Каталог :: Экономика

Доклад: Обзор закона РФ О сертификации продукции и услуг

     

ДОКЛАД

«ОБЗОР ЗАКОНА РФ «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

«ОБЗОР ЗАКОНА РФ «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГРУППЫ икм-41

МАРКОВИЧ МАКСИМ

РУКОВОДИТЕЛЬ

ВАРАВКА Р.И.

ОБЗОР ЗАКОНА РФ «О СЕРТИФИКАКЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий. Эти процедуры могут выполняться поставщиком продукции или по его заказу — третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации. Отсюда возникает такое понятие как государственный надзор, осуществляемы органами Госстандарта и Госсанэпидемстанции России. Особенности государственного надзора состоят в том , что они: 1. Дают выборочные оценки с более низкой достоверностью, чем оценки производителя (попытка поймать дефектное изделие среди малой выборки продукции); 2. Не могут по всем видам проверок выполнятся специалистами столь же высокой квалификации; Однако не стоит забывать, что в условиях рынка продвижение товаров — процесс гораздо более сложный, и информация о качестве продукции в данном случае является существенным плюсом. Именно этим объясняется широкое распространение 3-его вида контрольного надзора — СЕРТИФИКАЦИИ товаров и услуг. Главное отличие С. от предыдущих видов контроля заключается в том, что она проводиться третьей стороной, которая не зависит ни от поставщика ни от потребителя. Наличие и использования такого вида деятельности позволяет решить целый ряд важнейших проблем социального и экономического характера. Особую актуальность С. Следует отметить в связи с обеспечением безопасности продукции бытового назначения, охраной здоровья и окружающей среды. Примером может служить С. бытового электрооборудования — выпускаются спец. нормативные акты, имеющие целью защитить потребителей от некачественных бытовых приборов. Сертификация основывается на следующих основных принципах: 1. Государственности — обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции; 2. Добровольности — использование С. Изготовителем в целях рекламы; 3. Объективности — независимость от изготовителя и потребителя; 4. Достоверности — использование профессиональной испытательной базы; 5. Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные; 6. Демократичности — предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации; 7. Установление ответственности участников С. ; 8. Многофункциональности использования результатов С. (изготовителем, торговлей, потребителем, таможней и т.д.) 9. Открытости полученной информации; 10. Разнообразия форм и методов проведения С. С учетом спецификации данной продукции; Сертификации могут быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ и ДОБРОВОЛЬНЫМИ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ С.: Имеет место в тех случаях, когда: 1. Стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению и требуют подтверждения уполномоченных органов. 2. При проведении государственной политики в области повышения конкурентоспособности продукции и т.д. 3. Присоединение страны к международной системе сертификации. 4. Принятие законов о безопасности конкретных видов продукции, с указанием конкретных ссылок на определенный стандарт. В России формирования системы ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ регулируется Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Организация и проведение сертификации включает в себя 2 стадии: 1. Обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации (речь идет о производстве продукции, которая должна быть сертифицирована); 2. Организация и проведение С. продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации (подтверждение соответствия нормативному документу или иному виду требований). Вышеуказанные стадии органически взаимосвязаны и составляют единую систему проведения и обеспечения сертификации. Необходимо упомянуть, что взаимодействие 2 типов систем С. (обязательной и добровольной) в разных странах складывается неодинаково. Так в странах, где сильны позиции производителей (напр. Германия), роль государственного надзора минимальна и сводиться к лицензированию производства и контролю за безопасностью выпускаемой продукции. В таких случаях роль добровольной С. является доминирующей. В странах с неразвитой (либо плохо развитой) рыночной экономикой (напр. Россия) — сильны государственные органы. Учитывая специфику рассматриваемого вопроса следует подробно остановить на таком моменте как ПРЕДМЕТ или ОБЪЕКТ сертификации. Это, как правило, продукция или услуга, к свойствам и состоянию которой установлены специальные требования, подтверждаемые документально. Среди объектов обязательной сертификации можно упомянуть следующие: 1. Все виды услуг населению; 2. Продукция (сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия и т.д.); 3. Производственные процессы, системы качества и т.п. Под объектом добровольной сертификации понимается продукция подтверждение соответствия которой проводиться по инициативе изготовителя или потребителя, а также других заинтересованных сторон. Таким образом, можно сделать небольшой вывод: С. продукции представляет собой довольно сложный механизм взаимодействия различных видов оценок, производимых как в обязательном, так и в добровольном порядке. Конкретный выбор тех или иных методов сертификации будет во многом зависеть от статуса и целей проводимого мероприятия. Схемы сертифицирования Для обеспечения приемлемой степени доказательности соответствия для различных видов продукции, условий и масштабов ее производства, применяют различные схемы сертификации. Документами ИСО предусматривается 8 известных схем. Независимо от выбранной схемы, процедура сертификации предусматривает следующие пункты: 1.подачу и рассмотрение заявки; 2.экспериментальное определение характеристик (все виды контрольных операций); 3. оценку стабильности производства; оценку соответствия (общая оценка) и выдачу сертификата; ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ (см. приложение к докладу): предусматривает проведение испытаний образца (пробы) продукции на соответствие нормативных документов в аккредитованном испытательном центре (лаборатории); 1. предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата), последующий инспекционный контроль путем испытаний образца, взятого из торговли; 2. Схема 2а предусматривает дополнение к схеме 2 — анализ состояния производства сертифицируемой продукции по методике, разработанной органом сертификации; 3. Схема 3 предусматривает дополнение к Схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) последующий контроль путем инспекционных испытаний образца, взятого со склада готовой продукции изготовителя перед отправкой его потребителю; 4. Схема 3а предусматривает дополнение к Схеме 3 (до выдачи сертификата на продукцию) анализ состояния производства сертифицируемой продукции по методике, разработанной органом сертификации; 5. Схема 4 основывается на проведении испытаний образца продукции (см. Схемы 1-3) путем проведения последующего инспекционного контроля образцов, взятых как из торговли, так и со склада изготовителя; 6. Схема 4а предусматривает дополнение к Схеме 4 (до выдачи сертификата) анализ состояния производства сертифицируемой продукции по методике, разработанной органом сертификации; 7. Схема 5 основывается на проведении испытаний продукции и сертификации производства и ли системы качества с последующим инспекционным контролем, а также контроля стабильности условий производства и функционирования системы качества; 8. Схема 6 устанавливает по сертификации системы качества изготовителя по специальному документу; 9. Схема 7 устанавливает испытание образца, отобранного из партии изготовленной продукции; 10. Схема 8 основывается на проведении испытаний каждого единичного изделия на соответствие требованиям нормативных и иных документов. На основании проведенных испытаний, органом по сертификации выдается сертификат соответствия на продукцию. Сертификат выдается на типовой представитель продукции, партию или на каждое изделие. Срок действия сертификата не может превышать 3 лет. Предприятия, прошедшие сертификацию, обязаны маркировать знаком соответствия свою продукцию (тару, упаковку, товаросопроводительные документы). В дальнейшем возможен контроль и проведение инспекций со стороны органов, выдавших сертификат, с целью выявления соответствия стабильности системы качества производимой продукции. Стоимость услуг по проведению сертификации определяется трудоемкостью отдельных видов работ. Стоимость инспекционного контроля определяется программой инспекционного контроля и себестоимость отдельных видов связанных с этим работ. По С. продукции оплате подлежат: 1. работы, выполняемые по экспертизе документов, принятию решений, оформлению сертификата соответствия; 2. испытания продукции; 3. инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; Сумма средств израсходованная заявителем, включается в себестоимость продукции. Согласно общепринятой международной практике, ответственность за соответствие требованиям законодательных актов несет изготовитель. Продавец отвечает за наличие и знака соответствия, у реализуемого товара, а органы сертификации — за правильность выдачи сертификата. Ответственность перед государством осуществляется в виде уплаты штрафа в доход гос. бюджета и наступает в случае реализации на территории РФ продукции: 1. без сертификата соответствия; 2. не соответствующей требованиям, заявленным в сертификате; 3. неправомерно маркированной знаком соответствия; 4. на которую неправомерно выдан сертификат; При обнаружении нарушений к участникам С. применяются следующие меры: 1. временное прекращение или аннулирование сертификата соответствия; 2. приостановление действия или аннулирование аттестата органа по сертификации и испытательной лаборатории. Ответственность сторон, участвующих в сертификации, перед третьим лицом регулируется нормами гражданского законодательства о защите прав потребителей. И в заключении мне бы хотелось представить ряд проблем, препятствующих образованию института защиты прав потребителей в России: 1. неподготовленность производителей к производству безопасной продукции; 2. недостаточное количество испытательных лабораторий; 3. возможный рост социально-экономической напряженности в стране, который может быть вызван сокращением производства опасных, но дефицитных и поэтому покупаемых населением товаров. Не прошедших С.; 4. значительные затраты, необходимые для подготовки промышленности к введению повсеместной С. Таким образом мы рассмотрели закон «О С. продукции и услуг», коснувшись основных его положений, а также проблем, стоящих на пути его полной реализации.