Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая: Анализ финансовых результатов ОАО Агромясо г. Ярославль

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
           Ярославская государственная сельскохозяйственная академия.           
     

Курсовая работа

на тему: «Анализ финансовых результатов ОАО «Агромясо»». Выполнила: студентка экономического факультета 34 группы Вагнер Ю.В. Проверил: Ярославль- 2004 год. Содержание: Введение. 1. Глава 1. Организационно- экономическая характеристика предприятия.

1.1. Характеристика ОАО «Агромясо».

1.2 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Агромясо». 2. Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 2.1. Сущность и значение финансовых результатов. Содержание и методика анализа. 2.2. Анализ производства и реализации продукции. 2.3.Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов. 2.4. Анализ уровня среднереализационных цен на ОАО « Агромясо». 2.5. Анализ финансовых результатов от реализации продукции. 2.6. Анализ рентабельности ОАО « Агромясо». 3.Глава 3. Резервы и пути улучшения финансовых результатов предприятия. 3.1 Подсчёт резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. 3.2 Приобретение техники по лизингу. Выводы и предложения. Список использованной литературы. Введение. Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определённых результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления. От финансового результата предприятия (прибыль или убыток) зависит развитие предприятия, расширение производственной базы, научно-техническое и социальное развитие, материальное поощрение работников, возможность получения дивидендов. Но предприятию необходимо не только получить прибыль, но и в условиях жесткой российской налоговой системы, обусловленной ее чрезвычайной фискальной направленностью, суметь оптимизировать налоги, одним из которых является налог на прибыль, занимающий значительную часть в общей сумме налогов уплачиваемых предприятием. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. Он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и другое. Анализ финансово – хозяйственной деятельности и финансовых результатов предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления. Цель анализа финансовых результатов и хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа исследуются совокупность технологических, социально – экономических, правовых и иных процессов, закономерности формирования, построения и функционирования систем управления : принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов. Представление об эффективности работы любого предприятия даёт финансовая отчётность. В состав финансовой отчётности должны входить баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств , декларация об учётной политике и пояснительные записки. Глава 1. Организационно- экономическая характеристика предприятия.

1.1. Характеристика ОАО «Агромясо».

Изучаемое предприятие –Ярославский мясокомбинат существует с 1938 года с начала строительства холодильника. В 1957 году был введен в эксплуатацию колбасно- кулинарный цех, в 1960 – цех первичной переработки скота ,в 1990 –птицецех, в 1994 году- пирожковый цех. Местонахождение предприятия-г. Ярославль, ул. Пожарского,9. Комбинат занимает территорию площадью 17,6 га. Размер участка –слабоволнистый с общим уклоном в восточном направлении. Площадь застройки (здания, сооружения, без открытой площади) составляет 3,6 га. Коэффициент застройки составляет 20,5%. Открытое акционерное общество «Ярославский ордена Трудового Красного Знамени мясокомбинат или ОАО «Агромясо» создано путем преобразования государственного предприятия «Ярославский мясокомбинат» и зарегистрировано Администрацией Фрунзенского района города Ярославля. Свидетельство № 150 выдано 18.12.1992. Новая редакция Устава утверждена общим собранием акционеров ОАО «Агромясо» от 25.04.1996 года, протокол №4 и зарегистрирована Регистрационно - лицензионной палатой Мэрии г. Ярославля рег. номер 670 от 21.08.96 г. Основными видами деятельности ОАО «Агромясо» является производства мяса и мясопродуктов, мороженного, продукции производственно-технического назначения, пуховых изделий, холода и теплоэнергии, организация сети фирменных магазинов, торговая закупочная, торгово-посредническая деятельность. Уставный капитал ОАО»Агромясо» согласно учредительских документов составляет 3150 тыс. руб. Генеральный директор ОАО»Агромясо» -Хозяинов В.Н., утвержден общим собранием акционеров учредителей ОАО»Агромясо» (протокол от 25.05.1999.) Главный бухгалтер ОАО «Агромясо» - Дубровская Т.Л. На предприятии существует вертикальная структура управления. Непосредственно само предприятие состоит из следующих цехов- 1 Холодильник 2 Цех производства мороженного 3 Колбасно-кулинарный цех 4 Цех первичной переработки скота 5 Птицецех 6 Пирожковый цех 7 Транспортный цех 8 Вспомогательные производства 9 Центральный цех 10 Столовая В составе ОАО «Агромясо » существуют несколько территориально обособленных подразделений 1 Даниловский убойный цех 2 Брейтовский приемный пункт 3 Гаврилов-Ямский приемный пункт 4 Первомайский приемный пункт 5 Детский сад №28 Предприятию принадлежат пять торговых заведений. Это магазины 1,8,14,24,27. 1.2 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Агромясо». В начале проведем анализ размера и специализации ОАО « Агромясо». Все подразделения ОАО « Агромясо» работают на едином балансе. Одним из основных показателей, характеризующим размер предприятия является производство продукции валовой и товарной. ОАО «Агромясо» производит продукцию с ограниченным сроком реализации. В связи с этим предприятие производит столько продукции, сколько планирует реализовать, т.е. вся произведённая продукция реализуется полностью и является товарной. 1.2.1.Объем товарной продукции.
Вид продукцииОбъем товарной продукции2002г в % к 2000

2000

2001

2002

Мясо и субпродукты вкл.
1 категорию

10539

10991

9197

87,26634

2 категорию

261

370

378

144,8276

Колбасные изделия

96520

125916

174222

180,5035

Мясные полуфабрикаты

47307

41043

50555

106,8658

Мороженое

59740

---
Хлеб и хлебобулочные изделия

383

--
Итого

214750

178320

234352

519,4632

Из таблицы 1.2.1. видно, что объём товарной продукции по мясу и субпродуктам в 2002 году упал по сравнению с 2000 годом на 12,7 %, но по остальным видам продукции наблюдается рост объема продукции в 2002 году по сравнению с 2000 годом. Хлеб и хлебобулочные изделия, а также мороженое за последние два года не выпускают, что не сильно повлияло на общий объем товарной продукции. Производство колбасных изделий на 80,5% в 2002 году больше, чем в 2000 году, из чего можно сделать вывод, что ОАО «Агромясо» в 2002 году сделало упор на производство колбасных изделий и чуть меньший на производство мясных полуфабрикатов – всего на 6,8% больше, чем в 2000 году. Также ОАО «Агромясо» реализует мороженое, мясо, жиры и т.д. Для ознакомления с предприятием необходимо определить его размеры и специализацию. Размеры предприятия определяют эффективность использования техники, внедрение передовых технологий производства и влияние на уровень производительности труда и эффективности производства в целом. Для того чтобы узнать на чем специализируется ОАО «Агромясо», рассмотрим структуру товарной продукции. 1.2.2.Структура товарной продукции в 2002 году.
Вид продукцииОбъём товарной продукции, тыс. руб. Уд. Вес товарной продукции в общем объёме, %.
Мясо и субпродукты95754,06
Колбасные изделия17422273,9
Мясные полуфабрикаты5055521,4
Прочие13240,6
Итого235677100
Из таблицы 1.2.2.видно,что ОАО «Агромясо» специализируется на производстве колбасных изделий (73,9%), а также полуфабрикатов (21,4%). Здесь специализация ярко выражена. В 2001 году ОАО « Агромясо» прекратило производство хлебобулочных изделий, так как их производство стало нерентабельным . Для оценки глубины специализации производства рассчитаем коэффициент специализации:

Ксп= 100 \ сумму ( Удi *(2n-1)) , где

Удi –удельный вес итого элемента товарной продукции в общем её объёме, n-порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду. Ксп=100/ 73,9+ (21,4* 3) +( 4,06* 5) +(0,6*7)=100/162,6=0,61 В ОАО «Агромясо» наблюдается углубленная специализация. (коэффициент специализации больше 0,6) Для более полной и объективной характеристики предприятия используется ряд экономических показателей, приведённых в таблице 1.1.3. Таблица 1.2.3. Основные экономические показатели деятельности предприятия.
Показатели

2000

2001

2002

2002 в % к 2000г.
Стоимость валовой продукции , тыс. руб.

235141

413348

507794

215,95

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

69949,5

75550

78393,5

112,07

Среднегодовая численность работников, чел.

1035,3

1000,1

1018,3

98,36

Рентабельность продаж

3,14

1,45

1,24

39,49

Анализируя основные экономические показатели деятельности ОАО «Агромясо», можно сделать следующий вывод: Стоимость валовой продукции в 2002 году возрастает по отношению к 2000 году на 115,9 %. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2002 году увеличилась по сравнению с 2000 годом на 12,07% . Среднегодовая численность работников имеет тенденцию к снижению, в 2002 году она снизилась на 1,64% по сравнению с 2000 годом. Рентабельность продаж в 2002 году снизилась по отношению к 2000 году на 60,51%. Что вызывает значительные опасения . Одним из важнейших факторов работы предприятия является обеспеченность его основными и оборотными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. Рассмотрим эффективность использования основных средств. Таблица 1.2.4. Эффективность использования основных средств.
Показатели2000 год2001 год2002 год2002 год в % к 2000 году.
Выручка, тыс. руб. 207812262208382291183,9
Товарная продукция, тыс. руб.21692724886819906891,8
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 69949,57555078393,5112,1
Прибыль от продаж, тыс. руб. 70274284399156,8
Чистая прибыль, тыс. руб. 344- 4015- 1851-

Фондоотдача ( в руб. на 1 руб. основных средств.)

- по выручке

2,97

3,47

4,8

161,6

- по товарной продукции3,13,292,580,6

Фондоёмкость ( в руб. на 1 руб.продукции).

* по выручке.

0,34

0,29

0,2

58,8

* по товарной продукции0,320,310,39121,9
Рентабельность основных средств ( прибыль от продаж на 1 руб. основных средств. 0,10,060,0550
Рентабельность основных средств ( чистая прибыль на 1 руб. основных средств)0,005---
По данным таблицы мы видим, что среднегодовая стоимость основных производственных фондов за последние три года изменилась незначительно (в 2002 году выросла на 12% по сравнению с 2000 годом). Показатели фондоотдачи по выручке увеличились – на 61,6%, а показатели фондоотдачи по товарной продукции на оборот уменьшились – на 19,4%. Увеличение фондоотдачи по выручке говорит о более эффективном использовании основных средств в последние годы. Так как показатель фондоёмкости является обратным показателю фондоотдачи, то уместно будет отметить зависимость между ними: чем выше показатели фондоотдачи, тем ниже показатели фондоёмкости. Показатель рентабельности основных средств имеет различные значения, в 2000 году он повысился на 50 % по отношению к 2002 году, а в 2001 году вновь снизился на 16,6 %. Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платёжеспособность. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение её себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платёжеспособности. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым ( предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платёжеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Для оценки финансового состояния любого предприятия используются общепринятые коэффициенты, которые, во- первых, обеспечивают единый методический подход, во- вторых – сопоставимость исходных данных. Таблица 1.2.5.Показатели финансовой устойчивости ОАО «Агромясо».
ПоказателиФормула2000200120022002г. В % к 2000г.
1.Коэффициент концентрации собственного капитала.= Собственный капитал/ Валюта баланса

0,17

0,28

0,12

70,59

2.Коэффициент концентрации привлечённого капитала.= привлечённый капитал/ валюта баланса

0,83

0,72

0,88

106,02

3. Коэффициент финансирования= собственный капитал / заёмный капитал

1,9

0,4

0,14

7,37

4. Коэффициент финансовой зависимости= валюта баланса/ собственный капитал

5,71

3,55

8,01

140,28

5. Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств= заёмный капитал / собственный капитал

4,71

2,53

7,01

148,83

6. Коэффициент манёвренности собственного капитала.= собственный оборотный капитал / собственный капитал.

4,54

1,57

4,03

88,77

Коэффициент финансирования отражает количество собственного капитала, приходящегося на 1 рубль заёмного. Значение этого коэффициента с 2000 года снизилось на 1,76 и в 2002 году составил 0,14, что на 92,6% меньше значения 2000года.Это обстоятельство свидетельствует о значительном снижении способности предприятия осуществлять самофинансирование. Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств показывает, сколько заёмных средств привлечено на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Значение этого показателя для ОАО « Агромясо» больше оптимального значения (1) в 7 раз. Это свидетельствует о том, что предприятие работает, в основном, за счёт привлечённого капитала. С2000 года значение этого коэффициента имеет тенденцию к росту. В 2002 году он составил 7,01, что на 48,8%, чем в 2000 году. Коэффициент манёвренности собственного капитала указывает на степень мобильности ( гибкости) использования собственных средств предприятия. Оптимальное значение этого коэффициента 0,5. В 2002 году значение данного коэффициента превысило оптимальное значение на 3,53 и было равно 4,03. Коэффициент концентрации собственного капитала( коэффициент независимости) показывает удельный вес в общей стоимости имущества всех источников средств, которые предприятие может использовать в своей текущей хозяйственной деятельности без ущерба для кредиторов. В большинстве развитых стран считается, что если коэффициент независимости равен 0,6, то риск кредиторов сведён к минимуму. Этот показатель в ОАО « Агромясо» в 2001 году 0,28, в 2000 – 0,17, а в 2002 - 0,12, что говорит о сильной зависимости ОАО «Агромясо» от кредиторов. Финансовое положение акционерного общества характеризуют показатели ликвидности( платёжеспособности). Таблица 1.2.6. Показатели финансового состояния ОАО «Агромясо».
ПоказателиФормула.2000 г.2001 г.2002 г.
Коэффициент текущей ликвидности.Оборотные активы / краткосрочные пассивы.0,960,610,58
Коэффициент быстрой ликвидностиОборотные активы за минусом запасов / краткосрочные пассивы.0,170,280,26
Коэффициент абсолютной ликвидности( платёжеспособности).Денежные средства / краткосрочные пассивы0,010,010,03
Доля оборотных средств в активах , % Оборотные активы / всего хозяйственных средств ( нетто).81,843,950,3
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов.Собственные оборотные средства / запасы.1,17- 115,5- 131,8
Предприятие не имеет возможностей по расширению деятельности За 2002 год произошло ухудшение технического состояния основных средств, их старение. Общая сумма средств по балансу за 2002 год уменьшилось по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза. Из таблицы 1.2.6 видно что, коэффициент текущей ликвидности на1.01.2002 года уменьшился на 0,03 по сравнению с 2001 годом и на 0,38 по сравнению с 2000.Коэффициент быстрой ликвидности , критерий не менее 1. Коэффициент быстрой ликвидности меньше на 0,02 по сравнению с 2001 годом, больше на 0,09 – 2000 года и менее критерия единицы на 0,74. Коэффициент платёжеспособности на 1.01.2002 года возрос на 0,02. Доля оборотных средств в активах на 1.01.2002 года по сравнению с 2001 годом увеличилась на 6,4 %, а по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 31,5. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов на 2001 год уменьшилась на 16,3 %. Ликвидность предприятия отражает его способность во время оплачивать предстоящие долги( обязательства), или возможность превратить статьи актива ( основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств. К числу основных показателей, характеризующих платёжеспособность предприятия относится прежде всего коэффициент текущей ликвидности. Он показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчётам можно не гасить мобилизовав все оборотные средства. Оптимальное значение этого показателя 1- 1,5. Коэффициент абсолютной (общей) ликвидности указывает какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счёт денежных средств на расчётном и прочих счетах в банках. Теоретически достаточное значение этого показателя –0,2 -0,25. За исследуемые три года значение этого показателя значительно снизилось и в 2002 году увеличилось на 0,02 и составило 0,03, что меньше оптимального на 0,17. Таким образом, на основании изученных в первой главе данных можно сделать вывод, что ОАО « Агромясо» находится в достаточно сложном положении. Основные экономические показатели производственной деятельности имеют тенденцию к ухудшению. В связи с этим руководству предприятия необходимо принять меры для стабилизации сложившегося положения. Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 2.1. Сущность и значение финансовых результатов. Содержание и методика анализа.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то возмещены лишь затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем, на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В некоторой степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. В Российской практике, в отличие от зарубежной, сложилось тенденция не показывать убытки во внешней отчетности, так как это, по мнению налоговых органов, убытки вызваны сокрытием прибыли и уходом от налога на прибыль, работой предприятия в теневой экономике. В реальном положении убытки могут быть вызваны не компетенцией руководства предприятия, отсутствием объемов работ (в строительстве), порчей продукции (в торговле), системой неплатежей сложившейся в последние годы в России и т.д. Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ. Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Ёмким информативным показателем является валовая прибыль.

Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки) иного имущества предприятия доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Валовая прибыль включает три укрупненные элемента:

* прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ (услуг); * прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия (включая земельные участки); *финансовые результаты от внереализационных операций, уменьшенные на суммы расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов. При определении финансового результата предприятия и распределении прибыли используют понятия:

Налогооблагаемая прибыль - часть прибыли предприятия, облагаемая налогом в соответствии с законодательством.

Чистая прибыль - прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, акцизов и платежей в федеральный и местные бюджеты.

В зависимости от доходов предприятия имеют различные размеры прибыли, остающейся в распоряжении. Следовательно, инвестиционные возможности предприятия не всегда совпадают с их потребностями, что особенно относится к предприятиям малорентабельным, технически отсталым. Возникает опасность двоякого рода: избыточность инвестиционного спроса, когда финансовые возможности предприятия намного превышают его реальные потребности, и наоборот, опасность инвестиционного перерыва, когда потребности значительно превышают собственные финансовые возможности. В современных условиях в России финансовые возможности промышленных предприятий истощены в результате: общего упадка экономики в России, технологической отсталости предприятий, непомерного налогового бремени, созданной системы неплатежей и т.д. Промышленные предприятия России остро нуждаются в инвестициях, как внутренних, так и зарубежных. Самофинансирование является неотъемлемым элементом рыночных отношений. Это более высокая ступень развития хозрасчёта, предлагающая не только самоокупаемость затрат, но и закрепление за предприятием полученных им накоплений за вычетом платежей в госбюджет. Прибыль является основным показателем безубыточной работы предприятия. Ее относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Вместе с тем, анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с валовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Показатели рентабельности

Производные от прибыли - относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:

1.Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам.

В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению валовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

2. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

3. Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели валовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В целом ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины. По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставный фонд других предприятии здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, кроме ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе вне реализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия). Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятии, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставный капитал других предприятий (товариществ, акционерных обществ, совместных, дочерних предприятии), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года. Денежные или другие имущественные средства участников договора о совместной деятельности без образования для этой цели юридического лица также считаются финансовыми вложениями - долгосрочными или краткосрочными в зависимости от срока действия договора, поэтому доходы от них также включаются в состав вне реализационных доходов. Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки и потери).

Чистая прибыль - прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, акцизов и платежей в федеральный и местные бюджеты.

Чистой прибылью предприятия с учетом сложившейся практики можно считать ту часть прибыли, которая направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала, на покрытие убытков прошлых лет и отчисления в резервный капитал, а также на выплату дивидендов и доходов собственникам.

2.2. Анализ производства и реализации продукции. Объёмы производства и объёмы реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на основные экономические величины: издержки, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ этих показателей имеет важное значение. ОАО « Агромясо» вырабатывает следующие основные виды продукции : мясо и субпродукты, колбасные изделия, полуфабрикаты, мороженое, хлебобулочные изделия и др. Так как вырабатываемая продукции имеет ограниченные сроки реализации, предприятие производит только такое количество продукции, которое может реально реализовать. Продукции производится и отпускается согласно принятых заявок от покупателей. В связи с этим на предприятии отсутствует склад готовых изделий, и вся произведённая обществом продукция является товарной. Чтобы определить среднегодовые темпы выпуска и реализации продукции рассчитаем темпы роста в динамике за пять лет. Таблица 2.2.1. Динамика производства и реализации продукции в тоннах.
ГодОбъёмы производства и реализации продукцииТемп роста, % цепнойТемп роста, %, базисный
200010565100100
2001910086,186,1
20029273101,987,7
Из таблицы 2.2.1. видно, что за исследуемые три года объёмы производства и реализации продукции значительно уменьшились. Спад объёмов производства происходит одновременно со спадом объёмов реализации, т.к. объёмы реализации определяют объёмы производства на предприятии. Далее рассчитаем среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции:

Тр =n-1 К1 * К2* ... * Кn Получаем: Кр=93,6% В среднем за три года среднегодовое уменьшение выпуска продукции составляет 6,3%. 2.3.Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов. Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы. К операционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов. Операционные расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств ( кредитов, займов). Сюда относятся также расходы организации по содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей, расходы, связанные с аннулированием производственных запасов ( договоров), прекращением производства, не давшего продукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг ( оплата консультационных и посреднических услуг, депозитных услуг и т. п. Кроме того, в составе прочих операционных расходов отражаются суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счёт финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством порядком. Внереализационные доходы и расходы – это безвозмездно полученные ( переданные) активы; прибыль ( убытки) прошлых лет, выявленные в отчётном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадёжной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. 2.3.1.Динамика операционных и внереализационных доходов и расходов.
Показатели2000 г2001 г2002 г2002 г в % к 2000 г.
Операционные доходы, тыс. руб.438114670152,97
Операционные расходы, тыс. руб.44154869295967,02
Внереализационные доходы, тыс. руб.98320635736,3
Внереализационные расходы, тыс. руб. 9447958266197,9
Из таблицы 2.3.1. видно, что операционные доходы в 2002 году возросли по отношению к 2000 году на 52,97% а операционные расходы снизились на 32,98 %. Внереализационные доходы снизились в 2002 году довольно значительно по отношению к 2000 году - на 63,7 %, а внереализационные расходы возросли в 62 раза. В 2002 году внереализационные расходы превысили внереализационные доходы в 16 раз, они покрыли только 6,1 % внереализационных доходов. Во внереализационные расходы в 2002 году в частности вошли: - штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда ( арбитражного суда) об их взысканий – 1760 тыс. руб. - убыток прошлых лет – 718 тыс. руб. - курсовые разницы по операциям в иностранной валюте – 448 тыс. руб. - списание дебиторской задолженности, по которой учтён срок исковой давности – 425 тыс. руб. 2.4. Анализ уровня среднереализационных цен на ОАО « Агромясо». Среднереализационная цена единицы продукции – отношение выручки от реализации соответствующего вида продукции к объёму его продаж. На изменение её уровня оказывают влияние такие факторы, как качество реализуемой продукции, рынки её сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливают более высокие цены, и наоборот. Изменение среднего уровня цены изделия за счёт его качества ( Ц кач.) можно определить по формуле: Ц кач.= (Цн-Цп)* V РПн/ VРПобщ., где Цн и Цп- цена изделия нового и прежнего качества; VРПн- объём реализации продукции нового качества; VРПобщ.- общий объём реализованной продукции I- го вида за отчётный период. Расчёт влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом цепной подстановки: сравнивается сумма выручки за общий объём фактически реализованной продукции I-го вида при её фактическом и плановом сортовом составе. Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как алгоритм этого расчёта можно записать так: Bусл.1= ( VРП общ. ф.* Уdi.ф)* Цi пл. Bусл.2= (VРП общ. ф.* Уdi пл.)* Цi пл. Ц = В усл.1 – В усл.2 / VРП общ. ф. 2.4.1. Расчёт влияния качества варёных колбасных изделий на среднюю цену их реализации.
Сорт продукцииЦена реализации за 1 тонну, тыс. руб.Объём реализации, тонн.Удельный вес сортов, %Фактический объём продаж при плановой сортности, тонн. Выручка от продажи, тыс. руб.
2001 г2002 г2001 г2002 г+,- .При сортности 2002 г

При сортности

2001 г

Высший76,29105512517578+3120395438,7980485,95
1-ый61,273523532522-340121628,3121567,04
Итого-14071604100100-1604117067,10102052,99
Ц = 117067,10-102052,99 / 1604 = 9,36 тыс. руб. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате улучшения качества продукции (повышения удельного веса продукции высшего сорта и уменьшения 1 сорта) выручка от её реализации увеличилась на 15014,11 тыс. руб., а средняя цена 1 тонны – на 9,36 тыс. руб. 2.5. Анализ финансовых результатов от реализации продукции. Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятия. Отсюда важным методологическим вопросом является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, обосновать планы и управленческие решения. Для факторного анализа рассмотрим влияние факторов на изменение денежной выручки от реализации продукции (таблица 2.5.1.) Влияние данных факторов на изменение выручки определяется с помощью цепных подстановок или исчисления абсолютных разниц. 2.5.1. Влияние факторов на изменение денежных поступлений от реализации продукции. В= В1-Во= q1 p1-qopo=262208-207812=54396 .тыс. руб. В том числе за счёт изменения: 1) Количества реализованной продукции: Вp=q1p1-q1p1=(q1-qo)*po=3951 тыс. руб 2) Средней цены реализации единицы продукции Вр = q1p1-q1po=(p1-po)*q1=50445 тыс. руб. Определим соответствующие индексы : а)индекс выручки от реализации продукции: J в= q1p1/ qo po=1.26 б)индекс объёма реализованной продукции: Jq= q1 po / qo po =1,02 в)индекс средней цены реализации продукции: Jp= q1 p1 / q1 po= 1,24 Полученные индексы свидетельствуют о том что выручка от реализации продукции в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличилась на 26% за счёт изменения цены реализации выручка увеличилась на 24 %; за счёт изменения объёма реализации на 2 %. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от объёма реализованной продукции , себестоимости и уровня среднереализуемых цен . Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить , используя данные таблицы 2.3.1. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. 2.5.2. Данные для факторного анализа. П= П1-П0 = q1(p1- Z1)- q0(p0- Z0)= 54.0 тыс. руб. Сумма прибыли от реализации продукции в 2002 году увеличилась на 54,0 тыс. руб. или на 0,4 %, т.е. предприятие за последний год своей работы повысило основные экономические показатели, что и дало положительный результат. Определим за счёт каких факторов произошло, повышение суммы прибыли в 2002 году: 1. От изменения объёмом реализации: П= ( q1-q0)* (p0-Z0)= 228,36 тыс. руб. 2. От изменения себестоимости продукции: П= ( Z0- Z1)q1= - 50630,58 тыс. руб. 3. От изменения цен реализации продукции: П= (p1-p0)* q1= 50445,12 тыс. руб. Из полученных расчётов мы видим, что в течении года произошло повышение объёмов производства, которое положительно отразилось на показателе общей годовой прибыли ( плюс 228,36 тыс. руб.) Повышение цен также положительно повлияло на финансовый результат, сумма прибыли увеличилась на 50445,12 тыс. руб. Увеличение себестоимости продукции повлияло на финансовый результат отрицательно (-50630,58 тыс. руб.) но в целом финансовый результат получился положительным, сумма прибыли увеличилась в 2002 году по сравнению с 2001 годом. Рассчитаем индексы , характеризующие изменение прибыли. Jn= J q* Jz *J p, где Jn- индекс прибыли Jq- объёма реализованной продукции Jz-себестоимости Jp-цен реализации. Jn= П1/ По= q1( p1-Z1) / qo (po – Zo)= 1,02. Jq = q1 po / qo po = 1,02. Jz = q1 (p1- Z1) / q1 (p1 – Zo)=0,19. Jp = q1 ( p1 – Zo) / q1 ( po- Zo) = 5,12. Полученные индексы свидетельствуют о том ,что изменение прибыли произошло из- за увеличения объёмов реализации в 1,02 раза ( или на 2 %), из- за увеличения себестоимости продукции на 19%, из-за увеличения цен на продукцию в 5,12 раза. Таблица 2.5.3. Общие данные факторного анализа.
ПоказательЧисловое значение

1) Полная себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

- 2001 г.

21,52
- в 2002 г.26,98

2) Выручка от реализации , тыс. руб.

В 2001 г.

207812
В 2002 г.262208

3) Финансовый результат : прибыль(+) ; убыток (-),тыс. руб.

2001 г.

12001
2002 г.12055
4) Отклонение финансового результата в 2002 г. от 2001 г. т,р 54

5) Индексы

- Прибыли

- Объёма реализации

- Себестоимости

- Цена реализации

1,02
1,02
0,19
5,12
Таким образом , можно сделать вывод : что увеличение прибыли в 2002 году по отношению к 2001 году произошло , в основном , за счёт повышения цен реализации . В условиях жёсткой конкуренции производитель не может поднимать цену на продукцию в значительной степени , поэтому ОАО « Агромясо» следует искать другие пути повышения прибыли , например, за счёт снижения себестоимости . 2.6. Анализ рентабельности ОАО « Агромясо». Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности ( производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Также важно знать какие факторы и как влияют на уровень рентабельности. Рентабельность производственной деятельности ( окупаемости издержек) исчисляется путём отношения прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности, или суммы чистого денежного потока, включающего чистую прибыль и амортизацию отчётного периода к сумме затрат по реализованной продукции. R-П/З , где R- уровень рентабельности: П – прибыль З – затраты по реализованной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или само финансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Таблица 2.6.1. Факторный анализ рентабельности основной деятельности предприятия.
Затраты от реализованной продукции, тыс.руб.Прибыль (+), тыс. руб.Уровень рентабельности, % Отклонение уровня рентабельности в 2002 году по сравнению с 2001 годом.
2001 г2002 г2001 г2002 г2001 гПри стоимости 2002 г и прибыли 2001 г2002 гОбщееВ том числе за счёт изменений
себестоимостиПрибыли
123456=3/2*10078=7-59=6-510=7-6
19581125015312001120556,14,84,8-1,3-1,3-
Уровень рентабельности основной деятельности в 2002 году снизился на 1,3 % по сравнению с 2001 годом. Это произошло за счёт изменения себестоимости продукции. Следующим важным этапом после производства является реализации продукции. Проанализируем рентабельность от реализации. Она рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки, и характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Посмотрим за счёт каких факторов произошло изменение данного показателя. 2.6.2.Влияние факторов на изменение уровня рентабельности от реализации продукции.
Выручка от реализации, тыс.руб. Прибыль (+), тыс. руб.Уровень рентабельности, %Отклонение уровня рентабельности в 2002 году по сравнению с 2001, %
2001 г2002 г2001 г2002 г2001 гПри стоимости 2002 и прибыли 2001 г2002 г.ОбщееВ том числе за счёт изменения
Себестоимости продукцииПрибыли
123456=3/2*10078=7-59=6-510=7-6
20781226220812001120555,84,64,6-1,2-1,20
Уровень рентабельности продаж в 2002 году снизился на 1,2 %.Это произошло за счёт увеличения выручки от реализации. Выручка от реализации увеличилась вследствие того, что предприятие вынуждено было поднять отпускные цены на свою продукцию в связи со значительным увеличением издержек производства. Можно сделать вывод, что снижение уровня рентабельности произошло из-за значительного увеличения производственной себестоимости, т.к. изменение прибыли было незначительным. Следует отметить, что показатели рентабельности ОАО « Агромясо» значительно ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком. Исходя из того, можно сделать вывод, что уровень рентабельности на ОАО « Агромясо» очень низок. Потенциальным инвесторам выгоднее вкладывать собственный капитал в банк, чем в развитие мясоперерабатывающего производства. Глава 3. Резервы и пути улучшения финансовых результатов предприятия. 3.1 Подсчёт резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. Проанализировав основные показатели работы предприятия и эффективности его производства можно сказать, что основные экономические показатели имеют тенденцию к ухудшению. Этому в частности способствовало значительное увеличение издержек производства, следовательно, одним из резервов производства будет поиск возможностей снижения себестоимости. Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли является: увеличения объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение количества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д.(рисунок1) Рисунок 1. Блок- схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции. Резервы увеличения суммы прибыли.

Увеличение объёма Повышение цен Снижение себестоимости Реализации продукции продукции.

Повышение количества Поиск более выгодных Реализация в более товарной продукции. рынков сбыта. оптимальные сроки Рассчитаем резерв увеличения прибыли при увеличении объемов реализации продукции, снижении себестоимости продукции и повышения качества продукции. Для определения резервов роста прибыли по первому источнику (таблица 3.1.) необходимо выявленный ранее резерв роста объёмов реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчёте на единицу продукции. П ­ Ppп= Р­VPПi* Пi ф Рассчитаем резерв увеличения прибыли при увеличении объёма реализации продукции на 20%. Данные представим в таблице 3.1.1. 3.1.1.Данные для расчета резервов увеличения прибыли.

2002Год

Объём производства, тоннПостоянные затраты, тыс. руб.Переменные затраты, тыс. руб.Общие затраты, тыс. руб.Себестоимость 1 тонна, продукции, тыс. руб.
Факт 927375121,02175031,9825015326,98
План11127,675121,02210038,3828515925,63
Р ­П = 1855* 1,35= 2504,25 Получаем, что при увеличении объёмов реализации на 20%, прибыль предприятия возрастает на 2504,25 тыс. руб Рассчитаем резерв снижения себестоимости: Р ¯С = Св- Сф= 25,63-26,98=1,35 тыс. руб. Подсчёт резервов увеличения прибыли за счёт снижения себестоимости продукции осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости умножается на возможный объём её продаж с учётом резервов его роста. 3.1.2.Резервы увеличения суммы прибыли за счёт снижения себестоимости продукции.
ПродукцияРезерв снижения се- бестоимости 1 тонны продукции, руб.Возможный объём реализации продукции, тоннРезерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб.
Все виды135011127,615022,26
Резерв рассчитаем по формуле: Р­Пс= Р¯С(VРПф+ Р­VРП) Р­Пс = 13,50*11127,6=15022,26 тыс. руб. т.е. за счёт снижения себестоимости продукции на 1350 рублей с 1 тонны, прибыль предприятия увеличивается на 15022,26 тыс. руб. Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствуемого сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объём реализации продукции(таблица 3.1.3.) 3.1.3. Резервы роста прибыли за счёт улучшения качества продукции по варёным колбасам.
Сорт продукцииОтпускная цена за единицу, руб.Удельный вес, %Изменение средней цены реализации, руб.
ФактВозможный(+,-)
Высший762907080+107629
1-ый612702520-5-3063,5
2-ой490165----5-2450,8
Итого---100100---+2114,7
‌Р ­ П =S( Уdi*Цiпл)* ( VРПiф+ Р¯VРПi) В связи с увеличением удельного веса продукции высшего сорта и сокращением удельного веса первого и второго сорта (по варёным колбасным изделиям) средняя цена реализации возрастает на 2114,7 руб. за 1 тонну, а сумма прибыли за возможный объём реализации на 3391,98 тыс. руб. Р↑П= 2114,7*1604=3391,98 тыс. руб. В заключении анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (таблица 3.1.4.) 3.1.4.Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс.руб.
Источники резервовСумма прибыли
1. Увеличение объёма продаж2504,25
2. Снижение себестоимости15022,26
3. Повышение качества продукции3391,98
Итого20918,49
В итоге рассчитаем резерв повышения уровня рентабельности. Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р ↑П) и снижение себестоимости товарной продукции(Р↓С). Для расчёта резервов используем следующую формулу: Р ↑R= Пф+Р↑П / VРПi *Сi – Пф/Зф; Р↑R= 12055+20918/ 9273*25,63- 12055/ 250153= 13,87-4,82=9,05 % Т.е. уровень рентабельности может повыситься на 9,05%. 3.2 Приобретение техники по лизингу. Лизинг представляет собой один из способов ускоренного обновления основных средств. Он позволяет предприятию получить в своё распоряжение средства производства, не покупая их. Лизинг- долгосрочная аренда ( от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования и других средств с правом последующего выкупа арендатором, арендуемого имущества. Преимущества лизинга у арендатора. 1. Предприятие- пользователь освобождается от необходимости инвестирования единовременной крупной суммы, а временно высвобожденные суммы денежных средств могут использоваться на пополнение собственного оборотного капитала, что повышает его финансовую устойчивость. 2. Деньги, заплаченные за аренду, учитываются как текущие расходы, включаемые в себестоимость продукции , в результате чего на данную сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. 3. Предприятие- арендатор вместо обычного гарантийного срока получает гарантийное обслуживание оборудования на весь срок аренды. 4. Появляется возможность быстрого наращивания производственной мощности, внедрение достижений научно- технического прогресса, что способствует повышению конкурентоспособности предприятия. Я приобретаю для предприятия ОАО « Агромясо» скороморозильный аппарат АСМ 500 для замораживания пельменей и полуфабрикатов. Условия лизингового соглашения следующие . Стоимость скороморозильного аппарата АСМ 500- 675300 рублей. Срок его амортизации- 8 лет. Годовая норма амортизации -12,5 % Срок лизинга –8 лет. Процентная ставка за кредит -10 %. Размер комиссионных платежей по лизингу – 3 % Ставка НДС – 20 % При равномерной системе амортизационных списаний размер ежегодной амортизации составит 675300 рублей * 12,5 / 100= 84412,5 рублей. Рассчитаем средне годовую стоимость аппарата АСМ 500 в таблице 3.2.1. 3.2.1.Расчёт среднегодовой стоимости , тыс. руб.
ПериодСтоимость на начало годаГодовая сумма амортизацииСтоимость на конец годаСреднегодовая стоимость
1- ый год67530084412,5590887,5633093,75
2- ой год590887,584412,5506475548681,25
3- ий год50647584412,5422062,5464268,75
4- ый год422062,584412,5337650379856,25
5- ый год33765084412,5253237,5295443,75
6- ой год253237,584412,5168825211031,25
7- ой год16882584412,584412,5126618,75
8- ой год84412,584412,5042206,25
Теперь рассчитаем общий размер лизинговых платежей в следующей таблице. 3.2.2.Общий размер лизинговых платежей по годам
ПериодАмортизационные отчисленияПроцент за кредиткомиссионныеБаза расчёта на НДСНДСОбщая сумма лизинговых платежей
1 год84412,563309,2818992,8182302,19164600,44183175,13
2 год84412,554868,1216460,4471328,5614265,71170006,77
3 год84412,546426,8713928,0660354,9312070,99156838,42
4 год84412,537885,6211395,6949381,309876,26143670,06
5 год84412,529544,378863,3138407,687681,54130501,70
6 год84412,521103,136330,9427434,075486,81117333,34
7 год84412,512661,873798,5616460,433292,99104164,98
8 год84412,54220,621266,195486,811097,369099,62

Итого

675300270019,9881036351055,9870211,20101479,02
Годовой размер лизинговых взносов составляет 1014790,02 : 8 = 126848,75 рублей Эффект может быть не только экономический , но и социальный , выражающийся в облегчении и улучшении условий труда работников предприятия. Выводы и предложения. В данной курсовой работе проанализированы финансовые результаты деятельности ОАО « Агромясо». В первой главе был проведён анализ хозяйственной деятельности предприятия. Можно сделать вывод о том, что происходит спад промышленного производства ОАО « Агромясо». ОАО « Агромясо» является предприятием с глубокой специализацией. Основной продукцией, выпускаемой предприятием, являются колбасные изделия. Ухудшение основных экономических показателей деятельности ОАО « Агромясо» связано с менее эффективным использованием основных и оборотных средств. Во второй главе был проведён анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Из анализа производства и реализации продукции видно, что объёмы производства совпадают с объёмами реализации, т.е. уровень товарности составляет 100 %. Чтобы не произошло затоваривания, предприятие выпускает столько продукции, сколько планирует реализовать. В 2002 году по отношению к 2001 году произошло повышение прибыли на 54 тыс. руб. Это связано, в основном, с повышением цен реализации на продукцию. При анализе уровня рентабельности видно, что он снизился в 2002 году по отношению к 2001 году. Это произошло из-за значительного увеличения производственной себестоимости. В целом можно сказать, что уровень рентабельности очень низок. Потенциальным инвесторам выгоднее вкладывать собственный капитал в банк, чем в развитие мясоперерабатывающего производства. В настоящее время перед предприятием остро стоит проблема поиска резервов повышения эффективности производства. В данной курсовой работе были выявлены следующие резервы повышения эффективности мясоперерабатывающего предприятия: - Увеличение объёма продаж; - Снижение себестоимости продукции; - Повышение качества продукции. Приведённые расчёты показали, что в результате освоения выявленных резервов уровень рентабельности может повыситься на 9,05%. Список использованной литературы. 1.Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Учебное пособие- М.: ИП « Экоперспектива», 2000 год. 2.Cавицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Учебник Минск ООО «Новое знание», 2003 год. 3.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Методические указания по изучению дисциплины для курсовой работы, М. 1991 год. 4.Голубева А.И. Организационно- экономические основы предпринимательской деятельности в АПК. Учебное пособие. Ярославль,1996 год. 5. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. Учебн. Пособие для вузов / - М, 2001 год. 6.Смекалов П. В., Ораевская Г. А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, М.: Финансы и статистика, 1991