Каталог :: Экономика

Реферат: Бюджет и налоги как форма производственной деятельности

     Реферат по теме :

Бюджет и налоги как
функция производственной деятельности
 

     Ученика [V1] 9 “А” кл.
Средней школы №134
Ву Вьет Бача.
     
План :
1.Введение...............................3
2.Понятие о бюджете..........................4
3.Понятие о налогах............................6
4.Взаимосвязь между бюджетом и налогами.................9
5.Используемая литература. ......................10
     1.      Введение
На протяжении тысячелетий  налог был неотъемлемой частью доходов разных
государств. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из
самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является
установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в
пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил
название прогрессивного налогообложения.
     Прогрессивное налогообло­жение доходов — система изъятия доходов граждан в
пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно воз­растает
по мере увеличе­ния абсолютной величины дачных доходов гражда­нина.
Для решения проблемы суммарных доходов во всем мире давно применяется
специальная процедура — ежегодное составление декларации о суммарных доходах.
Заполнять этот документ должны все россияне, которые получали заработки в
нескольких местах, и особенно если их суммарный заработок превысил
установленный государством порог. Этот документ представляется в налоговую
службу, и недостающая сумма (то есть недоплата) вносится гражданином в казну
государства дополнительно.
В данном реферате рассмотрены понятия, а также приведены примеры разных стран
и государств.
     
     2. Понятие о бюджете.
(Несколько слов из истории) Бюджет - так называли портфель, в котором министр
казначейства Англии носил деньги и свои отчеты. С течением времени это слово
стало означать «отчет министра казначейства перед парламентом». Современное
понятие «бюджет» означает: смета доходов и расходов.
Бюджет - оценка соотношения будущих доходов и расходов в течение
определенного периода времени. Бюджеты обычно используются в случаях, когда
необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении с
предполагаемыми доходами. Бюджеты применяются для оценки состояния дел семей,
деловых предприятий, государственных финансов. Теория и практика бюджета
постоянно совершенствуются.
Например, в США с 1968 г. принята концепция унифицированного бюджета, который
включает финансовые ресурсы федеральных и доверительных фондов. Федеральные
фонды формируются главным образом за счет налогов и займов. При этом
формирование федеральных фондов по закону не ограничено выполнением
определенных задач. Доверительные фонды, например, фонд по безработице,
формируются за счет определенной категории налогов и других поступлений;
средства этих фондов расходуются на определенные цели или программы. Балансы
доверительных фондов включают операции с министерством финансов и инвестиции
в ценные бумаги США.
Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран составляют
налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает 90%, а в
валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до 50% в Дании.
Для России эти показатели в 1 квартале 1996 г. составили соответственно 85 и
12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится на прибыль
предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения настолько
малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В странах с
развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится на
население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то
индивидуальный подоходный налог составил в США 36,2%, в Японии - 24%, в
Англии - 20,6%, в Германии - 29%; налог на корпорации составил соответственно
8,1: 22,9; 10,6: 5,0%. Взносы в фонд социального обеспечения составляют: в
США для служащих- 11,1%, для предпринимателей - 16,6%: в Японии -
соответственно 10,2 и 14,8%; в Англии -8,3 и 9,4% : в Германии -16,1 и 19,1%.
Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного налогообложения.
Бюджет потребительский – баланс денежных доходов и расходов семьи,
характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Он
показывает все доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению, а
также источники и размеры приобретения продовольственных и
непродовольственных товаров и услуг.
Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям населения
позволяет судить об изменении жизненного уровня. Для обоснования социальной
политики государства (установления размеров пенсий, пособий, стипендий и
т.п.) рассчитывается нормативный и фактический средний, а также минимальный
потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной
платы, который в данных экономических условиях необходим для нормального
воспроизводства населения.
Так что же такое бюджет ?
Бюджет бывает :
-         личный
-         семейный
-         предприятия
-         отрасли
-         города
-         государства
Государственный бюджет  - это план и расписание государственных доходов и
расходов, то есть план ведения хозяйства за текущий год. Бюджет имеет силу
закона. Он утверждается законодательным органом и состоит из 2 частей :
доходной и расходной.
Доходную часть бюджета мы уже рассмотрели(см. выше), теперь посмотрим что в
себя заключает расходная часть:
1)      содержание государственного аппарата управления;
2)      развитие различных отраслей;
3)      создание инфраструктуры;
4)      содержание армии, внутренних войск, пограничных войск, служб
госбезопасности;
5)      оплата труда врачей, учителей, работников, создающих нерыночные товары;
6)      выплата процентов по государственному долгу;
7)      развитие науки;
8)      развитие национальной культуры;
9)      трансфертные расходы;
     
     3. Понятие  о налогах.
Налог как способ изъятия и перераспределения дохода воз­никает вместе с
государством. Однако теоретическое обоснова­ние государственного
налогообложения началось лишь с сере­дины XVIII в. в связи с потребностями
формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной
государ­ственности. Родоначальником науки о налогах считается анг­лийская
классическая школа политической экономии. Эта шко­ла раскрыла понятие налога,
определила место налоговой политики государства в хозяйственной жизни и
сформулиро­вала основные принципы налогообложения, которые позднее были
дополнены и развиты. Согласно теоретическим выклад­кам английской
классической школы налог — это бремя, на­кладываемое государством в форме
закона, который предусмат­ривает его размер и порядок уплаты.
Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают
из необходимости существования госу­дарства и его учреждений в интересах
всего общества и отдель­ных лиц. При этом государство должно
руководствоваться определенными принципами: а) всеобщности (каждый должен
участвовать в поддержке государства соразмерно своей пла­тежной способности,
т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством
государства); б) опреде­ленности (налогоплательщику должны быть известны
время, место, способ и размер платежа); в) удобства взимания налога для
плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает
максимумом средств); г) дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых
минимизирует из­держки); д) выбора объектов обложения, которые в наи­большей
степени способствуют развитию хозяйства (или в наименьшей степени его
стесняют); е) справедливости обло­жения.
Важнейшие теоретические положения и принципы нало­гообложения получили
законодательное, а зачастую и кон­ституционное закрепление во многих странах
Западной Ев­ропы. Устанавливая основы налогообложения, законодатель определял
условия последующего налогового нормотворчества, ограничивая таким образом
возможные налоговые при­тязания государства.
В России принципы налогообложения закреплены Консти­туцией РФ и Законом РФ
«Об основах налоговой системы в РФ »-Среди этих принципов следует выделить:
а) всеобщность (каж­дый обязан платить законно установленные налоги и сборы —
ст. 57 Конституции); б) верховенство представительной власти в их
установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции, ст. 1 Закона): в) прямое
действие во времени законов, устанавлива­ющих новые налоги или ухудшающих
положение налогопла­тельщиков (ст. 57 Конституции); г) однократность
налогооб­ложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного
вида (уровня) два раза за один период налогообложе­ния — ст. 6 Закона); д)
очередность взимания налогов из одно­го источника (в целях уменьшения
налогового бремени — ст. 22 Закона); е) временное ограничение налоговых
притязаний (ст. 24 Закона); ж) определенность налогообложения (согласно ст.
11 Закона в целях определения обязанностей налогоплатель­щика законодательные
акты о конкретных налогах устанавли­вают и определяют субъект налога, объект
и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты
налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог за­числяется); з)
приоритет ратифицированных РФ международ­ных норм и правил налогообложения в
случае расхождения их с национальным правом (ст. 23 Закона).
Налоги выполняют две функции: фискальную и социально-экономическую.
Исторически первой была фискальная функция налогов, от­ражающая интересы
государственной казны. Она состоит в фор­мировании денежных доходов
государства, которое, уста­навливая налоги, стремится прежде всего обеспечить
себе необходимую материальную базу для осуществления своих фун­кций и
возложенных задач, в период становления буржуазного государства (в основном с
полицейскими функциями) эта на­правленность налогов признавалась
единственной.
К концу XIX в. в эпоху больших социальных потрясений формируется новая
концепция теории налогов, рассматриваю­щая их как социальный регулятор,
орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня
доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется кон­цепция
использования налогов в качестве средства регулиро­вания экономики,
обеспечения стабильного экономического роста и сглаживания социального
напряжения — налоги выполняют социально-экономическую (вторую) функцию. С
сере­дины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и
широкое применение. Таким образом, экономичес­кая функция налогов состоит в
регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного
производства воздействии на политику капитальных вложений, платежеспо­собный
спрос населения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов постоянно развиваются
вместе с развитием государства. Обес­печивая поступление денежных средств в
бюджет, налоги яв­ляются одним из основных источников финансирования всех
направлений деятельности государства и экономическим инст­рументом реализации
государственных приоритетов.
Налоговая система России только формируется с учетом за­рубежного опыта,
поскольку отечественного опыта налогообло­жения в условиях перехода от
государственной экономики к рыночной нет. Концепция ее построения базируется
на формировании целостной системы, охватывающей обложение дохо­дов, имущества
и потребления и способствующей становлению рыночного хозяйства.
«Обкатку» система проходит в сложных условиях спада производства, ослабления
центральной власти, быстрого расслоения населения, борьбы между
предпринимательскими группировками и прочих, которые подвергают ее опасности
превращения в систему пособий, возложения на налоги не свойственных им
функций, развала ее целостности. Опыт функционирования налоговой системы в
90-х гг. вскрыл существенные ее недостатки: многочисленность налогов,
надуман­ность отдельных налогов (сбор за местную символику, три сбора с
ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность налогового
законодательства, доминирование политики над экономикой, убийственную для
экономического развития об­щую сумму налоговых отчислений в бюджетные и
внебюджет­ные фонды.
Объединение налогов в систему предполагает возможность классификации по
разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций.
Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» все налоги подразделяются на
виды (исходя из государственного устройства РФ): федеральные, на­логи
субъектов РФ (их все чаще называют региональными), местные. Такое деление
позволяет, например, определить долю
налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее
(через расходы) с объемом функций органов влас­ти каждого уровня, а также
степень централизации управле­ния в стране.
В 1998 году государственная налоговая инспекция (ГНИ) была
преобразована в Министерство по налогам и сборам. Также имеется налоговая
полиция, предназначенная для пересечения преступлений, в том числе с теневой
экономикой (укрывательство доходов).
Кроме налогов и бюджета существуют внебюджетные фонды (места сосредоточения
финансовых средств, предназначенных для строго определенных целей)  :
1)фонд заработной платы (ФЗП);
2) пенсионный (28% + 1% ФЗП);
3)обязательного медицинского страхования (5,4% ФЗП);
4) занятости (2% ФЗП)
ФЗП – сумма всех начисленных затрат[V2] .
Налоги бывают :
1. На добавленную стоимость (10-20%)
2. На прибыль – НДС (35%)
3. На прибыль  перекупщика (45%)
4. На прибыль банка (43%)
5. На тотализаторы
6. На имущество
7. Подоходный (на совокупный доход за год физического лица).
     

4.Взаимосвязь между бюджетом и налогами. Для пополнения бюджета государство должно иметь постоянный источник доходов, то есть бюджета. По этой причине и создана налоговая инспекция. Налог в основном создается за счет производственного сектора, то есть отчисления от производства является определенной частью бюджета. А отчисления от сельского хозяйства является основной частью бюджета. В любой экономике стремление к развитию государства есть ничто иное, как стремление к развитию производства и сельского хозяйства для того, чтобы все время увеличивать поступления в бюджет. Мы не можем расходную часть увеличить, пока не увеличим доходную часть. Поступления идут от производства, но основным источником является сельское хозяйство, так как это самый надежный и своевременный источник. А доходы от других элементов (банки, предприятия, лотереи, и т. п.) – это не стабильные доходы, случайные доходы. При случаях упадка производства или сельского хозяйства, то идет моментальный спад налогов, спад экономического потенциала страны, падение бюджета, а бюджет строит основу всей экономики. Из этого делаем вывод, что роль налогов очень велик, а также что между собой тесно связаны производство, налоги, бюджет[V3] . Используемая литература: -100 вопросов и ответов по экономике -«Экономика» Липсиц -«Введение» Райзберг
[V1] [V2] [V3]