Каталог :: Экономика

Реферат: Инфляция

                     ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ                     
                                 предмет                                 
                          "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"                          
                                   тема                                   
                                 инфляция                                 
                               1997/98 уч. Год                               
     
     

ИНФЛЯЦИЯ.

Инфляция - явление связанное с движением денег. Она не приносит ничего положительного экономике. Ин­фляция понижает производительность труда, вынуждает государство проводить принудительные мероприятия по подавлению или хотябы уменьшению инфляции. Иногда, преднамеренно спровоцированная инфляция может вы­звать активность на товарном рынке, расширение произ­водства и т.д. Но это имеет краткосрочный эффект. В общем виде инфляция - это обесценивание денег. Она может быть например денежная (обесценивание де­нег по весу и качеству), монетная (например когда в Рос­сии были выпущены в обращение медные деньги по но­миналу серебряных). В настоящее время под инфляцией понимается наличие в обращении избыточной денежной массы. Главной формой проявление инфляции является длительное, устойчивое неравновесие рынка, которое ста­новится макроэкономическим. Обычно сопровождается ростом цен. У экономики нет врожденной защиты от ин­фляции также как нет и механизма ее подавления. Антиинфляционное регулирование - постоянно дейст­вующая функция государства. Причин инфляции множество, их можно разделить на внутренние и внешние. · внутренние причины: 1. Нарушение законов денежного обращения, когда об­щая сумма денежной и товарной массы не сбаланси­рована. Эту зависимость можно описать при помощи уравнения (Ирвина Фишера): МО=РеQ, где М - денежная масса; О - скорость оборота денежной единицы; Р - уровень цен товаров (услуг); еQ - сумма цен товаров (услуг). 2. Деформация экономической структуры, которая выра­жается в отставании отраслей производства потреби­тельских товаров от развития тяжелой промышленно­сти. 3. Монополизм экономики, позволяющий накручивать за­траты, увеличивать цены при снижении качества то­вара. 4. Психологические факторы. Если инфляционная поли­тика сформировалась, то она действует устойчиво и длительно. · внешние причины: 1. Сокращение поступления от внешней торговли; 2. Отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса; 3. Падение мировых цен на ресурсы; 4. Неблагоприятная конъюктура на рынке зерновых; 5. Увеличение внешнего долга; 6. Импорт превышает экспорт. Для количественного подсчета инфляции используют следующие, основные показатели: · количество лет необходимое для удвоения уровня цен, которое определяется по «правилу величины 70: Т=70/Р, где Т - приблизительное количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции; Р - темп ежегодного увеличения уровня цен ( в %%). · индекс - относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени (ИПЦ - индекс потреби­тельских цен). · ВНП-дефлятор - расчитывается как отношение номи­нального к реальному ВНП. По формам проявления различают два основных вида инфляции: открытую и подавленую. В условиях открытой инфляции имеет место рост цен. Открытая инфляция проявляется прежде всего в форме адаптивных ожиданий, которые связаны с деформацией психологии потребителей и производителей. Также от­крытой инфляции свойственна взаимосвязь издержек и цен (инфляция издержек). Формой проявления откры­той инфляции выступает инфляция спроса (увеличение совокупного спроса). Подавленая инфляция возникает в условиях админи­стративного подавления цен. Например: - временное замораживание темпов роста цен и зар­платы; - установление высших верхних пределов роста цен и доходов; - поддерживание пропорций между темпами роста зар­платы и производительности труда; - тотальное планировае цен. При таком регулировании происходит разрушение ры­ночного механизма. Таким образов, если главное проявление открытой инфляции - рост цен, то подавленой - скрытый товарный дефицит. Высокая и неконтролируемая инфляция оказывает от­рицательное воздействие на всю социально-экономиче­скую ситуацию в стране. Цель антиинфляционной политики в стране заключается в том чтобы снизить темпы роста цен и сделать инфля­цию управляемым процессом. Долгосрочная политика государства. Среди мер антиинфляционного воздействия государ­ства на экономику важнейшим выступает гашение ин­фляционных ожиданий. Другим неотьемлимым компонен­том антиинфляционной стратегии выступает долгосрочная денежная политика, которая предполагает введение жест­ких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Задачей антиинфляционной стратегии является также сокращенеи бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации путем увеличения налогов, сокраще­ния расходов государства или сочетания первого и вто­рого способа. Краткосрочная антиинфляционная политика. Антиинфляционная тактика дает два варианта воз­действия на экономику: либо увеличить предложение на товарном рынке при постоянном спросе, либо сократить спрос без соответствующего падения предложения. Первый вариант предполагает: 1. повышение уровня товарности экономики; 2. формирование новых рынков; 3. приватизация государственной собственности; 4. массированый потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. Второй вариант антиинфляционной тактики ставит целью повышения нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности. Также можно провести и денежную реформу, но это нежелательно поскольку она сама по себе требует значи­тельных финансовых средств. Литература. Г.К. Трофимова «Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица», Москва - 1995.