Каталог :: Экономика

Реферат: Организация ценообразования в РБ

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
                             Реферат на тему:                             
                        «Организация ценообразования в РБ                        
                          в системе рыночной экономики»                          
                               По предмету:                               
     

«Микроэкономика»

Выполнил: Фак-тет: «учетно-финансовый» Спец-ть: «финансы и кредит» Группа: СОДЕРЖАНИЕ: 1. Экономическое содержание цены. 2. Формы государственного ценового регулирования. 3. Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирую­щее положение на товарных рынках 4. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Формы государственного ценового регулирования за рубежом. 5. Методы ценообразования основанные на издержках производства. 6. Лит-ра Экономическое содержание цены. Факторы, определяющие уровень и динамику цен Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга.. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регу­лятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу. Теоретически и практически товарный дефицит вы­зывает рост цен, а товарный избыток - их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно сни­жаются, нормируя таким образом предложение. Высокие цены слу­жат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увели­чение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресур­сов, труда, ценных бумаг и т. д.) с помощью равновесных цен. Цены обслуживают все уровни управления экономики и игра­ют активную роль в сферах микро- и макроэкономики. На микро­уровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприя­тия. Экономика любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или для внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продав­цами различных видов продукции и услуг. На макроуровне цена формирует структуру экономики, спо­собствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями на­родного хозяйства, производственной и непроизводственной сфе­рами и т. д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рын­ке становится дефицитной, т. е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается и цены посте­пенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно меняющимся запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление и расширяется производство, а при ее падении - увеличивается потребление, сокращается произ­водство и уменьшаются излишние запасы. Таким образом, в усло­виях рыночного ценообразования экономика все время структур­но совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие. Вместе с тем цены, в свою очередь, нередко используются го­сударством для регулирования ряда экономических процессов, проведения социальной политики. Многие государства мира прак­тикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые това­ры, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них. Играя -исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций: балансирующую, планово-учетную, распре­делительную и перераспределительную и информационную. Ба­лансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и пред­ложением. Планово-учетная функция означает, что цены исполь­зуются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляет­ся учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей. Распределительная функция состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. При значитель­ных отклонениях цен от нормальной стоимости, когда отдельные товары имеют относительно низкие цены или предоставляются бесплатно, а другие отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчисле­ний во внебюджетные фонды), усиливается перераспределитель­ная функция цен. Значительные перераспределительные процес­сы в экономике негативно влияют на развитие, поскольку не от­ражается ее объективное состояние и снижается эффективность управления. Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и ры­ночных ценах. Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием двух групп факторов - внутренних и внешних (рис. 1.1). Внутренние факторы, т. е. факторы микроэкономиче­ского уровня зависят от деятельности самого предприятия, фир­мы. Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникаль­ными достоинствами и способами его обработки непременно будет иметь более .высокую цену, отражающую его качество, техничес­кий уровень. Способ производства определяет серийность выпус­ка продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и инди­видуального производства имеет более высокую себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства отлича­ются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены. При частых и интенсивных технологических изме­нениях товар будет иметь более высокую цену. Ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость дифференциации цен, приспособления их к различным категориям покупателей. Цена теснейшим обра­зом связана с жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле, и от­носительно низкую - при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла това­ра в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж. Ощутимое влияние на цену оказывает длительность цепочки "производитель - потребитель", используемые каналы распреде­ления, посредники. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутрен­нем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама товара, его продвижение на рынок позволяют устанавливать более высокие цены. Рассмотрим подробнее состав отпускной цены товара, или услуги, работ, т. е. цены, используемой в расчетах между субъек­тами хозяйствования с учетом действующей системы налогообло­жения (рис. 1.4.). Налогом на добавленную стоимости (НДС) облагается сто­имость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, ма­териалов и приравненных к ним затрат при производстве това­ров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добав­ленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если ос­новная ставка НДС составляет 20%, то на социально значимую продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от налога. Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос (ликеро-водочные, табачные изделия, автомобильный бензин и др.). Ставки акцизов дифференцированы по видам товаров и устанав­ливаются в абсолютной сумме на физическую единицу (специфи­ческая ставка) или в процентах к цене товара (адвалорная ставка). Транспортные расходы по доставке продукции выделяют са­мостоятельно, если продукция перемещается дальше станции ее отправления. Это связано с тем, что по действующему законода­тельству транспортные расходы по доставке продукции до стан­ции отправления включаются в ее себестоимость. В качестве самостоятельного элемента отпускной цены высту­пают отчисления в целевые бюджетные фонды местных Советов депутатов для возмещения расходов по содержанию ведомствен­ного жилого фонда. Их ставки в процентах различаются по адми­нистративно-территориальным образованиям республики. В связи с непаритетом цен на закупаемую сельскохозяйствен­ную" продукцию и продукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству, а также недостаточностью бюджетных ас­сигнований на решение первоочередных проблем села, начиная с 1995 г. в цену продукции (работ, услуг) предприятий всех отрас­лей и сфер деятельности (кроме сельскохозяйственных предприя­тий и предприятий потребительской кооперации) включаются также отчисления в республиканский фонд поддержки произво­дителей сельскохозяйственной продукции. В формировании цен товаров и услуг на отдельных рынках могут иметь место особенности в составе цен, которые рассматри­ваются в следующих главах. 1.5. Либерализация цен в Республике Беларусь В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отно­шениям ценовая политика, принципы формирования и регулиро­вания цен становятся важными сферами экономических преобра­зований. Серьезные задачи предстоит решить в области преодоле­ния инфляции. Республика стоит перед проблемой выхода из кри­зиса, трансформации экономической системы с учетом собствен­ной специфики и опыта других стран мира. Переход к свободному ценообразованию (либерализации цен) в Беларуси начался еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. С этого времени предприятиям было разрешено формировать сво­бодные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного вли­яния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, из­делия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и некоторые другие). Следующий этап либерализации цен начался в апреле 1991 г., когда был значительно расширен перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического назначения и 25% то­варов народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного конт­роля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие. Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производ­ственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транс­портом, основные услуги связи. В дальнейшем процесс либерализации цен развивался посте­пенно в сторону увеличения доли: свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993 г. стали реализовываться населению по свободным ценам такие продукты питания, как баранина, мясо птицы, лике-ро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на сво­бодные цены были переведены основные продовольственные това­ры, такие как свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством. Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприя­тий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами (табл. 1.1). Это показа­ло, что сама по себе либерализация цен без проведения достаточ­но жесткой бюджетно-финансовой политики, институциональных преобразований не может решить всех накопившихся проблем и способствовать формированию экономики нового типа. Инфляци­онные процессы стали сочетаться с падением производства, по­скольку предприятия получили возможность достигать своих це­лей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повыше­ния цен. Ситуация потребовала корректировки курса реформ в части сдерживания либерализации цен. Действующее сегодня законо­дательство в области регулирования цен в республике представ­ляет собой сочетание централизованного управления процессом ценообразования с политикой сдерживания цен на местном уров­не управления. Республиканские министерства устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает йены на сырую нефть, природный и сжи­женный газ, нефтепродукты, электроэнергию, продукцию оборон­ного значения, поставляемую по клирингу в другие государства СНГ, водку белую, квартплату и некоторые другие товары. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи и информатики, здра­воохранения, культуры и печати, жилищно-коммунального, лес­ного хозяйства. Центр тяжести в регулировании цен переместился на местный уровень управления. Облисполкомам и Минскому горисполкому дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые субъектами хозяйство­вания на их территории. Возможность ограничивать цены на про­дукцию подведомственных предприятий получили также мини­стерства ц ведомства, что сыграло положительную роль в сдержи­вании темпов их роста. Введение свободного ценообразования способствовало в значи­тельной степени устранению имевшихся ранее диспропорций в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продо­вольственные товары и потребительские услуги, которые длитель­ное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги (табл. 1.2). Основными направлениями социально-экономического разви­тия республики на 1996-2000 гг. предусмотрено, что в этот период ценовая политика будет базироваться на гибком использовании элементов свободного формирования цен и их частичного госу­дарственного регулирования. Ее основная цель - обеспечение от­носительного паритета цен во всех звеньях экономики. Степень государственного влияния будет зависеть от вида товаров, их со­циальной значимости, состояния конкурентной .среды. Преиму­щество будет отдано косвенному регулированию через механизмы налоговой, таможенной, амортизационной политики и другие меры. Формы государственного ценового регулирования. Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания сво­бодного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограни­чивая тем самым рыночное равновесие. Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регули­рования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и, таким образом, вли­яющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенство­ванию механизма хозяйствования, в частности такие, как приня­тие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, пре­доставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефи­цита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности. Мировой практикой на­коплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен,, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с не­посредственным (прямым) их регулированием. Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максималь­ных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового по­толка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время вой­ны, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т. п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавли­ваемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд про­блем в экономике (рис. 2.2). Они формируют так называемый рынок продавца, диктующе­го свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита про­дукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях рав­новесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в ко­нечном счете ведет к усилению разбалансированности экономи­ки, появлению новых проблем. Практика использования полити­ки "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях. Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью не допу­щения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельхозпро­дукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако уста­новление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описан­ной выше ситуации, формируется рынок покупателя (рис. 2.3). На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > q1) которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т. п.). Уровень потребления в условиях прове­дения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2). Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавли­ваются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким обра­зом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от поло­жения равновесной цены (рис. 2.4). Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную про­дукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается здесь путем маневрирования буферны­ми запасами. При этом, если предложение превышает спрос на­столько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начина­ют скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реаль­ных сделок повышаются до их допустимого максимального пре­дела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридо­ра" позволяет сочетать как прямые, так и косвенные формы регу­лирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъ­юнктуры рынка. Ценовое регулирование деятельности монополий Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирую­щее положение на товарных рынках. В мире известны две модели поведения с целью преодоления высоких цен, ус­танавливаемых монополиями. Зарубеж­ная теория и практика показывает, что высокие цены и нормы прибыли сегод­няшних монополистов побуждают дру­ гие предприятия и новых инвесторов к проникновению на такие рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правитель­ство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия, в усло­виях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресур­сы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различ­ные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая поли­тика увековечивает монополию, устраняя возможности для появ­ления конкурентов. Разумеется, первая модель относится к хорошо функциониру­ющему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в республике, доставшаяся нам в наследство с прежних времен, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формиру­ется, недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, от­сутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предло­жения и ограничения спроса. На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще до­статочно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать регулирование цен 1 на продукцию естественных монополий и ряда искусственных. К 'естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продук­ции достигаются при сосредоточении производства на единствен­ ном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях яв­ляется экономически нецелесообразным, так как ведет к повыше­нию удельных издержек (электроэнергетика, связь, железнодо­рожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение). Деятельность ес­тественных монополий регулируется в большинстве зарубежных стран с тем, чтобы предупредить с их стороны монопольное завы­шение цен и сокращение объемов производства. -В этой части ан­тимонопольное законодательство должно иметь целью обеспече­ние доступности для потребителей товаров (услуг) таких предпри­ятий за счет определения экономически обоснованных цен, по­зволяющих осуществлятъ развитие субъектов естественных монополий. На этапе переходной экономики необходимо не только сохра­нить, но и ужесточить регулирование цен на продукцию естествен­ных монополий. Эти предприятия находятся в собственности го­сударства и их деятельность должна подвергаться действенному и эффективному контролю. Прежде всего такой подход касается формирования издержек. В последнее время оказалась разрушен­ной многие годы создаваемая система управления затратами на производстве. Практически отсутствуют экономически обоснован­ные нормы расхода различных ресурсов, что ведет к увеличению себестоимости, включению в нее необоснованных издержек, обра­зованию диспропорций в структуре затрат, распределения прибы­ли. Поэтому необходимо вернуться к системе жесткого нормирова­ния ресурсов, планированию ресурсосбережения и снижения себе­стоимости продукции, в первую очередь, на таких предприятиях. Длительность процесса приватизации и разгосударствления в национальной экономике вызывает необходимость регулирования деятельности искусственных монополий. Для выбора форм регу­лирования необходима значительная аналитическая работа. Преж­де всего важно выяснить, способен ли рынок той или иной про­дукции функционировать нормально: поступает ли свободно им­порт из других стран или регионов, могут ли потенциальные уча­стники рынка свободно выходить на него в ответ на ценовые сиг­налы, активно ли противодействует антимонопольное ведомство поведению крупных предприятий. Если эти условия соблюдают­ся, то скорее всего свободные высокие цены будут способны при­влечь новых производителей, а потребители получат выигрыш в долгосрочном аспекте за счет конкуренции. ходимую информацию для корректировки политики ценообразо­вания в сложный переходный период. Достижению той же цели способствует проведение ценового мониторинга, который осуще­ствляется как органами ценообразования, так и службами госу­дарственной статистики. Современный ценовой мониторинг включает наблюдение за ценами производителей продукции по отраслям промышленнос­ти, потребительских цен на товары народного потребления, тарифов на производственные и непроизводственные услуги, пропор­ции в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продук­цию (паритет цен), сопоставление национальных цен с ценами на аналогичную продукцию других государств и др. Собираемая информация крайне необходима для выработки государственной экономической политики по социальным вопросам, проблемам развития агропромышленного комплекса, внешнеэкономической деятельности страны и т. д. Регулирование цен и доходов населения Важнейшим аспектом регулирования экономики на переход­ном этапе являются пропорции, складывающиеся между темпами роста потребительских цен и доходами населения. Последователь­ная либерализация цен и сопутствующая ей инфляция ведут к снижению покупательной способности населения, создают труд­ности для его жизнедеятельности (табл. 2.1). Если в декабре 1991 г. на одну среднемесячную зарплату мож­но было купить один телевизор или холодильник, то в декабре 1997 г. для этого уже требовалось около трех среднемесячных зарплат, что свидетельствует о значительном снижении реальных доходов населения. Государственное регулирование доходов населения с учетом роста потребительских цен осуществляется в основном двумя пу­тями: * периодическим пересмотром минимальной заработной платы по мере изменения минимального потребительского бюджета; * индексацией доходов населения. Минимальная заработная плата, являясь нормативом, опре­деляющим минимально допустимый уровень денежных и нату­ральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу, представляет собой минимальную цену рабочей силы. Она служит основой для установления размера тарифной ставки пер­вого разряда и дифференциации оплаты труда по профессиональ­но-квалификационным группам работников. В 1992 г. в республике введена Единая тарифная сетка (ETC). Она построена в виде шкалы тарификации и оплаты труда работ­ников всех отраслей экономики, от рабочих низшего уровня ква­лификации до руководителей высших органов власти. Примене­ние ее имеет обязательный характер для бюджетных учреждений и рекомендательный для хозрасчетных предприятий и организа­ций. Вместе с пересмотром минимальной заработной платы про­порционально изменяется оплата труда работников разного уров­ня квалификации по ETC. Предусмотрено, что государственные предприятия, уровень тарифной ставки первого разряда которых превышает установленный ее уровень по ETC, дальнейшее повы­шение заработной платы осуществляют только в прямой зависи­мости от роста объемов производства и реализации продукции, повышения эффективности хозяйствования. В привязке к минимальной заработной плате определяются цены на некоторые услуги (например, образовательные), государ­ственные пошлины, пособия, штрафы. Вместе с ее изменением корректируются их размеры. Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потре­бительские товары и услуги реализуется в республике в соответ­ствии с Законом "Об индексации доходов населения с учетом ин­фляции". При этом используется наиболее распространенный по­казатель инфляции - индекс потребительских цен (ИПЦ). Он оп­ределяет изменение во времени стоимости фиксированного набо­ра товаров и услуг, обычно потребляемых населением. ИПЦ рассчитывается органами статистики республики по методологии, соответствующей международным стандартам по фик­сированному набору ("потребительской корзине"), включающей около 300 из 293 наименований потребительских товаров и услуг. Для расчета используется следующая информация: * индексы средних цен на потребительские товары (услуги) — представители, входящие в набор; * фактически сложившаяся в предыдущем году структура по­требительских расходов населения, установленная на основе бюджетных обследований домашних хозяйств. Сводный ИПЦ определяется по формуле Индексы потребительских цен систематически определяются в целом по республике, по каждой из областей и Минску за ме­сяц, к моменту предыдущей индексации, нарастающим итогом с начала года, а также нарастающим итогом к среднегодовому уров­ню цен базисного года. Право граждан на индексацию наступает в том случае, если индекс потребительских цен к моменту предыдущей индексации превысит пять процентных пунктов. Установлены следующие нор­мативы индексации доходов населения на каждый процентный пункт роста потребительских цен для различных частей дохода: в пределах двукратного размера минимальной заработной платы -1,0; от двукратного до четырехкратного размера минимальной за­работной платы — 0,5. Часть дохода, превышающая четырехкрат­ный размер минимальной зарплаты, индексации не подлежит. Таким образом индексация защищает прежде всего интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов. Пример. Определить по месяцам выплаты, частично возмещающие работнику потери, вызванные ростом потребительских цен и общий, его доход. Оклад работника бюджетной организации в январе месяце составил 800 тыс. р. Минимальная заработная плата - 200 тыс. р. Изменение потре­бительских цен по месяцам и расчет дополнительных выплат работнику за период в связи с инфляцией отражены в приведенной ниже таблице. Сумма индексации составила за: март - 30,6 тыс. р. (200 тыс. р. • 2 • 5,1/100) 1,5; май - 62,4 тыс. р. (200 тыс. р. • 2 • 10,4/100) 1,5. В остальные месяцы доход работника не индексировался, поскольку индекс цен к моменту предыдущей индексации не превысил пять пунктов. Индексируются основные виды доходов в виде заработной пла­ты, начисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, пенсий, пособий, стипендий, оплаты ос­новных и дополнительных отпусков. Источниками выплат по индексации являются средства бюджета для работников бюджет­ных организаций, студентов, пенсионного фонда - для пенсионе­ров, собственные средства хозрасчетных предприятий и организа­ций — для своих работников. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Формы государственного ценового регулирования за рубежом. Современное рыночное хозяйство невоз­можно представить без активной эконо­мической роли государства. Практичес­ки во всех зарубежных странах действу­ют механизмы государственного вмешательства в экономику, хотя его конкретные формы, инструменты и рычаги порой существен­но различаются. Большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законо­дательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Изучение опыта ценообразования в зарубеж­ных странах необходимо для определения возможностей его использования при формировании ценового механизма в республи­ке в условиях переходного периода. Современное государственное регулирование цен в зарубеж­ных странах весьма противоречиво. С одной стороны, государ­ственные институты стремятся сдержать инфляцию, оказываю­щую отрицательное воздействие как на внутренние, так и вне­шние экономические процессы. С другой стороны, выражая инте­ресы крупных компаний, государство различными средствами обеспечивает их защиту. Си­стема цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика Китая, поскольку основой ее по-прежнему остается государственная собственность. Формирование реформы цен показало опасность несогласованности в проведении всего комплекса рыночных преобразований. Дальнейшая либерализа­ция цен" связывается сейчас с процессом существенных измене­ний в положении крупных и средних государственных предприя­тий. Следует обратить внимание на гибкость политики ценообразования в Китае, позволяющую реагировать на оперативные кор­ректировки курса реформ в зависимости от происходящих на прак­тике изменений в хозяйственной жизни. Эта политика дает воз­можность не допускать ухудшения ситуации до критического уров­ня, сохраняя стабильность как базу для будущих преобразова­ний, даже если это ведет к некоторому отходу от курса реформ. Методы ценообразования основанные на издержках производства. Основу методологии ценообразования составляют методы обо­снования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах (рис. 3.1). Одним из наиболее распространенных методов ценообразова­ния, ориентированных на издержки производства в отечествен­ной практике, является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции до­бавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги, отчис­ления во внебюджетные фонды, непосредственно увеличивающие цену. Расчет при этом можно выразить формулой где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль в расчете на единицу товара; Н - косвенные налоги и отчисления в цене това­ра. Пример. Производственное объединение "Горизонт" производит те­левизоры. Нормальные условия для работы предприятию обеспечивает при­быль в размере 30% на вложенные затраты. Налоги, установленные зако­нодательством, составляют 20% цены, по которой продукция реализует­ся потребителю. Себестоимость новой модели телевизора - 12000 тыс. р. Исходная цена, рассчитанная затратным методом, составит 19500 тыс. р. Цена = [12000 тыс. р. + (12000 тыс. р. 30/100)]/(100 - 20)-100= = 19500 тыс. р. Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во- первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спро­се. Поэтому затратный метод считается достаточно простым. Во-вторых, по мнению специалистов, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупате­лям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в отечественном ценооб­разовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоста­вить с ранее выпускаемой и недостаточно известна величина спроса; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуаль­ным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий- моно­полистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некото­рых других случаях. Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктив­ных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат по их сборке или компоновке. Пример. Минский фарфоро-фаянсовый завод производит чайные сервизы, состоящие из заварного чайника, сахарницы и шести чашек с блюдцами. Цена такого набора будет складываться из цен, входящих в набор компонентов, которые рассчитываются отдельно наосновезатратногометода, описанного выше. Метод структурной аналогии эффективен в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных из­делий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). Для того, чтобы установить цену на новый вари­ант изделия определяют структурную формулу цены по ее анало­гу. С этой целью используют фактические (или статические) дан­ные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости ана­логичного товара. Если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материаль­ные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата тру­да), то используя структуру цены (или себестоимости) аналогич­ного товара, несложно рассчитать ориентировочную цену нового. При этом можно использовать следующую формулу: Пример. Производство нового подшипника потребует 300 тыс. р. • затрат на материалы. Поскольку в цехе подшипников выпускается одно­типная продукция, структура цен которой практически одинакова (60% — материальные затраты, 30% - заработная плата, 10% - остальная часть цены), определим возможную цену нового изделия, которая составит 500 тыс. р. (300 тыс. p./60*100) ЛИТЕРАТУРА: 1. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. <АСА>, Киров 1998. 2. Полещук И.И. Ценообразование и маркетинг. <Мисанта>, 1997. 3. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. <БГЭУ>, 1998. 4. Велалта М.Ф. Цены на сырье: рынки и анализ. <Финансы, учет, аудит>, 1994. 5. Ресурсы интернет.