Каталог :: Экология

Реферат: Управление природопользованием

                        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                        
                              РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН                              
             Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева             
                               Кафедра менеджмента                               
                                     РЕФЕРАТ                                     
                    На тему: «Управление природопользованием»                    
                                  АСТАНА - 2004                                  
                                   Содержание                                   
Введение............................3
I  Цели и задачи управления природопользованием............4
1.1  Цели и организационные основы управления природопользованием..4
1.2 Основные направления развития управления природопользованием.7
II  Методы, используемые в процессе управления природопользованием...9
III Особенности формирования информационной базы для управления процессами в
эколого-экономических системах...........13
Заключение...........................19
Список литературы.......................20
                                 Введение                                 
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не
только получение прибыли любой ценой, но и управление современным
экологически безопасным производством.
Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в
переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали
переработку и самих отходов от основной деятельности.
Природопользование – это одно из самых сложных объектов управления. Поэтому
немало важное значение приобретает исследование управления экологическими
процессами и экономикой природопользования.
Предметом рассмотрения является управление природопользованием.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления
природопользованием, изучение целей, задач и методов управления
природопользования, а также специфики формирования информационной базы для
управления природопользованием.
В работе также рассмотрена проблема оптимизации управленческих решений с
точки зрения экологии и ответственности за эти решения.
             I  Цели и задачи управления природопользованием             
    1.1  Цели и организационные основы управления природопользованием    
Цель управления природопользованием - обеспечение выполнения норм и
требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и
выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального
использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Управление природопользованием осуществляется Правительством Республики,
министерствами и ведомствами, местными органами управле­ния, предприятиями и
организациями, непосредственно занятыми эксплуата­цией природных ресурсов.
Управление природопользованием осуществляется посредством научно
обоснованного планирования рационального использования природных ре­сурсов и
охраны окружающей среды, разработки организационно-техниче­ских и экономико-
экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и
контроля за их выполнением.
В государственных программах охраны окружающей среды и рациональ­ного
использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны
природы и рационального природопользования и основные направления
природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи
настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение
природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за
экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых
ответственных и благородных задач всех людей.
Для управления охраной природы и обеспечения рационального исполь­зования
природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые
возложено решение следующих задач:
·     осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;
·     разработка и проведение единой научно-технической политики в области
охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация
деятельности в этой области;
·     государственный контроль за использованием и охранной земель,
поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и
животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод,
континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных
ископаемых;
·     подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для
включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой
программы;
·     разработка предложений по совершенствованию экономического механизма
природопользования,    утверждение    экономических    нормативов, правил,
стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране
природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;
·     осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем
развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного
хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при раз­работке новой
техники и технологии, материалов и веществ, а также проек­тов на
строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздейст­вие на
состояние окружающей среды и природных ресурсов;
·     совместно    с    территориальными    органами   управления    выдача
разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов,
на    выбросы    вредных    веществ    в    окружающую    среду,
водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в
пользование  для  проведения  геологоразведочных  работ,  утверждение
расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды
хозяйственной деятельности;
·     руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за
ведением охотничьего хозяйства,  а также  ведение государственного кадастра
животного мира и Красной книги;
·     распространение знаний о природе среди широких слоев населения,
воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;
·     планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы
с зарубежными странами и международными организациями.
При ведомствах действуют общественные советы, в которые входят ученые,
общественные деятели, представители местных органов управления, руководители
предприятий. Эти советы созданы для всестороннего обсужде­ния крупных проблем
природопользования и выработки рекомендаций по их решению.
Ведомствам по охране природы и его органам на местах предоставлено право
налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов
промышленного или иного назначения, проведение работ по эксплуатации
природных ресурсов, осуществляемых с нарушениями приро­доохранительного
законодательства, приостанавливать работу промышлен­ных или других
предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды,
предъявлять иски предприятиям и организациям, а также гражданам о взыскании
средств на возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением
окружающей среды и нерациональному использо­ванию природных ресурсов.
Решения комитетов по охране природы, принимаемые в пределах их ком­петенции,
являются обязательными для исполнения всеми предприятиями и организациями.
     1.2 Основные направления развития управления природопользованием     
В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:
·     снижение загрязнения окружающей среды;
·     сокращение потребления природных ресурсов;
·     не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;
·     формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
·     эффективное использование первичного природного сырья;
·     создание экономических условий для предпринимателей;
·     международное сотрудничество.
От сырьевой экономики – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал
таит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазн
повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на
интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе
экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития Казахстан
обречен на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас
необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. В
Казахстане сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый – ее
уникальные природные ресурсы, второй – транжирящее их хозяйство (только
энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая ситуация
и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная структура
экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда в
промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов, достигший
на многих предприятиях критической величины. Так что без структурной
перестройки экономики и ее технического перевооружения нам все равно не
обойтись. По сравнению с развитыми странами Казахстан запоздал с техническим
перевооружением промышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное – не
упустить возможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к
высокотехнологическим, наукоемким производствам, позволяющим получать
продукцию выше качеством при меньших затратах труда, энергии, сырья и
давления на окружающую среду. Для этого потребуется:
*         государственное кредитование технического перевооружения
предприятий (размер кредита определяет количество сэкономленного сырья и
разница мировой и внутренний цен на него; возврат произойдет за счет роста
экспорта сырья, так что государство ничего не теряет;
*         прогрессивный налог на перерасход ресурсов (нормы определяются
лучшими мировыми достижениями; экономически налог обоснован – допустившие
перерасход возместили бы обществу упущенную выгоду в результате удорожания
первичного природного сырья);
*         Совершенствование экологических платежей (экологические платежи
должны определяться исходя из затрат на устранение ущерба окружающей среде;
пока же предприятиям выгоднее платить штрафы, чем вкладывать средства в
охрану природы).
    II  Методы, используемые в процессе управления природопользованием    
Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится
на стыке взаимодействия естественных и общественных процес­сов. Отсюда -
чрезвычайно важная роль научного обоснования управленче­ских решений на всех
уровнях управления природопользованием.
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере
определяется состоянием контроля и нормирования использования при­родных
ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и
стимулирования природопользования.
В управлении природопользованием используют различные методы воз­действия на
коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население
страны. Среди них наиболее широко распространены админист­ративно-правовые,
организационные, социально-психологические и эконо­мические методы
управления. Все эти методы в управлении природопользо­ванием должны
применяться комплексно, в системе, при приоритете эконо­мических методов
управления.
Административно-правовые методы управления заключаются в разра­ботке и
издании правовых и административных актов, регулирующих орга­низацию и
управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих
работников, должностных лиц и населения страны по эконом­ному использованию и
воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной
среде. Административные акты имеют обязатель­ную силу и непосредственно
воздействуют на коллективы предприятий, ор­ганизаций, отдельных работников и
население данного района.
Особое место в системе рационального природопользования занимают
организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и
реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию на­рушений,
загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных
технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы
обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание
технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию
управления на основе достижения науки и техники.
Социально-психологические методы управления представляют собой сис­тему
средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий
и организаций, отдельных работников и население данного района с целью
обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения
заболеваемости населения, увеличение продолжительно­сти жизни людей и
способности их к труду, сохранение эстетической цен­ности природных
ландшафтов, заповедных зон и т.п.
Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком
использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов
экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:
·     обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и
других ресурсов;
·     охрану и воспроизводство окружающей природной среды.
При использовании экономических методов отпадает необходимость прину­ждения
коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных
ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель,
очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи
решаются на основе использования системы экономического стимулирования
рационального природопользования.
Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с
эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый
трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении
требований природоохранительного законодательства.
Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и
рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации
управленческих решений. Они основаны на широком использо­вании экономико-
математических методов, сетевых моделей, автоматизиро­ванных систем
управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений.
С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных
предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют
наблюдать будущие ситуа­ции, анализировать влияние различных проектов и
решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по
предупреждению последствий.
Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным
нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за
воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих ве­ществ
и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняю­щих веществ,
платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на лик­видацию
загрязнения.
Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окру­жающей
среды и нерациональное использование природных ресурсов, на­правляются на
выполнение природоохранных мероприятий.
Органической частью системы государственного контроля за рациональ­ным
природопользованием является ведение постоянного статистического учета в
области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности пред­приятий.
Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через
систему кадастрового учета. Государственные кадастры природ­ных ресурсов
представляют собой свод достоверных и необходимых сведе­ний о количественном
и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и
народнохозяйственном использовании. Согласно дей­ствующему законодательству в
РК ведутся кадастры природных ресурсов - земельный, водный, лесной и
месторождений полезных ископаемых.
За последние годы в Казахстане произошли коренные перестройки в структуре
управленческого природоохранного аппарата. В 1988 г. в соответствии с
Постановлением бывших ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988г. «О
коренной перестройке дела охраны природы в стране» в республике был создан
Государственный комитет Каз ССР по охране природы (Госкомприрода). В его
состав входили в то время пять управлений: экономики и организации
природопользования, научно-технического прогресса, пропаганды экологических
знаний и внеш­них связей, контрольно-инспекционного управления и главной
экологической экспертизы. В 1992 г. в соответствии с указом Президента РК от
7 февраля 1992 года «О совершенствовании организации и деятельности органов
государственного управления РК в условиях экономической реформы», а также
Постановления Кабинета Министров в республике на базе Государственного
Комитета по охране природы было образовано Министерство экологии и
биоресурсов Республики Казахстан, куда вошли также Комитет лесного
хо­зяйства, главное управление по охране рыбных запасов и контролю за
при­родопользованием на рыбохозяйственных водоемах, Главное управление по
охране животного мира и Государственное научно-производственное объе­динение
промышленной экологии «Казмеханобр».
     III Особенности формирования информационной базы для управления процессами в
                       эколого-экономических системах                       
Для понимания сущности управления эколого-экономическими процессами, в том
числе и процессами в эколого-экономических системах, необходимо системно-
статисти­чески рассмотреть сам объект управления в целом, регион или
без­отходный территориально-производственный комплекс (ТПК), в котором
протекают взаимосвязанные процессы: создание продукта труда при существующих
технологии, технике управления и разви­тие безотходного ТПК основных
производств и производства про­межуточного продукта, а также расширение
возможностей техно­логии и техники, совершенствование управления РЭЭС.
Системно-статистический подход базируется на анализе, бе­рущем начало от
метода исследования операций. Он предусмат­ривает установление целей и
сосредоточение внимания на по­строении целого в отличие от построения
компонентов или под­систем, т.е. позволяет четко сформулировать основную цель
за­дачи. В результате использования системного подхода к иссле­дованию
проблемы и системно-статистического анализа антро­погенного воздействия
определяются глобальные пути решения задач для получения наивысшего эффекта.
Как любое современное производство народного хозяйства, производство
промежуточного продукта, получаемого при под­готовке сырья к использованию
или при санитарной очистке отходов производства, является сложным объектом,
системно-статистическое исследование, которого включает технико-
экономические, организационно-социологические, кибернети­ческие и другие
аспекты научного прогнозирования, оптимиза­ции, программно-целевого
автоматизированного управления.
Синтез региональных систем охраны окружающей среды и разработка комплексных
концепций требуют сосредоточения внимания на необходимости системно-
статистического подхода к решению важнейших проблем. Это обеспечивает
включение в процесс исследования экономико-организационных, творческих,
теоретических и экспериментальных элементов.
Системно-статистический подход позволяет решать проблему повышения
достоверности передачи и переработки информа­ции, открывает перспективы
оптимизации таких важных пара­метров сложной системы, как помехоустойчивость
и надеж­ность, распределение информационной избыточности при пере­даче и
переработке информации. Авторы некоторых современ­ных работ по теории
информации используют задачи без доста­точного системного анализа их на
достоверность информации, предполагая абсолютную надежность системы, а в
работах по исследованию надежности предполагается другая идеализиро­ванная
ситуация: отказы и сбои в аппаратуре безотносительно к экономическим и
информационным процессам, в ней проте­кающим. Однако реальная ситуация
существенно сложнее: не­достоверная информация передается и обрабатывается в
неабсо­лютно надежных системах, что наносит определенный экономи­ческий ущерб
народному хозяйству. Выявление причин ущерба из-за недостоверности
перерабатываемой информации и нена­дежности РЭЭС в настоящее время становится
актуальным.
Современные темпы развития народного хозяйства, специа­лизация отраслей
промышленности и производств и их укруп­нение в безотходные ТПК повлекли за
собой существенный рост экономико-организационных и технико-экономических
взаимосвязей, усложнение задач управления, вызванное значительным увеличением
объема подлежащей обработке информации, функ­циональным разделением
управленческого труда, изменением форм взаимного влияния между отраслевыми
управляющими и санитарно-эпидемиологическими организациями в любом
экономи­ческом регионе. Возникшие неувязки приводили к расширению штата
управленческого персонала, занимающегося обработкой, передачей и анализом
технико-экономической и эколого-экономической информации. Такое решение
вопроса оказалось эффективным лишь на определенном этапе развития народного
хозяйства, а в дальнейшем это не стало давать сколько-нибудь ощутимого
экономического эффекта. Вовлекаемое в процесс управления новое лицо не только
участвует в переработке ин­формации, но и само становится ее источником,
следовательно, возникает еще одно недостаточно надежное звено в цепи сбора,
обработки и передачи технико-экономической информации. А значит снижается
надежность всей цепи управления экономикой природопользования и появляется
неадекватность затрат полу­ченным результатам управления. К тому же при
делении ин­формации между большим числом управленческого персонала
уменьшается вероятность принятия им наилучших решений.
В период дифференциации управленческих функций и ус­ложнения управленческого
труда возник новый класс задач ор­ганизационно-управленческого и экономико-
организационного характера, решением которых в целях оптимального
функцио­нирования организованных эколого-экономических систем яв­ляется
комплекс научных методов исследования операций и средств вычислительной
техники. Новые научные методы про­гнозирования, программно-целевое
планирование и мощная вы­числительная техника позволили принципиально по-
новому ре­шать вопросы автоматизации управленческого труда, выполнять
комплексный системно-статистический анализ технико-экономической и эколого-
экономической информации и выбирать оптимальные режимы работы органов.
Внедрение систем управления (СУ) в безотходный ТПК, в которые входят
очистительные технологические уста­новки, позволяет оптимизировать процедуру
принятия решений на основе научных методов эколого-экономического
прогнози­рования за относительно короткий промежуток времени, вы­полнять
более полный учет технико-экономической и эколого-экономической информации,
необходимой для управления эко­номикой природопользования при сокращении
общей численности управленческого персонала и, следовательно, совокупных
затрат на управление побочным производством (в частности, на водоочистку,
рекультивацию нарушенных земель и газоочистку), повысить надежность РЭЭС
управления и уменьшить производ­ственные и природные потери ресурсов.
В настоящее время для улучшения экономических показате­лей охраны окружающей
среды появилась необходимость в соз­дании систем управления производством
получения по­бочных продуктов из отходов, которые явились бы управляемыми
подсистемами общегосударственной автоматизи­рованной системы управления
народным хозяйством.
На первом этапе создания информационной базы необходимо составить
информационную модель, отображающую самые общие взаимосвязи источников
информации и ту общую часть, которая независимо от любой системы обмена
комплекс­ной технологической, экономической, экологической и другой
информации могла бы составить их основу и позволила бы вы­полнить расчет
эколого-экономических показателей в соответст­вии с их объемом, содержанием и
значением.
Под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации
понимается совокупность количе­ственного измерения, которая получается в
результате функцио­нирования, характеризуемой технологическими,
экологическими и экономическими данными. Другими словами, под объемом
технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимаются
всякий материальный объект, энергетические показатели, интенсифицирующие
деятельность СУ, а содержание этой информации — объективное отражение
основных технико-экономических и других свойств, отношений и признаков,
характеризующих качественные и переходные ха­рактеристики звеньев системы.
Информационная модель созда­ется на базе существующей схемы расположения
производств, сложившихся форм управления с учетом перспективного их раз­вития
и строительства новых источников выбросов, содержащих афессивные примеси,
оптимизация которых диктуется реальной угрозой заражения биосферы.
Бизнес-план функционирования исследуемого комплекса строится на базе
информации о плановых нормах расхода всех видов ресурсов, устанавливаемых
техническим управлением ко­митета по охране природы (если система выделится в
самостоя­тельную отрасль), сведений о фактическом состоянии расхода ресурсов,
взятых из учетных документов, составленных в бухгал­терии, данных о качестве
отходов производств уловленных про­дуктов.
При комплексном системно-статистическом исследовании особенно важен учет
специфики региональных систем охраны при синтезе их управления, таких, как:
1) выбор критериев оптимальности и адекватности экономи­ко-математической
модели, используемой для целей научного прогнозирования и оптимального
планирования режимов рабо­ты исследуемого объекта, оценки качества решений,
принимае­мых в процессе автоматизированного управления;
2)  формирование методологии решения комплексных задач управления. Системно-
статистическая увязка решаемых задач с учетом их взаимообусловленности;
3)  выбор типов и построение системы взаимоувязанных эко­номико-
математических   и   других   моделей,   обеспечивающих возможности
оптимального решения задач;
4)    разработка   методов   системно-статистического   анализа технико-
экономических, эколого-экономических и других пара­метров и показателей
работы РЭЭС с целью определения воз­можностей их оптимизации.
Отличительной чертой расчета экономической эффективно­сти СУП является
взаимокоррелированность с обоснованием достоверности технико-экономической,
эколого-экономической, экономико-организационной и другой информации,
используе­мой при принятии решений.
Эколого-экономическая эффективность от внедрения СУ обусловливается ростом
производительности труда на 4—6%, улучшением использования оборудования на
20—30%, высвобо­ждением оборотных средств на 20—30%, увеличением объема
производства на 3—10%, повышением загрузки оборудования на 10—30%, снижением
себестоимости вторичной продукции, вы­пускаемой объектом управления, на 4—5%,
сокращением обо­ротных средств на 15—20%, что позволит сократить на 10—20%
складские запасы.
С помощью факторного анализа сначала определяется общее высвобождение
работающих, в результате роста производитель­ности труда, а затем
высвобождение работающих и прирост производительности труда по каждой
переменной экономико-математической модели.
Дальнейшее повышение экономического эффекта функцио­нирования эколого-
экономических систем охраны окружающей среды возможно при успешном решении
задач оптимизации экономико-организационных структур первичной обработки
информации в СУПП, в которых необходимо провести тщатель­ный системный анализ
исследуемых информационных схем.
                                Заключение                                
Таким образом, можно отметить достаточно неэффективную систему управления
природопользованием, несовершенство нормативно-законодательной базы
Республики Казахстан в вопросах экологии   и природопользования.
Не видны результаты осуществления экологических программ, также выявлены
проблемы с работой на территории Казахстана иностранных, транснациональных
нефтяных компаний, которые в период 1990-х годов получили налоговые
преференции и не выполняют экологические требования.
Не достаточна информационная база по вопросам экологии, а также не внедряется
мировой экологический опыт в области распоряжения природными ресурсами и
природопользования.
По моему мнению, давно назрела необходимость создания единой базы по
экологически вредным районам, а также применение жестких мер по отношению к
природопользователям - предприятиям, которые нарушают экологические
установленные нормы и нормативы и работают в современных рыночных условиях по
принципу: «Дешевле заплатить штраф, чем соблюдать экологические нормы».
Таким образом можно сделать выводы, что необходимо совершенствовать
нормативно-законодательную базу Республики Казахстан в области
природопользования и охраны окружающей среды.
                    Список использованной литературы:                    
1.   Тонкопий М.С. Экономика природопользования. Алматы: «Экономика», 2000 г.
2.   Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок.
Москва: «ЮНИТИ», 1997 г.
3.   Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М: «Юрист»,
1998 г.
4.   Дерябин В.А. Общий экологический менеджмент. Курс лекций. Екатеринбург:
«УМЦ-УПИ», 2000 г.
5.   Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика
природопользования: Учебник - Минск: БГЭУ, 2001 г.