Каталог :: Экономика

Курсовая: Доходы предприятия

       Санкт – Петербургский Государственный Институт Сервиса и Экономики       
          Кафедра “Экономики, организации и планирования производства”          
                             Курсовая работа                             
                    По курсу “Экономика предприятия сервиса”                    
                                                                          
                                                                          
                    Тема: “Доходы предприятия”                    
Допущен к защите
Дата
Подпись
Оценка
                                                                Выполнил:
                                                                  Чиркунов А.В.,
                                                            721 гр., спец. 0608.
                                                    Руководитель проекта:
                                                                   Левитина И.Ю.
                                    2000 год.                                    
     
     
       Санкт – Петербургский Государственный Институт Сервиса и Экономики       
          Кафедра “Экономики, организации и планирования производства”          
                   Задание на курсовую работу по курсу                   
                     “Экономика предприятия сервиса”                     
              студенту 721 группы специальности 0608 Чиркунову А.В.              
                   Тема курсовой работы: “Доходы предприятия”                   
                     Содержание работы:                     
Введение.......................................................................3
Экономическая сущность формирования и распределения доходов предприятия.    6
     Источники получения доходов для предприятия......................6
     Распределение доходов предприятия................................9
     Регулирование дохода............................................10
Основные направления повышения эффективности производства в условиях перехода
к рыночной
экономике....................................................................
.......................................................................... 13
     Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной
экономики.             13
     Пути повышения рентабельности производства......................15
     Проблемы совершенствования механизма формирования и распределения доходов
предприятия.
...............................................................................................................................................................................................
17
Заключение....................................................................20
Практическая часть............................................................22
     Задача 1........................................................22
     Задача 2........................................................30
Список использованной литературы..............................................32
     
      

Введение.

В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы – руководством к действию. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Россия, вставшая на путь трудных реформ, сталкивается с множеством проблем. Одна из них – непрофессионализм в сфере управления, преобладание неквалифицированных руководителей на предприятиях всех уровней, стремление управлять методами, свойственными административно- командной системе. Рыночные отношения, предусматривающие плюрализм форм собственности, право на полную хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в формировании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли, выхода на внешние рынки, создают объективные экономические условия и вызывают необходимость применения рыночных методов управления (и, прежде всего использования всего потенциала современного менеджмента) в деятельности предприятий. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», прямо указывает, что «.конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.». Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий, учитывающая приоритеты, специфику и менталитет России. Современная теория и практика менеджмента приобретает для России особое значение с двух точек зрения. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях – одна из первоочередных задач и один из главных резервов их хозяйственного благополучия. Далее широкий выход отечественных предприятий на мировые рынки обуславливает необходимость глубокого изучения и знания международной практики менеджмента. И теория, и практика убеждают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием предприятия в рыночных условиях. Заметим, что современное управление всегда должно носить системный характер. Как известно, система управления представляет собой комплекс действий, требующийся для обеспечения согласованной совместной деятельности людей, а также совокупность осуществляющих управление звеньев и связей между ними. Самая большая ошибка многих российских предпринимателей заключается в недооценке ими финансового менеджмента (управления финансовыми потоками). Некоторые предприниматели объясняют это особой сложностью финансовых проблем, а потому делегируют свои полномочия подчиненным. Такая позиция ошибочна: никоим образом нельзя не направлять, не контролировать самостоятельно денежные потоки как поступающие, так и исходящие. Именно в движении этих потоков и концентрируется, реальный результат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышения результативности бизнеса, поиск которых ведет предприниматель. Поэтому отечественному предпринимателю, прежде всего, необходимо освоить все основные принципы и подходы управления финансами, хорошо в них разбираться, иначе он обречен на не успех. Таким образом, проблема овладения всем потенциалом финансового менеджмента, всеми его секретами – это вопрос жизни и смерти бизнеса, особенно в специфических условиях российского рынка. Происходящие в нашей стране рыночные изменения делают насущной необходимостью приобретать и эффективно применять опыт хозяйствования в новой обстановке. Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке. В приспособлении к требованиям конкретных рынков очень важным является предвидение, оценка уровня качества технико-экономических параметров продукции, ее цены, сроков поставки. Причем это необходимо делать заранее, еще на стадии разработки новой продукции, модернизации, усовершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цикла. Очень важно иметь всю необходимую деловую информацию и для разработки сбытовой политики. Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений, в том числе в финансовой области. Это ни в коем случае не догматическое, а очень динамичное многоплановое явление, проявление которого постоянно корректируется в соответствии с конкретными условиями. Как только менеджмент отстает от реальных потребностей рыночной обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям. Управленческие решения, разработанные одним предприятием и хорошо себя у него зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже очень опасными для другого. Многовариантность решений и ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляет основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны: · Стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом; · Широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений; · Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; · Ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации; · Использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; · Изменение функции планирования от текущего – к перспективному; · Выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия; · Упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы; · Оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов; · Максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ; · Привлечение всех сотрудников к управлению фирмой; · Осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений; · Опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения; · Проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения; · Способность разумно рисковать и управлять риском; · Возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой. Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике – решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности с всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. Экономическая сущность формирования и распределения доходов предприятия.

Источники получения доходов для предприятия.

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для: 1) определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; 2) разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности; 3) разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа. Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на: · основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия); · финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.); · чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия). Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов. Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели: Показатели доходов и прибыли: a) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия; b) валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия; c) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации; d) прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др. e) прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности; f) чрезвычайные прибыли; g) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям; h) чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании. Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции» свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения в производственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокое значение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом. Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации. Самый хороший менеджер мало чего сможет добиться на рынке, если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Российская практика дает этому множество подтверждений. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в наших современных условиях. Поскольку о привлечении и использовании денежных ресурсов на короткие сроки (оборотных средств) речь пойдет ниже, прежде всего остановимся на денежных затратах с длинным циклом освоения – инвестициях и капиталовложениях. При создании своего предприятия предприниматель авансирует будущее производство. Продукция еще не произведена и, естественно не реализована, а определенные средства и имущество уже вложены в формирование производственной структуры. Авансирование осуществляется в виде формирования уставного капитала, имущества и денежных средств, позволяющих приступить к реализации проекта, лежащего в основе создаваемого предприятия. Речь далее идет о расширении уставного капитала и реализации инвестиционных проектов. Инвестиционные операции, как известно, - операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. В коммерческой практике различают следующие типы таких инвестиций: · инвестиции в физические активы, которые чаще называют инвестициями в реальные активы (производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года); · инвестиции в денежные активы (депозиты в банках, облигации, акции и другие права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц); · инвестиции в нематериальные (незримые) активы (ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретение лицензии и т. п.). Проблема привлечения со стороны инвестиций, способных создать мощный импульс для финансового хозяйственного развития предприятий, волнует сегодня большинство отечественных предпринимателей. Инвестиции нужны всем, однако получает их далеко не каждый. Для финансирования основных средств краткосрочный банковский кредит является исключением, а не правилом, поскольку связанный с ним риск чрезвычайно велик. Кроме того, предприятиям приходится учитывать условия, на которых оно получает инвестиции, так как если деньги получены на невыгодных условиях, предприятие рискует понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротом. С точки зрения получаемой по привлекаемым средствам отдачи для инвестора инвестиции могут разделяться на: · Субсидии, гранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются предприятия приоритетных направлений в экономике. Это – наиболее предпочтительные инвестиции для развития. · Денежные средства с фиксированной суммой процента, которые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (акционерных обществ и государства), привилегированных акций (акционерных обществ открытого типа). По каждому из заемных средств выплачивается определенный процент, который устанавливается для кредита – в договоре займа, а для облигаций и привилегированных акций – в проспекте эмиссии. · Привлеченные средства, на которые выплачивается дивиденд (дивиденды выплачиваются пропорционально вложениям в уставной фонд). При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала и прежде всего определить, наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества (гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с варрантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода. Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышенная доходность. Тогда к ним добавляется варрант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованных у него средств и, кроме того, он может еще реализовать свои варранты. В рамках долгового финансирования существует пять основных типов кредита: торговый кредит, который предоставляется одной компанией другой при продаже товара под обещание о его будущей оплате, банковский кредит, предоставляемый банком (или другим финансовым учреждением) предприятию (физическому лицу) с целью финансирования временных потребностей предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия, финансирования временно возросшего количества товарно-материальных запасов, для помощи в финансировании временно возросшего объема дебиторской задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия). Краткосрочные ссуды могут предоставляться коммерческими банками, финансовыми компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие сроки могут быть получены и посредством использования необеспеченных кредитных билетов сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются компаниями, имеющими стабильное положение и высокий рейтинг. Практикуется далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий, сооружений, оборудования и других активов, являющийся по своей природе скорее «основными», а не «текущими» активами. Он может быть необеспеченным, выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга. Инвестиционный кредит может предоставляться лизинговыми компаниями, страховыми компаниями, коммерческими банками, сберегательными банками, трастовыми компаниями, образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами, индивидуальными инвесторами, андеррайтерами – участниками рынка, которые занимаются перепродажей векселей, облигаций и закладных, а также правительственными учреждениями. Личный кредит (потребительский) предоставляется розничным торговцем, банком, финансовой компанией отдельному лицу (например, для покупки им какого-либо товара по отдельному счету в магазинах и при продаже товаров длительного пользования, к примеру, автомобилей или бытовой техники). Применяется также государственный кредит, получаемый различными правительственными учреждениями для выполнения ими своих обязанностей. Получателем ссуды выступают органы власти, правительственные учреждения. Центральный вопрос для менеджера, получающего кредит – в расчете предельной процентной ставки, при которой кредит остается для него эффективным. Наиболее существенную роль среди названных выше источников финансирования, по степени убывания их доли в инвестиционных операциях, играют расширение акционерного капитала, займы, выпуск облигаций. Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой привлечения средств для развития компаний в условиях рыночной экономики.

Распределение доходов предприятия.

Привлечь средства – одна сторона медали. Вторая – особенно важная – использовать денежные ресурсы наиболее эффективно, оборотисто. Как известно, необходимо вовремя возвратить авансированные средства после производства и реализации продукции. Все последующие затраты после авансирования вложения средств именуются инвестированием. Если же вложения в предприятие осуществляется из получаемой в ходе производства прибыли, то подобные вложения принимают форму реинвестирования. Авансирование производства – процесс формирования уставного (т.е. первоначального) капитала, инвестирование производства – добавочные вложения к уставному капиталу, реинвестирование – это дополнительные вложения, осуществляемые из прибыли, получаемой от производства товаров и их последующей реализации. Стоимость авансированного капитала постоянно сохраняется в неизменном размере за счет адекватной компенсации его износа, т.е. за счет адекватной компенсации его износа, т.е. за счет амортизации капитала. Процесс амортизации – это триединый процесс: · списание износа, т.е. уменьшение стоимости используемого капитала; · включение полной величины списания в цену товара, который производится с помощью данного оборудования и предназначен для реализации; · зачисление величины взноса, включенной в цену товара, на амортизационный счет для сохранения величины капитала на прежнем уровне. Размер этого амортизационного счета должен быть эквивалентен сумме вложений или авансированному капиталу. Обесценение авансированного капитала не происходит, поскольку износ компенсируется амортизацией. Однако такая ситуация характерна лишь для функционирующего капитала, т.е. вовлеченного в процесс производства. Капитал, который авансирован, но не вовлечен в процесс производства, обесценивается. Под ликвидностью понимается обратимость капитала в денежную форму в случае возникновения таковой необходимости (например, для погашения долгов). Понятие «неликвид», которое бытует в среде российских деловых людей, означает, что какая-то стоимость не может быть обращена в деньги (например, некачественный товар, который не удается продать). Неликвидные средства, в конце концов, приходится списывать за счет прибыли, что снижает эффективность производства, в чем, естественно, не заинтересован ни один менеджер. В этом смысле самым ликвидным средством являются сами деньги. По своему функциональному назначению капитал, как известно, подразделяется на два крупных составных элемента – капитал основной и капитал оборотный. Средства, вложенные в основной капитал, возмещаются постепенно, частями, в течение достаточно продолжительного периода времени. Причем применительно к каждому элементу основного капитала период возврата вложенных средств будет различен (в зависимости от нормативного срока его использования). В стремлении к успехам предприятию приходится решать великую дилемму финансового менеджмента: рентабельность или ликвидность? – и зачастую жертвовать либо тем, либо другим в попытках совместить динамичное развитие с наличием достаточного уровня денежных средств и высокой платежеспособностью. Дело в том, что ликвидные затруднения и, соответственно, низкие значения коэффициента текущей ликвидности могут свидетельствовать не о финансовом нездоровье и неплатежеспособности, а о динамичном развитии предприятия, бурном наращивании оборота и быстром освоении рынка.

Регулирование дохода.

Величина дохода зависит от цены на продукцию (услугу), установленной предприятием. Сама цена зависит от рыночной системы (контурентная, монополия, etc.), вида продажи (опт, розница, etc.), вида продукции (сезонные колебания цены), региона, etc. Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 20% от оптовой цены. Акцизы – это дополнительный налог на “предметы роскоши”, что и по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия. Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации. Структура цены:
СебестоимостьПрибыль
Оптовая ценаНДСАкциз
Отпускная цена предприятияТорговая наценка
Розничная цена на продукцию (работу, услугу)
Обычно рассматривают две цены: продажную, обеспечивающую изготовителю нормальные условия произвоюства, и минимальную, компенсирую предприятию затраты приминимуме прибыли. Виды цен: I. По сфере использования: · внутренние · внешнеторговые (мировые) II. В зависимости от порядка ценообразования: 1. Свободные (рыночные): · Справочные (по каталогу, etc.) · Базовые (в зависимости от сорта, качества, etc.) · Контрактные (базовые с учетом скидок или надбавок) · Скользящие (устанавливают при заключении долгосрочных контрактов) · Специфические (устанавливают, если есть особые условия в контракте) 2. Регулируемые государством, за счет: · Налогов, льгот, пошлин, акцизов, etc. · Государственных закупок. · Ограничения на воз или вывоз продукции. · Установки предельного уровня рентабельности предприятия. · Прямой фиксации цен. · Установки “потолка” и “пола” цены. III. В зависимости от сферы экономики: 1. Оптовые. 2. Закупочные (по которым продает продукцию сельское хозяйство). 3. Смежные (в строительстве, научной работе, etc.) 4. Розничные. Жесткая фиксация цены и установление границ колебания цены применяется государством только в отношении социально значимой продукции. При прииенении этих ограничителей может возникнуть как излишек (что ведет к сокращению производства), так и дефицит (который ведет к образованию черного рынка с реальными ценами). Можно хорошо потрудиться на рынке, заработать много денег и лишиться их основной части не из-за нападения гангстеров, а в результате необходимости платить чрезмерные налоги. Не надо проводить каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному повышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные потери предприятия. В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу. При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30- 35% предпринимательского дохода. В свою очередь, явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, получило название эффекта Оливера-Танци. В то же время нельзя сказать, что государство не ищет пути для выхода из создавшейся ситуации. Путем введения льгот для предприятий, государство предпринимает попытки снизить налоговое давление. Льготы для каждого предприятия индивидуальны и зависят от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими. Большинство отечественных предприятий систематически испытывают колоссальные финансовые трудности. Российское налоговое законодательство не отличается либеральным подходом к предприятиям, испытывающим финансовые затруднения. На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными. Однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям. Основные направления повышения эффективности производства в условиях перехода к рыночной экономике.

Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики.

Основные факторы повышения эффективности производства – это техника, технология, организация производства. Техника (машины, механизмы, автоматизированные системы управления производством и т. п.) позволяет механизировать и автоматизировать производство. Принято различать частичную и комплексную механизацию и автоматизацию. Частичная механизация – первоначальная форма механизации, которая характеризуется заменой ручного труда машинами на отдельных процессах производства, главным образом на основных. При комплексной механизации производства ручной труд отсутствует. При частичной автоматизации отдельные операции и процессы производства осуществляются автоматическими машинами, механизмами и оборудованием без участия человека. Эти орудия труда работают среди обычных, неавтоматизированных машин, не образуя взаимодействующей системы. Наиболее эффективные станки-автоматы, гибкие производственные системы в отдельных случаях повышают производительность труда в 5 – 10 раз, и даже в 20 раз. В результате этого уменьшаются издержки производства, повышается рентабельность производства и качество продукции. Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на экономические показатели (прибыль, рентабельность продукции, издержки производства и др.). Поэтому экономисту необходимы достаточные знания современных технологических процессов, а инженеру знания в области экономики. Организация производства – это совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени и пространстве средств труда, в целях эффективного ведения производственных процессов и в целом предпринимательской деятельности. Характер и структура производства зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства, применяемых орудий труда, предметов труда и технологических процессов. Правильно организованное производство строится на следующих основных принципах: специализации, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности и ритмичности. Специализация производства – это сосредоточение выпуска конструктивно и технологически подобной продукции массового спроса. Конструктивное и технологическое подобие создается с помощью широкой унификации. В самом общем виде унификация – это сведение многообразия к рациональному единообразию с некоторым конструктивным улучшением объекта унификации. Пропорциональность – сочетание производственных мощностей всех подразделений производства. Она позволяет выпускать продукцию в нужных количествах, номенклатуре, ассортименте и комплектности в установленные сроки. Параллельность – одновременное выполнение операций и стадий производственного процесса. Этот принцип позволяет создать широкий фронт работ по изготовлению конечного продукта. Непрерывность – организация производства, при которой одна операция следует за другой без перерывов во времени внутри смены, между сменами, внутри операции и между операциями. Прямоточность – рациональная организация перемещения продукции в процессе производства; обеспечивает кратчайший путь движения изделия от одного этапа (стадии операции) изготовления к последующему. Ритмичность – выпуск продукции в равные промежутки времени одинакового или возрастающего количества повторяющихся изделий. Производственный процесс, построенный на основе соблюдения вышеназванных принципов, считается рациональным. В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных. Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%, развитых стран 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно- обслуживающего персонала. Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата. Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др. Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий. Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов. При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства. В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня. Проблема безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства, с одной стороны, убыточности и банкротства – с другой, многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности являются как нельзя более актуальной. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства. Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Пути повышения рентабельности производства.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью. Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов. Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико- экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Методика анализа общей рентабельности: 1. По факторам эффективности; 2. В зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов. Балансовая (общая) прибыль – это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: · оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; · выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно – хозяйственной деятельности предприятия; · вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия. Оптимальным дополнением к показателям прибыли и рентабельности явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнение ориентировало бы первичное звено на осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшее использование основных фондов и производственных мощностей, а в итоге – на снижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы и рост объема производства, в результате которого относительно уменьшается удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции. Следует также заметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений, ликвидации дефицита, монополии отдельных производителей у предприятий останется лишь один путь увеличения прибыли – увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.

Проблемы совершенствования механизма формирования и распределения доходов предприятия.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворяет потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты меньше, чем полученная выручка, т. е., когда предприятие работает с прибылью. В этом смысле и говорится, что прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом. В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде: P = W – (З + Н + Ш), Где Р – прибыль предприятия, руб./год, W – выручка от реализации созданной продукции, руб./год; З – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год; Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб./год; Ш – штрафные санкции, руб./год.
Выручка от реализации определяется по формуле: Где Ni – количество произведенной и реализованной потребителями i -й продукции в натуральном выражении; Ci – цена реализации i-й продукции, руб.; n – количество позиций реализуемой продукции, шт. Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, - это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни. Предприятие должно уплачивать на первом уровне: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геолого-поисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, гербовый налог, государственную пошлину. На втором уровне – налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бензин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. На третьем уровне – местные налоги: налог на строения, помещения и сооружения, земельный налог, промысловый налог, сбор за регистрацию предпринимательской деятельности физических лиц, налог на рекламу, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор с аукционных продаж и др. Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы: · установление цен, · формирование затрат, · формирование объемов продукции, · выбор номенклатуры и ассортимента продукции. Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, и поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только, в этом случае они могут процветать как производители продукции. Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности. Изучение внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит компании достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Внешняя среда – это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы. В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю. Но, конечно, самое главное в совершенствовании механизма формирования и распределения доходов предприятия – анализ прибыльности. Прибыль – обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления. Финансовое состояние организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области. Анализ финансового состояния обычно проводится методами финансовой ревизии. Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли. В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы. Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке. Долговременный период - такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые. Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Суть различия между периодами состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж. Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца. Средний доход AR (Average Revenue) и цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения. Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.

Заключение.

Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности. Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства. Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма. Стремясь решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала. В этих условиях меняется роль бухгалтерии, в чьи функции входит не только обеспечение текущего учета и составление отчетности, но и анализ финансового положения в целях эффективного управления предприятием. Удовлетворить новые запросы администрации имеет возможность только бухгалтер-аналитик, способный разобраться в экономике предприятия, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, осуществить налоговое планирование. Совершенно очевидно, что финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы управленческого учета. Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии. Расчеты как общей, так и сравнительной экономической эффективности затрат не должны ограничиваться обобщающими показателями. Для всестороннего обоснования и анализа экономической эффективности затрат, выявления резервов повышения их эффективности при принятии окончательных решений следует использовать дополнительные показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта: производительность труда, фондоотдачу, удельные капитальные вложения, экономия сырья, материалов, топлива, энергии, снижение издержек производства, социальные результаты. В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выражением цели производства является национальный доход, то критерий оптимальности для предприятия никак не может совпадать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытекает из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, заключающегося в том, что в планировании необходимо различать экономические системы разного уровня. Предложения о так называемой «системе показателей» нереальны и неэффективны. Действительно, что должно делать предприятие? Следить за выполнением множества отдельных показателей, входящих «систему», или работать раскованно, самостоятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателя экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности по отношению к фондам? Ответ на этот вопрос только один – прибыль и рентабельность.

Практическая часть.

Задача 1.

Условие:
количество приемных пунктов (шт.)5
балансовая стоимость оборудования (тыс. руб.)400
норма амортизации оборудования10%
кол-во выпускаемых изделий (тыс. шт.)2,5
плановая рентабельность27%
планируемый рост выпуска продукции4%

НОРМЫ РАСХОДА НА ОДНО УСЛОВНОЕ ИЗДЕЛИЕ

материалы (руб./шт.)35
комплектующие (руб./шт.)55
зар. плата основная (руб./шт.) 35
зар. плата дополнительная (руб./шт.) 10%
электроэнергия (руб./шт.)4

ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ 1 ПРИЕМНОГО ПУНКТА

аренда помещения (тыс. руб./мес.)5
зарплата приемщицы (руб./мес.)500
коммунальные платежи (руб./мес.)200
освещение (руб./мес.)20
расходы на ремонт (тыс. руб./год)0

ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ

зар. плата ремонтника (руб./мес.)800
запасные части (руб./год)1100
вспомогательные материалы (руб./год)25

ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЦЕХА

арендная плата (тыс. руб./мес.)16
коммунальные платежи (руб./мес.)550
электроэнергия (руб./мес.)50
зар. плата мастера (руб./мес.)1000

ЗАТРАТЫ НА УПРАВЛЕНИЕ

зар. плата директора (руб./мес.)1200
зар. плата бухгалтара (руб./мес.)900
зар. плата уборщицы (руб./мес.)400
оплата телефона (руб./мес.)100
командировачные расходы (тыс. руб./год)2
содержание автомобиля (руб./мес.)650
бензин (руб./мес.)650

ЗАТРАТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ

реклама (тыс. руб./год)8
организация выездного обслуживания (тыс.руб./год)2

НАЛОГИ

социальное страхование40%
налог на прибыль33%
местные налоги (% от объема реализации)4%
На основании исходных данных рассчитать результаты деятельности предприятия: 1. Составить смету затрат на производство. 2. Составить калькуляцию на 1 условное изделие. 3. Определить себестоимость технологическую, цеховую, заводскую, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов. 4. Назначить цену за условное изделие исходя из заданного уровня рентабельности. 5. Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность. 6. Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Смета затрат на производство. Себестоимость – один из важнейших обобщающих показателей деятельности предприятия, который отражает эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, повышение качаства, совершенствования организации труда, производства и управления. Она представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья материалов, топлива, энергии, ОФ, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию. Так как затрат разного вида много, их принято группировать, однако для разных целей группировки разные. Для определения себестоимости отдельного вида продукции используют группировку по статьям калькуляции. Эта группировка отражает состав расходов взависимости от места их возникновения и их направления (производство или обслуживание). Номенклатура и содержание статей калькуляции зависит от технологических и экономических особенностей конкретного производства, места структурного подразделения предприятия в системе управления, особенностей планирования и учета на данном предприятии. Типовая номенклатура для бытового обслуживания: 1. сырье и материалы 2. покупные изделия 3. полуфабрикаты и услуги производственного характера 4. возвратные отходы (вычитаются) 5. топливо и энергия на технологические цели 6. основная зарплата производственных рабочих 7. дополнительная зарплата производственных рабочих 8. отчисления на социальное страхование 9. расходы на подготовку и освоение производства 10. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) 11. цеховые (общепроизводственные) 12. заводские (общехозяйственные) 13. коммерческие (внепроизводственные). На основании перечня расходов составляем смету затрат на производство на год. Последний столбик таблицы и есть смета затрат на производство продукции в целом, однако она не позволяет определить себестоимость одного изделия, кроме случаев производства одного вида изделий. Смета затрат на производство.

Элементы затрат

Прямые

РСЭО

Приемный пункт

Цеховые

Управление

Коммерческие

Итого

12345678

Материалы (тыс. руб.)

87,5087,50

Комплектующие (тыс. руб.)

137,501,10138,60

Вспом. Материалы (тыс. руб.)

0,030,03

Топливо (тыс. руб.)

7,807,80

Энергия (тыс. руб.)

10,001,200,6011,80

Заработная плата (тыс. руб.)

96,259,6030,0012,0030,00177,85

Соц. Страхование (тыс. руб.)

38,503,8412,004,8012,0071,14

Амортизация (тыс. руб.)

40,0040,00

Аренда (тыс. руб.)

300,00192,00492,00

Коммунальные платежи (тыс. руб.)

12,006,6018,60

Прочее (тыс. руб.)

11,0010,0021,00

Итого (тыс. руб.)

369,7514,57355,20256,0060,8010,00

1066,32

Калькуляция на 1 условное изделие. В сфере сервиса каждая услуга уникальна, поэтому часто выбирают некий типовой минимальный набор, который считается условной единицей. Определяют себестоимость данной условной единицы, ее цену, а для определения цены конкретной услуги используют коэффициенты на каждый усложняющий элемент. Если производится расчет на одно условное изделие (услугу), то все необходимые данные у нас уже есть. Пункты 1-8 типовой номенклатуры для бытового обслуживания можно взять из столбца 2 таблицы “Смета затрат на производство”, а пункты 9-13 из типовой номенклатуры для бытового обслуживания – это итоги по столбцам 3-6 этой же таблицы. Необходимо лишь разделить все на планируемое к выпуску количество изделий. Себестоимость технологическая, цеховая, заводская, полная, сумма условно-постоянных и условно-переменных расходов. Существуют разные виды себестоимости по месту возникновения затрат: · Технологическая – сумма затрат на осуществление техпроцесса изготовления продукции, кроме затрат на покупные детали и узлы (зарплата основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, материалы, электроэнергия на технологические нужды, техническое обслуживание, ремонт и амортизация оборудования, стоимость инструмента и приспособлений). · Цеховая – сумма затрат цеха на производство продукции (технологическая себестоимость плюс стоимость полуфабрикатов и услуг других подразделений или предприятий и затраты по управлению и обслуживанию производства в цехе). · Производственная – сумма затрат предприятия на производство продукции (цеховая себестоимость плюс затраты по управлению и обслуживанию производства в пределах предприятия). · Полная – сумма затрат предприятия на производство иреализацию продукции (производственная себестоимость плюс затраты на реализацию продукции). На основании калькуляции можно определить величину себестоимости каждого вида на одно условное изделие. По степени зависимости от объема производства затраты делятся на условно- переменные (пропорциональные) и условно-постоянные (непропорциональные). При росте объема выпуска в натуральном выражении условно-переменные расходы увеличиваются пропорционально, не изменяясь при этом в расчете на каждое изделие. Условно-постоянные расходы наоборот – при росте объема выпуска в натуральном выражении не изменяются (т.е. не зависит от роста объема), но уменьшаются при расчете на одно изделие. Эти зависимости условные, так как действуют лишь при незначительном росте объема выпуска продукции, пока не произошло качественных изменений в нормах расхода на изделие и структуре управления предприятием (которые существенным образом зависят от объемов производства), и соответственно качественных изменений в структуре затрат на производство продокции в целом. Поэтому и затраты называются на условно- переменными и условно-постоянными. В нашей задаче от объема выпуска зависят затраты, которые указанны в расчете на одну штуку. Производство каждого следующего изделия увеличивает общую величину этих затрат, чего нельза сказать об остальных видах расходов. Калькуляция на 1 условное изделие.

Статьи калькуляции

Годовая программа (тыс.руб. на 2,5 тыс. штук)

На 1 изделие (руб.)

Материалы

87,5035,00

Комплектующие

137,5055,00

Энергия

10,004,00

Заработная плата основная

87,5035,00

Заработная плата дополнит.

8,753,50

Соц. Страхование

38,5015,40

РСЭО

14,575,83

Приемный пункт

355,20142,08

Цеховые

256,00102,40

Управление

60,8024,32

Коммерческие

10,004,00

Всего

1066,32426,53

Себестоимость 1 условного изделия.

Себестоимость

На 1 изделие (руб.)

Технологическая

98,73

Цеховая

398,21

Производственная

422,53

Полная

426,53

Условно-переменные и условно-постоянные затраты.

Затраты

Доля в полной себестоимости

На 1 изделие (руб.)

Условно-переменные

35%147,90

Условно-постоянные

65%278,63
Цена за условное изделие исходя из заданного уровня рентабельности. Существуют разнообразные методы определения цены, однако основным остается калькуляционный метод ценообразования, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того получение прибыли. Если рассчитанная цена будет выше сложившейся на рынке, то надо искать пути снижения затрат или отказаться от производства данного вида продукции.

Статьи цены

Цена (руб.)

Себестоимость изделия426,53
Прибыль (рентабельность - 27%)115,16

Оптовая цена

541,69

НДС (20%)108,34

Отпускная цена предприятия

650

Выручка, объем реализации, чистая прибыль, рентабельность на основе установленной цены. Зная доходы и расходы предприятия планируем прибыль и рассчитываем рентабельность производства. Расчет производится в несколько этапов. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации в действующих отпускных ценах без НДС и акцизов (объем реализации – V) и затратами на ее производство и реализацию (С). Балансовая прибыль – результат хозяйственной деятельности предприятия – складывается из прибыли от реализации, увеличенной на величину внереализационных доходов (Двнереал.) и уменьшенной на величину величину внереализационных расходов (Рвнереал.). Пбал = V – С – Рвнереал. + Двнереал. Налогооблагаемая прибыль – балансовая прибыль, скорректированная согласно законодательству на величины льгот, сумм необлагаемых налогом на прибыль, отчислений в резервные фонды и увеличенная на сумму расходов сверх установленных норм. Является базой для исчисления налога на прибыль. Побл. = Пбал. + Ссверхнормативные – РезФонд – Льготы Нприб.обл. * Снприб. Чистая прибыль – балансовая прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль, сверхнормативных расходов и отчислений в резервный фонд. Пчист. = Пбал. – Ссверхнормативные – Нприб. – РезФонд

Выручка (тыс.руб.)

1625
в т.ч. НДС (20%), (тыс.руб.)271

Объем реализации (тыс.руб.)

1354
Прибыль от реализации (тыс.руб.)287,68
Местные налоги (4% от Vреализ.), (тыс.руб.)54,16
Балансовая прибыль (тыс.руб.)233,52
Налог на прибыль (33%), (тыс.руб.)77,06

Чистая прибыль (тыс.руб)

156,46
Оценим эффективность производства, которую характеризует показатель рентабельности. Существуют различные показатели рентабельности: · Рентабельность продукции и услуг – характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции (отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции). · Расчетная рентабельность – показатель, характеризующий доходность работы предприятия в целом (отношение чистой прибыли к суммарным издержкам предприятия, включая внереализационные расходы и налог на прибыль).

Рентабельность продукции

27%

Расчетная рентабельность

13%
Выручка, объем реализации, чистая прибыль, рентабельность для планового года на основе прежней цены. Планируемый рост выпуска продукции – 4%, следовательно планируемый выпуск продукции – 2600 условных изделий. Затраты на производство будут 1081,11 тыс.руб., а себестоимость 1 условного изделия 416 руб.

Статьи цены

Цена (руб.)

Себестоимость изделия415,81
Прибыль (рентабельность - 27%)112,27

Оптовая цена

528,08
НДС (20%)105,62

Отпускная цена предприятия

634

Выручка (тыс.руб.)

1648,40
в т.ч. НДС (20%), (тыс.руб.)274,73

Объем реализации (тыс.руб.)

1373,67
Прибыль от реализации (тыс.руб.)292,56
Местные налоги (4% от Vреализ.), (тыс.руб.)54,95
Балансовая прибыль (тыс.руб.)237,61
Налог на прибыль (33%), (тыс.руб.)78,41

Чистая прибыль (тыс.руб)

159,20

Рентабельность продукции

27%

Расчетная рентабельность

13%

Задача 2.

Условие:

Количесво единиц оборудования (шт.)13
Цена единицы оборудования (тыс. руб.)55
Затраты на монтаж и наладку (%)20%
Мебель и инвентарь для оборудования 1 рабочего места (тыс. руб.)5
Оборудование 1 рабочего места для управленческого персонала (тыс.руб.)12
Количество рабочих мест для управленческого персонала (шт.)4
Планируемый за год расход материала А (тыс. руб.)1080
Поставка осуществляется с интервалом (дней)24
Планируемый за год расход материала Б (тыс. руб.)1332
Поставка осуществляется с интервалом (дней)18
Расход инструмента и запасных частей за год (тыс. руб.)468
Закупка инструментов и запчастей осуществляется 2 раза в год
Страховой запас всех видов (дней)2
Денежный средства на расчетном счете на неотложные нужды (тыс. руб.)191
Стоимостная оценка патента103
Доля первого учредителя (%)70%
Примечания: считать, что предприятие организовывают два учредителя с указанными долями в уставном капитале. Первый учредитель поставляет оборудование, осуществляет монтаж и установку. Второй имеет патент на изобретение, который считается частью взноса в уставный капитал, остальная часть взноса – деньги. Закупка материала А осуществляется в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов год считать за 360 дней. Готовую продукцию планируется отпускать только по пердоплате. Планируется взять кредит в банке сроком на 1,5 года. Сумму определить самостоятельной исходя из разницы необходимых и имеющихся средств. Все расчеты округлять дотысяч рублей. На основании исходных данных рассчитать: 1. Стоимость основных фондов предприятия. 2. Величину затрат на оборудование рабочих мест и управленческого персонала (считать как МБП в связи с малой ценностью). 3. Нормативы всех видов запасов и величину оборотных средств. 4. Величину уставного капитала предприятия. 5. Величину заемного капитала предприятия и источники финансирования. 6. Баланс предприятия. Стоимость основных фондов предприятия. ОФ = Коб * Соб = Коб *об + затраты на монтаж и наладку) ОФ = 13 * (55 + 11) = 858 тыс. руб. Величина затрат на оборудование рабочих мест и управленческого персонала. МБП = Сраб.места * Коб + Супр.места * Купр. мест. МБП = 5 * 13 + 12 * 4 = 113 тыс. руб. Нормативы всех видов запасов и величина оборотных средств. 1. Материал А: hтек. = 12 дней hстрах. = 2 дня hА = 14 дней НА = 1080/360 * 14 = 42 тыс. руб. 2. Материал Б: hтек. = 9 дней hстрах. = 2 дня hБ = 11 дней НА = 1332/360 * 11 = 40,7 тыс. руб. 3. Инструменты и запасные части: hтек. = 90 дней hстрах. = 2 дня hинстр. = 92 дней Нинстр. = 468/360 * 92 = 119,6 тыс. руб. 4. Оборотные средства: ОС = S Н + ден. Средства + МБП ОС = 42 + 40,7 + 119,6 + 191 + 113 = 506,3 » 506 тыс. руб. Уставный капитал предприятия. Первый учредитель вноситсвою долю в размере 858 тыс. руб. (согласно примечанию) – это 70%. Второй учредитель вносит долю в размере 368 тыс. руб. (из них 103 тыс. руб. – патент, а 265 тыс. руб. – деньги). Уставный капитал = 1226 тыс. руб. Заемный капитал предприятия и источники финансирования. Предприятие имеет два источника финансирования: 1. Собственный – уставный капитал. 2. Заемные: · Краткосрочный кредит (согласно примечанию) – 42 тыс. руб. · Долгосрочный кредит (разница между необходимыми и имеющимися средствами) – 199 тыс. руб. Баланс предприятия.

Актив

Пассив

1. Внеоборотные активы

961 тыс. руб.

4. Уставный капитал

1226 тыс. руб.

Нематериальные активы

103 тыс. руб.

Основные средства

858 тыс. руб.

2. Оборотные средства

506 тыс. руб.

5. Долгосрочный пассив

199 тыс. руб.

Запасы

202 тыс. руб.

Денежные средства

191 тыс. руб.

МБП

113 тыс. руб.

3. Убытки

0

6. Краткосрочный пассив

42 тыс. руб.

Баланс

1467 тыс.руб.

Баланс

1467 тыс. руб.

Список использованной литературы.

1. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Экономическая газета. «Экономика и жизнь», № 33, август 1992 г. 2. Экономика предприятия. Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г. 3. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 1997 г. 4. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 г. 5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 1996 г. 6. Финансовое управление компанией. Под ред. Е. В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1997 г. 7. Управление оборотным капиталом. Стоянова А. В., Быкова Е. В. – М.: Перспектива, 1998 г. 8. Экономика и статистика фирмы. Под. ред. Ильенковой С. Д. – М.: Финансы и статистика, 1996 г. 9. Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1996 г. 10. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского – М. Высшая школа, 1994 г. 11. И.Н. Гаврильчак, И.Ю. Левитина – “Экономика предприятий сервиса”, методические указания