Каталог :: Инвестиции

Реферат: Инвестиционная привлекательность инновационных проектов

Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной
деятельности 

Факторы инвестиционной привлекательности

Условно факторы инвестиционной привлекательности ин­новационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономичес­кие. В большинстве случаев инвестора привлекают высо­кие финансовые показатели, однако, существуют ситуа­ции, при которых инноватор вынужден реализовать нов­шество, несмотря на его прямую экономическую неприв­лекательность. Например, если речь идет об экологичес­ких мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области. К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отрас­левая принадлежность как идеи для последующей практи­ческой реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть от­вергнут только потому, что у фирмы- инноватора недоста­точного опыта работы в той отрасли, где необходимо реали­зовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать аль­тернативные сегменты рынка, если речь идет о межотрас­левой диверсификации.

Отраслевая инвестиционная привлекательность

Отраслевая инвестиционная привлекательность определя­ется стратегией фирмы- инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности нов­шества проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвес­тиционной привлекательности. Исследуя потенциал привлечения иностранных инвести­ций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Пра­вительстве России в 1996 г. установила наиболее инвестиционно-привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия. Существенным внеэкономическим фактором, определя­ющим привлекательность инновации для инвестора, яв­ляется имидж и репутация инноватора. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность С экономической точки зрения инвестиционная привлека­тельность определяется как внутренними характеристика­ми инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников. Инвестирование инновационной деятельности может осу­ществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время ос­новным источником инвестиций являются собственная при­быль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвести­ционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи. Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акцио­неры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недо­статочный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования ин­новационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под ин­новационную деятельность проводятся достаточно редко. За исключением беспроцентных ссуд привлеченный ка­питал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различ­ной форме. Наряду с традиционной формой кредитова­ния в инновационной деятельности широкое распрост­ранение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Лизинг

Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду аренда­тору. При этом права собственности на оборудование ос­таются у арендодателя. По окончании лизингового дого­вора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуще­ством, включающую амортизацию и доход арендодателя.

Форфейтинг

Форфейтинг — финансовая операция, превращающая ком­мерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распре­делены во времени. Таким образом, инвестор получает от­срочку в платежах и гарантии банка по обеспечению пла­тежей. Форфейтинговые операции для инноватора являют­ся гарантией надежности финансового партнера.

Франчайзинг

Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвес­тиционных ресурсов в инновационную деятельность явля­ется франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражи­рование инноваций с привлечением крупного капитала. Кро­ме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т. п. Фран­чайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Критерии инвестиционной привлекательности

Движущие мотивы финансирования инновационной дея­тельности существенно зависят от того, реализуется ли ин­новация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.

Цена собственного капитала

Цена собственного капитала определяется дивидендной по­литикой инноватора (цена привлечения акционерного ка­питала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации: , где Cs - цена собственного капитала; р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании(p/e-ratio); U - акционерный капитал; А - амортизационный фонд; М - прибыль; В - безвозмездные поступления. Цена собственного капитала для самофинансирования ин­новации является нижним пределом рентабельности: реше­ние о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора. Для внешнего инвестора цена собственного капитала ин­новатора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.

Цена привлеченного капитала

Цена привлеченного капитала рассчитывается как средне­взвешенная процентная ставка по привлеченным финансо­вым ресурсам: , где: Сinv - цена привлеченного капитала; ki - ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых; Vi - объем привлеченных средств; m - число источников привлеченных средств. Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и вне­шних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую ре­путацию фирмы влияют не только финансовые показате­ли ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмен­та, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др. Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного ка­питала, определяются макроэкономической ситуацией (уров­нем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпа­ми роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.

Цена капитала

Цена капитала - отношение общей суммы платежей за исполь­зование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов , где: WACC - средневзвешенная цена капитала; ki - цена i-го источника; di - доля i-го источника в капитале компании. Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта - - норму прибыли на иннова­цию. Таким образом, инноватор, принимая решение о на­чале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы: · цену собственного капитала; · цену привлеченного капитала; · структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств). Интеграция этих факторов в показателе цены капитала яв­ляется базой для определения инвестиционной привлека­тельности инновационного проекта.

Норма прибыли для инноватора

Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой опре­деления нижней границы доходности инвестиций, в каче­стве которой, как правило, выступает норма прибыли. Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововве­дение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние по­требности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к кото­рым относится ставка банковских депозитов, цена привле­ченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой кон­куренции. Руководство компании-инноватора сталкивается, как мини­мум, с одной альтернативой инвестиций — вложить времен­но свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявлен­ных к погашению государственных ценных бумаг. Механизм влияния конкуренции на определение внутрен­ней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая до­ходность может быть выше, чем производственная рента­бельность инноватора. Это связано с различными масшта­бами производства: сохраняя конкурентоспособность про­дукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности, ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства. Доходность компаний по некоторым отраслям экономики

Отрасль

США

Япония

Страны Европы

Число компаний

Доходность, %

Число компаний

Доходность, %

Число компаний

Доходность, %

Компьютерные услуги и программное обеспечение2221,234,91323,1
Средства связи3019,169,01015,5
Электроника1517,7245,4516,5
Многоотраслевое химическое производство1317,7153,31613,7
Издательское дело, включая газеты1113,928,41227,9
Электротехническая промышленность712,7114,0711,2
Машины и оборудование912,2224,31412,4
Автомобилестроение410.597,666,7
Коммерческие банки458,8432,65719,6
Финансовые учреждения157,5134,844,8

Норма прибыли для инвестора

Внешний инвестор, определяя норму прибыли иннова­ционного проекта, руководствуется альтернативными вло­жениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому при­нятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финан­совые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании ин­новационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли. Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций

№ П/п

Группы инвестиции

Требуемая норма прибыли

1Замещающие инвестиции - категория 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию)Цена капитала
2Замещающие инвестиции - категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений!Цена капитала + 3%
3Замещающие инвестиции - категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке)Цена капитала + 6%
4Новые инвестиции - категория 1 (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты)Цена капитала + 5%
5Новые инвестиции - категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием)Цена капитала + 8%
6Новые инвестиции - категория II (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом)Цена капитала + 15%
7Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория 1 (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели)Цена капитала +10%
8

Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен)

Цена капитала +20%

Обоснование экономической эффективности проекта

Эффективность инновационного проекта может быть раз­ной (исходя из особенностей инновации): техническая, тех­нологическая, экологическая, социальная, организацион­ная эффективность. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обес­печить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финанси­ровании инновации, является также период, в течение ко­торого будут возмещены понесенные расходы, а также пе­риод, необходимый для получения расчетной прибыли. В соответствии с Методическими рекомендациями по оцен­ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (Утверждены Госстроем РФ, Минэ­кономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.94), основными методами оценки экономи­ческой эффективности являются: · метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД); · метод срока окупаемости; · метод индекса доходности и рентабельности проекта; · метод внутренней нормы доходности; · расчет точки безубыточности проекта.