Каталог :: Экология

Доклад: Экологические проблемы Балтийского моря

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  БАЛТИЙСКОГО  МОРЯ
Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию,
относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном
только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или
средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.
Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы
Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление
воды может произойти в среднем за 30—50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского
моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному
воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек
(табл. 2). Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют
крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и
именно в них попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в
результате антропогенной деятельности на территории. поступление
загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.
Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики — избыточное
поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых
полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-
за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические
вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают
разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые
сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря —
Борнхольмской, Готландской и Гданьской;
Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов —
ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей
массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть —
при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных
отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4
тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути — «всего» 33 т. На 21
тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти
металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских
организмов.
Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение нефтью, давним врагом
моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.
Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород
вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные
разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых
зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из
множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от
эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.
Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной
которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского
залива.
Международная организация "Коалиция чистая Балтика", объединяющая экологов 10
стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи с введением в
эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск. "По имеющейся у нас информации,
здесь не сформирована необходимая инфраструктура по ликвидации крупных
разливов нефти, хотя загружаются танкеры дедвейтом свыше 100 тысяч тонн.
Любая серьезная авария способна вызвать полномасштабную экологическую
катастрофу для всего нашего региона".
Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее
беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей
Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как
открытого моря, так и прибрежных зон.
Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение,
помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей.
Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и
разрушением морской экосистемы.
В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные
изменения в использовании земли и моря. Рост перевозок наземным и морским
транспортом, а также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с
транспортировкой нефтепродуктов и химикатов
     ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО И С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
Главные экологические проблемы Балтийского моря и Финского залива обычно
связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и
потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство,
рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды, региональное и
городское планирование и охрана природы.
Природоохранные меры не будут эффективными, если их принимать отдельно.
Экологические аспекты, например, касающиеся почвы, воды и воздуха должны быть
неотъемлемой частью процесса принятия решений во всех сферах общества.
Чрезвычайную важность имеют экологическое образование и повышение
информированности населения по экологическим проблемам. В соответствии с
принципом 10 Декларации, принятой в Рио, и с принципами Орхуской конвенции
граждане должны иметь право доступа к экологической информации, участия в
принятии решений и обращения к правосудию в связи с экологическими
проблемами.
Каждую минуту каждый из нас, живущих у берегов Балтийского моря,
рискует стать жертвой химической атаки невиданной силы. Ибо на дне
моря со времен Второй мировой захоронены десятки тысяч тонн химических
боеприпасов.
Основным источником загрязнения водной среды Балтийского моря в регионе
является городская система канализации, через которую ежегодно сбрасывается в
акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн. куб. м сточных вод.
Ладожское озеро, река Нева и ее притоки, особенно в черте Санкт-Петербурга,
испытывают значительное загрязнение нефтепродуктами. Серьезными источниками
загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и
перевалкой нефтепродуктов. Интенсивность движения судов грузоподъемностью до
5000 т, перевозящих нефтепродукты, составляет 8-10 судов в сутки, а годовой
грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн. т. Многие суда, используемые для
перегрузки нефтепродуктов устарели, используются более 20 лет, не отвечают
требованиям экологической безопасности.
Далеко не весь объем загрязняющих веществ, попадающих в Балтийское море,
является продуктом деятельности государств его бассейна. Значительная часть
загрязнения поступает с атмосферным переносом.