Каталог :: Биология

Реферат: Болезни надо предупреждать

Болезни надо предупреждать
Болезни — бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят
безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.
Борьбу с болезнями ведет медицина — одна из са­мых гуманных наук. Она
возникла на заре челове­ческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко
еще не все недуги побеждены ею.
На протяжении многих веков главной и единст­венной задачей врачей было лечить
больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить,
но и предупреждать болезни. Выдаю­щиеся русские врачи еще в прошлом веке
считали, что будущее принадлежит предупредительной (про­филактической) 
медицине.
В советской медицине это направление утверди­лось, так как в нашей стране
создаются все условия для того, чтобы люди были здоровыми и жили долго. Но
забота о здоровье и предупреждении болезней — это дело не только врачей.
Многое зависит и от нас самих, от того, какой образ жизни мы ведем, как
выполняем правила гигиены, что делаем, чтобы убе­речь себя от болезней. Об
этом мы и поговорим.
Есть два рода болезней. Одни происходят от зара­жения микробами и вирусами,
проникающими в ор­ганизм извне. Это инфекционные заболевания. А другие
возникают большей частью от нарушения ре­жима труда и отдыха, неправильного
питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, непра­вильной осанки,
вредных привычек.
Если человек крепок, закален, то его организм мо­жет активно сопротивляться и
тем и другим болез­ням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и
они часто болеют.
Итак, самое верное средство борьбы с любыми бо­лезнями — укрепление
здоровья. Как же его укре­пить? Для этого есть немало средств: физкультура
и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хо­рошее питание.
Установлено, что школьники, систематически за­нимающиеся спортом, физически
более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они
выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и
жизненная ем­кость легких у них выше. (Жизненная емкость лег­ких — наибольший
объем выдохнутого воздуха по­сле наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет,
занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у ос­тальных он равен 163,6 см, вес
соответственно — 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тре­нируют
сердечно-сосудистую систему, делают ее вы­носливой к большим нагрузкам.
Физическая нагруз­ка способствует развитию костно-мышечной системы.
Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, заня­тия в спортивных секциях,
подвижные игры и спор­тивные развлечения, туризм — все это укрепляет здоровье
и предохраняет организм от заболеваний. Есть еще одна очень важная сторона
физического воспитания — закаливание. Специальными исследо­ваниями доказано,
что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами
верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и
водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм
от различных заболеваний, особенно простудных. Но прежде всего нужно
посоветоваться с врачом.
Здоровье человека в значительной мере зависит и от питания. Оно должно быть
достаточным по ко­личеству, полноценным по качеству и целесообразно
распределяться в течение дня. Наиболее полезен для детей и подростков
школьного возраста четырехра­зовый режим питания:
I завтрак — 25% суточного рациона
     II завтрак —15%     »       » обед    — 40%     »
> ужин    — 20%     »       >
Самым сытным должен быть обед. Ужинать по­лезно не позднее чем за 1,5 ч до
сна. Есть рекомен­дуется всегда в одни и те же часы. Это вырабаты­вает у
человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А
съеденная с ап­петитом пища лучше усваивается. Беспорядочная же еда приводит
к нарушению пищеварения и может вызвать желудочные болезни.
Режим дня
В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность
учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон,
чередование труда и отдыха. И это не случай­ное требование. Когда человек
соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы (см. стр.
50) и каждая предыдущая деятельность ста­новится сигналом последующей. Это
помогает орга­низму легко и быстро переключаться с одного, со­стояния на
другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он
быст­рее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; ре­гулярное питание, как
было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно
как можно больше бывать на воздухе, гулять, иг­рать в подвижные игры, ходить
на лыжах, совер­шать туристские походы. Ведь длительное пребыва­ние в
помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав
воздуха даже при хо­рошей вентиляции изменяются с каждым часом в
неблагоприятную сторону, вызывает кислородное го­лодание.
А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно
влияет на орга­низм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ,
появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо,
как мож­но больше гулять.
Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для 7—8
лет она состав­ляет 11,5—11 ч, 9—10 лет—10,5—10 ч, 11—12 лет — 10 ч, 13—15
лет — 9,5 ч и 16—18 — 8,5—8 ч.
Полноценный отдых во время сна наступает толь­ко в том случае, если сон
достаточно глубок. А для того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно и то
же время, перед сном избегать шумных игр, яр­кого света, хорошо проветривать
комнату, оставлять открытой форточку на ночь.
Берегите зрение!
Отчего у некоторых школьников развивается близо­рукость и можно ли ее
предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, кото­рые
помогают сохранить зрение.
Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза
напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яб­лока, а когда
смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в
поле, на лу­гу, у реки, где обеспечен большой кругозор, — прек­расный отдых
для глаз. У жителей степей, например, необычайно острое зрение.
При чтении и письме книги и тетради должны находиться на расстоянии не ближе
30 см от глаз. Это условие не соблюдается при плохом освещении, неправильной
посадке. Ежедневная длительная, уве­личивающаяся с годами зрительная работа в
небла­гоприятных условиях создает привычку рассматри­вать все вблизи. В
результате развивается близору кость.
Первое условие нормальной работы глаз — хоро­шее освещение. Освещенность
непосредственно у ок­на в 6—8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому
стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева.
Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, рав­номерным, не
давать резких теней, не создавать блес-кости. В школе за этим наблюдает
школьный врач. Те же условия следует соблюдать и дома. На рао­
чем столе слева ставится настольная лампа мощнос­тью 40 Вт, защищенная
абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо в глаза, а освещал лишь
книгу, тетрадь.
Для сохранения хорошего зрения очень важна пра­вильная посадка за партой,
рабочим столом. Вред­но читать лежа.
Близоруким необходимо носить очки, которые на­значает врач, они предупреждают
переутомление глаз и ухудшение зрения.
Глаза следует беречь от травм, которые нередко бывают причиной слепоты.
Иногда ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм
у детей чаще всего шалости, драки. Некото­рые ребята, играя, пускают в ход
палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к не­поправимому
несчастью.
В мастерских и на предприятиях школьники дол­жны строго соблюдать правила
техники безопаснос­ти (пользоваться защитными очками, экраном и т. д.).
Нельзя сдувать опилки и стружки, так как они могут попасть в глаза. Рабочие
места ограждаются специальными щитами.
Это очень важно
     Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях.
Правильная осанка естест­венна и красива: туловище выпрямлено, голова под­нята,
плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и
плечи, выпя-
тив живот, на полусогнутых ногах, осанка непра­вильная. Как это ни странно,
некоторые молодые люди считают такую осанку и расхлябанную поход­ку красивой.
Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность
внутренних орга­нов и может вызвать искривление позвоночника.
Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном
возрасте. Проис­ходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у
детей и подростков еще не закончено, кос­ти гибки и податливы, и неправильная
посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вы­звать эти
нарушения. Вредно носить тяжести в од­ной руке, спать в постели с сильно
прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования
мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна
соответ­ствовать росту: стул по высоте подбирается так, что­бы стопы всей
поверхностью опирались о пол, а бед­ра и голени были согнуты под прямым
углом. Если стул высок, под ноги устанавливается скамейка или брусок дерева.
Если он низок, ножки стула удлиня­ются на необходимую высоту. Стол
соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до поверх­ности книги,
тетради в 30—35 см, предплечья и кис­ти при этом свободно лежат на столе.
Правильное положение стула по, отношению к столу позволяет сидеть прямо. Во
время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на 3—5 см. Не надо
опи­раться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается
расстояние в ширину ладони.
Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они
быстро утомляются и
во время работы принимают неправильную позу. За­тем эта поза становится
привычной и приводит к не­правильной осанке и искривлению позвоночника.
Нарушается осанка и при недостаточном освеще­нии, так как это заставляет при
чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.
Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную
осанку; в ком­плексы гимнастических упражнений включаются корригирующие
(исправляющие) упражнения. Осо­бенно полезны для выработки хорошей осанки
пла­вание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.
Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней
гимнастикой и физ­культурой: Более выраженные и стойкие изменения требуют
специальных занятий и лечения.