Каталог :: Экология

Реферат: Отходы производства

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ
        На территории Российской Федерации
     к 1996 г. накопилось в хранилищах, накопителях, складах, могильниках,
полигонах, свалках и других объектах наблюдения 1407 млн. т токсичных отходов
производства и потребления (по данным статистической отчетности по форме № 2ТП
     “Токсичные отходы”). В 1996 г. на предприятиях образовалось 84 млн. т
токсичных отходов, в том числе I класса опасности — 0,32 млн. т, II класса —
1,9 млн. т. Из общего количества образовавшихся
     отходов использовано в собственном производстве 51 млн. т, или 61% и
полностью обезврежено 2 млн. т, или 2% (в 1995 г. —соответственно 34 и 6 млн.
т, или 41 и 8%). Кроме того, 10 млн. т (12% от общего количества образовавшихся
в отчетном году отходов) передано на другие предприятия для использования,
обезвреживания, складирования и других операций (в 1995 г. — соответственно 12
млн. т, или 15%).
     Отходы, не подлежащие использованию и
     переработке, направляются на захоронение.
     Более 15% учтенных мест организованного
     захоронения отходов не отвечали действующим нормативам. Площадь,
занимаемая местами организованного захоронения отходов, составила 14,7 тыс. га.
     На санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в 1996 г.
     поступило 1,3 млн. т промышленных отходов (1995 г. — 5,6 млн. т). В связи
с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения
промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов в места
неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет
особую опасность для окружающей среды. В 1996 г. 111,3 тыс. т (1995 г. — 95,4
тыс. т) промышленных отходов направлено в места неорганизованного
складирования, в том числе — 209 т (1995 г. — 204 т) отходов I класса
опасности. В течении последних трех лет Госкомэкология России проводит
серьезную работу по формированию правовой базы в области обращения с отходами,
отвечающей современным требованиям. Подготовлен проект Федерального закона “Об
отходах производства и потребления”, который принят Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 июня 1996 г. Этот
закон, являющийся дальнейшим развитием Закона РСФСР “Об охране окружающей
природной среды”, определяет государственную политику в области обращения с
отходами производства и потребления. В целях предотвращения загрязнения
окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и
производственных отходов постановлением Правительства Российской Федерации от
13 сентября 1996 г. № 1098 утверждена федеральная целевая программа “Отходы”
(государственный заказчик —Государственный комитет Российской Федерации по
охране окружающей среды).
     Цели и задачи программы:
     — концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов,
интеграция производственного и научного
     потенциала для решения проблемы обращения с отходами;
     — экономия природных ресурсов за
     счет максимального вовлечения отходов в
     хозяйственный оборот;
     — реализация пилотных проектов по
     переработке и обезвреживанию отдельных
     видов отходов для последующего тиражи-
     рования проектов в целях решения проблемы накопленных в стране отходов;
     — создание системы управления отходами, построенной на основе
организационно-управленческих, нормативно-правовых, экономических,
информационных и контрольных регуляторов. Выполнение программных мероприятий по
переработке и обезвреживанию отходов позволит:
     — перерабатывать ежегодно около 55
     млн. т/год отходов;
     — достигнуть экономии первичного сырья, материальных и
топливно-энергетических ресурсов на 20–25% (будет производиться более 40 видов
товарной продукции различного назначения, прибыль от
     реализации которой составит 693,6 млрд.
     руб./год);
     — значительно сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы
     и хранилища отходов, и ввести в хозяйст-
     венный оборот крупные земельные угодья,
     в прошлом занятые отходами;
     — создать рынки ресурсосберегающих и
     малоотходных технологий и оборудования,
     технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов;
     — активизировать процесс конверсии ВПК, создать новые рабочие места.
     Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составляет
     2013 млрд. руб./год.
     Реализация программы будет способствовать решению социальных проблем
вследствие существенного сокращения негативного воздействия отходов на
окружающую природную среду в районах их образования и складирования. Это
позволит снизить заболеваемость и смертность населения, предотвратить
уничтожение животного и растительного мира, увеличить продуктивность сельского
хозяйства, высвободить для хозяйственных нужд десятки тысяч гектаров земель,
создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В итоге
будут снижены
     социальная напряженность в регионах с
     экологически неблагоприятной ситуацией
     и миграция населения из экологически не-
     благоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания.
     В 1996 г. программа из средств федерального бюджета практически не
финансировалась.
     В настоящее время в стадии выполнения находятся мероприятия, финансируемые
из внебюджетных источников:
     — создание комплекса по выделению
     металлов из отходов гальванических про-
     изводств мощностью 90 тыс. т/год в
     г. Чебоксарах;
     — строительство полигона для обезвреживания, переработки и захоронения 30 тыс.
     т/год гальванических и других токсичных отходов в г. Томске; из
внебюджетных источников выделено 3,3 млрд. руб., выполнены планировочные работы
на отведенной площадке, проведены автодорога, электроснабжение, завершены на
60% работы по закрытому хранилищу промышленных отходов;
     — создание установок по полному использованию угольных шламов мощностью
0,9 млн. т/год и цехов мощностью 0,7 млн.
     т/год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей
Кузнецкого бассейна в Кемеровской обл.;
     — создание производства по переработке золошлаковых отходов в цемент
мощностью 600 тыс. т/год в г. Жигулевске Самарской обл.;
     — создание производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых
отходов мощностью 60 тыс. т/год в
     г. Волгограде; объем выполненных работ в
     настоящее время составляет 14,74 млрд. руб.,
     закуплено и установлено основное обору-
     дование, выполнена большая часть строи-
     тельно-монтажных работ, размещены и частично оплачены заказы на приобретение
     недостающего оборудования. Для заверше-
     ния строительства исполнителем мероприятия — ОАО “Химпром” предусмотрено вы-
     деление 7 млрд. руб. и из бюджета Волгоградской обл. — 2 млрд. руб;
     — строительство завода-центра по ис-
     пользованию и обезвреживанию сложных
     промышленных отходов мощностью 7,9
     тыс. т/год по органическим отходам и 9,8
     тыс. т/год по неорганическим отходам в
     г. Калуге;
     — создание передвижной опытно-промышленной установки термического
обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 т/год;
     создание экспериментального цеха по пе-
     реработке птичьего помета мощностью
     1250 м 3 /сут на птицефабрике в Воронеж-
     ской обл.;
     — создание производства строительных изделий и материалов мощностью по
     фосфогипсу 300 тыс. т/год в Саратовской
     обл.; выделено из федерального бюджета
     и внебюджетных источников 44,436 млрд.
     руб. (из федерального бюджета — по про-
     грамме “Развитие и организация конку-
     рентоспособных промышленных произ-
     водств химических продуктов для реализации приоритетных направлений
развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую
среду”);
     — строительство опытно-экспериментального завода по термической
переработке твердых бытовых отходов мощностью
     90 тыс. т/год в г. Бийске Алтайского края; в рамках федеральной
инвестиционной про-
     граммы в соответствии с приказом Минфина России от 1 ноября 1996 г. № 542
     “О проведении денежного зачета” на реализацию проекта выделено в 1996 г. 4,0
     млрд. руб.
     В 1996 г. Минэкономики России, Госкомэкологией России и правительством
     Свердловской обл. проведена значительная
     организационная и практическая работа
     по подготовке, утверждению и реализации федеральной целевой программы
     “Переработка техногенных образований в
     Свердловской области” на 1997–2005 годы.
     В результате указанная программа
     утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня
1996 г. № 738 (Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 59
ей присвоен статус президентской программы). Государственным заказчиком
     Программы определен Госкомэкология
     России, часть функций государственного
     заказчика специальным соглашением пе-
     редана администрации Свердловской обл.
     Цели Программы — комплексная переработка техногенных образований в
     Свердловской обл. с одновременной утилизацией отходов производства и
потребления, уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и здоровье
     населения области, снижение социальной
     напряженности в горнопромышленных
     центрах за счет создания новых и пере-
     вооружения существующих рабочих мест.
     Реализация Программы осуществляется
     в два этапа. На первом этапе (1997–1998 гг.) предусматривается реализация
22 проектов на основе разработанных технологий по комплексной переработке
техногенных образований (без проведения НИОКР), что обеспечивает переработку
ежегодно более 15 млн. т токсичных промышленных отходов с получением из них:
железа — 1,2 млн. т, меди — 50 тыс. т, алюминия — 110 тыс.т, цинка — 200 тыс.
т, редкоземельных и драгоценных металлов — 3 тыс. т. Годовой экономический
эффект от реализации полученной продукции составит 155 млрд. руб.
     (в ценах 1996 г.). Средний срок окупаемости — 2–3 года. Экологический эффект от
     реализации Программы — сокращение
     объемов токсичных промышленных отходов, предотвращение ущерба окружаю-
     щей среде Северного Урала в размере 5
     трлн. руб./год, снижение трансграничного
     загрязнения водоемов Арктического и
     Каспийского бассейнов. Социальный эффект — создание 20 тыс. рабочих мест,
сохранение и перевооружение существующих. Ряд программных мероприятий уже в
1996 г. был осуществлен за счет внебюджетных источников финансирования, в
частности:
     — на Высокогорском ГОКе пущено
     производство по переработке шламов с по-
     лучением медного концентрата. Производи-
     тельность установки — около 500 т кон-
     центрата в год. Ведется работа по совер-
     шенствованию производства с целью улуч-
     шения качества концентрата и увеличения
     объемов переработки шламов;
     — переработка отвальных шламов ме-
     деплавильных предприятий (СУМЗ, АО
     “Святогор”, Кировоградский медеплавиль-
     ный комбинат) позволила извлечь из них
     15 тыс. т меди;
     — при комплексной переработке пы-
     лей, промпродуктов и отходов производ-
     ства на тех же предприятиях получено 2,6
     тыс. т сернокислого цинка, более 3 тыс. т
     меди и 2,4 тыс. т свинцовых пылей;
     — для переработки отвальных шламов
     на НТМК пущена первая очередь комплекса
     по переработке шлака мощностью более
     7 млн. т/год с получением 100 тыс. т металлопродукта и 3 млн. т шлакового щебня;
     — на Свердловском трубном заводе заканчивается строительство и монтаж
первой очереди дробильно-сортировочной установки производительностью 310 тыс. т
шлака в год;
     — для переработки шлаков Алапаевского металлургического завода разработана
     технология, рабочий проект и построена
     установка по производству товарного аб-
     разива мощностью 10 тыс. т/год.
     На все эти мероприятия в 1996 г. из-
     расходовано 300 млрд. руб. внебюджетных
     средств.
     Для реализации проектов, включенных
     в первый этап Программы, потребуется в
     1997–1998 гг. 764,5 млрд. руб. (в ценах 1996
     г.). За счет федерального бюджета Программой предусмотрено финансирование
в объеме 99,8 млрд. руб., что составляет 13% общей стоимости реализации первого
этапа Программы.
     В целях создания типовой региональной системы управления обращения с от-
     ходами производства и потребления, а
     также совершенствования, разработки и
     внедрения нормативно-методических до-
     кументов в этой области в 1995–1996 гг.
     Госкомэкологией России в соответствии с
     приказом от 19 сентября 1995 г. № 370
     проводился региональный эксперимент по
     обращению с отходами производства и
     потребления в 22 субъектах Российской
     Федерации. В ходе эксперимента разработаны проекты 13 нормативно-правовых
документов по обращению с отходами последующим вопросам:
     — организация и проведение мониторинга отходов;
     — реализация мер административной
     ответственности за экологические нарушения при обращении с отходами;
     — оценка опасности отходов;
     — организация учета и контроля отходов.
     Подготовлены к утверждению проекты
     нормативных документов “Порядок отнесения отходов к классам опасности”,
     “Структура и порядок ведения Федерального классификационного каталога
отходов”, “Порядок определения экологической опасности объектов размещения
отходов”.
     Документы позволят создать единую сис-
     тему нормативно-правового регулирования
     в области обращения с отходами, обеспечивающую экологически безопасное
обращение с отходами производства и потребления в Российской Федерации. В 1996
г.
     осуществлялось лицензирование в области
     обращения с отходами, согласно постанов-
     лению Правительства Российской Федера-
     ции от 26 февраля 1996 г. № 168, утвердив-
     шему Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области
охраны окружающей среды.
     В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Ба-
     зельской конвенции о контроле за транс-
     граничной перевозкой опасных отходов и
     их удалением, и обеспечения государственного регулирования трансграничных
перевозок опасных отходов принято постановление Правительства Российской
Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 “О государственном регулировании и контроле
трансграничных перевозок опасных отходов”, устанавливающее перечень опасных
отходов, импорт и транзит которых в
     любых целях запрещены, а также перечень
     опасных отходов экспорт, импорт и транзит которых подлежит
государственному регулированию. Для реализации данного постановления Минприроды
России подготовлены приказы от 25.07.96 г. № 342 “О государственном
регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” и от
20.08.96 г. № 372 “Об утверждении Положения о порядке выдачи и  аннулирования
разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных
     отходов в Российской Федерации”. Между
     странами СНГ подписано Соглашение о
     контроле за трансграничными перевозка-
     ми опасных отходов и их удалением, от-
     вечающее основным положениям Базель-
     ской конвенции.
     В 1996 г. территориальные органы Гос-
     комэкологии России осуществляли госу-
     дарственный экологический контроль за
     обращением с отходами, заключающийся
     в контроле за соблюдением юридически-
     ми и физическими лицами установленных
     нормативов, экологических требований
     при обращении с отходами, в том числе
     при выдаче разрешений на размещение
     отходов и лицензий на вид деятельности,
     связанной с обращением с отходами на
     территории данного субъекта Федерации.
     Территориальными органами Госкомэкологии России совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена инвентаризация
мест хранения и захоронения отходов производства и потребления более чем в 30
субъектах Российской Федерации. Результаты инвентаризации позволяют
систематизировать сведения о местах складирования, хранения и захоронения
отходов, дать оценку степени заполнения 
     наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов,
определить виды отходов, накапливаемых в этих местах, в том числе и по классам
опасности, оценить условия и состояние мест размещения отходов и степень их
влияния на  окружающую среду, а также внести предложения о проведении тех или
иных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами
производства и потребления.