Каталог :: Экономика

Контрольная: Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Концентрация монополии

                                СОДЕРЖАНИЕ                                
ТЕМА 1. Необходимость государственного регулирования производственно
хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений    3
1.1 Сущность, цели, методы и методика  государственного регулирования
производственно-хозяйственной деятельности предприятий
3
1.2 Необходимость государственного регулирования производственно-
хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий в условиях рыночного
хозяйствования
7
ТЕМА 2. Концентрация производства на предприятии                              11
2.1 Сущность, формы и показатели уровня концентрации   производственной
деятельности предприятия
11
2.2 Экономические аспекты концентрации производства и размер производственной
мощности предприятия
12
2.3 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь                  15
Список использованной литературы                                              19
     ТЕМА 1. Необходимость государственного регулирования производственно
    хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений    
     1.1 Сущность, цели, методы и методика  государственного регулирования
           производственно-хозяйственной деятельности предприятий           
     Государственное регулирование производственно-хозяйственной деятельности
организаций – это комплекс мероприятий форм и методов государственного
влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания
нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных
тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в
условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного
регулирования, либо влияния на производственно-хозяйственную деятельность.
Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть
реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы
необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой
свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих
органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития
экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии,
предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую
деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного
управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками
и потребителями продукции.
Основные принципы государственного регулирования экономики: - минимальное
вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление
государством экономических регуляторов и нормативов.
Функции государства в области регулирования экономики:
- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок
формирования и функционирования элементов рыночного механизма;
- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;
- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий,
определение основных направлений научно-технического прогресса;
- создание государственной системы финансирования, кредитования,
налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений; -
перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики
и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной
платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование
допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование
образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);  -
регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды,
гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация
экологических программ.
Необходимость воздействия на производственно-хозяйственную деятельность
предприятия возникает в виду:
         -обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики;         
-  создания экономической стабильности и расширенного воспроизводства;
- решения экономических и социальных проблем государства в целом.
     Основными  целями воздействия государства на
производственно-хозяйственную деятельность предприятий функционирующих в
условиях рынка являются – повышение эффективности рыночной экономики
государства в целом; возможность законного регулирования самих  условий
производственно-хозяйственной деятельности; эффективная научно- техническая,
промышленная и социальная политика проводимая государственными структурами.
     Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий являются – поддержание и регулирование путем
законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирование производителя путем
снижения налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового
законодательства.
К основными методам государственного регулирования
производственно-хозяйственных отношений предприятий действующих в условиях
рыночных отношений  являются:
- административные (базируются на силе государственной власти т.е. это
мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи  указов и
распоряжений);
-  правовые (методы и способы регулирования производственно-хозяйственной
деятельности предприятий воплощенные с помощью законов, таких как
антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом
предпринимательстве и др.);
- экономические методы (основываются на использовании налоговых платежей,
денежно-кредитных рычагов регулирующих  цены  и тарифы).
Методы государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности
предприятий  бывают прямыми, т.е.   формируют и используют бюджеты,
устанавливают минимальные ставки по оплате труда сотрудников  регулирование цен
на товары и услуги, защита конкуренции; косвенными индивидуальное
планирование производства/хозяйствования, целевое программирование деятельности
предприятий, определение норм и правил промышленных, производственных,
коммерческих предприятий, также  регулирование банковской деятельности
/%ставки., сумма учетных ставок, законное использование кредитно-денежных
инструментов/.
К основным Законам и нормативным актам регулирующим
производственно-хозяйственную деятельность   предприятий действующих в условиях
рыночных отношений относятся: Конституция РФ, ГК РФ ч.1,2, «О государственной
поддержке малого предпринимательства З.РФ от 14.06.95, - Федеральные законы об
организационно - правовых формах предприятий,  Закон об упрощённой системе
налогообложения; Закон о едином налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности;  Закон о лицензировании производственно-хозяйственной
деятельности; законы и нормативные акты о ведении  бухгалтерского учета;
Налоговый кодекс РФ ч.1,2, Закон  о защите прав потребителей и др.
[1]
Контроль над торговлей установлен государством для обеспечения защиты прав
потребителей, для увеличения поступлений в государственный бюджет денежных
средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и
правил, в случае нарушения применение санкций в пределах компетенции
проверяющих органов. Основными принципами защиты прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора
являются: - презумпция добросовестности юридического лица/индивидуального
предпринимателя; соблюдение международных договоров РФ;  открытость и
доступность для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей,
нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение
которых проверяется государственными органами;  установление обязательных
требований в соответствии нормативно-правовыми актами;  проведение мероприятий
по контролю, учет мероприятий по контролю, возможность обжалования действий
должностных лиц органов государственного контроля, недопустимость взимания
органами государственного контроля с юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, за исключением возмещения расходов на осуществление
экспертиз, исследований. Мероприятия по контролю проводятся на основе указов и
распоряжений и др. документов. Функции по контролю и надзору в сфере защиты
прав потребителей и обеспечение санэпедемиологических норм и правил, защита
потребительского рынка, осуществление производственно-хозяйственной
деятельности предприятий осуществляется Роспотребнадзором.
[2] Которые действуют  через органы территориальные и путем взаимодействия с
другими исполнительными службами. В обязанности Роспотребнадзора входят –
государственный  санэпидемиологический  надзор за соблюдением санитарных норм
указанных в Российском законодательстве, государственный  контроль за
соблюдением законов в области  защиты прав потребителей, контроль за отдельными
видами работ услуг, мероприятий, санитарно-карантинный контроль провоза товаров
через границу РФ и др.
     1.2 Необходимость государственного регулирования
производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий в
                      условиях рыночного хозяйствования                      
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и
содействия развитию производственно-хозяйственной деятельности и
предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия
государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят
существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании
государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования производственно-хозяйственной и
предпринимательской деятельности является создание определенных условий,
обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное
участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от
этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои
собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными
ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации
в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного
регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования
достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой
стране.[3]
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: -
разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую
основу и защиту интересов предпринимателей; - повышение эффективности
государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;-
ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности
предприятий; - создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на
рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках,
контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством
финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; -
сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-
инвестиционной политики и научно-технической политики; - содействие
долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию,
сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; -
обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового
законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда; -
поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения
уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях,
прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном
регулировании производства. Его основными задачами являются:
[4]
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию
традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового
рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках
международной специализации; - повышение конкурентоспособности продукции
экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства
гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях
экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами
правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру,
основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами
государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях
экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление
мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм,
развитие новых форм связей между ними.  Регулирование все более направлено на
повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования
спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в
механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования
производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности стало
включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений
структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию. Большое значение с 90-х годов и до  наших дней приобрели целевые
программы отраслевого регулирования производства.
[5] Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных
компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а
также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных
отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими
направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые
инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для
решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к
условиям развития мирового хозяйства. Государственная политика регулирования
экономики и отраслей хозяйствования направлена на всестороннее обслуживание
потребностей предпринимателей ведущих производственно-хозяйственную
деятельность и, в частности, по административному надзору и нормативному
регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось
на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и
фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных
стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью
сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого
и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое
дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей. Важным
направлением государственного регулирования является патентная политика
государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению
принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную
лицензионную плату. Важным инструментом финансового регулирования
предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и
субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного
аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются
тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное
звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение
приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных
отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста
отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими
средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и
ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается
большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших
функций государственного регулирования - разработка общих принципов и
осуществление внешнеэкономической политики страны.
             ТЕМА 2. Концентрация производства на предприятии             
     2.1 Сущность, формы и показатели уровня концентрации   производственной
                          деятельности предприятия                          
     Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции,
оказания услуг.
Концентрация может развиваться на основе следующих форм:[6]
1) увеличение выпуска однородной продукции (специальное предложение);
2) увеличение выпуска разнородной продукции (универсальное предложение);
3) развитие концентрации на основе комбинирования производства (характерно
для предприятий – комбинатов);
4) развитие концентрации на основе диверсификации производства (то есть
выпуск разнородной продукции).
Концентрация можно достигаться путем использования следующих средств:
1)     увеличение количества машин, оборудования, технологических линий на
прежнем технологическом уровне;
применение машин, оборудования с большей единичной мощностью;
2)     одновременное увеличение машин и оборудования, как с прежним
технологическим уровнем, так и более совершенным;
3)  развитие концентрации, взаимосвязь процессов.
С экономической точки зрения наиболее целесообразным путем развития
концентрации является путь интенсификации, то есть за счет внедрения новой
технологии и  техники с одновременным увеличением единичной мощности машин и
оборудования. Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так
и относительные показатели.
     Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельного
предприятия и ее уровень определяется следующими показателями:
1) объем выпуска продукции;
2) среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
3) среднесписочная численность рабочих.
Наиболее объективным показателем является объем выпуска продукции, остальные
показатели используются для более всестороннего анализа уровня концентрации.
     Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема
производства в отрасли между предприятиями различного размера, уровень
относительной концентрации определяется следующими показателями:
1) доля отдельного предприятия в выпуске какого-либо вида продукции в объеме
ее выпуска в целом по отрасли;
2) доля предприятия на рынке продаж;
3)     доля предприятия по объему оказанных услуг определенного вида.
Показатели уровня относительной концентрации в значительной мере
характеризуют степень монополизации производства как в отрасли, так и в
экономике в целом.
     2.2 Экономические аспекты концентрации производства и размер производственной
                            мощности предприятия                            
Крупные предприятия имеют как существенные преимущества, так и недостатки.
Преимущества проявляются в следующем: [7]
1) Они являются проводниками НТП, так как имеют возможность осуществить весь
цикл наука-производство, то есть проводить научно – исследовательские работы
и опытно – конструкторские разработки с одновременным их внедрением.
2)На них легче внедряются и лучше используются более современное
оборудование.
3)На этих предприятиях применяются более совершенные методы организации
производства. С увеличением объема производства снижаются средние постоянные
расходы, что ведет к снижению общих издержек производства.
4)У них имеются большие возможности углубленного разделения и кооперирования
труда.
Отрицательные особенности, недостатки крупных предприятий:
1)     Возрастают транспортные расходы, связанные с увеличением коммуникации,
возрастают затраты на подвоз сырья, материалов, комплектующих и затрат,
связанных с отправкой готовой продукции.
2)     Для крупных предприятий необходимы крупные капитальные вложения, а это
невозможно осуществить без инвестиций на значительный период времени.
3)     Усложняется процесс управления, связанный с возрастанием масштаба
производства.
4)     Значительно повышается нагрузка на природную среду.
5)     Нарушается принцип равномерного размещения промышленного производства
и комплексного развития отдельных регионов.
6)     Возрастает возможность монополизации отрасли и промышленности.
Для определения оптимального размера предприятий в отечественной практике
используется 2 подхода.
     

Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат на выпуск продукции:

Зi – затраты на единицу продукции по i-тому варианту; Сi – себестоимость продукции по i – варианту; Eн – нормативный коэффициент эффективности капитального вложения; Кi – капитальные вложения по i – варианту; Зmрi – транспортные расходы по i – варианту; Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором обеспечивается минимум приведенных затрат. Согласно второго подхода используется графический метод, в основе которого лежат зависимости затрат от объема производства. (рис. 1) Рис. 1 A – внутрипроизводственные затраты; В – внепроизводственные затраты; П = (А+В) – полные затраты на производство и реализацию продукции. Оптимальный размер достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. [8] В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффектов масштаба производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера. Он представляет собой наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции. (рис.2) Рис. 2 На участке AB достигается экономия издержек от роста масштабов производства. На участке БВ издержки остаются постоянными. На участке ВС издержки увеличиваются. Минимальный размер предприятия достигается в точке Q1 и он продолжается до точки Q2. В дальнейшем фирме наращивать объем производства не выгодно. Для того, чтобы использовать этот методический подход в российской практике, необходимо контролировать издержки на каждом предприятии и рассчитывать зависимость средних долгосрочных издержек от объема производства. 2.3 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь В странах с рыночной экономикой исторически сложилась система антимонопольного законодательства. Этому способствовала концентрация рыночной мощи предприятий, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель как доля фиксированного числа предприятий. Так, например, согласно германского законодательства монопольное положение предприятий возникает на рынке, если на одно предприятие приходится свыше трети всего оборота на рынке, либо на 3 или менее предприятий приходится половина общего оборота, либо на 5 и менее предприятий свыше 2/3 оборота. В США применялся другой показатель: доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа предприятий имеет существенный недостаток, так как он дискретный, то есть характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших производителей, поэтому одновременно с дискретным показателем получил распространение и другой показатель, так называемый индекс Херфинделя –Хиршмана.[9] HHI =

Различают следующие варианты: 1) СR3<45% (доля трех), HHI<1000 – нормальная концентрация, соответствует неконцентрированному рынку. 2) 45% <CR3<70%, 1000<HHI<2000 – средняя степень концентрации, соответствует умеренно концентрированному рынку. 3) CR3>70%, HHI>2000 – соответствует высокой степени концентрации и слабой конкурентной среде. По результатам анализа этих показателей устанавливают тип рынка и оценивается развитость конкурентоспособности. В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации – доля отдельных предприятий на рынке продаж. Первый закон «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России 22 марта 1991г. Согласно его, для проведения антимонопольной политики и реализации антимонопольного законодательства было предусмотрено образование специальных органов исполнительной власти – антимонопольного комитета РФ, который затем был преобразован в министерство по антимонопольной политике. Ключевым понятием в этом законе было «хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В соответствии со ст. 4, для признания положения предприятия, как доминирующего на рынке, необходимо выявление двух условий: его доля на рынке и его способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. В дальнейшем был принят закон «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР». Согласно его, безусловным монополистом можно считать предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее от 35% до 65% может быть признано монополистом, но для этого должно быть доказано, что это предприятие занимает доминирующее положение. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле предприятия на рынке большое внимание уделяется экономическому анализу, учитывающему факторы поведения на рынке. В этом законе прежние 35% рынка оставлены в качестве нижнего значения, то есть, если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, сам факт доминирующего положения не наказуем, антимонопольное законодательство преследует не за доминирующее положение, а за злоупотребление им. Концентрация производства в отраслях промышленности России (2001-2004 гг.) (табл. 1) Таблица 1.

Наименование

Отраслей

Коэффициент концентрации
3-х крупнейших предприятий8-ми крупнейших предприятий
2001200220032004

Электроэнергетика

Топливная

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химия и нефтехимия

Машиностроение

Деревообрабатывающая

Легкая

Стройматериалы

Пищевая

9,6

13,3

30,8

31,6

9,8

13,0

8,8

3,1

3,4

4,0

16,0

14,9

32,5

31,8

11,8

15,0

13,5

3,8

3,2

2,2

21,1

28,9

55,5

48,6

19,2

19,2

17,6

7,4

7,1

7,9

29,6

31,6

57,0

49,6

21,6

20,2

25,7

8,0

7,1

5,2

Число монополистов, включенных в федеральный государственный реестр составило в 2001 - 547, 2002 – 499, 2003 – 487.Исходя из данных таблицы следует, что коэффициенты концентрации выросли во всех отраслях кроме двух последних. Это объясняется тем, что две последних отрасли были в большей степени приватизированы. Для экономики России характерны следующие модели: 1) Локальный монополизм в масштабах региона (предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции, по обслуживанию населения). 2) Олигополия – на товарном рынке несколько крупных предприятий (производство легковых автомобилей). 3) Наличие одного доминирующего предприятия на определенном рынке (Газпром, Лукойл). Действующее антимонопольное законодательство имеет следующие недостатки: 1) Не разработана система объективных показателей статистики концентрации производства. 2) Недостаточны штрафные санкции за нарушение законодательства. 3) Законодательно не определено, что делать с предприятиями – монополистами. 4) Не учтен в достаточной мере опыт развитых рыночных государств. Концентрация и диверсификация производства. Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на создание новых производств и оказание всевозможных услуг. Диверсификация способствует:[10] 1) Большей выживаемости хозяйствующего субъекта в условиях рынка. 2) Более полному использованию ресурсов. 3) Более полному насыщению рынков товарами. 4) Проведению антимонопольной политики. В России многие предприятия в условиях переходной экономики не осознали преимуществ диверсификации, однако, непродуманная диверсификация может способствовать распылению средств и привести предприятие к банкротству.

Список использованной литературы

1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М., 1998. 2. Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. - М., 2000. 3. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 2000. 4. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2000. 5. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М., 2000. 6. Экономика и статистика фирм: Учебник/Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М., 2000. 7. Экономика предприятия /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Швандра В.А.. М.: Изд.: "ЮНИТИ", 1998. - 742 с. 8. Экономика предприятия. Учебник/ Под ред. Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. – М., 2001. 9. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 601 с.
[1] Экономика и статистика фирм: Учебник/Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М., 2000. [2] Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. - М., 2000. [3] Экономика предприятия /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Швандра В.А.. М.: Изд.: "ЮНИТИ", 1998. - 742 с. [4]Экономика предприятия. Учебник/ Под ред. Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. – М., 2001. [5] Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М., 2000. [6]Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. - М., 2000. [7] Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2000. [8] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М., 1998. [9] Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 601 с. [10] Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 2000.