федерации, а также о признании утратившими
силу законодательных актов РССФР"
Вступает в силу с 01.01.2004, за исключением статьи 22, которая вступает в
силу со дня официального опубликования.
В целях обеспечения реализации порядка государственной регистрации
индивидуальных предпринимателей, предусматриваемого Федеральным законом от 23
июня 2003 года N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственной регистрации юридических лиц" внесены изменения и
дополнения в некоторые законодательные акты Российской Федерации (Закон РФ "О
государственной пошлине", Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "Об
Особой экономической зоне в Калининградской области", Уголовный кодекс
Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях). Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе
с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке
их регистрации" признан утратившим силу.
3. Указ Президента РФ от 28.11.2003 N 1410 "О Признании утратившими силу
некоторых указов президента Российской Федерации"
Вступит в силу с 01.01.2004.
В связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон "О
государственной регистрации юридических лиц", вступающих в силу с 1 января
2004 года, признан утратившим силу Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482
"Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей
на территории Российской Федерации", а также отдельные положения ряда указов
Президента РФ по вопросу государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
     Ненормативные правовые акты
1. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 326-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы гражданина Насташкина Аркадия Михайловича на
нарушение его конституционных прав статьей 1, частью второй статьи 42, частью
первой статьи 79 федерального конституционного закона "о конституционном суде
российской федерации" и статьей 3 закона российской федерации "об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Конституционным Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы как не
отвечающей требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в связи с тем, что заявитель не
приводит какого-либо правового обоснования неконституционности указанных
законоположений.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 334-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова Андрея Викторовича на
нарушение его конституционных прав частью второй статьи 2 закона российской
федерации "о праве граждан российской федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Отказано в принятии к рассмотрению жалобы, в которой оспаривается
конституционность части второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации", предусматривающей местом
пребывания гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую
базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не
являющееся местом жительства гражданина, - в которых он временно проживает,
поскольку по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее уже были
вынесены сохраняющие свою силу решения, касающиеся регистрации граждан по
месту пребывания и жительства.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 345-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению запроса советского районного суда города липецка о
проверке конституционности части четвертой статьи 32 федерального закона от
16 февраля 1995 года "о связи".
Отказано в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности
положения, предусматривающего, что прослушивание телефонных переговоров,
ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых
отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а
также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного
решения. Суд указал, что норма, содержащаяся в части четвертой статьи 32
Федерального закона от 16.02.1995 "О связи", согласно которой получение
сведений о телефонных переговорах допускается на основании судебного решения,
является специальной, конкретизирующей и обеспечивающей действие статей
Конституции РФ применительно к вопросам сохранения тайны связи.