Каталог :: Экономика

Реферат: Малое предпринимательство

     Содержание
Введение
1 Значения и задачи малого предприятия
1.1 Место малого предприятия в рыночной экономике
1.2 Опыт функционирования          малых предприятий в разных странах
1.3 Какие предприятия относятся к малым
2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия и их
государственная поддержка
2.1 С чего начинается образование малых форм  предпринимательства
2.2 Виды малых предприятий
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства
3 Развитие малого предпринимательства в России
3.1 Этапы становления малого предпринимательства в России
3.2 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
Заключение
Список использованных источников
     Введение
Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется          взаимодействие
многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малого
предпринимательства. Понятие "малое предпринимательство" предполагает
предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных
областях.
     1 Значения и задачи малого предприятия
     1.1Место малого предприятия в рыночной экономике
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России
является разгосударствление и приватизация имущества государственных
монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних
предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным
хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах
экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических
процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует
очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля
практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные,
средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность,
базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических
особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с
высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли,
для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно
малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по
масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и
небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является
концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими
материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами.
Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и
определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и
среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется
значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества
работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях, связанных с про-изводством потребительских
товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства
определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство
малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев
управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и
индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные
условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются
дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка;
расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к
насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала,
лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу
приложения труда, создавать новые возможности творческих сил и использования
свободных производственных мощностей.
     1.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет
в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где
он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий.
Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более
20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест,
что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как
производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других
элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых
невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость
комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике
общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно
поставить и на службу России.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального
продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в
обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве - 80, оптовой торговле —
86, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина
всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и
освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к
сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат
они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах
Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах
Испании, в АПК Дании и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики,
деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии, но это не
привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил
живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе
со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают
"специализированные ниши", где они выступают субподрядчиками концернов в
крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции
обрабатывающей промышленности изготавливается на
мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия
направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта.
Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми
апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству.
Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их
воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком
бизнесе не сокращалась.
Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт
подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации
общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам
России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в
целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно
получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в
процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые
ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое
предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не
может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
     1.3 Какие предприятия относятся к малым
Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние
и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития
и структуры экономики каждой страны.
В основном, главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп
является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.
В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства к малым
предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек,
в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы
(транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в
розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы -  до 15 человек. При
этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется
среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т.
е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные)
относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который
приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции
(выполненных работ, оказанных услуг).
С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве и транспорте стали
относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до
60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в
прочих отраслях — до 50 человек.
Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют о некой условности
разделения предприятий по их размерам.               |
В Японии при разделении предприятий на группы в зависимости от их размеров
помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются 2 показателя:
размер капитала (величина, аналогичная уставному капиталу в России) и
численность персонала. Здесь большей частью проводится разделение предприятий
на мелкие и средние. К последним в отраслях промышленности, транспорта,
строительства, связи относятся предприятия с капиталом до 100 млн. иен (660
тыс. дол.) и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле —
соответственно до 30 млн. иен (200 тыс. дол.) и до 100 работающих; в
розничной торговле и сфере услуг - до 10 млн. иен (66 тыс. дол.) и до 50
работающих. К малым в производственных отраслях относятся предприятия с
численностью до 50 работающих, в торговле и сфере услуг — до 5 работающих.
     2 Характеристика экономической деятельности и их государственная поддержка
     2.1 С чего начинается образование малых форм предпринимательства
При выделении структурного подразделения из состава крупного государственного
предприятия, прежде всего, должно быть решение трудового коллектива
соответствующей структурной единицы (цеха, участка,
филиала) о его выделении и о создании на его базе малого предприятия.
Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного
подразделения. Далее необходимо согласие собственника имущества о выделении
из его состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие,
как правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), из
состава которого выделяется новое малое.
После этого разрабатывается устав предприятия, в котором четко указываются
вид и сфера деятельности; уставный капитал; учредители, их
доля в уставном капитале; почтовый адрес, телефон (факс) предприятия,
фамилия руководителя и главного бухгалтера. Затем в местный орган власти
подаются заявление с просьбой о регистрации предприятия и подготовленные
учредительные документы.
Местные органы могут запросить дополнительные сведения о санитарной и
экологической безопасности нового предприятия, численности и структуре людей,
занятых в производстве, и другие данные, связанные с конкретными условиями
развития данного региона. После регистрации предприятие открывает расчетный
счет в банке, в органах внутренних дел получает разрешение на гербовую печать
и становится полноценным юридическим лицом.
При создании нового предприятия с нулевого цикла прежде всего возникает
вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.
Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях
народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако
следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются
исключительно государственным предприятием, а производство рядов товаров
может быть осуществлено только на основании специального разрешения
(лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении
своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукции,
прибылью оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если
иное не предусмотрено его уставом.
Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет
перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и
необходимости обеспечения производственного и социального развития
предприятия, повышение личных доходов его работников. Основу планов
составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями продукции,
услуг, работ, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для
производства продукции. Договоры могут заключаются и с соответствующими
государственными органами.
Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными
партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных
правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный
рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на
аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие
виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие
обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия
труда и меры социальной защиты работников незави-
симо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При
этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников
дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также
поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив
и не входящих в состав предприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам
безопасные условия труда и несет ответственность в установленном
законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и
трудоспособности.
Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и
социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и
служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по
социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и
размерах, установленных действующим законодательством.
     2.2 Виды малых предприятий
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения
выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие
виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
• Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на
изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную
сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями
через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих
предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему
вспомогательного неэффек-
тивного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной
зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
• Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной
(готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с
ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это
производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они
достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую
конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого
продукта.
• Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или
инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими
разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством
опытных партий товаров.
     2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям
устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка,
поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий,
как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить
рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и
переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и
научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не
смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими
рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в
ущерб потребителям.
Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе
министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию
капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства
за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое
состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на
50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию
СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину
или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды
СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном
государственного (более 1млрд. франков) капитала.
Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно
создаются привилегии в области информации.
В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются в
зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий,
которые создаются за счет вычленения из структурных единиц
действующих крупных и средних предприятий).
Малые  предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной
продукции, производством товаров народного потребления, ремонтнонтно-
строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью
освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их
образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установленной ставки налога на
прибыль. Далее налог берется полностью - в соответствии установленным
нормативом.
В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и
акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам
малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает
предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации
персонала.
Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация
независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и
средних предприятий.
В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных
отношений также возникли общественные организации малого и среднего
предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который
распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также
федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых — прежде всего
стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности
малых предприятий.
     3       Развитие малого предпринимательства в России
     3.1           Этапы становления малого предпринимательства в России
Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Рассматривая
законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в
стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие
основные этапы развития малого предпринимательства.
     3.2           Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c большими
трудностями.
Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как
материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании
широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение
десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени
отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных
предпринимателей. У основной массы населения, жившей “от получки до получки”,
не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать
собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно
напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается
надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне
трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы
льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая
и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы
обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для
последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может
опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а
во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать
немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое
предпринимательство, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной
единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых
предприятий; во-вторых, имеющиеся раз-розненные, с данной точки зрения,
установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой
основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена
тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак
не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования
малого бизнеса.
Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо
родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с
тем, что "урожденных" предпринимателей все же меньше, чем реально нужно
обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести оп-ределенный объем
знаний: ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых,
спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с
иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не
лучшим образом.
Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской
деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения
общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в
условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной.
Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему
обществу, а по отношению к предпри-нимателям — новому социальному слою — тем
более.
Предусматриваются поручения раду министерств и ведомств по внесению изменений
и разработке соответствующих положений в области финансирования и
кредитования, научно-технического развития, материально-технического
обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической
деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для
субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден
комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в
Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное
обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая
деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ
политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также
координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной
власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее
развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
     Заключение
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из
важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые
предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики:
развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами;
создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор;
лучше используются местные сырьевые ресурсы.
     Список использованных источников
1 Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник – М.: ИНФРА – М.,1997.
2 Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Купряков Е.М. Курс предпринимательства:
Учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
3 Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов – М.:ЮНИТИ,1998.
4 Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К. Экономика предприятия: Учебник –
Мн.: Экономпресс,2000.
5 Райзберг Б.А. Основы бизнеса: «Ось – 89», 1996.