Каталог :: Экономика

Курсовая: Инновационная деятельность предприятия

                                СОДЕРЖАНИЕ                                
     ВВЕДЕНИЕ
3
     1.     СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ                         6
     2.     ВИДЫ ИННОВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА 
     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ                                              15
     3.     ВИДЫ ИНННОВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБЪЕМ 
     ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 
     И РЕАЛИЗАЦИИ, МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ
26
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                  38
     ПРИЛОЖЕНИЕ
40
     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,
маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,
страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции,  политология, информатика. Помощь
при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год.  Качественно, быстро,
50% скидки на готовые (обмен). 
     Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54
     http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать
работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно
выгодно обменять свои работы на наши)
                                 ВВЕДЕНИЕ                                 
Вопросы инновационной  деятельности  являются   ключевыми   для большинства
индустриально  развитых стран мира.  Научно-техническая продукция  как
результат  интеллектуальной   деятельности   требует создания   системы
охраны  промышленной  собственности  и  является обязательным атрибутом
развитых стран. Так, технологическая политика США направлена, в том числе на:
создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение
конкурентоспособности продукции;      поощрение развития коммерциализации
технологий;  инвестирование в создание технологий XXI века. В странах
Европейского  союза   стимулирование   инновационной деятельности  вышло  за
национальные  рамки и все в большей степени становиться общей задачей.
Кооперация в исследованиях и разработках дает  возможность  европейским
компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы,
добиваться экономии средств  за счет    расширения    масштабов    и
соединения   технических   и интеллектуальных возможностей.
В государствах - участниках СНГ после 1991  года  удельный  вес организаций,
осуществляющих  разработку  и  внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6
процентов (ранее составлял  60-70)  от  общего количества   организаций  и
продолжает  снижаться.  Открытие  рынка государств - участников СНГ  для
зарубежных  товаров  и  технологий привело  к  падению  спроса  на
национальную  наукоемкую продукцию,  вытеснению ее с  внутреннего  рынка.  В
этих  условиях  организации сокращают   объемы   производства   наукоемкой
продукции,  отдавая приоритет  в  производстве  технически  более  простой  и
дешевой[12].
Происходит снижение объемов производства, основу которого составляют
электронная промышленность,  вычислительная, оптоволоконная техника,
роботостроение, телекоммуникации. Вместе  с  тем  в государствах - участниках
СНГ еще сохраняется ряд  отраслей  экономики,  конкурентоспособных  на
мировом рынке. По отдельным  направлениям  государства  -  участники  СНГ, в
том числе Республика  Беларусь,  находятся  среди мировых лидеров в
разработке фундаментальных    проблем  в  области  физики,  математики,
новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
Инновационная  деятельность  в  республике  находится  в стадии становления.
Принятая    в    1996    году   программа   развития научно-инновационной
деятельности  Республики  Беларусь   позволила заложить  основы
законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие  за
последние годы изменения в экономике страны требуют принятия на
государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической
ситуации. Особенность нашего государства заключается в том,  что мы имеем
достаточно   мощный   научно-технический   потенциал,   значительные
достижения  в  различных  отраслях  науки  и   техники,   заделы   в
фундаментальных    исследованиях.    Беларусь    имеет    уникальную научно-
производственную базу,  использование которой  в  сложившихся экономических
условиях неэффективно.  Ориентация этого потенциала на реализацию  научно-
технических  разработок  в  производстве   крайне слаба. Основными причинами
такого  состояния  являются  экономическая ситуация  в  республике,
отсутствие  у  большинства руководителей и научных  работников  знаний  в
области   менеджмента,   маркетинга, недостаточность  собственных  средств  у
организаций и ограниченные возможности   финансовой   поддержки
государства,    неразвитость финансово-кредитной   системы.
Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики
оказались неподготовленными к работе в новых экономических условиях. Уровень
многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым  для производства
и реализации.  Тем самым возникает опасная тенденция для  экономики  Беларуси
-  потеря  рынков  и  вытеснение отечественных  производителей  товаров  и
услуг.  Темпы  обновления продукции в республике крайне низки.  В странах
Европейского  союза ежегодно  обновляется  до  30 процентов продукции,  в то
время как в Беларуси - 3 процента.  Для того    чтобы   предотвратить
складывающиеся   негативные тенденции, необходима выработка национальной
инновационной стратегии как  центрального  звена  государственной  социально-
экономической и научно-технической  политики.  Стратегия  должна
базироваться   на  долгосрочных  прогнозах,  позволяющих выявить
перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и  производственные
ресурсы  для  их заполнения.
Таким образом, данная тема является актуальной для нашей страны по ряду  причин:
·     Во-первых, скудные запасы природных ресурсов, особенно энергетических;
·     Во-вторых, разрыв между нашим уровнем развития науки и зарубежным, при
достаточно большом объёме научного потенциала[3, c.4].
Объектом исследования является ЗАО «Атлант».
Предметом исследования является инновационная деятельность и
конкурентоспособность производимой продукции ЗАО «Атлант».
Целью работы является не только рассмотрение инноваций и их классификации но,
а также разработка рекомендаций по развитию инновационной деятельности.
Среди задач данной работы можно выделить:
1.  Изучение теоретических основ инновационной деятельности;
2.  Классификация инноваций и их характеристика;
3.  Анализ сложившихся тенденций в организации и управлении инновационной
деятельностью, определение направлений совершенствования.
Материалом для написания данной работы послужила в основном литература
российских авторов, однако следует отметить, что в последнее время данная
проблематика нашла свое развитие и в нашей стране, поскольку каждая вторая
конференция по экономическим дисциплинам, проводимая в Республике Беларусь,
так или иначе затрагивает вопросы осуществления инновационной деятельности и
соответственно управления ей. Кроме того, мы хорошо знаем, что выбранный
Республикой Беларусь путь развития является инновационным.
                  1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ                  
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Термин "инновация" стал
активно использоваться в переходной экономике Республики Беларусь как
самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:
«инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное
решение» и т. п.
Создание производственных систем нового поколе­ния, которые будут работать в
режиме так называемого "нововведенческого конвейера". Суть этого подхода
заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное
внедрение в производство новых, более совершенных изделий, во-вторых, на
неуклонное сокраще­ние всех видов затрат на производство продукции, в-третьих,
на повы­шение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на
выпускаемые изделия. Принято считать, что понятие “нововведение”
является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с
английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова
“введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый
обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “
нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс
                            использования новшества.                            
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает
новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения
новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период
времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение
(инновацию) называется инновационным лагом. В повседневной практике, как
правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация,
что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы
только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к
распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как
нововведения (инновации)[6, c.5].
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,
организационно-технических и социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период
времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его
использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом
последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается
как инновационный процесс [4, c.7].
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат
ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества
(новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов,
основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как
система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой
формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества
формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций),
нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три
основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
     Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и
научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который
распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с
действующими международными, федеральными, корпоративными и другими
законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую),
научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-
конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность
направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные
коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские
подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы,
отечественные и зарубежные  новаторы.
     Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции
называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным
товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого
влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой”
конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой,
недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами
производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала,
рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической
деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно
технической деятельности до нововведения как общественного признания новых
технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс
с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом
процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу
противоположностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим
условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической
деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.
     Рынок капитала (инвестиций).  Трудно найти организацию, которая не хотела
бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или
обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и
т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на
внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей
продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды
вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и
т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного
пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др.
Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня.
Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого
субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный,
оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные
инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более.
В условиях глубокого экономического кризиса государственные источники
финансирования резко сокращаются, поэтому концепцией государственной политики
Беларуси предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих
основных норм инвестиционной политики:
·            На безвозвратной основе из бюджета могут финансироваться только
фундаментальные научные исследования, а также объекты республиканского
значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием
национальной безопасности;
·            Все остальные виды централизованных инвестиций могут
осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
·            Преимущественными формами предоставления государственных
ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных
бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам [3,
c.29-31].
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения
средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. По
экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и
финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты
хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и
другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования
и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток
капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги
[10, c.225].
Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала
(инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем
содержание понятия “инновационная сфера”, определим область
инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и
охарактеризуем основные этапы инновационного процесса.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов,
инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и
организации в целом. На этом инновационный процесс завершается [11, c.10].
Анализ различных определений инноваций приводит  к выводу, что специфическое
содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационный
деятельности  является формирование изменения. Так, австрийский учёный И.
Шумпетер выделил пять типичных изменений:
1.         Использование новой техники, технологии или нового рынка
обеспечения производства (купля-продажа);
2.         Внедрение продукции с новыми свойствами;
3.         Использование нового сырья;
4.         Изменения в организации производства и его материально-техническом
обеспечении;
5.         Появление новых рынков сбыта [16, c.7,8].
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением
инноваций:
                 ФИ – ПИ – Р – Пр – С – Ос – ПП – М – Сб                 
где ФИ –фундаментальные исследования;  ПИ – прикладные исследования;
Р  - разработки;   Пр – проектирование; С – строительство;  Ос – освоение;
ПП – промышленное производство;   М – маркетинг;  Сб – сбыт.
Таким образом, в инновационном процессе целесообразно выделить следующие фазы
(стадии):
-        достижения фундаментальной науки;
-        прикладные исследования;
-        опытно-конструкторские разработки;
-        первичное освоение( внедрение) ;
-        широкое внедрение;
-        использование;
-         устаревание [7, c.15].
Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи
между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, 
который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоя тельность
каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование
(теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Конечно, и каждый
отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен
научной деятельностью, связанной с ФИ.
В связи с этим необходимо выяснить сущность научной работы в данном направлении. 
Научная работа — это исследовательская деятельность, направленная на получение и
переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая
научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением
конкретных прикладных задач
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных
исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по
определенной схеме.
     Классификация инноваций. Важную роль в классификации играет такой
показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим
параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация
инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются
на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых
полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые
технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых
организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире;
новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы
предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании
сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация
и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой,
производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
радикальные (базовое);
улучшающие;
модификационные (частные) [4, c.17-21].
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата
стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных
исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с
учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
единичные
диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых
условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии
происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе
всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
сырьевые
обеспечивающие (связывающие)
продуктовые
3. По преемственности:
замещающие
отменяющие
возвратные
открывающие
ретровведения
4. По охвату:
локальные
системные
стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
радикальные
комбинаторные
совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну
инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени
выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют
значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих
решений.
Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х
годах, который обнаружил существование так называемых "больших циклов" или,
как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев указал на
наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства,
привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая
волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений,
отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в
разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые
просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев
показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь
группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д.
Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.
Теперь рассмотрим понятие «инновационный проект», его основные этапы создания
и реализации. Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах: как
дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса
действий, обеспечивающих достижение определенных целей; как система
организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для
осуществления каких-либо действий.
Создание и реализация проекта включает следующие этапы:
1.         Формирование инвестиционного замысла (идеи);
2.         Исследование инвестиционных возможностей;
3.         Подготовка контрактной документации;
4.         Подготовка проектной документации;
5.         Строительно-монтажные работы;
6.         Эксплуатация объекта;
7.         Мониторинг экономических показателей [15, c.253].
Таким образом, инновации – изменение с целью внедрения и использование новых
видов потребительских товаров, новых производств и транспортных средств,
рынков и форм организации. Непременными свойствами инновации является научно-
техническая новизна и производственная применимость.
                     2. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА                      
                     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ                     
Как известно, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном
счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею
потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой
методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной
на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента,
психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на
развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее
соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не
только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим
характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена,
сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной
частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за
время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается
комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара,
определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над
другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И
поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием
говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений,
фирм, равно как и стран, в которых они базируются[1, c.9].
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на
степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель
приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные
потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее
полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним
товары. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного
сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары
конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие
относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И
поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки
удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает
ещё и индивидуальный оттенок.
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать
производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая
цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение
определить, быстро и эффективно использо­вать в конкурентной борьбе свои
сравнительные преимущества. Все уси­лия необходимо направить на развитие тех
сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных
конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные
преиму­щества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее
ра­ботники.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конку­ренции,
неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют
набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их
управленческих и инженерных подразде­лений, подходы к разработке
хозяйственной стратегии.
Если можно коротко дать ответ на вопрос о том, как создать на предприятии
производство мирового класса, он звучал бы так: для этого надо стать лучшим в
мире в избранной отрасли или на рынке, на кото­рый работаете, хотя бы по
одному важному аспекту производственной деятельности. А для этого надо, в
свою очередь, ответить на вопрос: в чем должны или в чем могут состоять
сравнительные преимущества ва­шего предприятия в конкурентной борьбе, на
какие аспекты производ­ства или хозяйственной деятельности надлежит обратить
внимание в первую очередь (например, издержки производства и цена, качество,
надежность, технический уровень, уровень обслуживания, гибкость про­изводства
и т. п.)[18,c.31].
Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путей их
достижения можно разделить на две группы:
1.     преимущества низкого порядка;
2.     преимущества высокого порядка.
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых:
рабочей силы; материалов (сырья); энергии. Низкий порядок конкурентных
преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть
потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что
эти дешевые производственные ресурсы точно также могут использовать (или
перекупить) конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка – это
преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над
конкурентами надолго.
К преимуществам высокого порядка принято относить: уникальную продукцию;
уникальную технологию и специалистов; хорошую репутацию фирмы – это особенно
ценное конкурентное преиму­щество [18,c.34].
Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной
продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для
уничтожения такого преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную
продукцию, либо придумать что-то лучшее, либо заполучить эти секреты с
наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат, усилий и времени
у конкурента. Это означает, что на некоторое время фирма оказывается в
лидирующем и недосягаемом положении, т.е. она устойчиво конкурентоспособна.
Конкурентоспособность продукции отражают показатели, характеризующие
экономические параметры - себестоимость, цена изделия и потребления, условия
платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т.д.
Конкурентоспособность продукции ЗАО «Атлант» на рынках СНГ достаточно
высокая. На Западных рынках уровень конкурентоспособности холодильников и
морозильников ЗАО “Атлант” в последние годы снизился из-за высокой цены, рост
которой обусловлен следующими факторами: увеличением стоимости покупных
материалов; высокими импортными пошлинами; существующей системой налогов.
Исторически сложилось, что ЗАО «Атлант» закупал материалы и комплектующие в
странах СНГ. Но теперь происходит переход на поставку материалов и
комплектующих из стран дальнего зарубежья т.к. их продукция отличается более
высоким качеством; более низкими ценами и лучшими условиями платежа.
Предприятие участвует в международных и региональных выставках и ярмарках.
При выборе выставок, в которых следует принять участие, ЗАО «Атлант»
ориентируется на свой опыт работы и предшествующую результативность работы на
этих выставках. Предприятие посещает основные международные выставки в
Германии, Англии, Польши, Болгарии. Цели посещения этих выставок:
-показ новой продукции;
-реклама торговой марки;
-знакомство с продукцией основных конкурентов.
В региональных выставках-продажах участвуют в основном дилеры, осуществляющие
сбыт, рекламу и сервис продукции. Результативность выставок-продаж высокая.
Доли рынка на европейском рынке холодильников выглядит следующим образом.
(рис. 2.1)
     

Рис. 2.1. Доли производителей на европейском рынке холодильников Емкость рынка Германии составляет 3 миллиона холодильников и морозильников. Доли рынка распределяются следующим образом: Bosh-Siemens 53% Liebher 23% Whirlpool 7% Остальные 17% На рынке Германии представлены все производители Европы и Азии. Высокая конкуренция способствует тому, что с целью увеличения продаж многие производители предоставляют импортерам рассрочку платежа до одного года, дают гарантию качества до пяти лет и на агрегат до семи лет. Продажи осуществляются через торговые сети Pro-Markt, Saturn, Karstadt, Metro, Cora, Globus, Real, Habecke. Небольшие магазины бытовой техники не выдерживают ценовой конкуренции со стороны супермаркетов, в результате чего их количество за последние годы сократилось в два раза. Немецкий покупатель отдает предпочтение дорогим марочным товарам: Miele, Liebher, AEG, Bosh-Siemens. Вся остальная бытовая техника является немарочной. Тем не менее, конкуренция и желание любого производителя присутствовать на самом емком рынке Европы приводит к тому, что разрыв в цене между марочными и немарочными товарами резко сократился. С 2000 года представителем ЗАО «Атлант» в Германии является фирма «GHT». Годовой оборот фирмы составляет 13 млн. евро, 100 тыс. единиц бытовой техники, из них 50 тыс. холодильники. Емкость рынка Италии составляет 6572000 холодильников и 1856000 морозильников. Доли рынка распределяются следующим образом: Таблица 2.1. Доли производителей холодильников в Италии
Торговая маркаХолодильники, %Морозильники, %
Electrolux3018
Whirlpool2638
Merloni1510
Ardo Merloni102
Candy81
Groupe Brandt511
Другие620
В Швеции емкость рынка на холодильники приблизительно равна 200 тыс. холодильников. Доли рынка распределены так: Electrolux 70% Bosh-Siemens 11% Остальные 19% За последние годы цены на бытовую технику снизились в среднем на 5-8%. Кроме указанных выше производителей, на рынке присутствуют следующие торговые марки: Husqarna, Elektro-Helios, Cylinda, Gram, Vestfrost, Zanussi, Whirlpool, Selectro, Gorenje, Helkama, UPO, Elvita, Miele. Основные производители сосредоточены в Швеции (марки Electrolux, Husqarna), Дании (марки Cylinda, Gram, Vestfrost), Германии (Bosh-Siemens, Liebher – под маркой Miele), Финляндии (марки Helkama, UPO), Италии (Elektro-Helios, Zanussi, Whirlpool, Selectro). Бытовая техника распространяется двумя путями: через торговые сети (Carlssons, El Giganten, ONOFF, OBS!, Siba); через строительные организации (традиционно новые дома продаются с обязательным набором бытовой техники, в том числе и с холодильниками), из которых крупнейшей является ELRAM. Наиболее сложным является проникновение на рынок с неизвестной для Швеции торговой маркой, т.к. в результате многолетней и постоянной рекламы торговых марок на рынке сложился набор как престижных марок (Electrolux, Husqarna, Bosh-Siemens, Miele), так и не очень (Whirlpool, Selectro, Elvita), которые распространяются в своих сегментах рынка. Любая другая марка воспринимается с крайним недоверием. За последние 3 года цены на бытовую технику в Польше резко снизились. Самую агрессивную политику проводят Whirlpool, Ardo, Snaige, Haier (Китай), создавший в 2001 году представительство и предлагающий свою продукцию по самым низким ценам с целью завоевания рынка через сети супермаркетов Metro, Tecko, Aushan, Conforama, Leclerc. Старейший и крупнейший польский производитель бытовой техники POLAR, имевший в 1992 году 80% рынка, не выдержал жесточайшей конкуренции, был куплен французским концерном Brandt и в настоящий момент, находясь на грани банкротства, продается повторно. Емкость рынка на бытовую технику во Франции составляет 280 тыс. холодильников. Здесь представлены практически все производители Европы и Азии, однако лидирующее положение занимает концерн Brandt. Высокая конкуренция способствует тому, что с целью увеличения продаж многие производители предоставляют импортерам рассрочку платежа до одного года, дают гарантию качества до 5 лет и на агрегат до 7 лет, осуществляют продажи через торговые сети с проведением многочисленных акций на различные модели. Емкость рынка Литовской Республики составляет около 32 тыс. холодильников. Доли рынка распределены следующим образом: Snaige 52% Atlant 20% Polar 12% Beko 11% Другие 5% За последний год цены на бытовую технику снизились в среднем на 10%. Самую жесткую политику на рынке Литовской Республики проводят Snaige и Beko, продавая свою продукцию через сети супермаркетов Maxima, Remi с минимальной торговой наценкой и с проведением многочисленных акций. С 1999 года представителем ЗАО «Атлант» в Литовской Республике стала фирма ОГМИОС АСТРА ПРЕКИБА, которая является одной из пяти крупнейших дилеров по бытовой технике в Литве. В Эстонии, так же как и в Литве, цены снизились на 10%. Между собой конкурируют Snaige, Beko, Vestel. В 2002 году фирма Beko планирует поставки в Эстонию нового ряда холодильников и планирует выйти на первое место по объему продаж. На рынке бытовой техники в Словакии и Чехии самую агрессивную политику проводят Polar, Ardo, Gorenje, Zanussi, Whirlpool, продавая свою продукцию через торговые сети Tesco, Globus, Metro с проведением многочисленных акций на различные модели и продажей товаров в кредит. В связи с этим, местный производитель Calex, не выдержав конкуренции, в 2001 году прекратил выпуск бытовой техники и торгового оборудования. По данным маркетинговых исследований, проведенных специалистами информационного агентства «Мобиле», в России 85% продаж холодильников приходится на российские и белорусские модели, т.к., во-первых, холодильники этих производителей стоят в два раза дешевле аналогичных зарубежных моделей, во-вторых, к их качеству не возникает претензий. На сегодняшний день лидерами продаж являются Atlant и Stinol. Эти производители наладили выпуск современного модельного ряда холодильников при умеренной цене (200-350 долл.). Холодильники «ЗИЛ» и «Саратов» не далеко ушли от этих производителей по дизайну и набору функциональных возможностей, но главным их преимуществом является более низкая цена (120-180 долл.). Мировые производители холодильников также представлены на российском рынке. (рис.2.2.)

Рис. 2.2. Доли производителей холодильников на российском рынке ЗАО «Атлант» является единственным предприятием в Республике Беларусь, выпускающей холодильную технику бытового назначения. Основными достижениями ЗАО «Атлант» за последние 7 лет является то, что за этот период увеличен выпуск холодильников и морозильников на 65 000 штук, построен завод мотор- компрессоров по контракту с японскими фирмами, являющийся одним из лучших в мире по своим характеристикам. В целях обеспечения конкурентоспособности изделий на рынках дальнего и ближнего зарубежья освоено производство холодильников современного дизайна с овальными формами корпусных деталей, цветовой гаммой сочетания белого и пастельных тонов внутренних деталей. Производство холодильников нового дизайна организовано в настоящее время и составляет более восьмидесяти процентов общего выпуска. Анализируя основных конкурентов ЗАО «Атлант», можно выделить Stinol, Норд, Бирюса, Снайге. Потенциально сильным конкурентом является Stinol. Ряд зарубежных конкурентов неуклонно растет. Если раньше это были лишь несколько фирм, то сейчас количество выросло до 10-15. Производители Италии, Южной Кореи, Турции в ближайшем будущем будут являться потенциально сильными конкурентами. Основными зарубежными конкурентами продукции ЗАО «Атлант» являются холодильники фирм Whirlpool, Siemens-Bosch, Electrolux. В силу того, что вся западная продукция значительно дороже, то их доля продажи на рынках СНГ срав­нительно невелика. В целях обеспечения конкурентоспособности изделий на рынках дальнего и ближнего зарубежья освоено производство холодильников новой серии, ос­новными признаками которой являются: обширная гамма моделей различной высоты с разнообразным соотношением различных объемов холодильной и морозильной камер, с пониженным потреблением электроэнергии; ультрасовременный дизайн: округлые двери с декоративной высо­кокачественной отделкой, пластичные накладные ручки, полки из ударопрочного стекла; новейшие технические и технологические решения. Для повышения конкурентоспособности предусматривается освоить новые модели морозильников 700-ой серии: 1.ММ 1814 с объемом 190л. 2. ММ 1815с объемом 235 л. На ЗАО «Атлант» действует система продаж, включающая в себя сеть продаж и сервисного обслуживания по всему рынку стран СНГ и скидок на отпускную цену. Одной из важнейших характеристик продукции является ее качество-совокупность свойств, обуславливающих возможность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Повышение качества продукции имеет для производителя определенный эффект: - лучшее использование ресурсов; - сокращение потерь от брака; - увеличение доходов от реализации высококачественной продукции; - моральные стимулы. Высокое качество продукции, выпускаемой под маркой “АТЛАНТ”,подтверждается международными призами: - 20 GOLDEN TROPHY FOR QUALITY MADRID 03.1992 - 21 INTERNATIONAL TROPHY FOR QUALITY MADRID 19.04.1993 - INTERNATIONAL GOLD GLOBE PRIZE COPENGAGEN 16.03.1994 - INTERNATIONAL FOOD AWARD BARSELONA 2.10.1995 Отличное качество продукции МЗХ обеспечивается эффективной организацией технического контроля на предприятии. Структура отдела технического контроля на любом предприятии зависит от номенклатуры выпускаемых изделий, от типа производства и от технологического процесса. Организация технического контроля на МЗХ имеет следующий вид: Бюро входного контроля (БВК) подвергает тщательной проверке все ввозимые материалы и сырье, а также комплектующие изделия, полученные от смежников и поставщиков. Контроль ввозимых сырья и материалов включает 2 этапа: - внимательная проверка предполагаемого поставщика; - химический контроль поступающих материалов и сырья. В целях обеспечения конкурентоспособности изделий на рынках дальнего и ближнего зарубежья освоено производство холодильников современного дизайна с овальными формами корпусных деталей, цветовой гаммой сочетания белого и пастельных тонов внутренних деталей. Производство холодильников нового дизайна организовано в настоящее время и составляет более восьмидесяти процентов общего выпуска. На основе таблицы 2.2. рассчитываем интегральный показатель конкурентоспособности, который представляет собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров. Таким образом, марка «Атлант», является наиболее конкурентноспособной на целевом рынке по сравнению с аналогичными товарами основных фирм-конкурентов. Так, «Атлант» уступает немного по дизайну Стинолу и по функциональным возможностям Indesit. Кроме того, фирма- изготовитель данной марки имеет относительно высокую долю рынка. Таблица 2.2. Параметры качества холодильников
№№ПараметрМарка
Атлант 1701Стинол*Indesit*
11Надежность, ресурс/тыс.ч190160150
22Экономичность КВт.ч/сутки1.111.151.25
33Дизайн, баллы9108
44Функциональность, баллы8810
55Цена (аналоги)450450500
Товар в реальном исполнении – холодильник, максимально обеспечивающие удовлетворение потребностей домашнего хозяйства. На рынке РБ данный товар (холодильник «Атлант» ) находится: на первом месте по надежности; на первом месте по экономичности; на втором месте по дизайну; на втором месте по функциональным возможностям; на первом месте по цене. Сравнивая потребительские свойства существующих на рынке холодильников, большинство белорусов отдает предпочтение холодильнику «Атлант». Действительно, с учетом вышеизложенного ЗАО «Атлант» входит в состав тех немногих предприятий, которые выпускают продукцию соответствующую мировым стандартам, и при этом совершенствует качество своей продукции. Потребители продукции ЗАО «Атлант» являются конечные покупатели во всех странах СНГ от Бреста до Владивостока и от Мурманска до Алма-Аты. Их привязанность к холодильникам марки «Атлант-Минск» сформировалась благодаря отличным потреби­тельским характеристикам и высокому качеству» которые присущи холодильникам «Ат­лант-Минск». Таким образом, инновациями, определяющими конкурентоспособность являются инновации, связанные с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки. 3. ВИДЫ ИНННОВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ, МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ Инновации, влияющие на объем производства и издержки обращения производства и реализации, различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей. Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями. В зависимости от критерия классификации инноваций, влияющих на объем производства и издержки обращения производства и реализации, выделяются следующие типы (классы, виды) инноваций:
КРИТЕРИЙОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИЙ
Степень новизны

- Базисная (радикальная)

- Улучшающая (приростная)

Характер практической деятельности

- Производственная

- Управленческая

Технологические параметры

- Продуктовая

- Процессная

Многие специалисты по инновационному менеджменту отмечают определенные закономерности в динамике, последовательности, скорости осуществления инноваций различных типов[20]. Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов. Исследования и учет динамики базисных и улучшающих инноваций принципиально важны для управления инновациями. На реализацию базисных инноваций существенное стимулирующее влияние оказывает создание союзов, объединений организаций. Объединение нескольких организаций позволяет распределить их усилия таким образом, чтобы разные организации развивали различные компоненты или подсистемы базисных инноваций. На реализацию улучшающих инноваций объединения различных организаций оказывают существенно меньшее влияние, чем на развитие базисных, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные. Динамика базисных и улучшающих инноваций в организации существенно зависит от места, которое занимает данная организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Обычно отраслевые лидеры, стремясь сохранить статус кво, уменьшить турбулентность отраслевой среды, осуществляют главным образом улучшающие инновации, в то время как отраслевые новички и аутсайдеры, пытаясь нарушить сложившуюся расстановку сил в отрасли, повысить турбулентность отраслевой среды, нередко являются инициаторами базисных инноваций. На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого жизненного цикла. В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации[20]. Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности. Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью. Специалисты в области инновационного менеджмента отмечают ряд закономерностей в динамике и последовательности осуществления производственных и управленческих инноваций. Темпы осуществления производственных инноваций выше, чем управленческих. Управленческие инновации как бы отстают от производственных. Возникающий разрыв между реализацией этих двух типов инноваций, связанный с более высокими темпами осуществления производственных инноваций по сравнению с управленческими, с запаздыванием управленческих инноваций, получил в инновационном менеджменте название организационного лага. Понятие организационного лага отражает то, что достаточно часто осуществление производственных инноваций происходит в условиях старых управленческих структур и методов, то есть тех, которые сложились при предыдущих производственных технологиях. Такая ситуация негативно влияет и на эффективность инновационной деятельности, и на общую эффективность деятельности организации[20]. Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке. Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности. Одна из наиболее широко цитируемых в мировой литературе по инновационному менеджменту моделей динамики продуктовых и процессных инноваций - модель продуктового цикла. Ее нередко называют также моделью Абернаси-Аттербек по фамилиям исследователей, которыми она была впервые построена в работе «Модели производственных инноваций». Эта модель описывает на уровне отрасли изменение темпов продуктовых и процессных инноваций в течение основных фаз развития определенного класса продуктов. В соответствии с этой моделью выделяются три фазы развития продуктового класса. На первой фазе, которая называется подвижной, темп продуктовых инноваций выше темпа процессных инноваций. Это означает, что появление нового класса продуктов сопровождается появлением на рынке множества разновидностей продуктов этого класса. Шквал продуктовых инноваций заканчивается с появлением доминирующего дизайна. Таким образом, на первой фазе развития продуктов нового класса идет поиск такого продукта из этого класса, который бы наилучшим образом удовлетворял потребности конечного пользователя. На второй фазе развития продуктового класса – промежуточной фазе – темп продуктовых инноваций замедляется, а процессных увеличивается так, что становится выше темпа продуктовых. На этой фазе в результате появления доминирующего дизайна уменьшается разнообразие продуктов, а инновационная деятельность концентрируется на повышении эффективности производства стандартного продукта. И, наконец, на третьей фазе развития продуктового класса – эту фазу называют определенной, конкретной – темпы инноваций обоих типов (и продуктовых, и процессных) уменьшаются и их динамика приобретает более сбалансированный характер. Идентификация фазы развития конкретного класса продуктов на базе модели продуктового цикла принципиально важна для менеджмента инноваций[20]. Для ЗАО «Атлант» характерно внедрение всех выше перечисленных инноваций. При этом формирование инновационной политики ЗАО «Атлант» базируется на: разработке и внедрении новых моделей холодильников/морозильников; совершенствовании и модернизации технологических процессов производственного цикла; техническом контроле качества продукции и анализе причин отклонений; разработке и внедрении мероприятий по повышению качества продукции; совместных совещаниях с заводами-поставщиками по повышению качества комплектующих изделий, материалов и сырья. Планирование основных показателей качества продукции и внутризаводской аттестации деталей и узлов, обеспечение и поддержание стабильного уровня качества и метрологического единства измерений, - осуществляется в соответствии с требованиями действующих стандартов предприятия и технологических процессов, которые имеют силу закона и их требования обязательны для всех работников завода. Для каждого структурного подразделения завода разрабатывается перечень и контрольные величины планируемых показателей – в соответствии с функциональными обязанностями подразделения и влиянием итогов его деятельности на эффективность работы завода в целом. При невыполнении планируемых показателей коллективам подразделений начисляется соответственно меньший процент премии согласно действующему на заводе Положению о материальном стимулировании работающих. Пятьдесят процентов от общей величины премии начисляется рабочим при условии выполнения показателей качества. Сравнительный анализ данных по итогам 2002 и 2003 г.г. показал, что в процессе испытаний изделий по теплоэнергетическим параметрам на МЗХ, имеется общее снижение брака: в 2002 г. – 3,10 % в 2003 г. – 4,00 %. Повышение качества достигнуто внедрением следующих мероприятий: переход на технологию изготовления озонобезопасных изделий; внедрение заливки шкафов с использованием циклопентана; полный переход на панельную конструкцию изделий; освоение фильтра/осушителя в цехе 06; внедрение учета и анализа причин брака на производственных участках цехов основного производства, и как результат, - изменение конструкции нагревателя; внедрение упаковки трубок в полиэтиленовые чехлы; внедрение промывки капиллярной трубки на механическом участке цеха 04 и конденсатора в цехе 06; замена трубопроводов подачи сухого воздуха в цехах 01 и 04; установка приборов контроля сухого воздуха непосредственно в цехе 04 на участках механическом и сборки холодильников; Имеет место общее снижение количества утечек хладона в системе холодильного агрегата: 2,18% к выпуску 2002 г. (или 15945 шт.). против 2,33 к выпуску 2001 г. (или 17282 шт.) На нарушение герметичности системы трубопроводов повлияло: использование в производстве жесткой медной трубы для изготовления заправочной трубки и патрубка двойного вакуумирования; наличие трещин по корпусу фильтра/осушителя ( производства Кишиневского завода); использование в производстве припоя ПМФОПр-6-4-003 (с низким содержанием фосфора, и т.д.). В процессе испытаний изделий по ТЭП имело место увеличение брака по следующим дефектам компрессора: опадание клеммной колодки внутри корпуса компрессора; использование в производстве жесткого провода от клемм до колодок; использование в производстве пружины и “тарелки”, не соответствующих требованиям КД; отсутствие масла в компрессоре. В процессе эксплуатации изделий (по данным ц. 06) отказы составили: 4,25% в 2003 году, против 4,30% в 2002 году. Сравнительный анализ отказов показал, что: скрытые дефекты комплектующих изделий компрессоров, реле, терморегуляторов – обнаруживается, в основном, в процессе эксплуатации холодильников/морозильников; наибольший процент отказов приходится на второй год эксплуатации. Так, из общего количества отказов, поступивших на завод в 2003 году (31699 шт.), приходятся: на выпуск 2002 года – 39,15% (или 12410 шт.); на выпуск 2003 года – 17,44% (или 5527 шт.). Сопоставление количественных данных по браку в процессе производства и эксплуатации показало, что техпроцессы и методики испытаний холодильников/морозильников не обеспечивают качественную проверку изделий в процессе производства. Анализ качества в процессе производственного цикла изготовления продукции и гарантий эксплуатации изделий позволил разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленный на устранение причин брака в процессе производства. С целью расширения номенклатуры выпускаемых моделей и удовлетворения по­требительского спроса будет освоен выпуск 2-х модификаций холодильника МХМ 1704,МХМ-1705,МХМ-1733: холодильник с цветом деталей экстерьера под нержавейку; холодильник с цветом деталей экстерьера под алюминий. В целом, научно-техническая деятельность ЗАО «Атлант» проводиться в следующих на­правлениях: Повышение технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой про­дукции; Снижение энергопотребления холодильников и морозильников и их себестоимости; Сертификация выпускаемой продукции на международных рынках и расшире­нии рынка сбыта; Разработка гаммы термоэлектрических холодильников. Разработка гаммы торговых холодильников. В 2003 году по каждому из этих направлений были достигнуты следующие резуль­таты: 1. Был обеспечен достаточный технический уровень изделий, позволивший вы­пускать конкурентоспособную продукцию. В страны Западной Европы, в том числе в Германию, Франция, Англию было продано 11606 холодильников и морозильников. Основная часть изделий реализовывалась в странах ближнего зарубежья, таких как Россия и Украина. Проводилась продажа на экспорт ком­прессоров, выпускаемых Барановичским заводом компрессоров, входящим в объедине­ние "Атлант". Проводились дальнейшие работы по повышению конкурентоспособности изделий. Разработаны более эффективные компрессора, которые позволят расширить номенклатуру компрессоров и сделать работу холодильников и морозильников более эф­фективной. Проводились дальнейшие работы по замене хладона 134а на R600 (изобутан), переход на который связан с дальнейшим уменьшением отрицательного воздействия на окружающую среду. Заканчивается подготовка производства ряда компрессоров, предна­значенных для работы на изобутане и разработка КД всех изделий к переводу на этот хо­лодильный агент. 2. Ведутся работы по дальнейшему снижению энергопотребления холодильни­ков и морозильников. По всем изделиям был достигнут уровень класса "В" по энергоэффективности, принятой в странах Западной Европы. Проведена работа по дальнейшему снижению энергопотребления. Внедрение разработанных мероприятий позволит в 2004-2005 гг. снизить энергопотребление холодильников и морозильников и достигнуть энергоэффективности класса "А" на вновь разрабатываемых моделях. 3. Проводилась аттестация изделий, выпускаемых ЗАО "Атлант" в странах За­падной Европы. Все выпускаемые холодильники и морозильники отмечены знаком VDE. что позволило обеспечить поставки изделий на Западный рынок. Одним из важных факторов в конкурентной борьбе является ускорение этапов по всей технологической цепочке от разработки конструкторской документации до выпуска готовой продукции. В этом плане естественным является применение ЭВМ на всех стадиях производственного процесса. В основе маркетинговой стратегии дальнейшего развития и совершенствования товара должна лежать ценовая политика, направленная на снижение цены при постоянном росте качества. Однако в силу роста цен на сырье и таможенные пошлины, продукция завода подорожала в среднем на 10%. То есть предприятие должно стремится перейти в основном с европейского (итальянского) сырья на отечественные аналоги. Кроме того, экономические трудности на основном рынке продажи в России заставляют общество наметить ориентацию в 2004 году на рынки Украины и Средней Азии с населением около 100 млн. Человек. Освоение новых моделей в гамме продукции ЗАО «Атлант» обеспечит дополнительные продажи на этих рынках, так как на них идет предложение в основном, двухкамерных холодильников «Норд» и южнокорейских производителей, а также позволит получить дополнительные средства за счет более высоких цен на комбинированные модели. В качестве основных моментов, на которые будет направлено представление продукции, является: сравнительный анализ холодильников и морозильников ЗАО "Атлант" с продукцией потенциальных конкурентов и донесение до потребителей технических преимуществ изделий МЗХ советы потребителям по правильному хранению и употреблению продуктов. Для реализации этих целей будут использоваться в основном следующие каналы распространения: оформление торговых залов в магазинах с использованием поясняющих проспектов, брошюр, стендов. распространение через дилеров печатной информации использование средств печати, радио и телевидения на местном уровне использование центральных СМИ. Для обеспечения этой работы на ЗАО «Атлант» в создается группа «по представлению продукции», в задачу которой и будут входить все функции по правильному и своевременному донесению до покупателя основных новинок в изделиях ЗАО «Атлант». Основными задачами для достижения поставленных целей в 2005 году планируется: Разработка и освоение в 2005 году нового наружного и внутреннего дизайна перспективных моделей с учетом современных требований эргономики, тщательной экспертизы современных моделей лучших образцов мировой холодильниковой техники. Разработка КД с активным вентилированием холодильной камеры. Поиск способов повышения качества хранения продуктов. Исследование влияния ИК-излучения и других способов на повышение качества хранения продуктов питания в бытовом холодильнике и подготовку растительного происхождения к замораживанию. Расширение гаммы выпускаемой продукции. Снижение себестоимости выпускаемой продукции. Проведение работ по дальнейшему снижению энергопотребления холодильников и морозильников. Организационные и технические мероприятия по повышению эффективности работы отдела главного конструктора. Другие работы, направленные на повышение качества выпускаемой продукции, ее наукоемкости, снижение себестоимости и рост объемов производства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Так, австрийский ученый И.Шумпетер выделил пять типичных изменений. При этом инновациями, определяющими конкурентоспособность являются инновации, связанные с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки. Так, конкурентоспособность продукции ЗАО «Атлант» на рынках СНГ достаточно высокая. На Западных рынках уровень конкурентоспособности холодильников и морозильников ЗАО “Атлант” в последние годы снизился из-за высокой цены, рост которой обусловлен следующими факторами: увеличением стоимости покупных материалов; высокими импортными пошлинами; существующей системой налогов. В целях обеспечения конкурентоспособности изделий на рынках дальнего и ближнего зарубежья освоено производство холодильников новой серии, ос­новными признаками которой являются: обширная гамма моделей различной высоты с разнообразным соотношением различных объемов холодильной и морозильной камер, с пониженным потреблением электроэнергии; ультрасовременный дизайн: округлые двери с декоративной высо­кокачественной отделкой, пластичные накладные ручки, полки из ударопрочного стекла; новейшие технические и технологические решения. Инновации в зависимости от влияния на себестоимость и объем производства подразделяются по степени новизны на базисные и улучшающие, по характеру практической деятельности на производственные и управленческие, по технологическим параметрам на продуктовые и процессные. Для ЗАО «Атлант» характерно внедрение всех выше перечисленных инноваций. Основными задачами в ходе осуществления инновационной деятельности по снижению себестоимости и увеличению объемов производства в 2005 году являются: 1.Разработка и освоение в 2005 году нового наружного и внутреннего дизайна перспективных моделей с учетом современных требований эргономики, тщательной экспертизы современных моделей лучших образцов мировой холодильниковой техники. 2.Разработка КД с активным вентилированием холодильной камеры. 3.Поиск способов повышения качества хранения продуктов. Исследование влияния ИК-излучения и других способов на повышение качества хранения продуктов питания в бытовом холодильнике и подготовку растительного происхождения к замораживанию. 4.Расширение гаммы выпускаемой продукции. 5.Снижение себестоимости выпускаемой продукции. 6.Проведение работ по дальнейшему снижению энергопотребления холодильников и морозильников. 7.Организационные и технические мероприятия по повышению эффективности работы отдела главного конструктора. 8. Другие работы, направленные на повышение качества выпускаемой продукции, ее наукоемкости, снижение себестоимости и рост объемов производства. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность"- Мн., 2003. - 103с. 2. Гончарова Н.П. Маркетинг инновационного процесса. – К.,1998.-264с. 3. Дадалко С.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. – Мн., 2000.-88с. 4. Инновационный менеджмент / Под общ ред С.Д. Ильенковой. – М.,1997. – 327с. 5. Инновационный менеджмент / Под общ ред П.Н. Завлина. –М.,1998. – 567с. 6. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М.,1999. – 208 с. 7. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. –Мн.,1997. –191с. 8. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - 6.- С.59-68. 9. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие. - М, 2003. - 293с. 10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М., 2000. – 446с. 11. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под общ ред П.В. Завлина. – М.,2000.- 475с. 12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2003 г. № 1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы» 13. Суконкина, Е.Б Конкурентоспособность и качество продукции// Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2002. - N5.-С.18-21 14. Трубилин, А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективности производства // АПК: экономика, управление. - 2002. - N12.-С.39-46 15. Управление инновациями / В.Н. Гунин. – М.,1999. – 301с. 16. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.,2000. – 615с. 17. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М., 2000. - 311с. 18. Чеглик Л. Конкурентоспособность и условия ее обеспечения // Финансы, учет, аудит. - 2001. - N8.-С.31-34 19. Яшева Г. Конкурентоспособность предприятий: методика оценки и результаты // Финансы, учет, аудит. - 2000. - N4.-С.17-21 20. Классификация основных видов инноваций. Динамика инноваций различных типов. http://spa.msu.ru/~molchanova/Innov-Management2/02-01.htm ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты инновационной деятельности в 2003 году. В 2003г. по плану повышения эффективности производства (ПЭП) внедрено 201 мероприя­тие. Суммарный головой экономический эффект составил 261,354 млрд. бел. руб. В т. ч. внедрено: Ø 5 новых моделей холодильников и морозильников; Ø 8 мероприятий, направленных на охрану труда, охрану окружающей среды; Ø 12 мероприятий по модернизации выпускаемых моделей, направленных на улучшение качества и теплоэнергетических характеристик, экономии материалов; Ø проведение НИР по 47 темам - проработка новых моделей, материалов, комплектующих: 60 мероприятий по внедрению новых и совершенствованию действующих технологий: цех 01 Ø внедрена технология клещевой подачи на двух кривошипных прессах (п. 0203-03); Ø проведена реконструкция участка напыления (п. 0203-08); Ø проведена реконструкция гальванической линии 4-4 для цинкования соединительных эле­ментов (п.0203-09); Ø внедрено 100% покрытие полок морозильников порошковой краской (п. 0400-11); цех 02 Ø изготовлены и внедрены 2 установки вырубки фланца шкафов внутренних (п. 0203-14); Ø изготовлены и внедрены 2 линии обрубки шкафов внутренних (п. 0203-18); Ø доработано конструкция ручки холодильников МХ-365, 367 (п. 0203-34); цех 03 Ø организован участок ремонта лакокрасочного покрытия шкафов и панелей, залитых ППУ (п. 0400-36); Ø внедрены новые спениватели ППУ - экономический эффект 233,6 млрд. бел. руб. (п. 0400-45); цех 04 Ø внедрена пайка AL-AL в виде колец (п. 0203-38); Ø внедрена линия 12А испытания холодильников; Ø внедрен контроль на утечку испарителей на конвейере №2 (п. 0400-75); цех 06 Ø внедрен контрольно - калистровый автомат изготовления, автомат засыпки цеолита, автомат заглушивания фильтроосушителя (п. 0203- 44,45,46); Ø освоено производство двух видов конденсаторов (щитового и проволочно - трубчатового) на 000 "Белхол"; Ø внедрена линия окраски конденсаторов на 000 "Белхол" (п.0400- 77); Ø произведен монтаж оборудования для двух линий раскроя металла на ЗБТ. Проведены работы по улучшению качества суперконцентрата для АБС-пластика, прозрачного полистирола, порошковой краски. Внедрено более 30 мероприятий, направленных на развитие подразделений. Наиболее значимыми являются: Ø модернизирована линия доводки шкафа SIPA; Ø сдан в эксплуатацию участок изготовления дверей в К. 5, совместный проект с фирмой PERROS; Ø участок ремонта лакокрасочного покрытия шкафов в К. 5; Ø модернизирована линия сборки шкафов серии 1700; Ø обводной конвейер склада сбыта; Ø конвейер постов пайки 4-ой сборочной линии. Продолжаются работы по: Ø модернизации комплекса подачи деталей упаковки; Ø модернизации конвейера постов пайки 3-ей сборочной линии; Ø модернизации участков паспортизации линии упаковки холодильников; Ø удлинению линии ТР 565 для нового участка паспортизации: Ø доработке начала 1.2.3 сборочных линий: Ø шахматным накопителям спутников в цехе 03.