Каталог :: Государство и право

Реферат: Государственный аппарат

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    КОМИТЕТ   РОССИЙСКОЙ
     ФЕДЕРАЦИИ  ПО   ВЫСШЕМУ   ОБРАЗОВАНИЮ
     Университет Международных Отношений
                                 Реферaт                                 
     Студента  
     По    курсу :
     “Теория государства и права”
     На    тему  :
     “Государственный аппарат”
     Преподаватель:
     Группа
     г. Москва
     2000
Содержание
I. Понятие и структура государственного аппарата
II. Государственный аппарат России
III. Литература
I. Понятие и структура государственного аппарата
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность
специальных органов, коллективов людей, осуще­ствляющих управление делами
общества от его имени и в преде­лах предоставленных полномочий. Такие
коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе,
что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане мо­гут принимать
то или иное участие в делах государства, но в ко­нечном итоге оно, его органы
несут персональную ответствен­ность за эффективность своей работы.
     Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность
органов и учреждений посредством которых реализуется управленческая и
обеспечительно-распорядительная функция.
Первичной ячейкой государства выступают его органы и уч­реждения.
Государственный орган понимается как относительно само­стоятельная часть
государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной
деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями
(компетенцией). Госу­дарственный орган состоит из подразделений,
осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата.
Совокупность властных полномочий органа государства оп­ределяется с учетом
возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган
законодательной власти на­деляется правом заниматься законотворческой
деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной вла­сти
составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи - обеспечивать
неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их
реализации в конкретных отноше­ниях.
Осуществление государственным органом полномочий мо­жет проходить в порядке,
установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право 1)
принимать обще­обязательные решения в виде нормативно-правовых или
инди­видуальных актов применения права, 2) проводить организаци­онную,
контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное
принуждение к лицам и органи­зациям, не выполняющим общеобязательные решения
данного органа либо иных органов государства. Реализация компетен­ции
является обязанностью государственного органа.
Каждый орган государства может действовать только в рам­ках предоставленных
ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые
решения или дейст­вия за пределами предоставленных полномочий подлежат
неза­медлительной отмене.
Государственный орган всегда структурно обособлен от дру­гих органов
государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных
правоотношениях выступает самостоя­тельным субъектом и в пределах компетенции
принимает реше­ния, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или
по­следующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения
возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими
его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений
требуется согласие других органов. Например, законы, прини­маемые
представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.
Предусмотренное конституцией или законом согласие, одоб­рение действий или
решений государственного органа другим органом не лишает его
самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить
соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения,
дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и
толь­ко он может внести необходимые коррективы в свой документ.
Для осуществления своей компетенции государственный ор­ган "наделяется
определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание,
организационную технику, транс­портные средства, расчетный счет в банке и
необходимые де­нежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав
государственный орган выступает в качестве юридического ли­ца, т.е. может
отвечать по своим обязательствам вверенным имуществом, а также от своего
имени приобретать и осуществ­лять имущественные отношения, нести обязанности,
быть ист­цом и ответчиком в суде.
Право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных,
административных, а также гражданских правоотношений не принадлежит его
аппарату, призванному оказывать консультативную, вспомогательную и
техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа,
управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалте­рия и др.
Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но
не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением.
К государственным учреждениям относятся также государст­венные организации,
выполняющие те или иные функции госу­дарства, но не наделенные властными
полномочиями. Это, на­пример, образовательные и научно-исследовательские
учрежде­ния, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и
транспорта.
Необходимость существования государственных учреждений обусловливается тем,
что государство выступает не только как орудие политического господства, но и
осуществляет опреде­ленную экономическую, социально-культурную деятельность.
Государственные учреждения выступают важнейшей организа­ционной формой
осуществления этой деятельности, непосредст­венно проводят государственные
властные предписания в жизнь и порождают социально-полезные результаты в виде
созданных материальных или духовных благ. Так, самые мудрые законы,
постановления правительства по вопросам образования, куль­туры,
здравоохранения останутся в сфере долженствования до тех пор, пока
соответствующие государственные учреждения не примут надлежащих мер для их
реализации.
Таким образом, основное отличие государственных учреж­дений от органов
государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в
принятии управленских решений,
а в непосредственном создании материальных или духовных благ.
Органы государства состоят из государственных служащих, которые своими
действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия
государственного служащего в деятельности государственного органа, его права
и обязанности устанавливаются законами, иными нормативно-правовыми ак­тами.
В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида: 1)
лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением
полномочий государственно­го органа. Это президент страны, глава
правительства, депутаты представительных органов, министры и др.; 2) лица,
занимаю­щие должности для непосредственного обеспечения полномо­чий
вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;
3) лица, занимающие должности, учреждаемые государствен­ными органами для
исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты,
руководители структурных подразделений аппарата и др.
Многообразие функций государства, форм и методов их реа­лизации обусловливает
наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в
современном демокра­тическом государстве выделяют 1) главу государства; 2)
органы законодательной власти; 3) органы исполнительной власти;
4) суды; 5) органы государственного принуждения — органы внутренних дел,
прокуратура, органы государственной безопас­ности, исправительные учреждения;
6) вооруженные силы. Со­вокупность названных органов охватывается понятием
меха­низма государства.
Механизм государства — это совокупность государственных органов,
осуществляющих государственную власть, и обеспечи­вающих реализацию функций
государства.
Механизм государства, как и всякое сложное системное об­разование, состоит не
только из государственных органов, но и их связей. Конкретные связи органов
государства весьма разно­образны и изучаются такими учебными курсами, как
государст­венное, административное, финансовое право. В теории госу­дарства и
права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы
государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и
согласованно.
Государственные органы, выполняя разные функции, долж­ны быть едиными в
понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История
государства знает три спосо­ба согласования элементов государственного
механизма:
1) сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица;
2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3)
организацию органов государства, основанную на принципах демократического
централизма.
Исторически первый способ согласования деятельности го­сударственных органов
сводился к сосредоточению власти в ру­ках главы государства , которым мог
быть царь, шах, хан, ко­роль, император. Например, в восточных деспотиях
глава госу­дарства обладал всей полнотой законодательной, исполнитель­ной и
судебной власти, был бесконтрольным и независимым от кого-либо, осуществлял
верховное командование армией, на­значал и смещал чиновников, творил высший
суд, в том числе и по произволу, без связывания своей воли каким-либо
правовым основанием. Однако неограниченная власть одного человека вела к
многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимости
личности не от установленных зако­нов, а от настроений тирана.
В период буржуазных революций их идеологи в поисках спо­собов защиты общества
от тирании или всевластия какого-либо одного органа государства
сформулировали принцип разделе­ния властей на законодательную, исполнительную
и судебную. Один из основоположников этого принципа Монтескье сфор­мулировал
его следующим образом: “Политическая свобода субъекта представляет собой
уравновешенность ума, возни­кающую из понимания, которое каждая личность
имеет о своей безопасности. Для того, чтобы эту свободу иметь, требуется,
чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись
друг друга.
Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же
человеке или в одном и том же органе маги­стратуры, то свобода невозможна,
так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет
ввести ти­ранические законы, использовать их тираническим образом.
Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с
законодательной или исполнительной. Если она объединена с законодательной
властью, жизнь и свобода субъ­екта будут подвержены произвольному контролю,
судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с
исполни­тельной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью
угнетателя.”
Реализация буржуазными государствами принципа разделе­ния властей привела к
созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, не позволяющей
ни одному органу со­средоточить в своих руках всю полноту власти. В качестве
клас­сического примера удачного решения этого вопроса обычно приводят систему
федеральных органов США. Наличие двух палат Конгресса в значительной степени
осложняет процесс прохождения в нем законов. Верхняя палата — Сенат является
серьезным тормозом на пути законов, принимаемых нижней па­латой, способной в
ряде случаев на популистские решения. В свою очередь. Президент США обладает
правом отлагательно­го вето и не пропускает законы, которые по его мнению не
отве­чают задачам правого регулирования, нарушаю! нрава и свобо­ды граждан.
Но палата представителей и только она может воз­будить процедуру привлечения
к ответственности Президента США и других руководителей федеральных органов
власти. Судебная власть является независимой от других ветвей власти Как
судьи Верховного суда, гак и судьи низших судов сохраня­ют свои должности
пожизненно или до тех пор, пока их поведе­ние является безупречным.
Принцип разделения властей в настоящее время лежит в основе организации
власти в Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная
власть в Российской Фе­дерации осуществляется на основе разделения на
законодатель­ную, исполнительную и судебную. При этом особо подчеркива­ется,
что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются
самостоятельными. Использованная система сдержек и противовесов в
деятельности федеральных органов РФ во многом повторяет аналогичную систему
США.
Законодательный орган Федеральное Собрание осуществля­ет законотворческую
деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность
Правительства РФ, в ча-итности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать
отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недове­рии
Правительству. В то же время Правительство РФ осуществ­ляет исполнительную
власть и исключает ее подмену законода­тельными или иными органами. Президент
РФ как глава госу­дарства обладает правом отлагательного вето в отношении
за­конов, принятых Государственной Думой и одобренных Сове­том Федерации, а
также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным
Конституцией РФ. Государственной Думе в свою очередь предоставлено право вы'
двигать против Президента РФ обвинение в государственной измене или ином
тяжком преступлении.
Однако при самой действенной системе сдержек и противо­весов принцип
разделения властей имеет два существенных по­рока, негативно сказывающихся на
деятельности всей государ-,. ственной машины: 1) деятельность государственных
органов осуществляется без опоры на широкие слои населения; 2) пар­ламент
неспособен влиять на процессы исполнения принимае­мых им законов. Последний
недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же
шагов работы Государственной Думы. Органы законодательной власти ока­зываются
по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы
депутатов.
На эту негативную сторону буржуазного парламентаризма обратил внимание еще К.
Маркс. Он же и предложил иной принцип деятельности органов пролетарского
государства — сделать представительный орган в одно и то же время и
законо­дательствующим, и реально исполняющим законы. Поясняя не­обходимость
последовательной реализации принципа, предло­женного К. Марксом, В.И. Ленин
писал, что в условиях проле­тарского государства парламентарии должны сами
работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в
жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избира­телями.
Создание в РСФСР, а затем и СССР Советов как представи­тельных органов,
осуществляющих одновременно и законода­тельную, и исполнительную власть,
противоречило принципу разделения властей. Советская государственность
строилась на принципах демократического централизма 1) выборности Сове­тов
народных депутатов снизу доверху; 2) подотчетности и под-контрольности
исполнительных органов государственного управления Советам; 3) строгом
подчинении нижестоящих ор­ганов вышестоящим, т.е. строжайшей дисциплине в
деятельно­сти государственных органов и их иерархической подчиненно­сти по
вертикали; 4) на составлении и выполнении планов раз­вития народного
хозяйства и культурно-политического строи­тельства; 5) активном участии
населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов
государства.
Основанное на принципе демократического централизма со­ветское государство
смогло вывести страну из разрухи, побе­дить фашистскую Германию и стать одним
из бесспорных лиде­ров на международной арене. Однако, следует признать, что
провозглашенный принцип так и не был полностью претворен в жизнь. Советы,
собираемые на сессии, продолжительностью два-три дня, не были полновластными
хозяевами страны и про­водимых государством мер. Реальной полнотой власти
облада­ли органы государственного управления и партия. Население так и не
научилось использовать свое конституционное право на всевластие. Хотя в
настоящее время принцип демократического централизма не находит широкого
применения в деятельности органов государства, однако его потенциальные
возможности отнюдь не исчерпаны. И там, где рабочий класс, трудящиеся массы
реально заявят о своих правах на управление государст­вом, это их право может
быть реализовано только с применени­ем принципов демократического
централизма. Принцип разде­ления властей таких возможностей не
предусматривает и преду­смотреть не может.
Следует назвать еще один принцип, имеющий основопола­гающее значение в
деятельности государственных органов, -это принцип законности, который
выступает в качестве необ­ходимого требования к поведению и действиям
должностных лиц. Наделив государственных служащих достаточно широкими
полномочиями, государство предъявляет повышенные требова­ния к их
профессиональному мастерству, а также моральному облику, характеру
взаимоотношений с другими лицами как в рабочее время, так и в часы отдыха.
Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить, что поводом для
недавнего отстранения от должности министра юстиции РФ послужило нахождение
лица, занимающего эту должность, в достаточно сомнительной компании в
свободное от работы время.
Повышенные гребования к должностным лицам, занимаю­щим высокие
государственные посты, предъявляются потому, что их профессиональное
мастерство и неукоснительное соблю­дение правовых и даже моральных норм
оказывают существен­ное значение на состояние дел в государстве и обществе.
Вся деятельность государственных служащих должна быть направ­лена на решение
государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, прав и свобод
граждан. Государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и
приоста­новить действия государственных служащих, совершаемые в своекорыстных
целях и вопреки интересам государства. Поэто­му в превентивных целях оно
освобождает от должности всех государственных служащих, чье поведение
позволяет сомне­ваться в честности и порядочности их действий.
В ряде государств принимаются специальные нормативно-правовые акты,
закрепляющие систему правил поведения госу­дарственных служащих. Так,
исполнительным приказом Прези­дента США от 17 октября 1990 г. были введены
“Общие прин­ципы этического поведения членов правительства и служащих” Этим
актом, в частности, предписывается следующее:
1) исключить какие бы то ни было личные или финансовые ин­тересы,
препятствующие добросовестному выполнению своего служебного долга; 2) не
принимать подарки от лиц, добиваю­щихся от кого-либо совершения каких-либо
официальных дей­ствий либо имеющих какие-либо официальные дела;
3) действовать в рамках Конституции, правовых и этических норм и всячески
избегать таких действий, которые могут быть истолкованы как их нарушение. .
II. Госудурственный аппарат России
Механизм Российского государства представляет собой сис­тему органов,
наделенных властными полномочиями и осущест­вляющих функции государства. В
связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его
механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Со­гласно ст.
11 Конституции РФ государственную власть в Рос­сийской Федерации осуществляют
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют обра­зуемые ими
органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право
самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их
организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами
кон­ституционного строя Российской Федерации и общими принци­пами организации
органов государственной власти, устанавли­ваемыми федеральным законом. В связи
с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации
государствен­ной власти.
Взаимодействие федеральных органов государственной вла­сти и органов
субъектов РФ осуществляется сообразно предме­там ведения, закрепленным ст. 71
и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти
разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих
должностных лиц. В процессе своей деятельности феде­ральные органы РФ имеют
право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к
компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью
органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопро­сам,
отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной
власти субъектов РФ принимают само­стоятельные решения, которые могут даже
противоречить нор­мативно-правовым актам федеральных органов.
Различие в предметах ведения федеральных органов и орга­нов субъектов РФ не
означает одновременного существования двух качественно различных механизмов
государства. Единство механизма Российского государства обеспечивается
основами конституционного строя, закрепляющими власть многонацио­нального
народа Российской Федерации, принципы законности, разделения властей,
демократизма, органичного сочетания су­бординации и координации.
Принцип законности обеспечивает создание единого полити­ко-правового режима в
деятельности органов государственной власти Российской Федерации,
согласованность их действий, реализацию   мероприятий,   закрепленных,
нормативно-правовыми актами федеральных органов, на территории субъ­ектов РФ
с учетом их специфики и интересов населения.
Последовательное закрепление и проведение принципа раз­деления властей
обеспечивает единство организационной осно­вы федеральных органов государства
и органов государствен­ной власти субъектов РФ. Система сдержек и
противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ,
творчески применяется ими при конституировании собст­венной системы органов
государственной власти. По мере на­копления опыта оптимальный вариант системы
сдержек и про­тивовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специаль­ном
федеральном законе.
Демократизм деятельности механизма Российской государ­ства выражается в праве
народа участвовать в управлении дела­ми государства как непосредственно, так
и через своих предста­вителей, в том числе избирать и быть избранными в
органы го­сударственной власти, участвовать в отправлении правосудия,
обращаться пично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения
в любые государственные органы.
Принцип субординации и координации компонентов систе­мы механизма Российского
государства требует строгой госу­дарственной дисциплины, подчинения по
вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами,
выпол­няющими однотипные либо общие задачи. Негативное отноше­ние отдельных
органов субъектов РФ к этому принципу, стрем­ление выйти из-под подчинения
центру по вопросам, отнесен­ным к ведению Российской Федерации, создает
дополнительные искусственные препятствия на пути экономических, социальных и
иных реформ, вносит дисгармонию в деятельность единого государственного
механизма.
Солирующую роль в согласованном взаимодействии компонентов механизма
Российского государства играют феде­ральные органы. Особое значение имеет
деятельность Прези­дента РФ как главы государства, призванного обеспечивать
со­гласованное взаимодействие всех ветвей власти как на феде­ральном уровне,
так и на уровне субъектов РФ и наделенного в этих целях специальными
полномочиями.
Президент Российской  Федерации
Как глава государства Президент согласно ст. 80 Конститу­ции РФ является 1)
гарантом Конституции, прав и свобод че­ловека и гражданина; 2) принимает меры
по охране суверените­та Российской Федерации; 3) обеспечивает согласованное
дейст­вие органов государственной власти; 4) определяет основные направления
внутренней и внешней политики; 5) представляет Российскую Федерацию внутри
страны и в международных от­ношениях.
Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни осу­ществлялась, в
конечном счете направлена на охрану Конститу­ции, обеспечение ее
неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого
правового режима, при кото­ром ни один орган государства, ни одно должностное
лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых
актов и не нарушали прав и свобод личности и граж­данина.
В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур
на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно,
другую часть — Го­сударственная Дума либо Совет Федерации по его
предложе­нию. Государственная Дума дает согласие на назначение Прези­дентом
Председателя Правительства и по предложению Прези­дента назначает на
должность Председателя Центрального бан­ка РФ. Президент РФ также
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей
Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Ге­нерального
прокурора РФ.
Самостоятельно Президент РФ принимает решение об от­ставке Правительства РФ,
назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ,
федеральных министров, формирует Совет Безопасности, Администрацию
Президента, назначает полномочных представителей Президента в субъектах
Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, по­слов РФ в иностранных
государствах.
Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы непосредственного
влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного
действия федеральной законодательной власти Президент наделен правом
законода­тельной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на
рассмотрение Государственной Думы. Он также подписывает федеральные законы и
обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять
его на повторное рас­смотрение, изложив мотивы неподписания. Президент
назнача­ет выборы Государственной Думы и в установленных Консти­туциях
случаях может распускать ее досрочно.
Большое влияние на законодательный орган РФ, иные орга­ны государственной
власти и общественность страны оказыва­ют ежегодные послания Президента РФ о
положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания
содержат перечень основных проблем в обществе и государстве и путей их
решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий
всех государствен­ных органов, направленных на решение важнейших задач
об­щества и государства.
Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспече­нии эффективной работы
Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Так, Президент имеет
право председа­тельствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ,
отменять действие постановлений и распоряжений Правитель­ства РФ в случае их
противоречия Конституции РФ, федераль­ным законам и указам Президента РФ. В
случае возникновения разногласий между органами государственной власти
Россий­ской Федерации, а также между органами государственной вла­сти
субъектов Федерации, Президент РФ использует согласи­тельные процедуры.
Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право
определять их самому Пре­зиденту с учетом конкретных условий и сути
конфликта.
Президент наделен правом приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, которые противоречат
Конституции РФ, федеральным за­конам или нарушают права и свободы человека и
гражданина. Действие актов приостанавливается до их рассмотрения
компе­тентным судом.
Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет ру­ководство внешней
политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет
переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты,
прини­мает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Пре­зиденте
дипломатических представителей.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Сила­ми Президент РФ утверждает
концепцию и планы строительст­ва, применения Вооруженных Сил РФ, издает указы
о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации
иных Сил, размещения военных объектов, ведет пере­говоры и подписывает
международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве по
вопросам коллективной безопасности и разоружения.
В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент
вводит на территории Российской Федера­ции или в ее отдельных местностях
военное положение. Прези­дент РФ обладает также правом вводить на всей
территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение. В слу­чае
введения военного либо чрезвычайного положения Прези­дент РФ должен
незамедлительно сообщить об этом Совету Фе­дерации и Государственной Думе,
т.е. обеим палатам Федераль­ного Собрания. Окончательное решение о введении в
стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет
Федерации. В случае отрицательного решения Совета Федерации относительно
указов Президента о введении военно­го или чрезвычайного положения последние
должны быть от­менены или пересмотрены.
Президент РФ правомочен решать и значительную часть во­просов, связанных с
реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц
без гражданства. Так, он решает вопросы гражданства РФ и предоставления
полити­ческого убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения
почетных званий РФ, высших воинских и спе­циальных званий. Президент также
осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказание по приговору
суда.
В процессе своей многогранной государственно-правовой деятельности Президент
РФ издает указы и распоряжения, ко­торые являются обязательными для
исполнения на всей терри­тории Российской Федерации. При этом акты,
принимаемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и
фе­деральным законам.
Президент РФ избирается на основе всеобщих равных пря­мых выборов и при
тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе
35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Исполнение полномочий Президентом начинается с прине­сения им присяги в
присутствии членов Совета Федерации, де­ну laiun Государственной Думы и судей
Конституционного Су­да РФ. Полномочия Президента ограничиваются истечением
срока его пребывания в должности с момента принесения при­сяги вновь
избранным Президентом РФ.          ,^
Конституция предусматривает возможность досрочного пре­кращения полномочий
Президента но грем основаниям: 1) по инициативе самою Президента; 2) в случае
стойкой нетрудоспо­собности; 3) по инициативе Федерального Собрания — в
случае принятия им решения об отрешении Президента от должности.
В Конституции же определена только^-процедура прекраще­ния полномочий
Президента в случае его отрешения от должно­сти. Механизм отставки Президента
по мотивам стойкой его нетрудоспособности по состоянию здоровья остался
неурегули­рованным в Конституции. Пока что он не решен и на уровне
действующего законодательства.
Согласно Конституции Президент РФ может быть отрешен от должности Советом
Федерации. Однако инициатива в этом вопросе должна исходить от
Государственной Думы. Основани­ем для отрешения является факт совершения
Президентом госу-дарственной измены или иного тяжкого преступления.
Уголов­ный кодекс относит к их числу шпионаж, диверсию, вредитель­ство,
пропаганду войны, призывы к насильственному измене­нию конституционного
строя, получение взятки, превышение власти или служебных полномочий при
отягчающих обстоя­тельствах и др.
Процедура отрешения Президента от должности проводится В три этапа.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Ду­мой обвинения в
совершении Президентом тяжкого преступле­ния. Инициатива в принятии такого
решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью
не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании
Государственной Думы требуется заключение специ­альной комиссии, образованной
самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным
большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.
На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и
Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в
действиях Президента признаков тяж­кого преступления. Конституционный Суд
дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против
Президента был соблюден.
Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от долж­ности включает принятие
Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании
рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений
Государ­ственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конститу­ционного Суда
РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не
менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это
решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения
Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный
срок не будет принято, то обвинения про­тив Президента считаются
отклоненными.
Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание РФ — это представительный и зако­нодательный орган
страны. Оно осуществляет законодательную власть: принимает федеральные
законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции
представительных органов власти.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государ­ственной Думы и Совета
Федерации. Государственная Дума со­стоит из 450 депутатов, избранных
населением, а Совет Федера­ции — из 178 членов. В эту палату входят по два
представителя от каждого субъекта РФ — главы его представительного и
ис­полнительного органов.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздель­но.
Совместные заседания палат согласно ст. 100 Конституции могут проводиться в
трех случаях: 1) для заслушивания ежегод­ных посланий Президента РФ; 2) для
заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; 3) для заслушивания
выступлений руководителей иностранных государств.
Важнейшим направлением деятельности Федерального Соб­рания является
утверждение федерального бюджета, подготав­ливаемого высшим федеральным
органом исполнительной вла­сти — Правительством РФ. Первоначально бюджет
рассматри­вается и утверждается в форме федерального закона Государст­венной
Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за
исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется
федеральным законом.
Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некото­рыми только ей
присущими полномочиями. Важнейшей преро­гативой Государственной Думы является
принятие федеральных законов и утверждение федерального бюджета.
В соответствии с Регламентом Государственной Думы про­цесс принятия
федерального закона осуществляется, как прави­ло, в трех чтениях. Во время
первого чтения обсуждаются ос­новные положения как концепции, так и самого
проекта зако­на. Второе чтение выливается в детальное обсуждение
законо­проекта, каждой его статьи и внесенных поправок по итогам первого
чтения законопроекта. Третье чтение законопроекта сводится к голосованию за
или против проекта в целом. Ника­ких дополнений или изменений проекта закона
на этой стадии Законотворчества вносить не разрешается.
Федеральный закон считается принятым, если за него прого­лосовало более
половины от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Для принятия
федеральных конституционных законов требуется квалифицированное большинство —
не ме­нее 2/3 голосов депутатов.
В целях обеспечения эффективной деятельности органов ис­полнительной власти
Государственная Дума имеет право на следующие действия. 1) Государственная
Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
2) Государственная Дума выносит вотум недоверия Правитель­ству, который либо
принимается Президентом, либо оставляет­ся им без последствий. Президент
может не согласиться с воту­мом недоверия Правительству, распустить
Государственную Думу и назначить новые выборы. 3) Государственная Дума
на­значает и освобождает от должности Председателя Центрально­го банка РФ,
Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов, уполномоченного
по правам человека. 4) Госу­дарственная Дума выдвигает обвинения против
Президента РФ в целях отрешения его от должности.
Особенность законотворческой компетенции Совета Феде­рации состоит в том, что
он не может вносить изменения и до­полнения в федеральные законы, как
действующие, так и только что принятые Государственной Думой. Ибо это
прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом
законодательной инициативы и может внести на рас­смотрение Государственной
Думы свой проект федерального закона, равно как и проект закона,
предусматривающего внесе­ние изменений, дополнений в принятые Государственной
Думой законы.
Для вступления федерального закона в силу требуется его одобрение Советом
Федерации, что служит серьезным барьером на пути популистских и плохо
продуманных законов, принятых Государственной Думой.
Федеральный закон считается одобренным, если за него про­голосовало более
половины от общего числа членов этой пала­ты. Закон также считается
одобренным, если в течение четырна­дцати дней он не был рассмотрен Советом
Федерации. Исклю­чение составляют особо важные федеральные законы,
затраги­вающие непосредственно интересы субъектов РФ, которые должны быть
обязательно рассмотрены Советом Федерации. Это законы по вопросам
федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного,
кредитного и та­моженного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и
денонсации международных договоров Российской Федерации, войны и мира,
статуса и защиты государственной границы Рос­сийской Федерации.
В случаях отклонения федерального закона Совет Федерации совместно с
Государственной Думой могут образовать согласи­тельную комиссию с целью
выработки компромиссного вариан­та нормативно-правового регулирования. Однако
решающее слово все-таки остается за Государственной Думой. Только она может
изменить содержание федерального закона и внести в не­го изменения,
предлагаемые Советом Федерации. Однако может поступить и иным образом —
оставить федеральный закон без изменения, проголосовав за него 2/3 голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы.
К исключительной компетенции Совета Федерации относит­ся прежде всего
отрешение Президента от должности. На осно­вании выдвинутого Государственной
Думой обвинения Прези­дента в совершении тяжкого государственного
преступления Совет Федерации принимает окончательное решение по этому
вопросу. Совет Федерации также назначает на должности судей Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и
освобождает от должно­сти Генерального Прокурора РФ, заместителя Председателя
Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Значительную часть исключительной компетенции Совета Федерации составляют
вопросы, непосредственно затрагиваю­щие интересы всех или большинства
субъектов Федерации. Так, данная палата утверждает изменения границ между
субъектами РФ при условии, что субъекты Федерации, чьи границы меня­ются,
дали согласие на данное решение. Совет Федерации одоб­ряет решение субъектов
принятием по этому вопросу соответст­вующего акта.
Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного либо
чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования
Вооруженных Сил РФ за предела­ми территории РФ. Поскольку осуществление
руководства внешней политикой отнесено к полномочиям Президента РФ, то и
вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ Совет Феде­рации может
рассматривать как по своей инициативе, так и по представлению Президента.
Совет Федерации также назначает выборы Президента РФ по истечении срока его
полномочий, а также в случаях отставки, неспособности по состоянию здоровья
осуществлять полномо­чия Президента РФ либо отрешения от должности.
Правительство Российской Федерации
Правительство РФ возглавляет исполнительную власть и обеспечивает ее
эффективное действие. Оно состоит из Предсе­дателя Правительства РФ,
заместителей Председателя Прави тельства РФ и федеральных министров. Ст. 114
Конституции РФ выделяет шесть основных направлений деятельности
Пра­вительства РФ.
1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вно­сит его на
рассмотрение Государственной Думы и обеспечивает исполнение. Федеральный
бюджет представляет собой совокуп­ность расходов и доходов Российской
Федерации за год и явля­ется важнейшим инструментом политики государства. Как
ор­ган, ответственный за исполнение бюджета, Правительство на­делено правом
давать заключения на законопроекты, преду­сматривающие дополнительные расходы
из федерального бюд­жета. Это, в частности, проекты законов,
предусматривающие увеличение заработной платы работникам государственных
предприятий и учреждений, законов об изменении финансовых
обязательств государства. Отмене налогов или предоставлении налоговых льгот.
2. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредит­ную и денежную
политику. Основные задачи, решаемые Прави­тельством в настоящее время,
сводятся к сокращению дефицита федерального бюджета, укреплению его Доходной
части, пре­дотвращению неконтролируемого роста расходов бюджета
3. Важную роль играет Правительство в ооласти культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Оно обеспечивает
проведение единой государствен­ной политики во всех названных сферах путем их
финансирова­ния. а также принятия действенных мер по организации эффек­тивной
деятельности органов управления культурой, наукой, образованием, медициной.
Основные задачи Правительства сводятся к обеспечению качественного
образования, как обще­го, так и профессионального, к сохранению и развитию
общенациональной культуры, стимулированию ее национального многообразия,
обеспечению действенной медицинской помощи населению, дальнейшему развитию
научного потенциала страны.
4. Правительство осуществляет управление федеральн6'й%”о-ственностью, к
которой относятся здания, сооружения, пред­приятия, составляющие основу
национального богатства стра­ны, объекты оборонного производства, железные
дороги, сред­ства связи и другие объекты отраслей, обеспечивающих
жизне­деятельность народного хозяйства страны. Правительство ре­шает вопросы
создания и ликвидации относящихся к федераль­ной собственности предприятий,
назначает представителей го­сударства на предприятиях, создаваемых с участием
i осударства и иных лиц и др.
5. В числе основных -иер, принимаемых Правительством РФ в области обороны,
осуществляется Вооруженных Сил РФ оружием и военной техникой, материальными
средствами, ресурсами и услугами, определение порядка воинского учета,
организация контроля за экспортом Оружия и военной техники, обеспечение
военнослужащих и членов их семей жильем.
6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению законности, прав и
свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с
преступностью.
Следует отметить, что перечень полномочий Правительства РФ, закрепленный
Конституцией РФ, не является исчерпываю­щим. Согласно ст. 114 Конституции РФ
Правительство осуще­ствляет и иные полномочия, возложенные на него
Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. В част­ности,
оно обладает правом законодательной инициативы, ус­танавливает тарифные
льготы и Др.                   .
Правительство РФ принимает постановления и распоряже­ния. которые являются
обязательными к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия
Государственной Думы. Председатель Правительства РФ после назначения
представляет Президенту РФ свои пред­ложений 'о структуре федеральных органов
исполнительной вла­сти. т.е. перечень центральных органов федеральной
исполни­тельной власти, подведомственных Правительству РФ. Предсе­датель
Правительства РФ также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности
заместителей Председателя Прави­тельства РФ и федеральных министров. В
аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководителей
иных федеральных органов исполнительной власти. Оконча­тельное решение по
всем предложенным кандидатурам прини­мает Президент РФ.
Инициатива отставки Правительства может исходить от Президента РФ, самого
Правительства РФ или Государственной Думы.            .
Правительство уходит в отставку в полном составе. Решение рб этом оно
принимает на заседании Правительства большин­ством голосов в связи с какими-
либо серьезными обстоятельст­вами в стране: экономическим кризисом,
неспособностью Пра­вительства обеспечить реализацию федеральных законов и др.
Постановление Государственной Думы о недоверии Прави­тельству принимается
большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Постановление принимается после заслушивания заявления Председателя
Правительства РФ и обсуждения вопроса о необходимости и целесообразности
вы­несения вотума недоверия.
С постановлением Государственной Думы о недоверии Пра­вительству РФ Президент
может не согласиться, и Правительст­во будет продолжать работу.
Государственная Дума может по­вторно выразить недоверие Правительству РФ.
Если подобную акцию она предпримет в течение трех месяцев после вынесения
первого вотума недоверия, то Президент обязан будет сделать выбор: либо он
объявляет об отставке Правительства, либо принимает решение о роспуске
Государственной Думы.
Решение об отставке Правительства Президент РФ может принять по собственной
инициативе, как правило, в случае по­явления противоречий между ним и
Правительством РФ, не­удовлетворительной работы Правительства и по другим
осно­ваниям.
Вопрос о вотуме недоверия Государственной Думы Прави­тельству РФ
Государственная Дума может принимать и по ини­циативе Правительства. Как
правило, на такой шаг Правитель­ство решается в случаях каких-либо серьезных
разногласий с Государственной Думой по важнейшему законопроекту,
феде­ральному бюджету и др.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ продолжает
действовать до сформирования нового Прави­тельства РФ.
:
Органы правосудия в Российской Федерации
Конституция называет суд единственным органом, право­мочным осуществлять
правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия.
Сообразно на­званным видам судопроизводства определяется и судебная сис­тема
Российской Федерации. Конституция называет лишь верх­ний уровень судебной
системы: Конституционный Суд РФ, Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд
РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. Судьи
других феде­ральных судов назначаются Президентом РФ.
Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на
должность судьи: достижение 25-летнего возрас­та, наличие высшего
юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее
пяти лет. Однако феде­ральными законами могут устанавливаться и иные
требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей
Кон­ституционного Суда РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной
репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической
специальности не менее 15 лет.
Важнейшими гарантиями правосудия являются следующие закрепленные Конституцией
принципы: 1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и
федеральным зако­нам; 2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или
приостановления полномочий; 3) неприкосновенность судей и возможность
привлечения их к ответственности в порядке, оп­ределяемом федеральным
законом.
Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ
предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том
числе и все судьи, были дей­ствительно независимы от законодательной и
исполнительной .властей. Конституция делает решительный шаг в этом
направ­лении, закрепив принцип несменяемости судей. Этот принцип означает,
во-первых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за
отдельными исключениями, установлен­ными федеральным законом, во-вторых,
невозможность приос-.тановить или прекратить полномочия судьи иначе, как по
осно­ваниям и в порядке, предусмотренном законом, и в-третьих, су­дья не
подлежит без его согласия переводу на другую должность
или в другой суд.
Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности
привлечения их к уголовной ответствен­ности иначе, как в порядке,
определяемом федеральным зако­ном.
Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является
конституционное положение о том, что финансирование судов производится только
из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим по­рядок
составления государственного бюджета, предусматрива­ются ежегодные
ассигнования на содержание судов. Обеспече­ние судов общей юрисдикции
кадрами, материальными и дру­гими ресурсами возложено на специальное
подразделение при Верховном Суде РФ.
Особое место в системе органов правосудия занимает Кон­ституционный Суд РФ,
осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного
строя, ос­новных прав и свобод граждан, обеспечения верховенства и прямого
действия Конституции РФ на всей территории Россий­ской Федерации. Для
выполнения возложенных задач Консти­туционный Суд РФ обладает следующими
полномочиями:
1. Дает заключение о соответствии Конституции РФ феде­ральных законов,
нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ. Анало­гичные заключения Конституционный Суд РФ дает и
относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Фе­дерации, в том
числе конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, из­данных по вопросам, относящимся к ведению
органов государ­ственной власти РФ или совместному ведению органов
государ­ственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный Суд вправе также рассматривать дела о соответствии
Конституции РФ договоров, заключаемых орга­нами государственной власти РФ с
органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу
междуна­родных договоров РФ
Свои заключения Конституционный Суд дает по запросам Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, од­ной пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государст­венной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ,
Высше­го Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ.
2. К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмот­рение индивидуальных
или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод
путем примене­ния неконституционных законов и иных нормативно-правовых актов.
В процессе рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет
конституционность закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле. Правом на обра­щение в Конституционный Суд обладают
объединения граждан, суды и иные органы и лица, указанные в конституционном
фе­деральном законе.
3. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетен­ции между федеральными
органами государственной власти РФ, между ними и органами государственной
власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов
Российской Федерации.
4. Конституционный Суд РФ наделен правом толкования по­ложений Конституции
РФ. Акты толкования являются обяза­тельными для всех органов государственной
власти, должност­ных лиц, граждан и их объединений.
5.   Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отреше­ния Президента РФ от
должности и дает заключение о соблюде­нии установленного порядка выдвижения
обвинения в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого
преступления.
III. Литература
1.   Сырых В. М. “Теория государства и права”, М., 1998
2. Макаров С. Д. “Лекции по ТГП”, М., 1993
3. Дмитриев А. М. “Государственная власть в России”, М., 1999