Каталог :: Естествознание

Доклад: Возникновение и развитие научной химии

                    Тольяттинский Государственный Университет                    
                                     Доклад                                     
                по концепции современного естествознания на тему:                
                 «Возникновение и развитие научной химии»                 
студентки II курса
факультета иностранных языков
Ошкиной О.В.
                                     2004 г                                     
     От алхимии к научной химии. 
Во второй половине ХVII в. алхимическая традиция постепенно ис­черпывает
себя. В течение более чем тысячи лет алхимики исходили из уверенности в
неограниченных возможностях превращений ве­ществ, в том, что любое вещество
можно превратить в любое другое вещество. И хотя на полуторатысячелетнем пути
развития алхимии были получены отдельные положительные результаты (описание
многих химических превращений, открытие некоторых веществ, конструирование
приборов, химической посуды, аппаратов и др.), тем не менее главные цели,
которые ставили перед собой алхимики (искусственное получение золота,
серебра, «философского камня», гумункулуса и др.), оказались недостижимыми.
Все более укреплялось представление о том, что существует некоторый предел,
граница взаимо­превращения веществ. Этот предел определяется составом
химических веществ. В XVII-XVIII вв. химия постепенно становится наукой о
качественных изменениях тел, происходящих в результате измене­ния их состава
(состав → свойства → функции).
Все это происходит на фоне развития технической химии (метал­лургия,
стеклоделие, производство керамики, бумаги, спиртных на­питков) (в трудах Г.
Агриколы, И. Глаубера, Б. Палисси и др.) и открытия новых химических веществ.
Начиная с ХV в. представле­ние о мире химических веществ, соединений быстро
расширяется. Были открыты новые металлы (висмут, платина и др.), вещества с
замечательными свойствами (например, фосфор). Развитие ремесла и
промышленности обусловливают постоянную потребность в опре­деленных
химикалиях - селитре, железном купоросе, серной кисло­те, соде, что дает
импульс к созданию химических производств, а это в свою очередь стимулирует
развитие научной химии.
Новому пониманию предмета химического познания способство­вало возрождение
античного атомизма. Здесь важную роль сыграли труды французского мыслителя П.
Гассенди. Он критически воспринимал картезианское понимание материи, теорию
вихрей Декарта, считая, что будущее естествознания связано с программой
атомизма. Гассенди возрождает представление о том, что вечная и бесконечная
Вселенная состоит из постоянно движущихся атомов (различной формы, размеров,
неизменных, неделимых и т.д.) и пустоты, которая является условием
возможности движения атомов и тел. Причем, если Декарт считал, что материя
сама по себе пассивна и движение вносится в нее извне, богом, то Гассенди
считает материю активной. По его мнению, «атомы обладают и энергией,
благодаря которой движутся или постоянно стремятся к движению». В этом
Гассенди идет значительно дальше античных атомистов. Весьма важным в учении
Гассенди было формулирование понятия молекулы, что имело конструктивное
значение для становления научной химии.
Развитие и конкретное приложение идей атомизма к химии осуществил Р. Бойль,
который считал, что химия должна быть не служанкой ремесла или медицины, а
самостоятельной наукой. Бойль исходил из представления о том, что
качественные характеристики и превращения химических веществ могут быть
объяснены с помощью понятия о движении, размерах, форме и расположении
атомов. Он был нa пути к научно обоснованному определению химического
эле­мента как предела разложения вещества с данными свойствами.
Бойль разрабатывает не только теоретические, но и эксперимен­тальные основы
химии, обосновывает метод химического экспери­мента. В химическом
эксперименте, с точки зрения Бойля, главное то, что исследователь не может
заранее предсказать, как поведут себя вещества в той или иной химической
реакции. Химический эксперимент призван прежде всего заставить природу выдать
ее тайны, а не подтверждать те или иные теоретические гипотезы. В трудах
Бойля заложены основы аналической химии (качественный анализ, приме­нение
различных индикаторов (например, лакмус) для распознава­ния веществ и др.).
     
     
     Лавуазье: революция в химии.
Центральная проблема химии XVIII в. - проблема горения. Вопрос состоял в
следующем: что случается с горючими веществами, когда они сгорают в воздухе?
Для объяснения процессов горения И. Бехе­ром и его учеником Г. Э. Шталем была
предложена теория флогисто­на. Флогистон - это некоторая невесомая
субстанция, которую содержат все горючие тела и которую они утрачивают при
горении. Тела, содержащие большое количество флогистона, горят хорошо; тела,
которые не загораются, являются дефлогистированными. Эта теория позволяла
объяснять многие химические процессы и предска­зывать новые химические
явления. В течение почти всего ХVIII в. она прочно удерживала свои позиции,
пока Лавуазье в конце XVIII в. (опираясь на открытия К.В. Шееле сложного
состава воздуха и Дж. Пристли кислорода, 1774) не разработал кислородную
теорию горения.
Лавуазье показал, что все прежде считавшиеся хаотическими явления в химии
могут быть систематизированы и сведены в закон сочетания элементов, старых и
новых. К уже установленному до него списку элементов (металлы, углерод, сера
и фосфор) он добавил новые - кислород, который вместе с водородом входит в
состав воды, а также и другой компонент воздуха - не поддерживающий жизни
азот. В соответствии с новой системой химические соединения делились в
основном на три категории: кислоты, основания, соли. Таким образом, Лавуазье
рационализировал химию и объяснил причину большого разнообразия химических
явлений: она заключается в материальном различии химических элементов и их
соединений.
Лавуазье раз и навсегда покончил со старой алхимической номенклатурой,
основанной на случайных ассоциациях - «винное масло», «винный камень»,
«свинцовый сахар» и др. Он ввел (при активном участии К.Л. Бертолле) новую.
Новая номенклатура исходила из того, что каждое химическое вещество должно
иметь одно определенное название, характеризующее его функции и состав.
Например, оксид калия состоит из калия и кислорода, хлорид натрия - из натрия
и хлора, сульфид водорода - из водорода и серы, и т.д.
Кроме того, Лавуазье поставил вопрос и о количествах, в которых сочетаются
различные элементы между собой, и с помощью закона сохранения материи привел
химию к представлению о необходимости количест­венного выражения пропорций, в
которых сочетались элементы.
С помощью ряда великолепно задуманных и проведенных экспериментов Лавуазье
смог также показать, что живой организм действует точно таким же образом, как
и огонь, сжигая содержащиеся в пище вещества и высвобождая энергию в виде
теплоты. Таким образом, Лавуазье осуществил научную революцию в химии: он
превратил химию из совокупности множества не связанных друг с другом
рецептов, подлежавших изучению один за одним, в общую теорию, основываясь на
которой можно было не только объяснять все известные явления, но и
предсказывать новые.
     
     
     Победа атомно-молекулярного учения.
Следующий важный шаг в развитии научной химии был сделан Дж. Дальтоном, ткачом и
школьным учителем из Манчестера. Изучая химический состав газов, он исследовал
весовые количества кисло­рода, приходящиеся на одно и то же весовое количество
вещества (например, азота) в различных по количественному составу окислах, и
установил кратность этих количеств, например, в пяти окислах азота (N2
O, NO, N2Оз, NО2 и N2O5) количество
кислорода на одно и то же весовое количество азота относится как 1:2:3:4:5. Так
был от­крыт закон кратных отношений.
Дальтон правильно объяснил этот закон атомным строением ве­щества и
способностью атомов одного вещества соединяться с раз­личным количеством
атомов другого вещества. При этом он ввел в химию понятие атомного веса.
И тем не менее в начале XIX в. атомно-молекулярное учение в химии с трудом
пробивало себе дорогу. Понадобилось еще полстоле­тия для его окончательной
победы. На этом пути был сформулирован ряд количественных законов (закон
постоянных отношений Пруста, закон объемных отношений Гей-Люссака, закон
Авогадро, согласно которому при одинаковых условиях одинаковые объемы всех
газов содержат одно и то же число молекул), которые получали объяснение с
позиций атомно-молекулярных представлений. Для экспериментального обоснования
атомистики и ее внедрения в химию много усилий приложил Й.Я.Берцелиус.
Окончательную победу атомно-мо­лекулярное учение (и опирающиеся на него
способы определения атомных и молекулярных весов) одержало на 1-м
Международном конгрессе химиков (1860).
В 50-70-е гг. XIX в. на основе учения о валентности и химической связи была
разработана теория химического строения (А.М. Бутле­ров, 1861), которая
обусловила огромный успех органического син­теза и возникновение новых
отраслей химической промышленности (производство красителей, медикаментов,
нефтепереработка и др.), а в теоретическом плане открыла путь построению
теории простран­ственного строения органических соединений – стереохимии
(Дж.Г. Вант-Гофф, 1874). Во второй половине XIX в. Складываются физическая
химия, химическая кинетика - учение о скоростях хими­ческих реакций, теория
электролитической диссоциации, химичес­кая термодинамика. Таким образом, в
химии XIX в. сложился новый общий теоретический подход - определение свойств,
химических веществ в зависимости не только от состава, но и от структуры.
Развитие атомно-молекулярного учения привело к идее о сложном строении не
только молекулы, но и атома. В начале XIX в. эту мысль высказал английский
ученый У. Праут, исходя из результатов измерений, показывавших, что атомные
веса элементов кратны атомному весу водорода. На основе этого Праут предложил
гипотезу, согласно которой атомы всех элементов состоят из атомов водорода.
Новый толчок для развития идеи о сложном строении атома дало великое открытие
Д. И. Менделеевым (1869) периодической системы элементов, которая наталкивала
на мысль о том, что атомы не являются неделимыми, что они обладают структурой
и их нельзя считать пер­вичными материальными образованиями.
Литература.
1. Найдыш В.М. «Концепции современного естествознания», М., 1999г.