Каталог :: Государство и право

Реферат: Государственный контроль за ценообразованием

          Министерство общего и профессионального образования РФ          
                        Институт экономики и права                        
                                 РЕФЕРАТ                                 
                     По дисциплине: “Ценообразование”                     
           Тема: “Государственный контроль за ценообразованием”           
   Выполнил                                               Зуборев В.В.   
     Группа                                                     ЭК-71
     Руководитель работы                           к.э.н. доцент
                                                            Сергеева Л.В.
     Работа защищена                                    2.10.01
     Оценка                                                      отлично
                                Курск-2001                                
     Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Как вне экономики
не может вершиться политика, так и политические факторы ак­тивно влияют на
экономические решения. -
     Сделав свой окончательный выбор движения по пути демократии, Россия должна
выработать и новую экономическую политику. Стремление продол­жить рыночные
реформы необходимо подкрепить пониманием долговремен­ных и текущих задач
государственного регулирования хозяйственной дея­тельности, особенно на этапе
перехода от централизованной экономики к рыночной.
     Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизо­ванная
экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются
черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения и
государственное регулирование.
     + Государство не может устраниться от регулирования экономической жиз­ни,
которое предполагает установление самых общих правил поведения уча­стников
рынка, чаще всего в виде "мягких" ограничений, касающихся вида товаров, объема
продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в
странах с ярко выраженной рыночной экономикой но­сит преимущественно косвенный
характер. Оно воздействует на хозяйствен­ные субъекты посредством
законодательных ограничений и запретов, нало­говой системы, обязательных
платежей и отчислений, государственных инве­стиций, субсидий, льгот,
кредитования, осуществления социальных и эконо­мических программ.
     Государственное регулирование может использоваться как в целях огра­ничения
или даже подавления нежелательных для общества видов экономиче­ской
деятельности (например, производство и торговля наркотиками), так и в целях
развития некоторых форм предпринимательства (содействие фермер­ским хозяйствам,
поддержка малых форм экономической деятельности, осво­бождение от налогов
отдельных видов доходов, направляемых, скажем, на инвестиции или
благотворительность).
     Основная цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов
общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита
интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.
     ( Одним из главных видов государственного воздействия на экономику яв­ляется
ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновеши­вания спроса и
предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом
производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную
функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно
чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.
     Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров,
анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздейство­вать на
процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динами­ка цен
рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в
целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей
экономической ситуации. ;
     Переход, от устанавливаемых государством цен к свободным рыночным не
может быть мгновенным, что подтверждает и либерализация цен 1992 г. в России.
Но то, что и в условиях рыночной экономики активно используется влияние
государства на цены, ценовой механизм, об этом свидетельствует опыт развитых
капиталистических стран.
     Регулирование цен государственными органами носит ограниченный ха­рактер,
охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жиз­ненное значение
для общества (топливо, энергия, стратегическое сырье, про­дукция оборонного
назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой
необходимости, жилищно-коммунальные услуги и Др.).
     Весьма велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это
предметы первой необходимости. Поэтому государство старается не допустить
возникновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением
естественной монополии, обусловленной природой реализуе­мого продукта или
особыми правами его собственника.
     Как же осуществляется государственное регулирование цен в развитых
капиталистических странах? Приведем несколько примеров.
     В Европейском сообществе (ЕС) существует наднациональное регулиро­вание цен в
сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решения по
ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ЕС (на уровне министров
сельского хозяйства), который устанавливает обяза­тельные для всех стран ЕС
минимальные и максимальные фермерские цены, а в черной металлургии -
Европейская организация угля и стали (ЕОУС), опре­деляющая базисные цены на
продукцию черной металлургии.
     В США регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных.
Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров,
следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и
товары, приобретаемые фермерами.
     В Японии вопросами ценообразования занимается правительственный орган - Бюро
по ценам, которое составляет макроэкономические прогнозы динамики цен,
разрабатывает предложения по политике цен в стране, дает заключения на
предложения отраслевых министерств по минимальным уров­ням цен. Регулируются в
основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли.
     В Швейцарии существует Федеральное ведомство по контролю за ценами. Цены
регулируются в отраслях, финансируемых государством, прежде всего в
сельскохозяйственном производстве, на транспорте, в образовании и
здраво­охранении.
     В Австрии цены находятся в ведении соответствующих подразделений Министерства
экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства. Регулируются цены на
лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сы­рье и лекарственные
препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.
     В некоторых странах приняты специальные законодательные акты по це­нам. В США
и Канаде это - антимонопольный закон, затрагивающий вопро­сы конкуренции и
регулирования цен. В Австрии - Закон о ценах, изданный в 1945 г. и претерпевший
несколько изменений: в 1952, 1976, 1988 гг. (от 100% регулируемых цен до 10%).
В Дании существуют Закон о ценах и прибыли (1974 г.) и Закон о конкуренции
(1989 г.), в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением
конкуренции (1953 г.). В Швейцарии цены регулируются федеральными законами,
постановлением федерального прави­тельства о защитных ценах на товары (1961 г.)
и постановлениями по кон­кретным отраслям и видам продукции.
     В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конститу­ции РФ,
находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закре­плены
законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан.
Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государст­венной ценовой
политики определяются другими законе дательными и Правовыми нормативными
актами, в том числе указами Президента и постановле­ниями Правительства
Российской Федерации. Они предусматривают даль­нейшую либерализацию цен и
развитие конкуренции на товарных рынках в сочетании с государственным
регулированием цен, в первую очередь естест­венных монополий.
     С марта 1991 г. действует Закон РФ "О конкуренции и ограничении
мо­нополистической деятельности на товарных рынках" с внесенными в него
из­менениями и дополнениями, главная цель которого - воспрепятствовать
ог­раничению конкуренции на региональных и местных товарных рынках.
     Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 220 введено
государственное регулирование естественных монополий, а Феде­ральный закон "О
естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. М° 147-ФЗ определил правовые
основы федеральной политики в отношении естествен­ных монополий в Российской
Федерации и сферы деятельности субъектов ес­тественных монополий, в том числе
правовые основы государственного регу­лирования тарифов на электрическую и
тепловую энергию, закрепленные Фе­деральным законом "О государственном
регулировании тарифов на электри­ческую и тепловую энергию в Российской
Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.
     Указом от 28 февраля 1995 г. № 221 Президент предоставил Правительст­ву РФ
право определять и пересматривать перечни продукции, товаров и ус­луг, цены
(тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат
государственному регулированию Правительством РФ, федераль­ными органами
исполнительной власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их
регулирования. Такие перечни утверждены постановлениями Правительства РФ от 7
августа 1995 г. № 793 и 8 февраля 1996 г. № 131.
     V На Министерство экономики РФ, как один из главных экономических федеральных
органов государственной власти, возложены формирование предложений по вопросам
ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен
(тарифов) на продукцию, товары и услуги в соот­ветствии с утвержденными
перечнями, методологии ценообразования, обес­печивающей единую политику
ценового регулирования на всей территории, осуществление государственного
контроля за соблюдением порядка примене­ния регулируемых цен (тарифов) и
координация деятельности органов кон­троля цен субъектов Федерации.
     Исходя из сложившейся практики в различных регионах страны, в основ­ном
применяются следующие методы ценового регулирования: введение фик­сированных
цен (тарифов), установление предельных уровней рентабельно­сти, коэффициентов
изменения цен (тарифов), предельных уровней торговых и снабженческо-сбытовых
надбавок, декларирование цен (тарифов). -
     у Какова же роль контроля в проведении государственной политики
регу­лирования цен? Некоторые экономисты полагают, что в условиях рынка во­обще
нет нужды в контроле. Долгое время насаждавшееся негативное отно­шение к нему
привело к тому, что многие хозяйственные руководители и спе­циалисты слабо
увязывают процессы, происходящие в экономической жизни, с необходимостью
контроля.
     Довольно распространенным является мнение, будто в условиях свобод­ного
предпринимательства все будет вершить рынок и потому надобность в каких-либо
формах государственного и общественного контроля за
произ­водственно-экономической деятельностью предприятий и организаций, за
исключением налоговой инспекции, сама собой отпадет.
     Если вновь обратиться к опыту стран, где уже давно и прочно утверди­лись
рыночные отношения, то приходится констатировать, что там не ста­вится вопрос
"Быть или не быть контролю?", а "Каким ему быть?". Ведь кон­троль - не
самоцель. Он является составной частью управления экономиче­скими объектами и
процессами, и это можно характеризовать как наблюде­ние за объектом с целью
проверки соответствия последнего желаемому или необходимому состоянию,
предусмотренному законом или другим правовым актом. С точки зрения профилактики
нарушений, очень важно выявить их на возможно более ранней стадии, с тем чтобы
иметь возможность принять кор­ректирующие меры, а в отдельных случаях -
привлечь виновных к ответствен­ности, получить компенсацию за причиненный ущерб
или осуществить меро­приятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в
будущем.
     В чем же заключаются функции контроля в условиях рынка? Естественно, что
предприятия при рыночной экономике контролируют себя сами. Пред­приятие
жизнеспособно, когда приносит прибыль, если ее нет, то индикато­ром низкой
эффективности деятельности являются понесенные им убытки, и оно должно изменить
свою хозяйственную политику, снизить себестоимость, сократить количество
работающих, приступить к выпуску новой продукции или принять другие меры по
своему оздоровлению. Иначе оно обанкротится и исчезнет с рынка. С этой точки
зрения нет необходимости в государствен­ном контроле за частными предприятиями.
Однако необходим контроль в государственной и коммунальной сферах за
правильностью и эффективно­стью расходования государственных средств, с тем
чтобы они использовались по назначению.
     В то же время сплошь и рядом встречаются факты, когда не только от­дельные
граждане, мелкие предприниматели, но и крупные, пользующиеся солидной
репутацией фирмы ради получения сверхприбыли идут на умыш­ленный обман, встают
на путь хозяйственных злоупотреблений, совершают незаконные финансовые
махинации. Не случайно во всех цивилизованных странах издавна сложились и
успешно функционируют системы бюджетно-финансового государственного контроля за
предпринимательской деятельно­стью, имеется разветвленная сеть
контрольно-ревизионных органов, органи­зация и деятельность которых, несмотря
на различие форм государственного устройства и правления, национальных
традиций, базируются на общих принципах, выработанных многолетним международным
опытом.
     Суверенностью можно сказать, что и государственная ценовая политика
Российской Федерации не может быть реализована без эффективного кон­троля за
соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Та­кой контроль
помогает осуществлять обратную связь с регионами, позволяет судить о
фактическом положении дел в области ценообразования на местах, о том, как
выполняются и насколько действенны нормативные акты, прини­маемые Президентом и
Правительством РФ по этим вопросам. На основе по­лученной в ходе проверок
информации можно оперативно устранять недос­татки в нормотворческой
деятельности и вносить изменения и дополнения в государственную ценовую
политику.
     Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Феде­рации с
1967 г. В середине 1989 г. в автономных республиках, краях, областях и городах
республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в
городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. •
     После ликвидации Роскомцен в 1994 г. система органов ценообразования и
контроля цен распалась. Функции федерального органа по ценовой поли­тике
перешли к Минэкономики. Но в отличие от финансовых, налоговых, таможенных,
антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную
структуру управления, у Минэкономики нет своих территориальных органов. Органы
ценообразования и контроля цен бывших автономных республик, краев, областей и
городов республиканского подчи­нения были переформированы и, фигурируя под
разными названиями в структуре органов исполнительной власти субъектов
Федерации, стали вы­полнять функции государственного контроля за соблюдением
порядка при­менения регулируемых цен и тарифов в соответствии с
законодательными и нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ,
а также органов государственной власти субъектов Федерации.
     В настоящее время органы ценообразования и контроля цен России на­считывают
почти 3000 чел., в том числе около 1700 специалистов, занимаю­щихся
непосредственно контролем за соблюдением порядка применения регу­лируемых цен и
тарифов.
     Несмотря на принятие органами государственной власти ряда норматив­ных актов,
в которых указывается на необходимость контроля со стороны государства за
соблюдением порядка применения регулируемых цен и тари­фов (Указ Президента от
28 февраля 1995 г. № 239 и др.), контроль за ценами (тарифами) не имеет
законодательной базы. Отсутствие правового статуса органов контроля цен,
закрепленного законом, приводит к тому, что арбит­ражные суды нередко признают
недействительными решения органов испол­нительной власти субъектов Федерации о
взыскании финансовых санкций за нарушение субъектами предпринимательской
деятельности порядка примене­ния регулируемых цен и тарифов. Решения о
взыскании в доход бюджета та­ких сумм принимаются только органами
ценообразования и контроля цен согласно действующему Порядку применения
экономических санкций за на­рушение государственной дисциплины цен,
утвержденному Роскомцен, Мин­фином и Госналогослужбой России от 1 декабря 1992
г. № 01-17/030-23, № ВЗ-6-05/410 и зарегистрированному Минюстом России 15
декабря 1992 г. за № 101, а исполняются - органами государственной налоговой
службы.
     Кроме того, органы контроля цен субъектов Федерации в соответствии со
статьями 1466 и 2248 Кодекса РСФСР об административных
правонарушени­ях вправе накладывать на руководителей предприятий, нарушивших
государ­ственную дисциплину цен, штраф в размере от пятидесяти до ста
минималь­ных размеров оплаты труда.
     В отсутствие федерального закона о государственном контроле за соблю­дением
порядка применения регулируемых цен и тарифов и впредь до его вве­дения в
действие контроль осуществляется в соответствии с нормативными актами
Президента и Правительства Российской Федерации, изданными до введения в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федера­ции. Поэтому
возникла настоятельная необходимость разработать проект Федерального закона "О
государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и
тарифов", целью которого является защита прав потребителей, повышение
социальной защищенности граждан.
     Закон должен регулировать отношения между органами контроля цен и субъектами
предпринимательской деятельности, производящими (реализую­щими) продукцию
(товары, услуги), цены и тарифы на которую подлежат государственному
регулированию. Эти перечни, а также сферы применения такого регулирования
определяются Президентом или Правительством РФ с учетом норм, установленных
законодательством России.
     Закон определяет перечень органов контроля цен. Так, на федеральном уровне
это - Министерство экономики РФ, на уровне субъектов Российской Федерации -
органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие кон­троль за ценами в
пределах своей компетенции; на местном уровне - органы местного самоуправления.
     Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов
в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы
государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы
регулирования естественных монополий и государственной налого­вой службы,
государственные торговые инспекции и др.
     Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют пра­во
принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и
реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы,
выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам
контроля цен для принятия решений.
     Все контролирующие органы получают право беспрепятственно прове­рять все
субъекты предпринимательской деятельности Российской Федерации в отношении
соблюдения ими порядка применения цен и тарифов и давать им в ходе проверки или
после нее обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а
также привлекать к административной ответствен­ности в виде предупреждения или
штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской
деятельности, виновных в подобных нару­шениях.
     Предлагается налагать административные штрафы от пятидесяти до ста
минимальных окладов на руководителей субъектов предпринимательской
деятельности, допустивших несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий,
их ограничивающих, и до пятидесяти минимальных окладов - за не­исполнение
предписаний. Проект закона, согласованный с Минфином и Минюстом России и
доработанный с учетом замечаний и предложений ряда заинтересованных федеральных
органов государственной власти, направлен в Правительство РФ для внесения в
Государственную Думу.
     В течение 1995 г. органы контроля цен провели 87726 проверок, в том числе
5072 - на предприятиях промышленности, 52698 - на предприятиях и в организациях
торговли, 5941 - на предприятиях общественного питания, 2773 - бытового
обслуживания, 6428 - коммунального хозяйства, 1424 - транспор­та, 1829 - в
агропромышленном комплексе. Почти каждое третье предприятие из числа
проверенных оказалось нарушителем порядка применения цен и та­рифов, в
результате чего было изъято в доход бюджета 252,7 млрд. руб. Кроме того, было
рассмотрено 5356 дел по статье 1466 Кодекса РСФСР об
админи­стративных правонарушениях и на 2979 должностных лиц, виновных в
нару­шении дисциплины цен, наложен штраф на общую сумму 1651 млн. руб.
Ос­новным нарушением порядка применения цен и тарифов явилось завышение
снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, предельного уровня рента­бельности.
     Оценивая эффективность работы органов контроля цен, можно конста­тировать,
что несмотря на все многочисленные трудности (отсутствие закреп­ленных законом
полномочий, зависимость от местных органов власти и за­труднения в доступе на
объекты, подлежащие проверке, в получении необхо­димой информации) ими в 1995
г. взыскана с нарушителей в доход бюджета сумма, многократно превышающая
расходы на содержание контролирующих органов.
     Из всего изложенного выше следует вывод: проведение государственной политики
цен в условиях становления рынка требует укрепления органов це­нообразования и
контроля цен и принятия законов, регулирующих их дея­тельность и определяющих
государственную ценовую политику.
                            Список литературы                            
     1)    Главбух – 1998г. №19, стр 20-22.
     2)    Экономист №9, 1999 г