Каталог :: Административное право

Контрольная: О прокуратуре

                                                            

Новосибирск

2004 год. ВВЕДЕНИЕ.............................3 1.Назовите ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры............................4 2.Опротестование незаконных или необоснованных решений, приговоров. Определений или постановлений судов. Принесение и отзыв протеста.........6 3.Каковы основания прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры?...................................................................9 4.Расследование преступлений органами прокуратуры. Каким образом это направление деятельности прокуратуры соотносится с осуществлением надзорных функций?..................................................................... .......................10 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......13

ВВЕДЕНИЕ

Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов. В последние годы в сфере применения и исполнения законов отмечаются серьезные недостатки. При этом трудности в реализации законов порождены не только дефектами юридического свойства, но и негативными явлениями в социально- экономических, политических и национальных отношениях. Нормальной реализации законов препятствуют как объективные, так и субъективные факторы: правовая нестабильность в сочетании с правовым нигилизмом. Для ликвидации этих факторов необходимо усилить работу правоохранительных органов, которые входят в механизм гарантий законности. Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а, следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры. Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни. Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее каждое из них претерпело определенную трансформацию. 1. Назовите ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры? П. 3 ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля 2002 г.) (далее - Закон о прокуратуре) прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.[1] Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.[2] Также, на сотрудников прокуратуры распространяются ограничения, установленные ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.) в соответствии с указанной статьей государственный служащий не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 11) принимать участие в забастовках; 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.[3] Установленные ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" запреты, обусловлены особенностями государственной службы состоящие в том, чтобы: o обеспечить наиболее эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; o установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих; o создать условия для независимости служебной деятельности при этом гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав. Установленные ограничения прямо указывают на несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности и обеспечивают дисциплинарный режим на государственной службе. Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего. 2. Опротестование незаконных или необоснованных решений, приговоров, определений или постановлений судов. Принесение и отзыв протеста Правовой основой прокурорского надзора за законностью приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел и не вступивших в законную силу, является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Согласно п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. «Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали».[4] Возможность применения этого полномочия различается в зависимости от должностного положения прокурора и его участия в судебном заседании. Прокурор и его заместитель могут опротестовать любой незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда независимо от того, участвовали или нет они в рассмотрении судом данного конкретного дела. Помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут принести протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости опротестования приговора, определения или постановления он может отозвать протест до начала рассмотрения его в вышестоящем суде.[5] В кассационном порядке могут быть опротестованы приговоры любого суда, включая Верховный Суд РФ, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции. При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного опротестования срока Ст. 356 УПК РФ устанавливает, что протест на незаконный или необоснованный приговор может быть принесен в течение десяти суток со дня провозглашения приговора. Если срок прокурором пропущен, то протест рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассматривавший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть опротестовано в выше­стоящий суд. В протесте прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу в ней излагаются основания принесения протеста и полной или частичной отмены приговора. Основаниями могут быть: · односторонность или неполнота дознания, предварительного или судебного следствия; · несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; · существенное нарушение уголовно-процессуального законодательства; · неправильное применение уголовного закона; · несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности осужденного. В заключение протеста прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который был принесен протест, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Правовой основой деятельности прокурора по опротестованию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу является п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре. «Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору».[6] В соответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу и принести протест в порядке надзора, если сочтут, что они незаконны или необоснованны. Если такого рода дела были рассмотрены судом, не входящим в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением об опротестовании к вышестоящему прокурору. Более подробно опротестование прокурором приговоров, определений и постановлений регламентировано в уголовно-процессуальном законодательстве. По Уголовно – Процессуальному Кодексу РФ ходатайство прокурора о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда именуется надзорным представлением. Надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со статьей 403 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение. К надзорному представлению прилагаются: · копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются; · копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному деду; · в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении. Изучив надзорную жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления; 2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.[7] Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации - не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. [8] В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение; 4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.[9] 3. Каковы основания прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры? Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных соответственно ст. 11 п. 3 ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.[10] Согласно с п. 2 ст. 43 Закона о прокуратуре предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет. При этом решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры допускается не более чем на год. Продление срока нахождения на службе работника, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста работник может продолжить работу в органах и учреждениях прокуратуры на условиях срочного трудового договора. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 43 Закона о прокуратуре прокуроры и следователи органов прокуратуры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются: а) выход на пенсию; б) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя. Отставка Генерального прокурора Российской Федерации, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Отставка прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором Российской Федерации. Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности. 4. Расследование преступлений органами прокуратуры. Каким образом это направление деятельности прокуратуры соотносится с осуществлением надзорных функций? В соответствии со ст. 31 Закона о прокуратуре, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. При этом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Закон о прокуратуре и УПК РФ, указывают на то что - органы прокуратуры, прокурор в соответствии со своими полномочиями осуществляет надзор. Во всех стадиях уголовного судопроизводства он должен принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона. Статья 21 УПК РФ обязывает прокурора возбудить уголовное дело в случае обнаружения преступления. Эта обязанность прокурора вытекает из того, что он должен реагировать адекватным образом на всякие нарушения закона и при установлении преступления должен принимать соответствующие меры. Уголовное преследование лиц нарушивших закон посредством совершения преступления является одним из средств реагирования на эти нарушения Осуществление уголовного преследования лиц, совершающих преступления это задача всех направлений и отраслей прокурорского надзора, всей прокурорской системы и она решается многими отраслями прокурорского надзора. Одним из методов борьбы с преступными проявлениями является привлечение виновных к уголовной ответственности, осуществление уголовного преследования. В осуществлении функции уголовного преследования, реализации этого направления прокурорской деятельности участвуют многие отрасли прокурорского надзора. Для решения возникающих задач они наделены необходимыми полномочиями, которые определяют формы прокурорского реагирования. Нарушения законности, которые содержат признаки преступления и требуют в связи с этим реагирования в виде возбуждения уголовного дела, могут быть выявлены при следующих условиях:
  • при осуществлении надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов (т.е. общенадзорная деятельность прокуратуры),
· при осуществлении надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних;
  • при производстве расследования, проверках нарушений законности другими отраслями прокурорского надзора.
В связи с осуществлением прокурором надзорных функций возникает проблема, связанная с процессуальной самостоятельностью следователей органов прокуратуры. Здесь прокурор - не только орган надзора, но и руководитель в административном порядке Он назначает следователя, освобождает последнего от занимаемой должности, осуществляет дисциплинирующую практику; к тому же прокурор вправе участвовать в проведении любого следственного действия и, более того, принять к своему производству любое уголовное дело Следователь обязан беспрекословно выполнять почти все указания прокурора. Лишь когда речь идет об указаниях прокурора по поводу привлечения лица в качестве обвиняемого, юридической оценки преступления, прекращения дела производством или направления его в суд, следователь вправе не согласиться с такими указаниями и обратиться к вышестоящему прокурору с ходатайством об их отмене. С моей точки зрения, эффективней право расследовать преступления передать специально созданному следственному аппарату из – за специфики данных действий, а органам прокуратуры сосредоточить на надзорных функциях. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ: 1. Конституция Российской Федерации – правовая база «Консультант +» 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. – правовая база «Консультант +» 3. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля 2002 г.) – правовая база «Консультант +» 4. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» ст. 11 п. 1 (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.) – правовая база «Консультант +» ЛИТЕРАТУРА: 1. Прокурорский надзор в РФ / Афанасьев С.В., Басалаев А.Н., Дворянский А.М. и др. Под общ ред. Рохлина В.И – СПб: 2000 г. 2. Прокурорский надзор в РФ / Под общ ред. Винокурова/ - М.: Юрайт, 2000 г. 3. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре РФ» / Под общ. ред. Скуратова/ - М.: Норма, 1996 г. 4. Басков В.И. Прокурорский надзор – М.: 1995 г.

[1] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 4 п. 4– правовая база «Консультант +»

[2] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 4 п. 5– правовая база «Консультант +» [3] Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» ст. 11 п. 1 (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.) – правовая база «Консультант +» [4] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 36 п. 1– правовая база «Консультант +» [5] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 37– правовая база «Консультант +» [6] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 36 п. 2 – правовая база «Консультант +» [7] Уголовно – процессуальный Кодекс РФ ст.406 п.3 – правовая база «Консультант +» [8] Уголовно – процессуальный Кодекс РФ ст.407 п.1 – правовая база «Консультант +» [9] Уголовно – процессуальный Кодекс РФ ст.408 п.1 – правовая база «Консультант +» [10] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 43 п. 1 – правовая база «Консультант +»