Каталог :: Финансы

Шпора: шпорка

     Финансы – это понятие одновременно экономическое и юридическое.
В экономической науке – это денежное отношение по формированию,
распределению и исполнению фондов денежных средств государства, МО, юридических
лиц, необходимых для обеспечения экономических и социальных нужд.
В юридической науке – это совокупность фондов денежных средств,
формированных и исполненных государством и местным самоуправлением, для
осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые
отношения.
     Функции финансов:
ü     Контрольная;
ü     Стимулирующая;
ü     Распределительная.
     Признаки финансов:
o      Денежный характер
o      Одна из сторон в отношениях, связанный с финансами является всегда
государство или уполномоченный им гос. орган.
Формирование и исполнение финансов осуществляется через денежные фонды.
     Система финансов – это совокупность соответствующих денежных
фондов, которая включает следующие относительно самостоятельные звенья:
ü     Бюджетные фонды
ü     Внебюджетные фонды (П. пенсионный фонд)
ü     Гос. (муниципальный) кредит
ü     Банковский кредит
ü     Страховые фонды
ü     Финансы предприятий и организаций
ü     Фонд социального страхования
ü     Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
     Финансовое право регулирует лишь ту часть финансовой системы, которая
связана с гос. (муниципальными) денежными средствами.
     Финансово-правовая норма – это установленное государством и
обеспеченная мерами гос. принуждения правил поведения в отношениях возникших в
процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований.
     Особенность финансово-правовых норм заключается в том, что они
являются средствам реализации общественных интересов.
Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (императивными).
     Особенность финансово-правовых норм:
ü     Санкция финансово-правовых норм имеют правоостановительный
карательный характер (штрафной).
ü     Санкция финансово-правовых норм имеют денежный характер (штраф).
ü     Денежные средства, полученные в результате применения санкций
финансово-правовых норм, зачисляются в гос. и муниципальные денежные фонды:
бюджеты, внебюджетные гос. фонды.
Финансово-правовые нормы имеют структуру. Под структурой
финансово-правовых норм понимается ее внутренние строение, ее составные
части. В структуре финансово-правовых норм выделяется:
o  Гипотеза – это первая часть финансово-правовых норм, в ней
указывается на те условия, при наличие которых субъекты следует
руководствоваться данной нормой.
o  Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое
должно иметь место, при наличие обстоятельств, предусмотренных гипотезой
(выражается через обязанности или права).
     Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры гос. принуждения,
которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данных
финансово-правовых норм.
     Охранительные (предусматривают применение гос. принуждения за финансовые
правонарушения).
     Регулятивные (направлены на регулирование общественных отношений путем
предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей).
     
     

Нормы – принципы - сформулированы основные начала бюджетного, налогового и др. законодательства финансовой деятельности тех или иных гос. органов и ОМС

Нормы – дефиниции – закрепляются в каких-либо финансово-правовых категориях

Коллизионные – указывают на законы, порядок и прочие, которых должно действовать именно в данном случае (при наличие альтернатив)

Оперативные – определяют вступившие в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продления срока их действия и т.д.

Общие – финансируют определенные элементы регулирующих отношений

Управомачивающие - предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению

Запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме

Обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные + действия

Регулятивные

Специализированные нормы По объему действия: ü Общие – нормы распространяются на целый ряд отношений ü Специальные – нормы распространяются на определенный вид отношений в пределах данного рода По территориальному действию: ü На всей территории РФ ü На территории соответствующих субъектов РФ ü На территории соответствующего муниципального образования По времени действия: ü Общие – устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением ü Временные – устанавливаются на определенный срок Рекомендательные нормы представляют собой предложение конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. ФД – это процесс планомерного формирования, распределения и исполнения государством и МО финансовых ресурсов через свои денежные фонды для осуществления своих задач. Задачи ФД: ü Формирование и распределение денежных фондов в соответствующих с целями государства (МО). ü Экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития. ü Контроль за законным и целесообразным исполнением денежных средств. Функции ФД – это основные направления этой деятельности: ü Образование ü Распределение ü Использование денежных фондов государства ü Гос. и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов ü Эмиссия денежных знаков Принципы ФД: ü Законность (ст. 1,2,15,57 Ко РФ) ü Гласность (ч.3 ст.15, 36 БК РФ) ü Федерализм (ст. 71,72 Ко РФ) ü Плановость ü Приоритет публичных интересов ü Единство финансовой политики и денежной системы ü Равноправие субъектов в РФ ü Самостоятельность ФД МО ü Социальная направленность ФД Распределение функций в области ФД на основе разделения законодательной и исполнительной власти. Способы ФД – это конкретные пути методы достижения цели ФД гос. МО. Способы делятся: ü Общие – используются для осуществления всех или почти всех функций. (П. командно-волевой (императивный); рекомендательный, коллегиальный). Формы ФД: ü Правовая. Осуществление ФД на основе правовых актов: o По юр. свойствам (нормативные ФПА; индивидуальные ФПА; смешанные) o По юр. природе (законодательные; подзаконные) o По органам издающим ФПА ü Не правовая ü Организационная. К ней относится: o Осуществляющие ФД через ультрализационные денежные фонды (бюджеты РФ и гос. внебюджетные фонды) o Осуществляющие ФД через децентрализованные фонды (финансы гос. унитарных предприятий). Предметом ФП являются отношения, возникающие в процессе ФД государства и МО. Эти отношения квалифицируются по разным основаниям: ü В зависимости от деления на финансово-правовые институты ü Возникающие при формировании бюджетов и внебюджетных фондов ü Возникающие по поводу финансов гос. и муниципальных унитарных предприятий ü Налоговые ü Не налоговые ü По гос. долгу ü По слитно бюджетному финансированию ü По гос. страхованию ü По денежному расчету ü По валютному регулированию по гос. и муниципальному финансовому контролю. ФД осуществляется уполномоченными органами с помощью разнообразных методов. Их различие определяются тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Их принято делить на: ü методы мобилизации фондов денежных средств o государство в своих отношениях с гос. и негос. предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в основном использует налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет o государство использует и другие методы: § добровольные взносы (вклады населения в банки и т.д.) § пошлины, которые, как правило, взимаются за какие-то услуги (таможенная, судебная) § страхование имущества, личности ответственности § и иные, например, штрафы, платежи ü методы распределения фондов денежных средств: o финансирование, под которым принято понимать плановую, целевую, безвозмездную, безвозвратную выдачу денежных средств o кредитование – это также плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача денежных средств. Эти два метода являются основными методами распределения и использования средств. o Расчеты с держателями облигаций, ценных бумаг o Выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, расчеты. ФП на основе нормы Ко РФ детализирует данное право. ФП занимается отношениями между органами гос. власти и другими субъектам. S ФП. Элементы S ФП
Основано на нераве-ве огранич-я свободы усл-ия, огран-ие прав собств-ти в орме
Имущ-ые отно-ия основаны на равенстве неприк-ти собств-ти
Разгра-тся по м/у прав-го регул-ия занимается имущ-ми отно-ями

Гражд-ое право

ФП

Муниц-ые право-компл-ая отрасль ФП входит в нее
Отно-ия, возн-ие в процессе ФД муниц-х образ-ий

ФП

Муниц-ое право

ФП

Занимается отно-ми м/у органами исп. Вл. По поводу суб-ов ФД.
На основе нормКо РФ, детали-т соотв-ие правила

ФП

Занимается отно-ми м/у орг-ми испю вл. По поводу орга-ции и разгран-ия компе-ции м/у ними

Админис-ое право

Базовая отрасль определ. Основу всех отраслей

Констит-ое право

: ü Финансово-правовые нормы ü Финансово-правовые субинституты – совокупность норм, регулируемых отдельные виды отношений, определенных по предмету, признаку общественных отношений, либо отдельные стороны этих отношений. ü Финансово-правовые иституты ü Подотрасли ФП – бюджетное право, налоговое и валютное права. ü Разделы ФП ü Части ФП: o Общая часть: § общие принципы ФД; § формы и методы ФД § S органов, осуществляющих ФД § правовые положения других участников ФД § общие положение финансовой ответственности o Особенная чать: § бюджетная S § небюджетные гос. и мкниципальные денежные фонды § финансовые гос. муниципальные предприятия § гос. муниципальные доходы и расходы § валютное регулирование § денежная эмиссия и денежное обращение § гос. строение. Источники ФП: ü НПА: o Ко РФ (ст.57; ст.75 п.3) o Законодательные акты РФ и субъектов РФ (ФЗ «о счетной палате»; НК РФ; БК РФ) o Указы Президента РФ («о мерах по обеспечению гос. финансового контроля») o Постановления Правительства o Ведомственные НПА o Локальные НПА, содержащие финансово-правовые нормы o Нормативный договор (международные договора, договоры между органами гос. власти РФ и ее субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам) o Судебный прецедент Финансово-правовой акт действует во времени, начало которых определяется моментом вступления их в силу: 1. финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срок после его официального опубликования 2. с момента прямоуказанного в нем самом или в законе, специального принятым по этому поводу вопросу 3. окончание действия финансового НПА определяется следующими моментами: a. истечение срока его действия b. отменой НПА другим актом c. заменой действующего финансового НПА другим актом Действие финансового НПА в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой он реализуется. Действие финансового НПА по кругу лиц , т е их воздействие распространяется на тех лиц, которые адресованы выраженные в финансово-правовых нормах предприятия. Финансовые ПО – это разновидность правового регулирования, поэтому ему присущи все те существующие признаки, которые характерны для ПО вообще. Это общественные отношения, основанные на финансово-правовых нормах, являются экономическими отношениями, возникшими в сфере ФД государства и МО, имеющими властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы. Особенности ФПО: ü ФПО возникают и развиваются в сфере ФД государства и МО ü ФПО являются формой реализации публичных интересов в связи, с чем они должны рассматриваться как публичные ПО ü ФПО – экономические отношения ü Одной из черт ФПО является его имущественный характер (денежные средства, т.е. финансовые ресурсы) ü ФПО, в сущности, являются властными (традиционно характеризуется, как властно-имущественные).

Абсолю-е ПО-это такие, в к-х управом-му лицу противостоит в кач-ве обяз-го всякий и каждый суб-т

Регуля-ые ПО обесп-ют реал-цию регуля-х ф-ций права

Относи-ые ПО-это те, в к-х управом-му лицу противостоит не всякий, а опред-ый суб-т, к-й должен сове-ть или не совер-ть опред-ые дей-ия

Охрани-ые ПО обесп-ют реали-цию охран-х ф-ций права. Они выполн. Вспомогат-ую роль ПО отн-ию к регуля-ым (гл.16 НК РФ, ст.290-291БК РФ)

Виды ФПО: Под объектом ФПО понимается то, на что направлено поведение участников ФПО, детализировано их интересами в рамках, включающих их субъективные права и обязанности. Все объекты ФПО могут быть разделены на 2 группы: ü Отделимые от материального содержание ПО – это такие, которые с той или иной степенью конкретностью зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (налоги, сборы, дотации) ü Неотделимые от материального содержание ПО – те, которые не зафиксированы в финансово-правовой норме, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов ФПО, неотделимой от его материального содержания (гос. финансовый контроль). Особенности прав и обязанностей субъектов ФПО: Þ Регулятивные – непосредственное упорядочение, закрепление и развитие отношений с участием государства Þ Охранительные – задача непосредственного упорядочения ФПО не всегда может быть успешно решена. Финансовый контроль – это деятельность гос. органов, наделенных властными полномочиями в целях установления законности и достаточности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявление резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности гос. и другой собственности. Виды финансового контроля: Þ Гос. контроль: ü Общественный – это контроль осуществляемый органами гос. власти общей компетенции (Правительство РФ) ü Ведомственный – это контроль, проводимый на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионным органам министерств и других органов исполнительной власти. Он делится на: § Внутриведомственный – осуществляется отраслевыми Министерствами и ведомствами за финансовой деятельностью подопечных предприятий и организаций § Внутрихозяйственный – это финансовый контроль осуществляемый бухгалтерией и другими экономическими службами самого хозяйственного субъекта Þ Не гос. финансовый контроль включает аудиторский контроль и внутренний контроль частных предприятий. Финансовый контроль имеет 3 основных формы: 1. Предварительный 2. Текущий (оперативный) 3. последний Основные методы фин. контроля: Þ Наблюдение Þ Проверка – изучение основных вопросов фин. деятельности с использованием балансовых, отчетных и расходных документов. o Ревизия – это проверка первичных документов, учетных реестров, бухгалтерско-статистической отчетности фактического наличия денежных средств. При необходимости дополняется проверкой остатков материальных ценностей, соответствия документального и фактического учета и т.д.: § Плановая § Внеплановая § Сплошная § Выборная § Тематическая Þ Обследование – проводится в отношении отдельных сторон фин. деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверка. Þ Анализ – проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным подходом использованием таких аналитических приемов к середине и относительно величины. Органы фин. контроля: ü Органы общей компетенции осуществляю не только фин. деятельность, но и другие ü Органы специальной компетенции. o Счетная o Мин. Фин. РФ o Министерство ПО налогам и сборам - o ЦБ РФ - o МВД РФ - o Гос. таможенные комитетыСчетная палата – этот орган подконтрольный, создан Федеральный Собранием РФ. Председатель назначается Гос. Думой, а заместитель – Советом Федерации. Кроме того, в этой палате есть 12 аудиторов: 6 - назначается Гос. Думой, 6-Федеральным Собранием. Аудиторам подконтрольны штатные работники и инспекторы. СчП РФ дает обусловленную оценку законов, а именно фин. обеспеченности. Имеет право контролировать субъектов хозяйствования, полученные бюджетные средства, она контролирует движение фин. средств ПО счетам ЦБ РФ. ПО итогам контроля она имеет право принять предписание или внести представление о приостановлении операций ПО счетам соответствующих субъектов, которое должно быть утверждено Гос. Думой. Мин. Фин. РФ – это орган исполнительной власти. Его полномочия: § Разрабатывает федеральный бюджет. Имеет право контролировать всех субъектов права, получения бюджетные средства § Министр финансов имеет право осуществлять секвестр расходов (сокращение расходов), он имеет право блокировать расходы и т.д. § Разрабатывают налоговую политику государства § Осуществляют методическое руководство бухгалтерским учетом § Лицензирует и аттестует аудиторскую деятельность, кроме банковской § Лицензирует страховую деятельность. ЦБ РФ. Цели деятельности ЦБ РФ: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля 2. развитие и укрепление банковскую S 3. обеспечение эффективного функционирования платежной S Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Функции ЦБ РФ: ü Разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ ü Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличные денежные обращения ü Является кредитором для кредитных организаций и устанавливает ставку дефиниция ü Устанавливает правила осуществления расчетов ü Устанавливает правила проведения банковских операций ü Осуществляется обслуживание счетов, бюджетов всех уровней ü Управляет золото-валютными резервами банка РФ ü Регистрирует кредитные организации ü Выдает лицензии на осуществление банковских операций ü Осуществляет валютное регулирование и контроль ü Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской S ü Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют ПО отношению к рублю и другим. Бюджет – это фонд денежных средств, предназначенный для фин. обеспечения задач и функций государства. В формально – юр. смысле бюджет – это правовой акт, устанавливающий фин. план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений. Бюджетная S – это основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ совокупность бюджетов. В ее основе лежит бюджетный федерализм, т.е. разграничение предметов ведения и полномочий РФ, ее субъектов и МО в бюджетной сфере. S состоит из 3 уровней: 1. Федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов ( пенсионный фонд, фонд социального страхования, ФОМС, территориальные ФОМС) 2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов 3. Местные бюджеты Бюджетное устройство – это организация бюджетной S и принципы ее функционирования. Бюджетное устройство включает и определяет: ü Бюджетную S РФ ü Взаимоотношения между отдельными уровнями бюджетной S ü Правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру. Принципы бюджетной S РФ (ст.28 БК РФ): · Единство бюджетной S РФ – это единство правовой базы, форм бюджетной документации, денежной S, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единые порядок ведения бухгалтерского учета средств бюджета · Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной S · Самостоятельность бюджетов: o Право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс o Наличие собственных источников доходов o Право самостоятельно (ПО БК РФ) определять направление расходования бюджетных средств o Право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов o Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджетов · Полнота отражения доходов и расходов бюджетов · Сбалансированность бюджета – это объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета · Эффективность, экономичность расходования бюджетных средств – это необходимость достижения заданных результатов и использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств. Общее совокупное покрытие расходов значит, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования дефицита. Исключение: доходы целевых бюджетных фондов, иностранные целевые кредиты, централизация средств из бюджетов других уровней · Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета · Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления на их финансирования конкретных целей · Гласность · Единство кассы (ст.216 БК РФ) – это зачисление всех поступивших доходов и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Аудит – это предпринимательская деятельность ПО независимой проверке бухгалтерского учета и фин. отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю той или иной отчетности на основании ее данных делать правильные вывод о результатах хозяйственной деятельности, финансовой и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с фин. контролем, специально уполномоченным гос. органом. Аудит делится: · Обязательный – проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ. Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. · Инициативный – проводится ПО решению хозяйствующего субъекта. Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторское заключение, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Структурными элементами бюджетной S являются доходы и расходы. Доходы квалифицируются: 1. По социально-экономическому признаку a. Доходы от хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (+предпринимательскую) деятельность b. От граждан 2. По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты a. Закрепительные b. Регулирующие 3. По юр. формам доходов Бюджетный процесс – это регламентированная НП деятельность органов гос. власти, органом МСУ и участников бюджетного процесса ПО составлению и рассмотрению проектов бюджетов гос. внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов гос. внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением. Бюджетный цикл – деятельность государства от начала составления гос. бюджета до утверждения отчета его исполнения (~3,5 года). Он делится на следующие стадии: · Стадия составления · Стадия рассмотрения · Стадия утверждения · Стадия составления и заключения бюджета · Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.