Каталог :: Экология

Контрольная: Экологические преступления

     
Казанский ЮИ МВД РФ ________________________________________________ Контрольная работа По курсу: Экологическое право. Зачетная книжка № ___ 3 курс группа № ____________________ Слушатель: ________________________ Казань 1999 г. План. Введение.----------------------------------------------------------------------3 Эколого-правовой режим объектов природопользования.--------------- 3 Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства-------3 Экологические преступления общего характера---------------------------------- 6 Специальные экологические преступления-----------------------------------------6 Правовой режим земель граждан--------------------------------------------------8 Задача № 1--------------------------------------------------------------------13 Задача № 2--------------------------------------------------------------------13 Список ипользованной литературы.----------------------------------------------15

Введение.

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер. Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим - экология. Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что "природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда. С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.

Эколого-правовой режим объектов природопользования.

Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства В соответствии со ст.ст.4 Закона «Об охране окружающей природной среды» охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат следующие объекты природопользования: · естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; · земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, · леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, · природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»: За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Данное определение, содержащее основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.[1] Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект. Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты) являются предметом правонарушения. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом. С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная. Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия). Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане. Как видно из ст.81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по отраслям права делится на: · административную, · дисциплинарную, · уголовную, · гражданско-правовую. Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.[2] Наиболее тяжким видом экологических правонарушений являются преступления, которые можно классифицировать по различным основаниям:

Экологические преступления общего характера

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); — нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247); — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); — нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253); — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Специальные экологические преступления

1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности: — порча земли (ст. 254); — нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); 2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира(фауны): — незаконная добыча водных животных (ст. 256); — нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); — незаконная охота(ст. 258); — нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249); — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); 3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры): — незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); — уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); — нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249); — незаконная добыча водных растений (ст. 256). 4) преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности: — загрязнение вод (ст. 250); — загрязнение морской среды (ст. 252); —загрязнение атмосферы (ст. 251). По характеру экологические преступления можно разделить на: 1) преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260); 2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249,250,251,252,254,255,257,259,261,262).[3] Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом. Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп: 1. загрязнение окружающей природной среды; 2. превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий; 3. нарушение экологических требований при планировании, технико- экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; 4. несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ; 5. нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств; 6. нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья. ботанических, зоологических и минералогических коллекций: 7. порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем; 8. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов: 9. невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля; 10.незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды; 11.нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий. За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения. Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).

Правовой режим земель граждан

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля стала предметом гражданского оборота: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Право частной собственности на землю регулируется Земельным кодексом и Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России». В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства В Российской Федерации устанавливаются частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением далей каждого собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. В республиках в составе РФ и других субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности на землю устанавливаются законодательством этих республик и другими нормативными актами других субъектов Федерации 1. Ãðàæäàíå ÐÔ èìåþò ïðàâî ïî ñâîåìó âûáîðó ïîëó÷èòü çåìëþ â ñîáñòâåííîñòü, â ïîæèçíåííîå íàñëåäóåìîå âëàäåíèå, ïîëüçîâàíèå èëè àðåíäó.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðàâî ñîáñòâåííîñòè íà çåìëþ, ïðàâî çåìëåâëàäåíèÿ, çåìëåïîëüçîâàíèÿ è àðåíäû âûñòóïàþò êàê îñîáûé ïðàâîâîé èíñòèòóò ýêîëîãè÷åñêîãî ïðàâà, ñîäåðæàùèé ñèñòåìó íîðì, íàïðàâëåííûõ íà îáåñïå÷åíèå ðàöèîíàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ è îõðàíû çåìåëü, è êàê ñóáúåêòèâíîå ïðàâî, ò.å. ñîâîêóïíîñòü ïðàâ è îáÿçàííîñòåé êîíêðåòíûõ ñîáñòâåííèêîâ, çåìëåâëàäåëüöåâ, çåìëåïîëüçîâàòåëåé è àðåíäàòîðîâ, âîçíèêøàÿ â ñâÿçè ñ ïðåäîñòàâëåíèåì èì çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ. Äëÿ ñòèìóëèðîâàíèÿ ðàöèîíàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ çåìëè, íåäîïóùåíèÿ åå áåñõîçÿéñòâåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ, óõóäøåíèÿ åå ïîëåçíûõ ñâîéñòâ è êà÷åñòâ ïîëîæèòåëüíî ðåøåí âîïðîñ î ïëàòíîñòè ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìëè âñåì æåëàþùèì.  êà÷åñòâå îáúåêòà ïðàâà ñîáñòâåííîñòè íà çåìëþ, ïðàâà çåìëåâëàäåíèÿ, ïðàâà çåìëåïîëüçîâàíèÿ è àðåíäû âûñòóïàåò çåìåëüíûé ó÷àñòîê, ïðåäîñòàâëåííûé êîíêðåòíîìó ñîáñòâåííèêó, çåìëåâëàäåëüöó, çåìëåïîëüçîâàòåëþ èëè àðåíäàòîðó. Ðàçìåðû çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, âûäåëÿåìûõ ãðàæäàíàì äëÿ çàíÿòèé ñåëüñêèì õîçÿéñòâîì (êàê è âîîáùå âñå ðàçìåðû çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ ãðàæäàí), êàê ïðàâèëî, îïðåäåëåíû â çàêîíå. Êàê ïðàâèëî, çåìåëüíûå ó÷àñòêè, îòâîäèìûå ñîáñòâåííèêàì, çåìëåâëàäåëüöàì, çåìëåïîëüçîâàòåëÿì è àðåíäàòîðàì, äîëæíû èìåòü òî÷íî óñòàíîâëåííûå ãðàíèöû, çàôèêñèðîâàííûå êàê íà ïëàíå, òàê è â íàòóðå. Êàê ñîáñòâåííèêè, òàê è çåìëåâëàäåëüöû, çåìëåïîëüçîâàòåëè è àðåíäàòîðû èìåþò ïðàâî èñïîëüçîâàòü ïðåäîñòàâëåííûé èì çåìåëüíûé ó÷àñòîê ëþáûì, íå çàïðåùåííûì çàêîíîì ñïîñîáîì. Ïîýòîìó íåïðàâèëüíî áûëî áû îãðàíè÷èòü èõ ïðàâà òîëüêî ïðàâîì íà ïîâåðõíîñòü çåìåëüíîãî ó÷àñòêà. Ñåëüñêîõîçÿéñòâåííîå, à â îñîáåííîñòè íåñåëüñêîõîçÿéñòâåííîå èñïîëüçîâàíèå çåìëè ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ óãëóáëåíèåì çåìåëüíîãî ó÷àñòêà. Ïðè ýòîì ïðàâî íà óãëóáëåíèå íå ñëåäóåò ñìåøèâàòü ñ ïðàâîì íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ïðåäîñòàâëåíèå ïîëüçîâàòåëÿì çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîñëåäóþùåé ïåðåäà÷åé ìàòåðèàëîâ ñîîòâåòñòâóþùèì ìåñòíûì îðãàíàì ñàìîóïðàâëåíèÿ äëÿ îòâîäà çåìåëüíîãî ó÷àñòêà â íàòóðå.  ðåøåíèÿõ îá îòâîäå óêàçûâàåòñÿ öåëü, äëÿ êîòîðîé îòâîäèòñÿ çåìåëüíûé ó÷àñòîê, è îñíîâíûå óñëîâèÿ åãî èñïîëüçîâàíèÿ. Îáúåêòàìè îòâîäà ìîãóò ñëóæèòü êàê ñâîáîäíûå çåìëè, òàê è çåìåëüíûå ó÷àñòêè, íàõîäÿùèåñÿ â ïîëüçîâàíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ ñóáúåêòîâ. Âî âòîðîì ñëó÷àå îòâîä çåìåëüíîãî ó÷àñòêà ïðîèçâîäèòñÿ òîëüêî ïîñëå åãî èçúÿòèÿ â óñòàíîâëåííîì ïîðÿäêå. Îñíîâàíèåì âîçíèêíîâåíèÿ ïðàâà ñîáñòâåííîñòè íà çåìëþ, ïðàâà çåìëåâëàäåíèÿ è çåìëåïîëüçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûé ôàêòè÷åñêèé ñîñòàâ, â êîòîðûé âõîäÿò ïî ìåíüøåé ìåðå äâà þðèäè÷åñêèõ ôàêòà: ïðèíÿòèå ðåøåíèÿ îá îòâîäå èëè ïðåäîñòàâëåíèè (êîãäà ïåðâè÷íûé ñîáñòâåííèê, çåìëåâëàäåëåö èëè çåìëåïîëüçîâàòåëü ðåøàåò âîïðîñ î âûäåëåíèè çåìåëüíîãî ó÷àñòêà çà ñ÷åò ñâîèõ çåìåëüíûõ ôîíäîâ); îòâîä èëè ïðåäîñòàâëåíèå çåìåëüíîãî ó÷àñòêà â íàòóðå è âûäà÷à ñîîòâåòñòâóþùåãî äîêóìåíòà, óäîñòîâåðÿþùåãî åãî ïðàâî ñîáñòâåííîñòè, çåìëåâëàäåíèÿ è çåìëåïîëüçîâàíèÿ. Íàðÿäó ñ îòâîäîì çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ â àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå äåéñòâóþùåå çåìåëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî äîïóñêàåò òàêæå ïðåäîñòàâëåíèå â ïîëüçîâàíèå è âëàäåíèå çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ ïî äîãîâîðàì àðåíäû.  ñîîòâåòñòâèè ñ çåìåëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì àðåíäîäàòåëÿìè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ ÿâëÿþòñÿ ñîáñòâåííèêè çåìëè è ñîîòâåòñòâóþùèå îðãàíû èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè. Àðåíäà çåìëè ìîæåò áûòü êàê êðàòêîñðî÷íîé - äî 5 ëåò, òàê è äîëãîñðî÷íîé - äî 50 ëåò. Ïðàâî àðåíäû ó÷àñòêîâ ìîæåò ïðîäàâàòüñÿ â ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çàêîíîäàòåëüñòâîì ÐÔ, ðåñïóáëèê â ñîñòàâå ÐÔ, ïðàâîâûìè àêòàìè äðóãèõ ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè.  ýòîì ñëó÷àå àðåíäàòîð èìååò ïðàâî îò÷óæäàòü äîãîâîð àðåíäû, ïåðåäàâàòü åãî â çàëîã è ñîâåðøàòü èíûå ñäåëêè, íå çàïðåùåííûå çàêîíîäàòåëüñòâîì, ñ óâåäîìëåíèåì îá ýòîì àðåíäîäàòåëÿ. Ïðè àðåíäå íåäâèæèìûõ îáúåêòîâ, âîçâåäåííûõ íà çåìåëüíûõ ó÷àñòêàõ èëè ñâÿçàííûõ ñ íèìè è íàõîäÿùèõñÿ â ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè ãðàæäàí è þðèäè÷åñêèõ ëèö, äîïóñêàåòñÿ àðåíäà ýòèõ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ íà ñðîê àðåíäû íåäâèæèìûõ îáúåêòîâ. Þðèäè÷åñêèå ëèöà ìîãóò ñäàâàòü â àðåíäó âðåìåííî íå èñïîëüçóåìûå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íà ñðîê äî ïÿòè ëåò. Âðåìåííî íå èñïîëüçóåìûå ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå óãîäüÿ, íàõîäÿùèåñÿ â îáùåé ñîâìåñòíîé è îáùåé äîëåâîé ñîáñòâåííîñòè ãðàæäàí, þðèäè÷åñêèõ ëèö, ìîãóò áûòü ïåðåäàíû â àðåíäó ñ ñîãëàñèÿ âñåõ ñîáñòâåííèêîâ ñ ñîõðàíåíèåì öåëåâîãî íàçíà÷åíèÿ íà ñðîê íå áîëåå ïÿòè ëåò. Äîãîâîð àðåíäû ðåãèñòðèðóåòñÿ â ñîîòâåòñòâóþùåé àäìèíèñòðàöèè. Îñíîâàíèÿìè ðàñòîðæåíèÿ äîãîâîðà àðåíäû çåìåëüíîãî ó÷àñòêà ÿâëÿþòñÿ: âîëåèçúÿâëåíèå ñòîðîí; ñìåðòü ñîáñòâåííèêà è îòñóòñòâèå ïðàâîïðååìíèêà; ñìåðòü àðåíäàòîðà è îòñóòñòâèå íàñëåäíèêà, æåëàþùåãî âîñïîëüçîâàòüñÿ ïðåèìóùåñòâåííûì ïðàâîì àðåíäû. Ïîðÿäîê è îñíîâíûå óñëîâèÿ àðåíäû çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ îïðåäåëÿþòñÿ çàêîíîäàòåëüñòâîì ÐÔ è äðóãèõ ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè è êîíêðåòèçèðóþòñÿ â äîãîâîðå àðåíäû, êîòîðûé ðåãèñòðèðóåòñÿ â ñîîòâåòñòâóþùåì îðãàíå èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè èëè óïîëíîìî÷åííîì èì ó÷ðåæäåíèè. Ïðåêðàùåíèå ïðàâ ñîáñòâåííîñòè íà çåìëþ, çåìëåâëàäåíèÿ, çåìëåïîëüçîâàíèÿ èëè àðåíäû äîïóñêàåòñÿ ïî îñíîâàíèÿì, ïðåäóñìîòðåííûì çàêîíîì. Òàêèìè îñíîâàíèÿìè ÿâëÿþòñÿ þðèäè÷åñêèå ôàêòû (ñîáûòèÿ èëè äåéñòâèÿ, êàê ïðàâîìåðíûå, òàê è íåïðàâîìåðíûå). Ñðåäè îñíîâàíèé ïðåêðàùåíèÿ ïðàâ ãðàæäàí è þðèäè÷åñêèõ ëèö íà çåìëþ, ïðåäóñìîòðåííûõ çåìåëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì, ìîæíî âûäåëèòü îáùèå äëÿ âñåõ ïîëüçîâàòåëåé çåìëåé: äîáðîâîëüíûé îòêàç îò çåìåëüíîãî ó÷àñòêà èëè åãî ÷àñòè, îò÷óæäåíèå (ïðîäàæà); èñòå÷åíèå ñðîêà, íà êîòîðûé áûë ïðåäîñòàâëåí çåìåëüíûé ó÷àñòîê; ïðåêðàùåíèå äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, ó÷ðåæäåíèÿ, îðãàíèçàöèè; èñïîëüçîâàíèå çåìëè íå ïî öåëåâîìó íàçíà÷åíèþ; ïðåêðàùåíèå òðóäîâûõ îòíîøåíèé, â ñâÿçè ñ êîòîðûìè áûë ïðåäîñòàâëåí ñëóæåáíûé çåìåëüíûé íàäåë, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, ïðåäóñìîòðåííûõ â çàêîíîäàòåëüñòâå; íåðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå çåìåëüíîãî ó÷àñòêà; èñïîëüçîâàíèå çåìåëüíîãî ó÷àñòêà ñïîñîáàìè, ïðèâîäÿùèìè ê ñíèæåíèþ ïëîäîðîäèÿ ïî÷â, óõóäøåíèþ ýêîëîãè÷åñêîé îáñòàíîâêè, ñèñòåìàòè÷åñêîìó íàðóøåíèþ óñòàíîâëåííûõ ðåæèìîâ èñïîëüçîâàíèÿ çåìåëü; íåóïëàòà çåìåëüíîãî íàëîãà â òå÷åíèå äâóõ ëåò è íåïîãàøåíèå çàäîëæåííîñòè â òå÷åíèå ïîñëåäóþùåãî ãîäà, à òàêæå íåâíåñåíèå àðåíäíîé ïëàòû â ñðîêè, óñòàíîâëåííûå äîãîâîðîì àðåíäû; íåèñïîëüçîâàíèå â òå÷åíèå ãîäà çåìåëüíîãî ó÷àñòêà èëè åãî ÷àñòè, ïðåäîñòàâëåííûõ äëÿ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, âûçâàííûõ ñòèõèéíûìè áåäñòâèÿìè, ïåðèîäà ìåëèîðàòèâíîãî ñòðîèòåëüñòâà, è òðåõ ëåò - äëÿ íåñåëüñêîõîçÿéñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà íà çåìëÿõ âñåõ êàòåãîðèé; âûäåëåíèå èç çåìåëü ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ ïðåäïðèÿòèé çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ âåäåíèÿ êðåñòüÿíñêîãî (ôåðìåðñêîãî) õîçÿéñòâà ãðàæäàíàì, âûõîäÿùèì èç ñîñòàâà ýòèõ ïðåäïðèÿòèé; ïåðåõîä ïðàâà ñîáñòâåííîñòè íà ñòðîåíèå, ñîîðóæåíèå^; èçúÿòèå (âûêóï) çåìåëü äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ, ìóíèöèïàëüíûõ è îáùåñòâåííûõ íóæä; íåâûêóï ïî çàêëàäíîé çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, çàëîæåííîãî â áàíê; êîíôèñêàöèÿ èìóùåñòâà ïî ðåøåíèþ ñóäà; ñîâåðøåíèå íåäåéñòâèòåëüíûõ ñäåëîê ïî ïîâîäó çåìëè (ïðåêðàùåíèå ïðàâ íà çåìëþ â ñëó÷àÿõ, ïðåäóñìîòðåííûõ â çàêîíîäàòåëüñòâå, ïðîèçâîäèòñÿ áåç âîçìåùåíèÿ ñòîèìîñòè çåìëè è ïðîèçâåäåííûõ íà åå óëó÷øåíèå çàòðàò, ðåøåíèå î ïðåêðàùåíèè ïðàâ íà çåìëþ íåçàâèñèìî îò ïëîùàäè è âèäîâ óãîäèé â ñëó÷àÿõ, ïðåäóñìîòðåííûõ çàêîíîäàòåëüñòâîì, ïðèíèìàåò àäìèíèñòðàöèÿ, îáëàäàþùàÿ ïðàâîì èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ). Íàðÿäó ñ îáùèìè îñíîâàíèÿìè ïðåêðàùåíèÿ ïðàâ íà çåìëþ â çàêîíîäàòåëüñòâå óñòàíîâëåíû ñïåöèôè÷åñêèå îñíîâàíèÿ äëÿ ãðàæäàí, âåäóùèõ êðåñòüÿíñêîå (ôåðìåðñêîå) õîçÿéñòâî, ëè÷íîå ïîäñîáíîå õîçÿéñòâî è ñàäîâîäñòâî (1).  çàêîíîäàòåëüñòâå óñòàíîâëåí ïîðÿäîê ïðåêðàùåíèÿ ïðàâ ñîáñòâåííîñòè, ïîæèçíåííîãî íàñëåäóåìîãî âëàäåíèÿ, ïîëüçîâàíèÿ çåìåëüíûì ó÷àñòêîì è åãî àðåíäû ïðè íåðàöèîíàëüíîì èñïîëüçîâàíèè, ïðè èñïîëüçîâàíèè íå ïî öåëåâîìó íàçíà÷åíèþ èëè ñïîñîáàìè, ïðèâîäÿùèìè ê ïîð÷å çåìåëü è íàõîäÿùèõñÿ íà íèõ îáúåêòîâ êóëüòóðíîãî èëè ïðèðîäíîãî íàñëåäèÿ ïî âèíå ñîáñòâåííèêà, çåìëåâëàäåëüöà, çåìëåïîëüçîâàòåëÿ èëè àðåíäàòîðà, ïðè ñèñòåìàòè÷åñêîì íåâíåñåíèè ïëàòåæåé çà çåìëþ. 1. Óêàç Ïðåçèäåíòà ÐÔ îò 14 ôåâðàëÿ 1996 ã. "Î ïðàâå ñîáñòâåííîñòè ãðàæäàí è þðèäè÷åñêèõ ëèö íà çåìåëüíûå ó÷àñòêè ïîä îáúåêòàìè íåäâèæèìîñòè â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè"// ÑÇ ÐÔ, 1996 N 8. Ïðè âûÿâëåíèè óêàçàííûõ íàðóøåíèé íà âèíîâíûõ ãðàæäàí ñîîòâåòñòâóþùèìè êîìèòåòàìè ïî çåìåëüíûì ðåñóðñàì è çåìëåóñòðîéñòâó íàëàãàåòñÿ øòðàô è îäíîâðåìåííî âûíîñèòñÿ ïðåäóïðåæäåíèå îá óñòðàíåíèè â òðåõìåñÿ÷íûé ñðîê äîïóùåííûõ íàðóøåíèé. Ïðè íåâíåñåíèè ïëàòåæåé çà çåìëþ ïðåäóïðåæäåíèå âûíîñÿò îðãàíû ãîñóäàðñòâåííîé íàëîãîâîé ñëóæáû. Ïðè íåïðèíÿòèè ìåð ïî ëèêâèäàöèè óêàçàííûõ íàðóøåíèé íàçâàííûå îðãàíû ïåðåäàþò â àäìèíèñòðàöèþ, ïðåäîñòàâèâøóþ çåìåëüíûé ó÷àñòîê â àðåíäó, àêò è çàêëþ÷åíèå î íåîáõîäèìîñòè ïðåêðàùåíèÿ ïðàâà íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Ðåøåíèå àäìèíèñòðàöèè î ïðåêðàùåíèè óêàçàííûõ ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê ìîæåò áûòü îáæàëîâàíî â ñóä, à ðåøåíèå ñîáñòâåííèêà - â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì çåìåëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì. Îáæàëîâàíèå ðåøåíèé ïðèîñòàíàâëèâàåò èõ èñïîëíåíèå.

Задача № 1

Право собственности на землю, пожизненного владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется: 1.Договором между сторонами, который регистрируется органом местной власти; 2.Соглашением сторон; 3.Государственным актом, который регистрируется соответствующим органом местного самоуправления; 4.Документом установленного образца; 5.По заявлению землепользователя. С учетом и в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим органом местного самоуправления. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РФ. Из предложенных вариантов правильным следует признать только третий.

Задача № 2

Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика. К какому виду правонарушений (земельных и экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство? Какие виды эколого-правовой ответственности можно применить в данном случае? С учетом ст.125 Закона «Об охране окружающей природной среды юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах: за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей; за самовольное строительство юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей. Таким образом, в рассматриваемом нами примере налицо административная ответственность юридического лица за самовольный захват земли и самовольное строительство. За данные виды административных правонарушений организация может быть подвергнута вышеуказанным штрафам, относящимся к юридическим лицам. В случае, если описанные в условии задачи действия повлекли причинение значительного ущерба, ответственное за самовольный захват земли и самовольное строительство должностное лицо данной организации может быть привлечено к уголовной ответственности по ст.262 УК РФ за нарушение режима национальных парков, повлекшее причинение значительного ущерба. Одновременно с привлечением к административной либо уголовной ответственности можно поставить вопрос о гражданско-правовой ответственности организации, т.е. о материальном возмещении вреда, причиненного национальному парку незаконными действиями Слушатель: Мазитова А.

Список ипользованной литературы.

1. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997. 2. Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г.// САРФ. 1993. N 6 3. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности"// СЗ РФ, 1996 N 8. 4.Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.) 5.Земельный кодекс РСФСР.
[1] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, - 480с. [2] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, - 480с. [3] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук, профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, - 480с. 1 Ïîëîæåíèå î Êîìèòåòå ÐÔ ïî çåìåëüíûì ðåñóðñàì è çåìëåóñòðîéñòâó óòâåðæäåíî ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ îò 2 ôåâðàëÿ 1993 ã.// ÑÀÐÔ. 1993. N 6