Каталог :: Экономика

Реферат: Конкуренция – ядро рыночной экономики

             Министерство общего и профессионального образования РФ             
               Тамбовский государственный технический университет               
                      Реферат по экономике на тему:                      
                 "Конкуренция – ядро рыночной экономики"                 
     Выполнила: студентка группы Л-21
Репина Инна Владимировна
     Проверила: Молибог Т.А.
                                 Тамбов, 2003 г.                                 
     Оглавление.
Введение. 3
§ 1. Понятие конкуренуии и её основные составляющие. 7
§ 2. Виды конкуренции. 17
§ 3. Ценообразование при различных типах конкуреции. 21
Список использованной литературы. 26
Введение
В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений.
Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX— начале
XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в
1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918— 1921
гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а ры­ночные связи были
фактически свернуты.
Второй раз рынок возник весной 1921 г. Проводимая Совет­ской властью новая
экономическая политика создала для воз­рождения отечественного товарного
производства и денежного обращения благоприятные условия: мелкие собственники
и капиталистические предприниматели получили определенную свободу
хозяйственной деятельности (сами распоряжались значительной частью своей
продукции, ос­тавшейся после выплаты государству налога); государство
привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства; сложился
свободный рынок с устойчивым денежным обращением, который стал ареной для
конкурентной проверки жизнеспособности всех хозяйственных укладов;
стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать червонцы
(банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом и товарами, и разменную монету -
серебряную и медную; государственные предприятия, переведенные на
хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися
прибыльности продукции.
За короткий срок новая экономическая политика позволила добиться больших
хозяйственных результатов. Например, по сравнению с уровнем 1913 г. (принятым
за 100%) продукции промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926г.
достигла 96%, продукция сельского хозяйства - 188%,
Но с начала 30-х годов новая экономическая политика была прекращена. А рынок,
как говорится, вырубили «до основании»: было запрещено свободное
предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия
установлено полное господство государственного монополизма, который  опирался
на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия
выражалась в двух направлениях:
     а) государство монополизировало продажу основной массы товаров;
     б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку
закупало основную массу сырьевой продукции (пример, продукцию колхозов).
Государственный монополизм нередко отличается беспре­дельным произволом в
установлении цен. Так, в конце 40-х и начале 50-х годов Советское государство
ежегодно проводило снижение цен на продовольственные и другие товары для
населения. Эта осуществлялось за счет уменьшения цен, по которым государство
приобретало сельскохозяйственные продукты в колхозах и совхозах, что,
естественно, наносило ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских
тружеников.
Со второй Половины 50-х и до 90-х годов государство систематически
увеличивало размер денежной зарплаты главным  образом мало- и
среднеоплачиваемым рабочим и служащим, завышались денежные доходы сельских
жителей, поскольку врастали государственные заготовительные и закупочные цены
на сельскохозяйственную продукцию. При этом цены на товары народного
потребления оставались стабильными. Вся система цен не учитывала
действительные затраты на производство продукции. Скажем, очень низкими были
цены  на многие промышленные средства производства, они были значительно
меньше уровня мировых цен. Планирование цен из единого экономического центра
было неспособно своевременно и правильно учитывать изменение спроса на товары
народного потребления. В итоге рыночное ценообразование, регулируемое
законами спроса и предложения, было парализовано.
Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного
рынка. Их не смущали предостере­жения противников такой ориентации. Так,
профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990г.
от­кровенно и резко заявил: «Те, кто говорит... о возвращении к свободному
рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть
сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление,
которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не
смогло бы выжить.
Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному
рынку уже в январе 1992г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала
множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется
индивиду­альная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каж­дому
гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При
этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический,
экологический и иной конт­роль.
Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный и институт. Само
движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества
правовых норм и законов, ре­гулирующих рыночную экономику. Чтобы перейти к
современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности.
Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом - абсолютной рыночной
моно­полией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного
размера.
В данной работе я отобразила, какова же роль конкуренции
     1. Понятие конкуренции и её основные составляющие.
     Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными
преимуществами для одержания достижения других целей в борьбе с конкурентами за
удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках
законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является  движущей
силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.
Конкуренция явля­ется движущей силой развития общества, главным инструментом
экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза
эффективнее, чем в России), повышения каче­ства товаров и уровня жизни
населения.
Процессы могут быть общественными и личными; экономическими, правовыми,
социальными и природными; управленческими и производственными;
обеспечивающими, преобразующими  и завершающими; материальными и
виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс)
и воспроиз­водственными; логическими и эмоциональными и т.д.
Составляющими слова "управление" в понятии "конкуренция" являются:
нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание
конкурентного преимущества.
В качестве "субъектов"  понятия "конкуренция" могут быть лю­бые социальные,
производственные или биологические системы.
Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными,
конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными,
управленческими, природно-климатическими и др. В качестве целей системы могут
быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или
творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за
счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо
определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня;
выживание и т.д.  Потребности могут быть: объективными (заданными природой
или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления или
животным); первичными или высшими; прошлыми, настоящими и будущим;
сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или
положительными; индивидуальными или общественными и т.д.
В систему законодательства входят: конкурентное право, экономическое право,
гражданский кодекс, налоговая система, таможенная система, трудовое право и
др.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила
вынуждает производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества,
снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов
встает новая система — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет
упрощения их конструкции и повышения качества. В XXI веке эта задача будет
приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной
техники за срок ее службы повышали цену до пяти раз в промышленно развитых
странах  и до 20 раз - в развивающихся странах.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
·      привлекательной - когда в данном сегменте субъект качественнее
удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем
сегменте;
·         умеренной - когда действия субъекта конкуренции поддерживают
конкурентную среду в данном сегменте рынка;
·      ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, либо
вытесняет объект из данного сегмента;
·      ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент)
уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
     Формы конкуренции:                    
     1. предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы,
между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
     2. функциональная -  конкуренция между товарами (объектами) заменителями.
     Методы конкуренции:
     1. на основе повышения качества товара (неценовая);
     2. на основе критерия повышения качества сервиса товара;
     3. на основе снижения цены (ценовая);
     4. на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
     5. на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и
субъекта (интегральная).
     Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
- местном (в группе,  отделе, организации и т.п.);
- региональном (районе, городе, области и т.п.);
- национальном (в стране);
- межнациональным ( в нескольких странах);
- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
В промышленно развитых странах эффективность механизма кон­куренции
определяется не полнотой, глубиной или точностью тер­мина "конкуренция", а
действием "невидимой руки" А.Смита. Рос­сия в силу известных политических
причин в этом плане остается еще пока неуправляемой.
Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе "Исследование о
природе и причине богатства народов" (1776 г.).
     Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
     1. Сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего цены
(при сокращении предложения) и уменьшаю­щего цены (при избытке предложения);
     2. Сформулировал главный принцип конкуренции — принцип "невидимой руки",
в соответствии с которым "дергая" за ниточки марионеток — предпринимателей,
"рука" заставляет их действо­вать в соответствии с неким "идеальным" планом
развития эконо­мики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством
не­нужной рынку продукции;
     3. Разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции,
который объективно уравновешивает отраслевую нор­му прибыли, приводит к
оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма
конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие
трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую
продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции
на любые изменения обстановки во внеш­ней среде. Быстро адаптируются к среде
мобильные фирмы;
     4. Определил основные условия эффективной конкуренции, вклю­чающие
наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию,
мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать
существенное вли­яние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его
качества или качества сервиса);
     5. Разработал модель усиления и развития конкуренции, дока­зал, что в
условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей
потребителей наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.
Определенный вклад в развитие Теории конкуренции Адама Смита внесли
Д.Рикардо, Д.С.Миаль, Дж.Робинсон, Дж.Кейнс, Й.Шумпетер, П.Хайне, Ф.А.Хайек,
Ф.Найт, К.Р.Макконнелл, СЛ.Брю, М.Портер, Г.Л.Азоев, Ю.И.Коробов,
Л.Г.Раменский, Д,Ю. Юданов и др.
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее оп­ределения,
сформулированные некоторыми авторами. "Конкуренция есть стремление как можно
лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", — считает современный
аме­риканский экономист П.Хайне.
Ф.Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой кон­курирующих единиц
много и они независимы.
К.Р.Макконелл и С.Л.Брю считают, что конкуренция — это «наличие на рынке
большого числа независимых покупателей и про­давцов, возможность для
покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Й.Щнтетер определял конкуренцию как соперничество ста­рого с новым.
Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский уче­ный, Фридрих А. фен
Хайек отмечает, что конкуренция — процесс, посредством которого люди получают
и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции
скрытое стано­вится явным.
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая
часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания,
конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия
пребывания на рынке. Конку­ренция стимулирует рациональность.
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишен­ных
предпринимательского духа. Конкуренция — особый метод вос­питания умов,
великих изобретателей и предпринимателей.
Сторонники традиций не должны навязывать другим свою не­приязнь к новшествам.
Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
Конкуренция — процесс доказывания правоты меньшинства новаторов.
Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей
внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо они мешают нам спокойно жить.
В своей книге "Международная конкуренция" М.Портер отме­чает, что конкуренция
— динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на
котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые
производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Г.Л.Азоев  под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще
между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами),
заинтересованными в достижении одной и той же цели.
А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба за ограниченный
объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных
сегментах рынка. Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире
единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок
конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.
·       Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей
путем удовлетворения его потребностей.
·       Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для
определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода
из него.
·       Функциональная  трактовка конкуренции — соперничество старого с
новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия "конкуренция"
позволяет сделать следующие выводы:
     а) понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной
мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют
только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими
авторами, каждый в  своей области исследования;
     б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под
конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой
— соперничество физических лиц, третий - как  наличие на рынке достаточного
количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый — стремление,
шестой-процесс и  т.д.;
     в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных,
производственных и биологических систем;
     г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики
соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;
     д) понятия не увязаны с законодательством.
В XX в., особенно во второй его половине, в корне  изменилось состояние
рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали
соответствующего отражения. Сторонники новоклассического направления
экономической теории отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции.
Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит из множества
независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут
влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели
имеют «совер­шенное знание» о качестве товаров, ценах и выгоде торговли.
Совершенная конкуренция является чистой — не зависит от вмешательства
государства и монополий.
И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по
оценке некоторых ученых, революция, которая и покончила с догмой о
совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции
конкуренции высту­пила профессор Кембриджского университета (Великобритания)
Джоан Робинсон. В работе «Экономическая теория несовер­шенной конкуренции»
(1933) она заявила: «Исследование раз­личных закономерностей экономической
теории принято начи­нать рассмотрением условий совершенной конкуренции,
трактуя тем монополию как соответствующий особый случай... правильнее
начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной
конкуренции как особый случай».
Существенный вклад в понимание  несовершенной  кон­куренции внес американский
экономист Эдуард Чемберлин. В книге «Теория монополистической конкуренции»
(1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой
конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению,
определяемому в каждом отдель­ном случае в соответствии с относительной силой
обоих факторов.
Сейчас почти не осталось и следа от со­вершенной конкуренции. Вот как об этом
заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: «В современной экономике
со­вершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к
которому можно стремиться, чем реальная действительность. В самом деле,
многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных
фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем,
в мир несовершенной конкуренции».
     2. Виды конкуренции.
     Конкуренция (лат. Concurrere - состязаться) — со­перничество между
участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи
товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями:
полной хозяйственной обособленно­стью каждого субъекта рынка, его полной
зависимостью от хо­зяйственной конъюнктуры и противоборством с другими
пре­тендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровла­дельцев за
экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том,
что как один, так и другой вид вза­имоотношении участников рынка являются
несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных
параметрах (показателях) состояния рынка.
                                                                Таблица 1
     

Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка Конкуренция Монополия

Число продавцов

Барьеры входа и выхода из рынка

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Много

Нет

Нет

Один

Есть (нет вхождения)

Полный контроль

Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары? Конкуренцию можно классифицировать по нескольким ос­нованиям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру; в) по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть: 1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия куп­ли-продажи товаров и услуг); 2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то терри­тории); 3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); 4. межотраслевой (соперничество представителей разных от­раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); 5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны); 6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объедине­ний и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и регулируемую. По методам ведения рыночное соперничество делится: на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посред­ством снижения цен) и неценовая (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания поку­пателей и т. п.). Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоя­тельно решающих, что создавать и в каких количествах, Во-вто­рых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и при­менить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любой рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIXв. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий. При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества. Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостере­жения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990г. от­кровенно и резко заявил: «Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить». Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивиду­альная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каж­дому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной конт­роль. Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, ре­гулирующих рыночную экономику. 3. Ценообразование при различных типах конкуренции. Рыночное соперничество существенно раз­ного поведения отличается по своим результатам в зависи­мости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену. Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену. Индивидуальная конкуренция. Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственни­ками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению. Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат.-notmftio - упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, про­давец установил очень высокую цену на свою продукцию, пре­вышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками. Второе правило. Чтобы, как говорится, «обхитрить» равно­весную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой. Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения, изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Ве­ликобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей циви­лизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее про­изводить вещи. Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам ,третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника. Национальная конкуренция. Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной системе. Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Распространено представление о том, что в рыночное соперничестве принимают участие только отдельные продажи товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников. | Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар. Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных стадиях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по меньшей цене. Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена, способна навязать противнику свою цену. Кроме того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая - так называемая критическая масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве мощной силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка, В-третьих - приводит общую рыночную цену к точке равновесия. Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов, что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междоусобном сражении? Очевидно, «выигрывает» тот продавец, который реализует продукты по ценам, более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширяет сбыт его изделий. Тогда возникает своеобразная «цепная реакция»: расширяется продажа товаров по более низким ценам все возрастающим числом продавцов. Усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уроню. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар. Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая— купить вещи по меньшей цене. Список использованной литературы: 1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и М., Центр экономики и маркетинга. 2. Додан Э. Дж., Линдеей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.7, 8, 9. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996. 4. Кирцнер И.: Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 94-98. 5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 25-28,34. 6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с англ. М., 1986. 7. Райзберг Б.А Рыночная экономика: Учебн.пособие-2-еизд..перераб.и доп.,М. 1995. 8. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части 11,1. 9. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов,М.:Соцэкгиз,1962. 10. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990. 11. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с предисловием В.Д.Щетинина.М.: Международные отношения,1993. 12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12, 14. 13. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000. 14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959. 15. ХяйекФ. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. 16. ХейнеП. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл.8,10. 17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн.пособие, 2-е изд.,М.: Гном-Пресс,1998.