Каталог :: Государство и право

: Авторитаризм

                                  Доклад                                  
                           студента 205 группы                           
                        Прянишникова Валентина В.                        
                                 на тему:                                 
                              “АВТОРИТАРИЗМ”                              
                                 Copyleft Прянишников Валентин В. декабрь 1996г.
                      Отдельные черты авторитаризма.                      
Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических систем является
авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит
обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией
— наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно
экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом
же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1.Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут
быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,
олигархическая группа и т.д.)
2.Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть
может править  с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
3.Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких
слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае
необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к
повиновению.
4.Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и
конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со
стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию
политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как
это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При
авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и
других организаций, но при условии их подконтрольности властям.
5.Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или
ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в
экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной
безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она
может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную
социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного
саморегулирования.
6.Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не
конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную
власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но
сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При
авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным
образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно
свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не
имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии
(независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)
                      Способы легитимизации власти.                      
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,
деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы
правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не
только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными
средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на
традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях
легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство
авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё
существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто
используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. —
для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и
собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,
неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или
полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане,
России и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов
является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты
угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость
властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов
обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации,
отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая
фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия
авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и
ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
                 Сильные и слабые стороны авторитаризма.                 
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический
интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных
политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки
многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских
“кавалерийских атак” ввести демократию без наличия необходимых для неё
общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой
многочисленные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай,
Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную
эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с
политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной
безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным
плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным,
религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на
общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых
относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы
высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции,
политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства,
которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть
обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на
решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических
противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения
радикальных общественных реформ.
                         Нечто вроде заключения.                         
В современных условиях постсоциалистических стран “чистый” авторитаризм, не
опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические
институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования
общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной
власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому
сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её
подконтрольность гражданам — важнейшая практическая задача на пути
конструктивного реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной
перспективой является более устойчивый в современных условиях тип
политической системы — демократия.
     Резюме
     Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть
находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским
режимом, военной хунтой и другими системами правления.
     Для авторитаризма характерно:
·    Автократизм.
·    Неограниченность власти.
·    Опора на силу.
·    Монополизация власти и политики.
·    Отказ от тотального контроля.
·    Рекрутирование политической элиты
Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)
     Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
     К сильным относят:
·    сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность
и общественный порядок,
·    мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,
·    преодолевать сопротивление политических противников.
     Т.е. авторитаризм —  эффективное средство проведения радикальных общественных
реформ.
     К слабым относят:
·    полную зависимость политики от позиции главы государства или группы
высших руководителей,
·    отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр
или произвола,
·    ограниченность институтов артикуляции, политического выражения
общественных интересов.