Каталог :: Экономика

Реферат: Научно-технические связи России

                                Содержание                                
Введение.......................................................................2
Формы сотрудничества...........................................................4
Государственный комитета РФ по науке и технологиям.............................5
Научно-технические связи России................................................6
Заключение....................................................................20
Литература....................................................................21
                                                                              
     
                                    Введение                                    
Технологический процесс оказывает все растущее влияние на интернационализацию
производительных сил, ускоряет интеграционные процессы. Возникали и
усложнялись задачи организации международного научно-технического
сотрудничества. Научно-технической революции в современном обществе
свойственны необычайно широкие масштабы, накопление и интенсивное
использование научных знаний. По данным ООН, во всем мире ежегодно издается
около 50 тыс. технических и научных журналов, в которых публикуется более
миллиона научных статей. В фундаментальных науках объем знаний удваивается
каждые 10 лет, в прикладных обновляется каждое пятилетие.
Важной чертой, которая характеризует современную НТР, является не только
быстрое получение новых научных данных и результатов, но и значительное
сокращение сроков от момента получения новых знаний, которые на первый взгляд
могут носить чисто теоретический характер, до их технологического воплощения
в промышленном производстве.
В результате действия НТР происходит так называемый ассортиментный взрыв,
который проявляется в значительном увеличении новых видов изделий в общем
объеме производства. Необходимость выпуска новых изделий требует обновления
оборудования, создания новых технологий, повышения качества создаваемой
продукции, технического перевооружения производства.
Научно-технический прогресс не только произвел переворот в структуре
международного разделения труда, но и расширил сферу его развития. Появилась
новая форма сотрудничества государств — научно-техническое сотрудничество.
Разделение труда в области науки и техники является прямым следствием
развития НТР. Важным стимулом углубления всех форм разделения труда в области
науки и техники явилось значительное удорожание научных и технических
разработок. Тенденция в развитии этого процесса такова, что каждые 7-10 лет
происходит удвоение расходов на научные разработки. Наиболее дорогостоящими
являются не столько сами научные исследования, сколько доведение их
разработок до непосредственного промышленного применения. По расчетам
специалистов, затраты на научные разработки соотносятся следующим образом:
1 : 3 : 6 : 100, где:
1 —  затраты на чисто научные фундаментальные исследования, разработку общей
теории того или иного вопроса;
3 — затраты на фундаментальные исследования, ориентированные в практические
сферы применения;
6 — прикладные исследования;
100 — конкретные технологические разработки.
Такие возрастающие затраты непосильны даже крупному государству особенно
перед лицом возникающих глобальных проблем: к примеру экологических — во всем
их широком спектре: от сохранения почвы, воды, внутренних водоемов, рек,
океанов, до космоса; политических — решение проблем стран третьего мира;
энергетических — создание новых источников энергии и т.д. Реализация уже
имеющихся научных открытий и новых технологических идей требует огромных
средств на создание новых производственных мощностей, на коренную
реконструкцию существующего оборудования, освоение новой продукции. Затраты
на научные исследования в настоящее время весьма значительны, и практически в
настоящее время не существует ни одного государства, которое могло бы себе
позволить развивать собственные научные разработки, не учитывая преимуществ
международного разделения труда в сфере науки и техники, возможности
объединенных усилий в рамках мирового сообщества.
     
     
                              Формы сотрудничества                              
Основными формами сотрудничества являются:
-         координация научных исследований;
-         договорная кооперация;
-         проведение совместных исследований и разработок.
Первой, наиболее простой формой является координация. Она строится на основе
рабочих планов, в которых определяется сроки и этапы в проведении совместной
научной работы, степень участия в ней сотрудничающих научных учреждений и
ожидаемые результаты. Такая форма позволяет в значительной степени избежать
дублирования при проведении научных разработок, но материальной или
юридической ответственности между участниками сотрудничества не возникает.
Кооперация при проведении научных разработок предполагает договорное
распределение взаимной ответственности между партнерами по сотрудничеству. В
договорах также отражаются такие вопросы, как финансирование, распределение
прибыли, которая может быть получена в результате использования научно-
технических разработок, предусматривается материальная ответственность сторон
за невыполнение своих обязательств.
Одной из важных задач всегда считалась координация совместных исследований.
Особо важное значение имеет обмен научно-технической информацией. Научно-
техническая информация может быть передана партнерам по сотрудничеству
полностью, в качестве лицензии, ноу-хау, технологии и т.п.
Для того, чтобы научно-технический обмен осуществлялся более или менее
содержательно, разрабатывались различные формы планов.
Важной особенностью научно-технического обмена является то, что он, в отличие
от обмена продуктами, предполагает неоднократное использование объекта
обмена. Стоимость продукции, произведенной в сфере науки и техники, в
результате использования им не уменьшается, и пределом здесь становится
только моральное старение. Возможность многократного использования научно-
технических достижений является одной из важных предпосылок для ускорения
прогресса науки и техники.
               Государственный комитета РФ по науке и технологиям               
Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, взяла на себя
обязательства по широкому кругу межгосударственных, межправительственных и
межведомственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве с зарубежными
странами на двусторонней и многосторонней основе. В силу этого на
Государственного комитета РФ по науке и технологиям возложена обязанность не
только организовать практическую работу по обеспечению выполнения
обязательств Российской стороны, но и вести дело к расширению этих связей в
новых условиях переходного периода, добиваться их максимальной отдачи в
интересах отечественной науки.
Совершенно очевидно, что задача эта достаточно сложна и многопланова. С одной
стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок,
сохранение отечественного научно-технического потенциала, создание условий
для ускоренного вхождения России в мировое научно-технологическое сообщество
с тем чтобы не отстать от глобальных интеграционных процессов и одновременно
удержать достойное российской науки место в рамках международного разделения
труда. С другой стороны — это необходимость обеспечения национальных
интересов, прежде всего технологической безопасности, охраны интеллектуальной
собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом,
пресечения какой-либо дискриминации со стороны иностранных партнеров.
                         Научно-технические связи России                         
Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества
определено в качестве одного из основных принципов и направлений
осуществления государственной научно-технической политики.
В процессе проводимых в нашей стране демократических реформ за всеми
субъектами научной и научно-технической деятельности законодательно
закреплено право вступать в международные организации, участвовать в
международных программах и проектах, равно как и в программах и проектах
других стран, самостоятельно оформляя эти отношения соответствующими
договорами и контрактами. Тем самым научные контакты стали многообразнее,
увеличился их объем.
Одновременно изменились формы и методы работы зарубежных партнеров, особенно
из промышленно развитых стран. Явно просматривается стремление использовать
наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего
доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на
неадекватных их ценности условиях.
Значительные перемены произошли в системе внешнеполитических отношений.
В этой обстановке на органы государственной власти возлагается задача по
созданию благоприятных правовых, организационных и экономических условий для
международного научно-технического сотрудничества наших ученых и
специалистов. Эта задача решается через систему международных договоров
соответствующего уровня в сочетании с совершенствованием внутреннего
законодательства, регулирующего внешние связи в сфере науки и техники.
В настоящее время осуществляются научно-технические контакты примерно с 60
зарубежными странами. Действуют 39 межправительственных и 16 межведомственных
соглашений. Если же учесть так называемые специализированные соглашения,
регулирующие сотрудничество в отдельных областях науки и техники, то общее
число договорно-правовых документов возрастает до 72. Масштабы сотрудничества
постоянно расширяются.
За последние годы заново сформирована договорно-правовая база сотрудничества
со странами Восточной Европы. Близится к завершению подписание соглашения о
научно-техническом сотрудничестве с государствами-участниками СНГ. Имеется
достаточно внушительный задел проектов соглашений со странами Латинской
Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, которые рассматриваются нами в качестве
перспективных партнеров.
Удалось активизировать сотрудничество в рамках специализированных
международных организаций (ООН, Организация экономического сотрудничества и
развития, Комиссия Европейского сообщества, Научный комитет НАТО, ЦЕРН и
др.), а также международных программ и проектов, таких как программа "ЭВРИКА"
и другие.
Во многих случаях это было связано с длительным и достаточно жестким
переговорным процессом. В результате, например, удалось добиться не только
"открытия" ряда программ Европейского сообщества для российских ученых, но и
равноправия для них, а также и для коллег из стран СНГ, при проведении
совместных работ, в частности, по вопросам интеллектуальной собственности.
Более того, по ряду проектов российские ученые выступают головными
координаторами.
Заключаемые на межгосударственном и межправительственном уровне соглашения о
научно-техническом сотрудничестве носят рамочный характер. В них определяются
основные принципы, направления и условия сотрудничества, включая вопросы
защиты интеллектуальной собственности, его организационный механизм. Работа
по реализации подписываемых соглашений осуществляется смешанными органами по
научно-техническому сотрудничеству — комиссиями, подкомиссиями и комитетами,
действующими в рамках межправительственных комиссий по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству или самостоятельно. Примерами наиболее
развитых и эффективно действующих международных организационных структур
являются Комитет по науке и технологиям межправительственной Российско-
Американской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству (Комиссия "Черномырдин-Гор"), Смешанная межправительственная
Российско-Германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству.
Российские части подобных смешанных органов возглавляются руководителями
ГКНТ. В их составе — руководящие сотрудники МИД, РАН, Минобразования,
Госпатента; в конкретных случаях этот состав дополняется представителями
аппарата Правительства, Министерства обороны, Государственного таможенного
комитета, Госналогслужбы и др. ведомств. Аналогично и представительство наших
партнеров по соглашениям. Это позволяет совместно проанализировать состояние
сотрудничества, определить имеющиеся трудности и выработать согласованные
меры по повышению эффективности взаимодействия.
Одной из главных задач таких организационных структур является выработка
рекомендаций по основным направлениям сотрудничества, исходя из совпадения
национальных приоритетов научно-технического развития. На этой основе
формируются двусторонние и многосторонние программы сотрудничества, состоящие
из конкретных международных научно-технических проектов. По отдельным
наиболее важным научно-техническим проблемам могут формироваться отдельные,
как уже говорилось, специализированные соглашения. Деятельность смешанных
органов по сотрудничеству ни в коей мере не носит командный характер.
Необходимо подчеркнуть, что наполнение программ сотрудничества полностью
делегируется научной общественности.
Определение тематики сотрудничества проводится на базе инициативных
предложений заинтересованных российских научных и научно-технических
организаций, вузов и предприятий. Для их обсуждения создаются международные
группы экспертов и научные советы. Согласованные проекты представляются
партнерами в свои национальные части смешанных органов по сотрудничеству для
последующего обсуждения и утверждения этими органами в форме долгосрочных
межгосударственных программ.
Международный проект является основным инструментом осуществления
сотрудничества в сфере науки и техники. По каждому проекту между
соисполнителями заключаются соглашения о научно-техническом сотрудничестве.
Реализация проектов осуществляется, как правило, при финансовой поддержке
российских исполнителей из средств федерального бюджета, выделяемых
Госкомитету по науке и технологиям. В современных условиях это является
немаловажной предпосылкой развития международной кооперации в сфере науки и
техники с зарубежными странами, что нашло положительную оценку представителей
российской научной общественности.
Следует заметить, что включение проекта в межгосударственную программу, даже
при отсутствии государственной финансовой поддержки в нашей стране, дает его
российским соисполнителям определенные преимущества, прежде всего, в виде
таможенных и налоговых льгот, а также возможностей получения зарубежных
грантов. Это предопределяется законодательством как России, так и ряда
государств-партнеров по сотрудничеству.
Порядок поддержки международных проектов с нашей стороны определяется
"Методическими рекомендациями по вопросам оказания российским организациям
финансовой поддержки из средств федерального бюджета при реализации
международных научно-технических проектов", одобренными Коллегией Миннауки
России. Некоторые комментарии по содержащимся в них положениям.
Финансовая поддержка международных проектов осуществляется, начиная с 1991
года. Исходя из необходимости концентрации выделяемых на федеральном уровне
ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях сотрудничества, эти
средства в первую очередь выделяются на:
·        обеспечение выполнения российскими участниками обязательств по
межправительственным и межведомственным соглашениям в области науки и
техники, а также по решениям (постановлениям) смешанных органов по
международному научно-техническому сотрудничеству;
·        развитие инфраструктуры международного научно-технического
сотрудничества российских организаций, включая формирование банков данных
передовых технологий, повышение эффективности использования зарубежной
информации, содействие созданию технополисов и технопарков, открытых
институтов и лабораторий;
·        подготовку и организационно-техническое обеспечение международных
конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и совещаний.
Решения о финансовой поддержке проекта принимаются в Комитете на основе
всесторонней экспертизы с привлечением действующих при Комитете научных
советов. При этом рассматриваются вопросы соответствия содержания проекта
отечественным приоритетам в научно-технической сфере, его социально-
экономической значимости и эффективности, а также правового и финансового
обеспечения сотрудничества, оценки выбора инопартнера и его вклада в
реализацию проекта.
Кроме того, к финансированию международных проектов привлекаются внебюджетные
источники и средства, выделяемые для поддержки указанных проектов
государственными учреждениями зарубежных стран, национальными и
международными фондами и программами, например, по линии реализации
германской программы поддержки российской науки, в рамках программы INTAS и
др.
В 1995 году с нашей стороны была оказана финансовая поддержка работ
российских структур различных форм собственности, выполняемых в рамках 581
международного научно-технического проекта, а также для проведения в России
более 100 международных конгрессов, конференций, семинаров и симпозиумов. На
эти цели в 1995 году было направлено 47,124 млрд рублей.
В текущем году предусматривалась финансовая поддержка порядка 600 проектов на
сумму около 100 млрд рублей. В силу известных причин фактический уровень
финансирования составил лишь 12 процентов. Это не может не отражаться на
состоянии международного сотрудничества, поскольку речь идет о выполнении
обязательств российских организаций по уже подписанным соглашениям.
В настоящее время в Комитете ведется подготовка предложений по финансированию
проектов на 1997 год. Окончательное решение по перечню проектов и объемам
выделяемых средств будет приниматься в ноябре-декабре. Предполагается
заложить ограниченный резерв обеспечения межправительственных и
межведомственных соглашений в случае их подписания в течение будущего года.
Методические рекомендации содержат также примерный текст межведомственного
соглашения, в котором отражены, в частности, вопросы регулирования
обязательств сторон по проведению работ по проекту, их финансированию, охране
интеллектуальной собственности и использованию результатов исследований и
разработок.
В рамках проводимой ГКНТ работы по созданию возможных благоприятных условий
осуществления международного научно-технического сотрудничества урегулированы
вопросы предоставления российским научным организациям, ученым и специалистам
ряда льгот в уплате таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. Это
относится к случаям:
·        получения грантов от иностранных благотворительных фондов и партнеров;
·        получения научного оборудования, приборов и материалов на
безвозмездной основе в качестве технической помощи, оказываемой иностранными
партнерами в соответствии с межправительственными соглашениями;
·        закупки оборудования за бюджетные средства в соответствии с
договорами с иностранными организациями и фирмами для проведения совместных
работ;
·        временного ввоза/вывоза научного оборудования и материалов для
проведения научных экспериментов.
В настоящее время достигнута договоренность о полном освобождении
ввозимого/вывозимого оборудования, материалов от таможенных пошлин и налогов
на период до 2 лет. Ведется работа по продлению этого срока.
Названные льготы предоставляются соответствующими органами по представлению
подтверждений Госкомитета по науке и технологиям по установленной форме.
По инициативе Миннауки России принят федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц" (№ 83-93 от 21 июня 1996 года) в части, касающейся зарубежных грантов.
В соответствии с этим от подоходного налога освобождаются "суммы, полученные
физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых для
поддержки науки, образования и культуры в Российской Федерации международными
и иностранными учреждениями, а также международными и иностранными
некоммерческими и благотворительными организациями (фондами),
зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни,
утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за
науку и техническую политику, а также за образование, культуру и искусство в
Российской Федерации".
В настоящее время идет согласование с Минфином и другими ведомствами России
подзаконных актов. Организация предусмотренной в законе регистрации дело
непростое. Мы располагаем достаточно обширной информацией об источниках
получения зарубежных грантов. Однако думается, что она не исчерпывающа.
Поэтому были бы благодарны за предоставление имеющейся информации по этому
вопросу.
Проводится также работа по информационно-методическому обеспечению
международного научно-технического сотрудничества. Миннауки России выпустило
ряд сборников научных статей по проблемам научно-технологической безопасности
и передачи технологий. Однако в силу недостатка финансовых средств они
издаются малым тиражом и, к сожалению, не могут быть достоянием широкого
круга заинтересованных организаций и ученых.
Необходимо выделить еще ряд вопросов, имеющих приоритетный характер.
Это:
·        развитие сотрудничества с государствами-участниками СНГ;
·        защита российской интеллектуальной собственности;
·        расширение сферы традиционного научно-технического сотрудничества
через м еждународную инновационную деятельность и совместную с иностранными
партнерами коммерциализацию имеющихся результатов научно-технических и
технологических разработок.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении
стратегического курса с государствами-участниками Содружества Независимых
Государств" (от 14 сентября 1995 года № 940) сотрудничество со странами
ближнего зарубежья является приоритетным направлением международных научно-
технических связей.
Законом о науке и государственной научно-технической политике, учитывая
наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала СНГ и других
государств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи,
поручается органам государственной власти Российской Федерации содействовать
развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и
двусторонних договоров в с этими странами. Это полностью соответствует
пожеланиям российских ученых и ученых из СНГ.
В прошлом году совместно с ведомствами по науке СНГ была разработана
концепция создания общего научно-технологического пространства и подписано
главами правительств Соглашение о создании общего научно-технологического
пространства СНГ. Для реализации Соглашения создан Межгосударственный комитет
по научно-технологическому развитию, в который вошли руководители ведомств по
науке и президенты академий наук стран Содружества.
В соответствии с Соглашением сейчас завершается согласование проектов
следующих базовых многосторонних межгосударственных договорно-правовых
документов:
Соглашения о порядке и условиях привлечения исследовательских центров, ученых
и специалистов государств-участников СНГ к выполнению национальных научно-
технологических программ;
Конвенции о формировании и статусе межгосударственных научных и научно-
технологических программ и проектов;
Конвенции о создании и статусе международных научно-исследовательских центров;
Конвенции о создании и статусе международных научных организаций, а также
соглашения о сотрудничестве в области научно-технической информации.
Проекты этих документов определяют организационные, правовые и экономические
условия сотрудничества, включая предоставление целого ряда налоговых и
таможенных льгот, других привилегий и иммунитетов участникам сотрудничества.
Имеется в виду, что после подписания этих соглашений и конвенций они будут
представлены на ратификацию в парламенты стран СНГ. Тем самым сотрудничество
в рамках СНГ получит режим наибольшего благоприятствования по сравнению с
другими странами и регионами. На их основе будут заключаться соглашения о
сотрудничестве по конкретным программам, центрам и организациям.
Вместе с тем, при финансовой поддержке из средств Комитета уже начата работа
по 9 многосторонним и 30 двусторонним проектам с организациями из стран СНГ.
В стадии подготовки находятся многосторонние программы в области сварки,
лазерной техники и технологии, а также в области машиностроения.
Подписаны двусторонние межправительственные и межведомственные соглашения о
сотрудничестве с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией,
Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной. На выходе соглашение с Казахстаном.
Ведется работа по формированию двусторонних программ сотрудничества с этими
странами. В этой связи ожидаются предложения российских научных организаций
по конкретным проектам, с учетом ранее существовавшей организации и созданных
в странах ближнего зарубежья в период СССР уникальных научных установок. Хотя
и здесь есть потенциальные ограничения, связанные с экономическим положением
как России, так и стран СНГ, и присущим им остаточным финансированием науки.
Актуальной проблемой является обеспечение охраны интеллектуальной
собственности российских участников международного научно-технического
сотрудничества. Анализ договорно-правовых документов по международным
проектам показывает, что во многих из них практически не содержится четкого
регулирования прав российских исполнителей на результаты исследований и
разработок и их последующее использование. Представляется, что это
объясняется в определенной степени отсутствием опыта, а также сегодняшним
экономическим положением наших научных организаций.
Что делается, чтобы исправить такое положение? В целях оказания российским
субъектам сотрудничества необходимой методической помощи, как уже отмечалось,
в Рекомендации по международным проектам включен текст примерного договора о
сотрудничестве.
Разработаны Рекомендации по отражению вопросов интеллектуальной собственности
в соглашениях о научно-техническом сотрудничестве и договорах подряда между
российскими и зарубежными организациями. Этот материал был опубликован для
широкого использования в газете "Поиск".
Миннауки России вело работу на различных уровнях с зарубежными партнерами с
целью обеспечения интересов российских организаций. В частности, подготовлено
совместное заявление по вопросу об охране прав интеллектуальной собственности
в научно-техническом сотрудничестве, одобренное Российско-Американской
комиссией по экономическому и технологическому сотрудничеству (Комиссия
"Черномырдин-Гор"), а также Меморандум по этому вопросу между Миннауки России
и южно-корейской корпорацией "САМСУНГ". Аналогичный документ согласован с
Европейским сообществом (материалы содержатся в сборнике, распространенном на
семинаре).
Соответствующие положения включаются в тексты соглашений о научно-техническом
сотрудничестве, подписываемые на межправительственном и межведомственном
уровнях. С КНР заключено специальное соглашение о защите и распределении прав
интеллектуальной собственности. Эта работа будет продолжена. Ближайшей
задачей могло бы стать создание сети консультационных структур по правовым
вопросам сотрудничества, при содействии федеральных ведомств и РАН, которые
могли бы оперативно оказывать консультационные услуги заинтересованным
российским организациям, ученым и специалистам.
Все это непосредственно связано с проблемами осуществления трансфера
технологий и налаживания международной инновационной деятельности. Эта задача
предопределяется общей ситуацией перехода к рыночным отношениям в сфере
научно-технической деятельности, сложной финансовой обстановкой,
невосприимчивостью отечественной промышленности к новациям на современном
этапе.
По инициативе Миннауки России за последние годы предприняты шаги по
налаживанию этой формы международной кооперации.
Создан Российско-Китайский "Центр высоких технологий", основной задачей
которого является изучение рынка технологий обеих стран и обеспечение их
эффективного практического применения. В этих же целях учреждено Российско-
Германское Бюро по совместной инновационной деятельности. Взаимному обмену
информацией и выработке согласованных рекомендаций служит Международный
консультационный совет по научной и инновационной деятельности стран
Центральной и Восточной Европы. На регулярной основе за рубежом проводятся
выставки высоких технологий и презентации разработок ведущих российских
научных центров. В основном подобные мероприятия осуществляются на базе сети
зарубежных центров науки и культуры. Эта деятельность регламентируется
"Положением о порядке организации информационно-рекламной работы за рубежом".
Подготовлен банк данных российских технологий для справочно-информационной
системы Российского центра науки и культуры в Берлине. В последующем такие
системы будут функционировать и в подобных центрах, находящихся в других
странах.
В настоящее время ведется работа по систематизации методов и инструментов
международной инновационной деятельности, исходя из положений Федеральной
программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Развитие международного научно-технического сотрудничества сдерживается
определенными трудностями.
Это, во-первых, острый дефицит бюджетного финансирования, что ставит под
угрозу реализацию согласованных с инопартнерами мероприятий, выполнение
обязательств по участию в деятельности международных организаций, поддержку
проектов и т.д. В конечном счете это непосредственно отражается на ходе
сотрудничества наших научных организаций.
Одним из путей преодоления сложившейся ситуации могло бы стать привлечение
внебюджетных источников финансирования, внедрение возвратной системы
финансирования проектов прикладного характера, развитие научно-технического
сотрудничества с зарубежными странами на коммерческой основе.
Во-вторых, есть основания говорить об отсутствии на государственном уровне
эффективной системы координации внешней составляющей научно-технической
деятельности в России. С этим связаны многие потери и, в первую очередь,
неадекватность условий, на которых представители различных отечественных
организаций вступают в сотрудничество с иностранными организациями.
Представляется, что в этой связи необходимо повысить координирующую роль
Госкомитета по науке и технологиям. Одновременно следовало бы развивать обмен
информацией между российскими научными организациями о содержании и методах
работы с иностранными партнерами, вырабатывать согласованную линию
выступления России в сфере международных научно-технических отношений.
     
     
                                   Заключение                                   
В заключение отметим, что выше изложена информация лишь о главных вопросах
работы ГКНТ по развитию международных научно-технических связей, освещены
имеющиеся проблемы и намечаемые пути решения.
Важным направлением углубления международного сотрудничества могло бы стать
создание общей единой технологической базы, что позволило бы более эффективно
решать вопросы развития науки и техники, пользуясь уже имевшимися в странах
достижениями.
Эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с научной общественностью
нашей страны.
     
     
                                   Литература                                   
1.     Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения, М.: Новости — 1991
2.     Фаминский И.П. Основы внешне-экономических знаний, М.: “Международные
отношения” — 1990
3.     Всероссийский семинар “Российская наука: состояние и проблемы
развития” - 2000