Каталог :: Инвестиции

Реферат: Крупнейшие инвестиционные проекты в Беларуси

     Министерство образования Республики Беларусь
     ВФ ЧУО ИСЗ
     РЕФЕРАТ
     ПО « ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ»
     НА ТЕМУ: «Крупнейшие инвестиционные проекты в Беларуси.»
                                                     Выполнила: _________
     _____________________
     _____________________
     Проверил:__________
     ____________________
     ____________________
     Витебск 2004
                                                ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах,
потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения.
В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных
инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис и резкое сокращение
инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам
финансирования.
Потенциальная потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на
период до 2010 года оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме
инвестиций).
Принятие в 2001г. Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и особое
регулирование иностранных инвестиций подтвердило, что Беларусь является
государством с развивающейся экономикой и в связи с этим заинтересована в
широком привлечении иностранных инвестиций и создании для них особых
(льготных) условий.
Беларусь страстно хочет инвестиций. «Дайте нам денег, а мы найдем, как ими
распорядиться».  Но инвесторы не так наивны.
Беларусь уже упустила шансы подружиться со многими заинтересовавшимися было
ее бизнесом корпорациями. "Ford" был вынужден свернуть сборочное предприятие,
поскольку вопреки договоренностям власти решили лишить его некоторых льгот.
Оказавшийся рядом со строящимся зданием университета ресторан "MacDonalds"
компания была вынуждена закрыть под обещание возместить убытки. Не состоялись
сделки с "IKEA", "Volkswagen", "Motorola" и многими другими.
     ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В БЕЛАРУСИ:
     Мобильные ТелеСистемы
Инвестиционный проект МТС в Беларуси является одним из крупнейших за
последние десять лет. Быстрый старт этого проекта, как полагают эксперты,
стал возможен во многом благодаря тому, что российское ОАО "МТС" согласилось
отдать долю в 51% при образовании нового сотового оператора белорусскому
партнеру - УП "Междугородная связь".
МТС планирует вложить в экономику Беларуси в общей сложности не менее 215 MUSD.
Прямые инвестиции ОАО "МТС" в Беларуси к настоящему времени составляют $5,3
млн., инвестиции белорусско-российского общества с ограниченной
ответственностью "Мобильные ТелеСистемы" (СООО "МТС") в инфраструктуру связи
— $32,1 млн. В качестве платы за лицензию ОАО "МТС" внесло в бюджет Беларуси
$10 млн., СООО "МТС" — $5 млн. До конца 2007 года в счет платы за лицензию
будет внесено еще $6 млн.
     СЭЗ  «Могилёв», «РеПлас-М».
Один из инвестиционных проектов 2004г подготовлен Австрийским частным
унитарным предприятием "РеПлас-М" (г. Могилев), являющимся  резидентом СЭЗ
"Могилев". В конце октября текущего года "РеПлас-М" введет в эксплуатацию
производство по переработке ПЭТ-бутылок.
Это уникальное для Белоруссии производство, которое позволит полностью
обеспечить потребности республики в утилизации ПЭТ-тары. Производственные
мощности предприятия рассчитаны на переработку 8 тыс. т пластиковой тары в
год.
Из ПЭТ-бутылок предприятие будет производить ПЭТ-хлопья и гранулы,
пользующиеся высоким спросом в Белоруссии и за ее пределами.
Производительность линии по переработке пластиковой тары составляет 1 т
хлопьев и гранул в час. При этом в результате переработки условные потери
сырья составляют не более 2-3% (пластиковые крышки, этикетки), которые также
можно использовать.
В настоящее время в цеху ведется монтаж линии, комплектующие для которой по
заказу изготовлены в странах Европы. В текущем году инвестиции в создание
производства составят 1,5-1,8 млн. евро из заявленных до конца 2005 года 2,5
млн.евро.
Основной проблемой сейчас является сбор пластиковой тары у населения для
загрузки мощностей предприятия. В этих целях, по решению правительства, в
республике предпринимаются меры по активизации сбора ПЭТ-бутылок у населения.
Для этого в городах республики установлены специальные контейнеры. Однако
данные меры пока недостаточно эффективны для полного обеспечения предприятия
сырьем.
"РеПлас-М" планирует создать собственную сеть приема пластиковой тары в
городах республики на платной основе. Предполагаемая стоимость одной ПЭТ-
бутылки составит 10-15 бел. руб. В случае увеличения сбора пластиковой тары в
республике предусмотрена возможность модернизации линии, что позволит
увеличить ее мощности почти в раза.
     «Санта-Бремор».
В течение последних одиннадцати лет значение слова «Санта» прочно
ассоциируется у жителей Беларуси с производством широкого ассортимента рыбной
продукции.
Открывшееся весной 1993 года совместное белорусско-германское предприятие
«Санта-Импекс-Брест», в качестве основных направлений в своей деятельности
определило как раз переработку морепродуктов, а также оптовую и розничную
торговлю рыбой и рыбопродукцией. С целью расширения производства, введения
новых прогрессивных технологий СП «Санта-Импекс-Брест» создало дочернее
предприятие «Санта-Бремор», которое является резидентом свободной
экономической зоны «Брест».
Учредителями предприятия выступили с немецкой стороны фирма-поставщик
компонентов для рыбного производства «Альфа-Мар-Сиафуд Импорт-Экспорт» ГмбХ,
с белорусской стороны — фирма «Санта-Импекс-Брест» ООО.
Ввод в эксплуатацию производственных мощностей «Санта-Бремор» осуществлен за
счет иностранных инвестиций, без использования бюджетного финансирования или
внутренних валютных ресурсов республики. В реализации проекта совместного
предприятия, наряду с использованием банковского кредита Приорбанка в сумме
750.000 долларов США и 300.000 долларов США, кредитов Европейского банка
реконструкции и развития в сумме 1 миллиона 250 тысяч долларов США,
предприятие осуществило также привлечение иностранных инвестиций в виде
валютных займов на сумму более 1 миллиона 450 долларов США в эквиваленте.
Смешанная форма финансирования позволила предприятию ввести комплекс в
действие в максимально короткий срок.
О динамичности развития производства свидетельствует увеличение занятости на
заводе. В 2001 году было создано 600 рабочих мест, в 2002 — более 400 рабочих
мест, на сегодняшний день трудоустроено свыше 1540 человек. Средняя
заработная плата за июль 2003 года составила 340 тысяч рублей.
В целом с учетом затрат по строительству производственных площадей, созданию
инженерных сетей и административно-бытового корпуса общая сумма затрат по
вводу в эксплуатацию предприятия составила около 6,5 миллионов долларов США.
Сегодня СП «Санта-Бремор» является динамично развивающимся предприятием,
постоянно осуществляющим инвестиции в собственное производство. Объем
инвестиций в основной капитал в 2002 году составил 3,2 миллиарда рублей, а в
январе — июле 2003 года — 1,8 миллиарда рублей.
Примером развития растущей кооперации с белорусскими предприятиями является
успешное сотрудничество с Кобринским и Борисовским консервными заводами,
которые не только поставляют на СП «Санта-Бремор» продукцию собственного
производства, но и оказывают услуги по переработке овощей. С учетом урожая
текущего года планируется увеличить еще на 60 — 70 процентов уже достигнутый
по данному направлению товарооборот 2002 года в более 200 миллионов рублей.
СП «Санта-Бремор» изыскало возможность к концу текущего года отказаться от
импорта картонной тары и полностью перейдет на закупку ее у Светлогорского
ЦКК при приблизительном товарообороте 240 миллионов рублей в год.
СП «Санта-Бремор» осуществляет кооперацию с кондитерскими фабриками
Республики Беларусь. Результатом совместной деятельности с ООО «Коммунарка»
является серия мороженого «Коровка», «Аленка», «Белочка» и «Грильяж».
В последние годы динамично развивается сотрудничество предприятия с
белорусскими перевозчиками, в частности, с Белорусской железной дорогой.
Объем оказанных СП «Санта-Бремор» отечественными перевозчиками только
транспортных услуг в 2002 году превысил 1,1 миллиарда рублей.
В целом, по итогам 2002 года объем оказанных белорусскими предприятиями работ
и услуг составил более 14,3 миллиарда рублей. Стоимость поставленных на завод
товаров белорусского производства — около 8,1 миллиарда рублей.
Общая сумма налогов, перечисленных в республиканский и местные бюджеты в 2002
году, составила 6,3 млрд. рублей, а в январе — июле 2003 года — уже 6,8
миллиарда рублей. Причем в указанные цифры не входят суммы налогов,
уплаченных торговыми организациями в результате оптовой и розничной торговли.
     Газопровод «Ямал –Западная Европа».
Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является
строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО
"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным
платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта перечислено
396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в республику прямых
иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды предприятий и банков,
а также реинвестированных доходов.
     Velcom.
Сегодня Velcom является крупнейшим инвестиционным проектом в Беларуси с
участием иностранного капитала. Общий объем инвестиций в строительство сети
Velcom на сегодня составил более $170 миллионов
Причем вложения от года к году растут. Немаловажно, что иностранный инвестор
не только вкладывает значительные средства в развитие экономики республики,
но и приходит с новейшими технологиями.
При реализации столь значимых проектов государство получает также большие
средства в виде налогов и таможенных сборов. В текущем году предприятием
перечислено в бюджет в виде налогов и таможенных платежей более 30 MUSD.
Только стабильно и эффективно работающее предприятие с положительными
показателями финансовой отчетности способно приносить такую пользу
государству. Кроме того, Velcom регулярно выплачивает дивиденды учредителям,
причем белорусской стороне принадлежит 51% голосов в управлении предприятием
и распределении прибыли. По итогам работы предприятия, начиная уже со второго
года его деятельности, инвестиционный доход государства в виде дивидендов
составил 11 MUSD.
В нынешнем сентябре компания VELCOM объявила о заключении двух важных
контрактов с ведущими поставщиками оборудования для GSM-сетей: концернами
Siemens и Ericsson. В рамках сотрудничества с этими компаниями будут
поставлены и установлены 334 новых базовых станции, также будет поставлено
коммутационное и дополнительное оборудование.  Таким образом, сумма вложений
в строительство и развитие сети VELCOM в 2004 году превысит 70 миллионов
долларов.
     Инвестиционный проект « Бабаевский – Коммунарка».
В 1997 году был подготовлен инвестиционный проект, в соответствии с которым
московский концерн «Бабаевский» намеревался вложить в развитие крупнейшей
белорусской фабрики по производству сладостей «Коммунарка» десять миллионов
долларов. При этом предполагалось произвести полное техническое переоснащение
производства с последующим повышением количества и качества выпускаемой
продукции, а также повышением уровня заработной платы. Инвестиционный проект
«Бабаевский–Коммунарка» получил одобрение в самых высоких инстанциях
Республики Беларусь: Совете министров, Совете безопасности, КГБ и др., и
должен был начать осуществляться в 1998 году. Но на завершающей стадии в это
дело вмешались лица из высших эшелонов белорусской власти.
На «Коммунарке» была введена так называемая «золотая акция» (т.е. государство
полностью взяло управление акционерного общества в свои руки), прежний
директор (сторонник проекта с «Бабаевским») был уволен, а в «Белгоспищепроме»
заявили, что предприятие не нуждается в каких-либо инвестициях. Помимо этого,
в государственных средствах массовой информации была развернута широкая
кампания не только против концерна «Бабаевский», этого «ненасытного
шоколадного хищника», но и против крупных российских инвесторов в целом
(«российский капитал весь криминальный, хочет скупить предприятия, а
белорусов выгнать на улицу»).
Надо заметить, что белорусские власти довольно последовательны в своем
отрицании тех деловых или политических персоналий, которые по каким-либо
причинам попадают в немилость. Это утверждение подтверждает и наш пример.
Торговый дом «Белбабаевское» еще пару лет назад был процветающим
предприятием, которое продавало ежегодно по всей республике больше тысячи
тонн конфет, тратило на благотворительность около пятидесяти тысяч долларов в
год и планировало с участием концерна «Бабаевский» открыть свой банк и
развернуть сеть магазинов.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Торговый дом «Белбабаевское»
прекратил свое существование: контрольные органы наложили штраф в шесть
миллионов долларов (затем добавили еще миллион), конфисковали печать,
документацию и полтора миллиона долларов. Российский концерн «Бабаевский» был
фактически принудительно устранен с белорусского рынка. Свои жесткие действия
власти мотивировали заботой о сохранности белорусских предприятий и об их
ограждении от «нечестных» инвесторов.
Подобные объяснения можно было бы принять, если бы не некоторые
обстоятельства. Дело в том, что в кампании по срыву «Бабаевского» проекта
самое деятельное участие принимали представители гомельской шоколадной
фабрики «Спартак», совместного предприятия с крупным участием частного
капитала, официальным держателем которого являлся (по крайней мере, в то
время) гражданин США, ранее гражданин Израиля, а еще раньше гражданин
Белоруссии, имеющий влиятельных покровителей в белорусских верхах. По всей
видимости, разрыв «Коммунарки» с «Бабаевским» был необходим не только
владельцам гомельского «Спартака», серьезно опасавшихся конкуренции со
стороны российского концерна, но и тем персонам в белорусской элите, которые
намереваются в ходе предстоящего процесса разгосударствления собственности
взять в свои руки всю шоколадную отрасль Белоруссии.
     IKEA.
Пять лет "Swedwood Group" - дочернее подразделение мирового лидера по
производству мебели шведской компании IKEA - разрабатывало проект по созданию
деревообрабатывающей фабрики на базе обанкротившегося домостроительного
комбината в поселке Фариново Полоцкого района. IKEA, которая имеет
производство в 76 странах мира, наконец, должна была прийти на белорусский
рынок и предложить мебель для покупателя среднего класса, что соответствует
стратегии компании на всех рынках.
Общая сумма инвестиций оценивалась в $25 млн. Первый этап инвестиций
предполагал вложение в течение двух лет $15 млн. и создание современного
производства по выпуску клееного щита, а второй - инвестирование $10 млн. в
создание мебельного производства. Новое предприятие намеревалось обеспечить
работой 600-700 человек и полностью экспортировать выпущенную продукцию. При
этом продукция предприятия не составила бы прямой конкуренции мебельному щиту
белорусских производителей.
Белорусское правительство не подписало инвестиционный договор со шведами. Это
дает основание говорить о том, что верх снова взяло желание получить от
иностранцев по максимуму, не принимая на себя ответственности.
Яростным противником реализации шведского проекта в Беларуси выступал
отраслевой концерн «Беллесбумпром». В концерне были уверены, что, получив
налоговые льготы и доступ к дешевому сырью, используя собственные ноу-хау и
оборудование, Swedwood заткнет за пояс всех белорусских экспортеров
мебельного щита и мебели. И настойчиво предлагали вкладывать инвестиции в
конкретные деревообрабатывающие предприятия концерна: например, в той же
Витебской области простаивают площади на «Витебскдреве», «Полоцклесе», на
сопредельных территориях недогружены мощности на «Молодечнолесе» и
«Плещеницлесе».
Очевидно, что для мирового лидера, который сделал себе имя на качественной и
недорогой мебели, подобные условия неприемлемы. Swedwood  было готово создать
СП на базе «Витебскдрева», вложить средства в новое оборудование и даже
погасить энергодолги.             Готовность поостыла, когда государство
озвучило намерение получить в нем 25% акций и право вето. Дать такие
полномочия партнеру, который ничем не рискует, западные инвесторы посчитали
опасным.
     Coca-Cola.
Иностранное предприятие "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" начало свою
деятельность в республике Беларусь в январе 1994 года. Предприятие входит в
группу компаний Coca-Cola HBC, работающую в 27 странах мира и является одним
из крупнейших иностранных инвесторов в Беларуси и лидером на белорусском
рынке безалкогольной продукции. Запуск в июне 1997 года в поселке Колядичи
под Минском современных производственных мощностей по выпуску безалкогольных
напитков стал одним из первых проектов такого масштаба, реализованных в
Беларуси иностранным инвестором.
За время своей деятельности компания создала современную инфраструктуру по
доставке и реализации продукции по всей стране, включающую дистрибьюторские
центры в Минске и 7 крупнейших городах республики.
Компания уделяет огромное внимание развитию рынка безалкогольных напитков в
республике.  С 2001 года компания выпускает напитков линии "Фруктайм" 9
различных наименований
Выпуск продукции этой ценовой категории нацелен на расширение сегментов
рынка, в которых работает предприятие. Благодаря выпуску напитков серии
"Фруктайм" компания смогла предложить доступные по цене безалкогольные
напитки высочайшего качества.
Вполне доступная цена продукции компании является результатом оптимизации
затрат и повышения эффективности труда на всех стадиях производственного
процесса.
Нося гордое имя Coca-Cola, предприятие Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия в то же
время всегда было и остается местным, белорусским предприятием, в котором
работают белорусские люди. Каждое рабочее место в Кока-Кола Бевриджиз
Белоруссия создает дополнительно 10 рабочих мест на других предприятиях
республики, поставляющих компании комплектующие, сырье, материалы и услуги.
С момента создания и до настоящего времени объем имущественных и денежных
вкладов в уставный фонд компании Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия составил
около 61.5 млн. долларов, а объем налоговых платежей в бюджет более 26 млн.
долларов.
ИП "Кока-Кола Бевриджиз Беларусь" в минувшем году инвестировала в экономику
республики $4 млн.
В 2002 году предприятие получило диплом лучшего налогоплательщика Минского
района.
При производстве и реализации продукции компания ориентируется, прежде всего,
на местный рынок. Примерно 61% партнеров-поставщиков компании являются
белорусскими предприятиями и им принадлежит около 56 % общего объема поставок
товаров и услуг, задействованных в производственном процессе.
Особое внимание Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия уделяет популяризации идеи
привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. С 2001
года компания является активным членом Консультативного совета по иностранным
инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь и намерена всеми силами
активно содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в
стране.
     «Балтика» - «Крыница».
Проект "Балтика" - "Крыница" оказался в центре громкого скандала, получившего
широкую огласку не только в Беларуси, но и в России. Кто виноват? Каждая
сторона публично считает себя правой и в срыве договоренностей обвиняет
партнера.
В апреле 2001 года руководство "Балтики" договорилось с правительством
Беларуси о покупке пивзавода "Крыница". Суть договоренностей: петербургский
производитель в течение двух лет вкладывает в "Крыницу" $50 млн., а
правительство страны разрешает проведение допэмиссии "Крыницы", после которой
"Балтика" становится владельцем 50% плюс одна акция завода.
После того, как «Балтика», не дожидаясь оформления права собственности на
акции «Криницы», начала модернизацию минского пивзавода, благодаря чему было
приобретено и смонтировано оборудование на сумму 10 млн. долларов,
белорусское правительство изменило форму сотрудничества.   Согласно новому
проекту соглашения об участии «Балтики» в приватизации минского пивзавода,
правительство Беларуси согласно передать ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
50% плюс 1 акция пивзавода в три этапа, а не в два, как предполагалось ранее.
На первом этапе россиянам предлагается 30% акций, что, с точки зрения
белорусов, адекватно инвестиционным вложениям «Балтики» на сумму $24, 5 млн.
($11,15 млн. — в виде долгосрочного кредита и $13,35 млн. — в счет оплаты
дополнительной эмиссии). На втором этапе, когда объем инвестиций россиян в
«Криницу» возрастет до конечных по этому проекту $50 млн., «Балтика» все
равно не получит 50% + 1 акцию. За эту сумму белорусы готовы отдать ей только
37,9% акций «Криницы».
Помимо продленных сроков в новый вариант соглашения внесены дополнительные
условия, без выполнения которых «Балтика» тоже не сможет получить контрольный
пакет. Главное условие — компания должна гарантировать белорусским властям
вложения в развитие сырьевой базы. За ней будут закреплены определенные зоны
выращивания ячменя, и она обязуется использовать колхозный ячмень под всю
проектную мощность нового предприятия.
До 2003 года ежегодные вложения компании в сельское хозяйство (на возвратной
основе) должны составлять $2 млн., после 2005 года — увеличиться до $5 млн.
Также «Балтика» должна гарантировать сбыт пива и финансовую устойчивость
«Криницы», развить социальную сферу на заводе, построить за свой счет и
передать в дар Белоруссии ледовый дворец на стадионе «Трактор» (вложив в него
$2,65 млн.).
В случае нарушения какого-либо пункта соглашения – если, например, «Балтика»
из-за неурожая или низкого качества белорусского ячменя подсунет какой-нибудь
другой –  передать, по меньшей мере, 5% своих акций государству, что
автоматически лишает питерцев контроля над «Крыницей».
Руководство компании предложения белорусской стороны (особенно в части,
касающейся строительства ледового дворца) восприняло весьма негативно. Работы
по проекту были остановлены в декабре 2001 г.
Срок возврата кредита пивоваренной компании «Балтика» по всем обязательствам
«Крыніцы» наступил 31 мая 2002 года, однако долг возвращен не был. В течение
2002 года Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной
палате России вынес 5 решений в пользу «Балтики» о возврате займа в размере
10,7 млн. долларов, однако белорусская сторона в августе 2003 года вернула
«Балтике» всего 5% долга. Все имущество «Крыніцы» было заложено в обеспечение
долга «Балтики», однако это не мешало белорусской стороне использовать его
без согласия российской пивоваренной компании в нарушение законов самой
Беларуси.
В декабре 2003 года правительство Беларуси выделило «Крынице» заём (за счет
средств республиканского бюджета под 7% годовых)  в размере 10,831 миллионов
долларов для погашения долга российской пивоваренной компании "Балтика".
В итоге свой давнишний долг «Балтике» «Крыница» выплатила за два дня до
очередного разбора в суде дела об аресте имущества белорусского завода.
В настоящее время реконструкцию "Крыницы" по решению правительства
финансирует один из крупнейших белорусских банков "Приорбанк", получивший в
доверительное управление государственный пакет акций "Крыніцы" в размере
80,57% уставного фонда. Помимо государства акционерами пивзавода являются
работники предприятия - 19,43%. Сумма финансирования реконструкции не
разглашается.
     « Очаково».
Еще одна попытка инвестирования в «пивную» отрасль Беларуси: около года МПБК
"Очаково",  входящее в тройку ведущих российских пивоваренных компаний, вело
переговоры со своими брестскими коллегами о возможных инвестициях в
производство. Помимо ОАО "Брестское пиво", российская компания также
проявляла интерес к Слуцкому и Витебскому пивзаводам.
Обязательным условием инвестирования брестского предприятия россияне
выдвигали передачу 75 процентов акций в собственность компании. Это
требование было зафиксировано в соглашении.
Со своей стороны, МПБК "Очаково" планировало вложить от 20 до 25 млн.
долларов в реконструкцию мощностей завода с тем, чтобы к 2006 году увеличить
производство пива до 5 млн. декалитров. Предполагалось также создать новые
цеха по производству новых уникальных продуктов, которые выпускает «Очаково».
В числе условий, выставленных белорусской стороной, было использование
белорусского пивоваренного ячменя, сохранение рабочих мест и, как и в случае
с «Балтикой»  -  развитие социальной сферы...
Одна из причин отказа ЗАО "Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково"
от покупки Брестского пивзавода связана с намерением белорусского
правительства провести реформу в пивоваренной промышленности,
предусматривающую отказ от иностранных инвестиций и передачу госпакетов акций
пивзаводов в доверительное управление «Приорбанку». Правительство Беларуси
намеревалось выделить $100 млн. на реконструкцию трех крупнейших пивзаводов
республики, в том числе и того, который хотело купить "Очаково", причем
существующие договоренности с российскими партнёрами учтены не были.
С момента подписания единственного документа, касающегося отношений  МПБК
"Очаково" со Слуцким заводом прошло четыре года. Сегодня позиция «Очаково»
остается без изменений: «Если белорусская сторона примет наши условия, мы
будем работать. Кто будет вкладывать деньги, не имея контрольного пакета
акций? Только сумасшедший».
     Skoda.
В сентябре 1996 года между чешским концерном "Шкода", СП "Бел-Шкода" и СП
"Бел-Фер" был заключен договор об организации на производственных мощностях
СП "Бел-Фер" в Дзержинске сборки "Фелиций" и "Фелиций-комби".
Производственная программа СП "Бел-Фер" предполагала выпуск до 1999 года 5
тыс. автомобилей для реализации исключительно на местном рынке (позже в связи
с торможением проекта эта цифра была уменьшена до 3 тыс. единиц).
Проект активно поддерживался Чехией и вольфсбургской штаб-квартирой
германского концерна Volkswagen, купившего в 1991 году контрольный пакет
акций чешской автомобилестроительной фирмы. Тем более, что обстоятельства к
тому времени сложились в пользу организации сборки в Беларуси: переговоры об
аналогичном проекте в Смоленске застопорились. И хотя при заключении
трехстороннего договора в сентябре 1996 года оговаривалось, что создаваемое
производство будет ориентироваться исключительно на потребности белорусского
рынка, речь шла лишь о первом этапе проекта. По словам учредителей,
увеличение в сжатые сроки (за 1997-1998 гг.) объемов производства с 3-5 тыс.
до 10 тыс. в год было вполне возможным. А такой объем уже предполагал
реализацию какой-то части производимых в Дзержинске автомобилей за пределами
Беларуси. В перспективе же учредители надеялись выйти на 30 тыс. "Фелиций" в
год.
Условием реализации проекта было предоставление на период развертывания
производства таможенных и налоговых льгот по ввозимым комплектующим. Судя по
всему, какие-то устные гарантии Skoda получила, иначе вряд ли она на свой
страх и риск решилась бы закупить, ввезти и установить оборудование на общую
сумму DEM 1,5 млн. По словам специалистов, уже к началу 1997 завод в
Дзержинске были готовы принять машинокомплекты. И, в конце концов, они были
ввезены - правда, всего два. Из них были собраны автомобили ("Фелиция" и
"Фелиция комби") для сертификации готовящейся к серийному производству
продукции.
Кроме того, началась работа над официальным документом, регламентирующим
реализацию проекта. Одновременно шла работа над ключевым вопросом - о
предоставлении предприятию государственных преференций. Правительством был
даже подготовлен проект распоряжения президента "Об освобождении совместного
белорусско-германского предприятия "Бел-Фер" о т уплаты таможенных пошлин,
НДС и акцизов", согласованный в ряде заинтересованных министерств и ведомств
(за исключением Министерства предпринимательства и инвестиций).
Но "Шкоде" не повезло. В течение весны-лета 1997 года льготы были оформлены
для другого сборочного автомобильного проекта, который по ряду причин был
выделен белорусским руководством в качестве приоритетного направления
инвестиционной политики - СП " Форд Юнион". "Шкода" же как будто перестала
интересовать власти,- даже несмотря на то, что, по крайней мере, на первом
этапе этот проект (в отличие от "фордовского") имел целью поставку
автомобилей на белорусский рынок.
Обеспокоенное таким развитием событий в Беларуси руководство чешской фирмы в
августе обратилось с письмом в высшие белорусские инстанции, настаивая на
проведении двусторонней встречи.
Судьба проекта решилась в ноябре 1997 года, когда разработанный проект указа
президента о таможенных и налоговых льготах для СП "Бел-Фер" был отклонен.
Основанием для отказа стало, в том числе и заключение Министерства
предпринимательства и инвестиций. Оно указывало на отсутствие гарантий
возврата в бюджет республики денежных средств, получаемых СП "Бел-Фер" в
результате предоставления ему льгот.
Было также отмечено, что технологии, которые предлагается использовать в
Дзержинске, не являются для белорусской экономики передовыми; что процесс
должен представлять собой реальную сборку, а не доукомплектацию; что не менее
40% деталей и комплектующих в "Шкоде" должно производиться на отечественных
предприятиях и т.д.          Впрочем, все эти условия "Шкода" выполняла, так
что вряд ли претензии министерства являются истинной причиной ее ухода из
Беларуси.
     Ford.
30 июля 1997 года в поселке Обчак в присутствии представителей правительства,
министерств и СМИ состоялась торжественная церемония официального пуска
совместного белорусско-американского предприятия "Форд Юнион".  Учредителями
данного предприятия выступают "Форд" (51%), правительство РБ (26%) и компания
"Лада ОМС" (23%). За тем, как с конвейера предприятия съезжают первые
автомобили "Форд-Эскорт", наблюдают президент Республики Беларусь Александр
Лукашенко и заместитель председателя правления компании "Форд" Вейн Букер.
Планируемый объем выпуска в 1997 году был 6300 автомобилей, количество же
работников ЗАО "Форд-Юнион" исчислялось цифрой 130 человек.  Будущее
предприятия в тот момент казалось весьма оптимистичным.
Руководство страны за две недели до запуска производства, 15 июля 1997 года,
приняло Закон Республики Беларусь "О предоставлении закрытому акционерному
обществу "Форд-Юнион" налоговых и таможенных льгот". Заместитель председателя
правления компании "Форд" в свою очередь заверил белорусскую сторону в
серьезности намерений американской стороны, вложившей немало средств в
подготовку производства.
Уже 13 октября 1997 года президент Республики Беларусь подписывает декрет N19
"О признании утратившим силу Закона Республики Беларусь от 15 июля 1997 г. "О
предоставлении закрытому акционерному обществу "Форд-Юнион" налоговых и
таможенных льгот"
Тем временем представители "Форда" стараются демонстрировать оптимистичное
настроение и заявляют следующее: "Этот декрет готовился с участием "Форда", и
компания "Форд" поддерживает его.
В это время новый российский налоговый кодекс находился на стадии принятия.
Этот документ  оказал значительное влияние на торговлю в рамках таможенного
союза России и Беларуси; не станет исключением и "Форд-Юнион".
Первая половина 1998 года проходит для ЗАО "Форд-Юнион" ни шатко, ни валко.
Всплеска спроса на его продукцию не наблюдается, но и нулевыми продажи тоже
не назовешь. После кризиса 17 августа спрос резко уменьшается.
1999 год для белорусского "Форда" начинается с приостановки производства,
которое возобновляется лишь в марте. На протяжении всего 1999 года ЗАО
производит всего 440 машин.
2000 год для единственного в РБ предприятия, производящего легковые
автомобили, вновь начинается со слухов о сворачивании производства. И
российская пресс-служба "Форда", и представитель Министерства
предпринимательства и инвестиций их опровергают. Реально о возможном
сворачивании белорусского производства говорит лишь один человек - менеджер
по стратегическому планированию. По его словам, "весной 2000 года планируется
приостановить сборку автомобилей на обчаковском заводе под Минском и в итоге
свести ее к нулю". Однако он подчеркивает: речь идет не о полном закрытии
завода. "Мы сохраним эту площадку за собой и будем ждать, когда произойдут
определенные изменения в экономическом развитии страны. Когда экономика
двинется вперед, мы начнем работать", - сказал он.
В июле 2000 года завод "Форд-Юнион", производивший на белорусской земле
легковые автомобили "Форд-Эскорт" и микроавтобусы "Форд-Транзит", сворачивает
производство. Решающим фактором является затянувшийся без перспектив к
улучшению недостаточный спрос на рынке по сравнению с существующими
производственными мощностями, что означает, к сожалению, невозможность
оправдать дополнительные инвестиции, которые потребовались бы для
производства новых моделей взамен выпускаемых "Эскорта" и "Транзита". Данные
модели в настоящее время находятся в завершающей стадии своего жизненного
цикла.
Сегодня партнеры предприятия "Форд-Юнион" работают над возможными вариантами
использования завода и создания рабочих мест для его сотрудников. По
неподтвержденной информации, все 124 сотрудника предприятия "Форд-Юнион" без
работы не останутся. Само же ЗАО, вероятнее всего, займется выпуском
комплектующих к автомобилям "Форд".
Итак, судьбу одного из крупнейших инвестиционных проектов в нашей республике
завидной не назовешь. Из желающих вложить деньги в нашу экономику очереди
тоже не выстраиваются. В связи с этим власть предержащим стоит всерьез
задуматься над тем, к чему мы придем. На одних тракторах и "МАЗах" далеко не
уедешь.
                                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
За январь – март 2004г. В реальный сектор экономики поступило 323 миллиона
долларов США иностранных инвестиций.
Это на 20,6% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом
прямые инвестиции составили 220 млн. долларов США и увеличились на 48%. Их
доля в общем объеме возросла в 1,5 раза по сравнению с январем – мартом 2003
года.
Немаловажное значение имеют прочие инвестиции, предоставляемые на возвратной
основе. Ссуды, займы, финансовый лизинг, краткосрочная аренда составили 46,8
млн. долларов США или 45,5% от общего объема прочих инвестиций, торговые
кредиты – 24,8 млн. долларов США или 30,5 %. Незначительны объемы портфельных
инвестиций в республике. За январь – март 2004 года их поступило 0,4 тыс.
долларов США.
Промышленность, торговля и общественное питание лидируют в привлечении
зарубежного капитала. В эти сферы вложено более чем по 30% общего объема
иностранных инвестиций. В связь инвестировано 17,7% , а в коммерческую
деятельность – 11,7%.
Минск по-прежнему привлекает наибольшие объемы иностранных инвестиций. На его
долю приходится 58,7% общего объема внешнего капитала, в том числе прямых –
140,1 млн. долларов США. Основные страны-инвесторы в экономику страны в
течение рассматриваемого периода – Швейцария (33,8 % от общего объема),
Россия (20,5%), Великобритания (9,5%), США (4,2%), Германия (4,1%).
                                               Литература:
     
  1. «Автобизнес – Weekly».
  2. «Белорусская газета».
  3. «Белорусская деловая газета».
  4. «Белорусские новости».
  5. «Белорусский рынок».
  6. «Вечерний Минск».
  7. «Время новостей».
  8. «Известия».
  9. «Интерфакс».
  10. «КоммерсантЪ».
  11. «Материк».
  12. www.charter97.org
  13. www.court.by
  14. www.mts.ivgsm.ru
  15. www.regions.ru
  16. www.soyuzinfo.ru
  17. www.velkom.by