Каталог :: Экономика

Курсовая: Антикризисное управление в условиях инфляции

                                   Содержание                                   
     Введение. 2
     Инфляция: понятие, причины виды.. 4
     Понятие инфляции. 4
     Причины инфляции. 6
     Типы и виды инфляции. 8
     Влияние инфляции на субъекты экономической деятельности. 9
     Понятие антикризисного управления и его применение на практике. 11
     Меры по антикризисному управлению в условиях инфляции. 15
     Первоочередные антиинфляционные методы. 15
     Антиинфляционные меры на предприятиях. 18
     Заключение. 21
     Список литературы.. 22
     
     
     Введение
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег.
Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических
мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических
исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов
на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая
стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов
затрудняют выработку правильной денежной политики. Как показывает опыт нашей,
а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым
ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно
оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления
инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал
получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений
возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с
тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку,
непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают
инфляционные процессы. Опыт многих стран показал, что длительное
функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к
нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
Большинство российских предприятий находится в кризисной ситуации, не менее
трети из них – на поздней стадии кризиса.
Антикризисному управлению наряду с общими закономерностями присущи и
некоторые особенности, связанные с осуществлением антикризисных процедур.
Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от
критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления данный
критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном
аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в
кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая
стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или
экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу
антикризисный управляющий[1].
Данная работа раскрывает сущность инфляционных процессов, их причину, влияние
экономического кризиса на предприятия и возможные меры по снижению вредного
влияния инфляции на состояние фирмы.
     
     
     Инфляция: понятие, причины виды
            Понятие инфляции            
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат.
«inflatio» - вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период
гражданской войны 1861-1865 г. Инфляция – это повышение общего уровня цен.
Наиболее общее определение инфляции – это обесценение бумажных денег
вследствие их чрезмерного выпуска. Однако эту трактовку нельзя считать
полной. В то же время не все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды
довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно
стабильными, а другие падать. Действительно, одним из главных больных мест
инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень
неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами,
а третьи вовсе не поднимаются. Инфляция – сложное социально-экономическое
явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах
рыночного хозяйства. Она представляет собой одну из наиболее острых проблем
современного развития экономики во многих странах. Инфляция проявляется в
обесценивании денег по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим
стабильность. Некоторые прибавляют к этому еще и золото. Но это в том случае,
когда золото считалось всеобщим эквивалентом, и любые деньги обеспечивались
золотом, что сейчас уже не происходит. Когда повышается спрос над
предложением на каком-то отдельном товарном рынке, цены начинают расти, но
это еще нельзя назвать инфляцией.
Инфляция – это повышение общего уровня цен по всей стране. Л. Хейне писал,
что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей
их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а
уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то,
что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом
не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы
логически невозможно. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические
обстоятельства. Обзор инфляционных процессов можно показать на примере
Соединенных Штатов с 1920 года. Стабильность цен в 20-е годы и дефляция 30-х
уступили место острой инфляции, которая наступила сразу после второй мировой
войны. Период с 1951 по 1965г.г. характеризуется довольно стабильным уровнем
цен, а с 1965г. явно наступил «век инфляции». В 1979 и 1980 годы уровень цен
ежегодно повышался на 12-13%. Однако к середине 80-х уровень цен понизился и
стал ниже 4%. Но инфляция не исключительно американское явление. Почти все
промышленные страны, кроме Западной Германии и Японии, пережили более высокие
темпы инфляции. В экономической науке инфляционные процессы давно
исследовались и анализировались. Но многообразие их причин и форм протекания
обуславливает стабильный интерес к этому вопросу.
Современное определение инфляции будет звучать так: инфляция – это
разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как
правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным
предложением и повышением цен[2].
Не всякий рост цен, исходя из определения, будет признаком инфляции. Пример:
повышение розничных цен в результате прекращения субсидирования из госбюджета
производства каких-либо товаров с передачей высвободившихся средств
потребителям – не будет инфляционным. К инфляции, в принятой статистической
практике, также не относят сезонные колебания цен на товары; кратковременное
повышение цен, вызванное форс-мажорными обстоятельствами. Рассмотрим
следующие вопросы: причины, типы, виды и механизмы инфляции.
     Причины инфляции
Прежде чем характеризовать виды инфляции, нужно отметить, что в реальности
эти виды в чистой форме не встречаются. Инфляционные процессы представляют
собой некоторую комбинацию, но для понимания таких процессов надо
рассматривать по отдельности их составляющие как отдельные виды.
Объяснения причин дисбаланса различны. Теоретическая база понятия «инфляция»
имеет в своем арсенале три основных направления: кейнсианскую теорию
инфляции; монетаристскую количественную концепцию; теорию чрезвычайных
издержек.
Кейнсианская теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из
анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влиянии их на увеличение
совокупного спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же
время увеличение совокупного спроса стимулирует рост инфляции. Монетаристская
теория денег в качестве причины инфляции видела количественное переполнение
каналов обращения бумажными деньгами. Авторы теории чрезвычайных издержек
(Дж. М. Кейнс, У. Торн, Р. Куэн) были уверены, что инфляцию вызывают лишь
издержки, связанные с заработной платой – теория инфляционной спирали
«заработная плата – цены». Можно выделить важнейшие из действительно
инфляционных причин роста цен:
- во-первых, отсутствие контроля со стороны государства над денежной массой,
выбрасываемой в обращение.
- во-вторых, это несбалансированность государственных расходов, выражающихся
в дефиците госбюджета. Если этот дефицит восполняется путем печатания новой
денежной массы, что приводит к росту массы денег в обращении. Особенно
инфляционно опасными являются бюджетные расходы, связанные с милитаризацией
экономики. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических
дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во
многих странах.
- в-третьих, общее повышение уровня цен в ХХI веке связано с изменением
структуры рынка, который все в большей степени приобретает очертания рынка
несовершенной конкуренции. Современный рынок в значительной степени является
олигополистическим. Олигополист же обладает значительной властью над ценой.
- в-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная инфляция, в
конце 60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы настаивать на том,
чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни,
автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции.
- в-пятых, нерациональная структура экономики, выражающаяся в чрезмерном
развитии одних отраслей в ущерб другим.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К
внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней
торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов,
структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический),
сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть.
Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в
дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.
          Типы и виды инфляции          
Различают два типа инфляции:
- скрытая (подавленная) инфляция;
- открытая инфляция.
Выделяют следующие виды инфляции:
а) по проявлению:
- внутренняя инфляция (снижение покупательной способности денег на внутреннем
рынке);
- внешняя (снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических
операциях, т.е. снижение обменного курса валюты);
б) по причинам возникновения:
- инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;
- инфляция издержек;
- инфляция спроса.
в) по темпам нарастания:
- умеренная (ползучая) инфляция;
- галопирующая инфляция;
- гиперинфляция.
г) по степени сбалансированности их роста:
- сбалансированная инфляция;
- несбалансированная инфляция.
     Влияние инфляции на субъекты экономической деятельности
Инфляция  -  это  своеобразный налог, которым государство путем выпуска  ничем
не  обеспеченных  бумажных  денег  облагает  денежные  средства  в
национальной валюте юридических  и  физических  лиц.  В  экономической
литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший  из
всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде  всего
физические лица с фиксированными или  небольшими  доходами  (пенсионеры,
инвалиды,  государственные  служащие,  практически  все лица  наемного труда).
К  этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного
дефицита,  когда  другие  источники  пополнения  казны (прямые и косвенные
налоги,  займы  на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и
т.д.)  не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы.
Превышение расходов  над  доходами,  появление  дыры  в  государственном
бюджете,  масштабная  эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного
обращения  и  бурный  рост  цен - все это ярко наблюдается в периоды войн,
революций, других социально-экономических и политических катаклизмов. Рост
денежной  массы  в  России в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о  том, что
гиперинфляция в нашей стране является реальностью. Следует  отметить,  что
инфляционные процессы в нашей стране вызываются  не  не  только  экономическим
спадом  и бюджетным дефицитом. На протяжении  десятилетий закладывались
народнохозяйственные диспропорции (между  отраслями  промышленности,
производящими средства производства и предметы  потребления,  между
добывающими  и перерабатывающими отраслями экономики,  между  промышленным  и
сельскохозяйственным производством и т.д.). Сюда же  можно  отнести  и
чрезвычайную  милитаризацию  экономики.  В результате в  экономическом
организме давно нарушился обмен веществ. Некоторое время денежная масса в нашей
стране  искусственно  ограничивалась.  Лишние деньги изымались из обращения в
основном с помощью  импорта  и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В
результате падения  добычи  нефти  резко  сократились  валютные поступления и,
соответственно,  импорт.  уменьшились  доходы  госбюджета  от  продажи
алкогольных напитков  (кампания  борьбы  за  всеобщую  трезвость).
Одновременно были развернуты  широкие  социальные  программы,  не
подкрепленные реальными материальными  ресурсами. В связи с созданием
коммерческих структур (прежде всего банков)  стало  невозможным  местное
разграничение денежного оборота на наличный и  безналичный. В результате
наложения всех  этих  факторов  вкупе  с  сохранившимся директивным
управлением  денежной  массой  мы  на  рубеже  1989-1990 г.г. вплотную подошли
к гиперинфляции. Правительство  не  смогло  сдержать  опасные  инфляционные
явления. Они  стали  нарастать  как  снежный  ком,  питаемые  спадом
производства,  все  возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной
экспансией  коммерческих  банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой
денежной и  банковской  системы  страны.  В  итоге  мы  получили то, что и
должны были  получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.
Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий,
обесценивание банковских  капиталов  и  активов  на  фоне  отрицательных
процентных ставок, продолжающееся падение валютного  курса  рубля,  отсутствие
инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да  и у
государства,  бесперспективность  рынка  ценных  бумаг  вследствие  неизбежной
потери части  вложенной  в  акции  и  облигации  стоимости,  вытеснение  из
платежного  оборота  рубля  долларом,  угроза  перехода от  товарно-денежных
отношений  к  натуральному  обмену  –  вот  те прелести, которые несет
гиперинфляция[3].
     Понятие антикризисного управления и его применение 
     на практике.
Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практи­ке?
В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает
такое определение: предотвращение банкротства — систе­ма мер, именуемая
антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так:
управление в условиях риска (в нашей стране можно гово­рить о любом
предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по
себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управле­ние применимо и
его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
Таким образом, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и
создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с це­лью
раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвраще­ния ее
несостоятельности;• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и
выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) —
оператив­ный контроллинг;
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступивше­го
кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по
его снижению.
Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состоя­ния
производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того, уда­лось
ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события,
с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если
аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигна­лов,
поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов,
протекающих в самой фирме.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности
предприятий-должников называется антикризисным процессом.
Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной
экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур:
антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне,
применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с
отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении
реорганизационных или ликвидационных мероприятий.
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия.
Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения
сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым
платежам и т.д.
Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается
лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого
спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью
предприятия.
Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне.
Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и
нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на
защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или
ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:
-         совершенствование законодательной базы о несостоятельности
(банкротстве) предприятий;
-         осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий,
включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и
привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
-         принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса
неплатежей;
-         приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников
-         создание института арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования,
является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению (ФСДН).
ФСДН выполняет следующие функции:
-         анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий,
имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их
устранению;
-         проводит работу по формированию принципов, критериев оценки
неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
-         выступает уполномоченным представителем собственника
государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к
предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных
или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-
экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности
предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что
может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно
несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.
Основными этапами антикризисного управления являются:
в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния:
-         разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
-         регулирование процесса финансового оздоровления;
-         оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и
эффективности мер по финансовому оздоровлению;
-         выбор и реализация антикризисных процедур[4].
     Меры по антикризисному управлению в условиях инфляции
Инфляция – это тяжелая болезнь экономики, которая поражает всё государства. В
тяжёлых инфляционных условиях нет выигравших – есть только проигравшие. И с
инфляцией должны также бороться все субъекты экономической деятельности. И
здесь главная роль отводится государству.
     Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной
массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику
к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых
реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране
следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным
предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и
совхозов.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под
векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в
сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем
рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной
торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без
чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо
прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем
индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы
амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями.
Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в
основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут
функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и
межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных
условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося
контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на
прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и
роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост
массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея
в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками
директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования
регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков
документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере
производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду
производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с
возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное
страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск
разорения особенно значителен;
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с
существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях,
в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации
продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и
безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода
кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без
него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет
способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную
государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной
экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через
немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие
экспортные операции на комиссионных налогах[5]
.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить
антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и
косвенные.
Косвенные методы:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через
управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на
открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы:
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то
есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым
- денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и
валютного курса[6].
 Антиинфляционные меры на предприятиях 
                                                                          
Силами отдельных производителей бороться с инфляцией невозможно. Но у фирм
есть возможность минимизировать потери от гиперинфляции. В сущности они
являются крайне нежелательными, но в условиях кризиса иной выход невозможен.
Трудности в осуществлении торговли при гиперинфля­ции связаны с тем, что
никакие торговые сделки не могут по скорости догнать рост цен. И пока товар
продается, затраты на получение (производство) следующей его пар­тии
возрастают настолько, что полученной выручки на их покрытие уже не хватает.
Выгоднее становится не про­давать товары за быстро обесценивающиеся деньги, а
на­прямую менять их на другие товары. На смену нормаль­ной торговле приходит
бартер со всеми его недостатками.
Другое последствие инфляции – обесценивание капиталов и фондов предприятия.
Умирание сбережений происходит по вполне по­нятным причинам.
Чтобы понять, в чем тут дело, проана­лизируем конкретный пример. Допустим,
что в июне 1991 г. вы одолжили знакомо­му 1 тыс. руб. на год, запросив с него
пла­ту за пользование этими деньгами на уровне ставки по сберегательному
вкладу в банке (3% в год).
Но со 2 января 1992 г. в России было разрешено свободное ценообразование и
цены резко прыгнули вверх. К июню они были выше, чем в декабре 1991 г., в 13
раз!
Ваш должник 1 июля 1992 г. честно вер­нул вам 1030 руб. (1000 руб. основного
дол­га плюс 30 руб. процентного дохода). Но из-за такого роста цен на эту 1
тыс. руб. ку­пить теперь можно в 13 раз меньше. Ины­ми словами, вы получили
денежную сумму, реальная покупательная способность кото­рой в ценах 1991 г.
равна лишь 79,23 руб. (1030/13). Остальное — 920,77 руб. — со­жгла инфляция.
Вы проиграли — ваш зна­комый выиграл: в долг он брал рубли бо­лее ценные, чем
отдавал. При этом собрать деньги для возврата долга ему было легче, чем вам
накопить их к лету 1991 г.: вслед за ценами прыгнули и заработки, поэтому
за­работать ту же по абсолютной величине сумму денег требовало куда меньше
уси­лий.
Но если люди и фирмы не делают сбережений, а тра­тят все полученные доходы
немедленно, то они не могут скопить крупные суммы, необходимые для покупок
доро­гостоящих товаров личного или производственного на­значения. Значит,
становится практически невозможно осуществлять коммерческие инвестиции,
например, стро­ить новые предприятия или менять устаревшее или изно­шенное
оборудование на действующих заводах.
Поэтому при высокой инфляции и тем более при ги­перинфляции предприятия и
коммерческие организации не могут найти деньги для реализации долгосрочных и
крупных проектов. Им либо вообще не дают денег надол­го (в 1992-1994 гг.
российские банки почти не одалжива­ли денег на срок более трех месяцев), либо
требуют за пользование деньгами такую высокую плату, которая за­емщикам не по
карману.
Из-за этого предприятия и фирмы лишаются возмож­ности занять деньги на
поддержание оборудования в хо­рошем состоянии и его обновление, а также на
освоение новой продукции или расширение масштабов своей дея­тельности.
Торговля и производство продолжают разру­шаться и дальше.
Страна проедает свое будущее, уничтожая основу нор­мального развития экономики.
Именно такая ситуация сложилась в России в первой половине 90-х годов. Страна
столкнулась с тяжелейшим инвестиционным голодом. Для спасения промышленно­сти
и других отраслей экономики необходимо было как можно скорее подавить
инфляцию до умеренного уровня и создать условия для возрождения
инвестирования.
Правительству России на это потребовалось почти два года (с конца 1994 г. по
лето 1996 г.). Поскольку период активного подавления инфляции часто
сопровождается спадом производства и другими тяжелыми экономически­ми
последствиями, в России следствием антиинфляцион­ной политики стал, в
частности, затяжной кризис банков­ской системы.
Многие банки, привыкшие работать в условиях расту­щих цен и денежных потоков, не
сумели вовремя пере­строиться в связи со снижающейся инфляцией и «сели на
мель». Эти банки не смогли расплатиться по своим обя­зательствам и разорились,
лишив многие семьи и фирмы их сбережений[7]
.
                      Заключение                      
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут
эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам.
Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный
характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей
длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых,
традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса
должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных
механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать
в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов. А
на уровне отдельных предприятий антикризисные меры прежде всего должны быть
направлены на защиту капиталов от обесценивания, на сохранение
производительной деятельности и на инвестирование средств в такие вложения,
которые не обесцениваются: недвижимость, драгоценные металлы, иностранную
валюту и др.
Антикризисное управление действительно отличается от управления в обычном
режиме. Если весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие
и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том
числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены исключительно на
преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном
аспекте. В такой трактовке антикризисное управление обретает реальный смысл.
В условиях кризиса наиболее сложной является проблема изыскания средств,
источников финансирования инвестиционных проектов. Решающая роль в рыночной
экономике принадлежит собственным и заемным средствам.
                  Список литературы                  
1.    Закон РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий».
2.    Амосов А.. Инфляция и кризис: пути выхода. М.: Пресса, 1992.
3.    Бляхман Л.С.. Основы функционального и антикризисного менеджмента.
Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург, 1999.
4.    Вопросы экономики N2, 1992.
5.    Воронин Д. Инфляция - худший из налогов. Дело N2, экономическое
приложение к газете "Российские вести".
6.    Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2002.
7.    Липсиц И. В. Экономика в 2 кн.: Кн. 1/Учебник. – М.: Вита-пресс, 1998.
8.    Маневич В. Е., Перламутров В.Л.. Об инфляционной политике. Финансы N8,
1993.
9.    Уткин Э.А.. Антикризисное управление. Тандем. М.1997
10.          Фатхутдинов Р.А.. Стратегический менеджмент. М. ЗАО «Бизнес-
школа «Интел-Синтез». 1999.
     
[1] Уткин Э.А.. Антикризисное управление. Тандем. М.1997, с. 7. [2] Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2002, с. 126. [3] Воронин Д. Инфляция - худший из налогов. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести". С. 71. [4] Бляхман Л.С.. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург, 1999. С. 110. [5] В.Е.Маневич, В.Л.Перламутров. Об инфляционной политике. Финансы N8, 1993. [6] А.Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М.: Пресса, 1992, с. 85. [7] Липсиц И. В. Экономика в 2 кн.: Кн. 1/Учебник. – М.: Вита-пресс, 1998, с. 110.