Каталог :: Финансы

Доклад: Социалистические преобразования в области финансов

После заключения в 1918 г Брестского мира в работе «Очередные задачи
Советской власти» и в ряде других статей и выступлений  В. И. Ленин наме­тил
план приступа к социалистическому строительству, опреде­лил конкретные формы
этого строительства.
Крупнейшее значение для реализации намеченного плана в области учета,
контроля и методов социалистического хозяй­ствования придавалось финансовым
вопросам. По предложе­нию В. И. Ленина в апреле 1018 г. Всероссийский
Централь­ный Исполнительный Комитет образовал специальную комис­сию по
разработке основных направлений финансовой поли­тики.
Одна из важных политических и экономических задач пар­тии и государства
состояла в том, чтобы укрепить союз рабочего класса с крестьянством.
Выполнить эту задачу возможно было через рынок, торговлю, используя денежное
хозяйство и осу­ществляя справедливую налоговую политику. Для этого
необ­ходимо было прежде всего укрепить советскую валюту.
Для обеспечения устойчивой валюты требовалось развивать товарооборот, усилить
налоговое обложение капиталистических элементов, укрепить финансовое
хозяйство страны, добиться регулярного поступления доходов, ликвидировать
дефицит­ность бюджета.
Это и определило остроту поставленного В. И. Лениным вопроса о проведении
денежной реформы. Проект проведения денежной реформы был направлен, с одной
стороны, против буржуазии, спекулянтов и кулаков, а с другой — преследовал
цель использовать деньги в качестве орудия социалистического строительства.
     В органическую связь с планом финансовых мероприятий В. И. Ленин ставил
вопрос о введении трудовой повинности.
     Важнейшая часть ленинской программы социалистического строительства —
требование строгой централизации экономиче­ской и финансовой деятельности
государства с тем, чтобы внед­рить плановое начало в формирование
общегосударственных до­ходов, установить жесткий финансовый контроль и
финансовую дисциплину. Такая централизация в сочетании с инициативой мест была
призвана способствовать быстрейшему переходу от контрибуций к регулярному
взиманию налогов.
     На Всероссийском съезде представителей финансовых отде­лов Советов в мае 1918
г. В. И. Ленин указал на необходимость подоходно-поимущественного налога с
высокой прогрессией и   частыми  сроками   взимания   для   того,   чтобы
регулировать доходы и накопления буржуазии. Вместе с тем партия требовала не
ослаблять внимания по взысканию старых налогов (про­мысловый, акциз на предметы
роскоши и т. д.), усиливать диф­ференциацию их ставок.
Большое значение для оздоровления хозяйства имели меро­приятия в области
налаживания товарооборота, снабжения го­родов, Красной Армии и деревенской
бедноты продовольствием, а также борьба со спекуляцией. С этой целью в
распоряжение Наркомпрода были переданы соответствующие товарные фонды для
обмена на хлеб и другие продукты питания.
Вследствие тяжелого хозяйственного положении страны, острой нехватки
продовольствия в условиях непрекращающегося обесценения валюты возникла
необходимость применить нату­ральный налог, вся тяжесть которого падала бы на
кулачество. Такой налог должен был способствовать удовлетворению
по­требностей Советского государства в продовольствии, увеличить бюджетные
ресурсы и вместе с тем ограничить спекулятивные доходы кулачества.
В августе 1918 г. в «Тезисах то (Продовольственному вопросу» В. И. Ленин
писал:«Установить налог натурой, хлебом, с богатых крестьян, счи­тая
богатыми таких, у которых количество хлеба (включая но­вый урожай) превышает
вдвое и более чем вдвое собственное потребление (считая прокорм семьи, скота,
обсеменение). Назвать подоходным и поимущественным налогом и сделать
его прогрессивным»
Однако  основным  источником  доходов  Советского государ­ства должны были
стать накопления социалистической промыш­ленности. В   ленинском   плане
приступа   к  социалистическому строительству особое внимание уделялось
вопросам развертывания промышленного производства
Несмотря на большие трудности, к весне 1918 г. демобилизация и переход
промышленности на производство гражданской продукции были завершены. Это
сыграло важную роль в борьбе с разрухой, за рост общественного производства и
подъем про­изводительности труда.
     Кроме предприятий бывшего военного ведомства, в распоряжении Советского
государства оказалось и много национализи­рованных предприятий различных
отраслей хозяйства, число которых непрерывно росло.
     Предприятия полу­чали средства на осуществление своей деятельности как в
по­рядке безвозвратного финансирования, так и путем кредитова­ния. Полученные
ссуды из банка национализированные пред­приятия погашали за счет выручки от
реализации продукции. Наличными средствами, которые находились па текущих
сче­тах, распоряжались сами предприятия. Финансирование же производилось на
сумму разницы между доходами и расходами. Такой Порядок по существу представлял
собой начальную форму хозяйственного расчета и свидетельствовал о
возникно­вении новых форм организации и планирования общественного 
производства
В это время в сельском хозяйстве возникают первые совхозы. Эти
государственные  сельскохозяйственные предприятия должны были не только
увеличить продовольственные ресурсы страны, но и показать крестьянству
преимущества крупного социалисти­ческого сельского хозяйства. Их
финансирование проходило по смете Наркомзема
Ленинский план финансовых мероприятий как важнейшая часть общей экономической
программы сочетался с рядом конкретных организационных мер, направленных на
слом старого и создание нового, советского финансового аппа­рата. Вместо
казенных палат и акцизных управлений были ор­ганизованы финансовые отделы при
губернских и уездных Со­ветах, которые занимались взысканием налогов и сборов
и рас­пределением средств на местные нужды под руководством Наркомфина.
Финансовая политика в переходный период была направлена на экспроприацию
буржуазии, на установление социалистиче­ских принципов производства и
распределения. Вместе с тем финансовая политика имела целью обеспечить
ресурсами обще­государственные и местные нужды, исходя из единства
государ­ственного бюджета РСФСР. Система местных бюджетов должна была
учитывать экономические и национальные особен­ности отдельных районов РСФСР в
целях удовлетворения за­просов широчайших масс трудящихся.
Поскольку промышленная продукция государственных пред­приятий поступала в
распоряжение ВСНХ и распределялась им внерыночным путем, сметно-бюджетное
финансирование пред­приятий и организаций стало основным методом
взаимоотно­шений промышленности с государством. Для хозрасчетных от­ношений в
тот период не существовало экономических предпо­сылок.
В условиях недостатка товаров и обесценения денег непре­рывно падала роль
денежной заработной платы и повышался удельный вес натуральной оплаты труда.
В 1920 г. рабочие, служащие и их семьи были освобождены от квартирной платы и
оплаты коммунальных услуг. Происходила натурализация хозяйственных отношений.
'"Как уже отмечалось, в октябре 1918 г. правительство издало декрет о
введении натурального налога в виде отчисления госу­дарству части продуктов
сельского хозяйства. Налог, рассчи­танный на изъятие излишков у деревенской
буржуазии, не за­девал интересов тех трудовых крестьянских хозяйств, которые
уже сдали излишки своей продукции государственным загото­вительным органам.
Но обстановка того времени в деревне, а также недостаточная подготовленность
государственного финан­сового аппарата не дали возможности широко применить
нату­ральный налог. Поэтому была введена продразверстка.
Продразверстка, установленная декретом от 11 января 1919 г., означала
обязательную сдачу крестьянством всех излишков продовольствия и фуража в
соответствии с планом, который устанавливался центром для каждой
административно-территориальной единицы.
Продовольствие по продразверстке оплачивалось по твердым ценам
обесценивавшимися бумажными деньгами, которые фак­тически служили
свидетельством о ссуде.
Для дальнейшего сокращения государственных расходов, ликвидации параллелизма
в работе Народного банка, Наркомфина и сберкасс необходимо было создать
единый расчетно-кассовый аппарат. В течение 1919 г. проводится слияние
госу­дарственного казначейства с учреждениями Народного банка а в дальнейшем
происходит объединение сберкасс с Народным банком. Натурализация
хозяйственных отношений обусловила ликвидацию системы государственного
страхования. Устанавли­вается бесплатная государственная помощь (как правило,
в натуре) трудовым хозяйствам в случае стихийных бедствий.
В результате вся система управления финансами была уни­фицирована, что
одновременно явилось результатом снижения роли и значения денег и финансово-
кредитной системы. Все рас­четы между государственными предприятиями
производились безналичным путем, посредством бухгалтерских записей. Деньги,
таким образом, использовались только как средство учета, как форма проверки
деятельности предприятий. В то же время потребность в деньгах полностью не
могла отпасть, так как Наркомпрод оплачивал по установленным государственным
це­нам поступавшую в его распоряжение от ВСНХ продукцию на­ционализированной
промышленности, а также продовольствие, заготовляемое у  крестьян.
Тяжелое экономическое положение страны отразилось на бюджете Советского
государства. За 1918—1919 гг. было состав­лено четыре бюджета (полугодовых)
В этот период начал осуществляться ленинский план элек­трификации страны, что
определило крупные ассигнования бюд­жетных средств на строительство
электростанций. Значитель­ные средства направлялись на строительство
совхозов, на выдачу пособий и ссуд крестьянству, на мероприятия по подъему их
хозяйства, на развитие школьной и вузовской сети, на оказание бесплатной мед
помощи населению и т.п.
Т.о.   с середины 1918 г можно говорить об оформлении  политики «военного
коммунизма», которая включала в себя такие элементы направления, как:
- создание системы чрезвычайных органов , подчиненных нуждам войны;
- национализацию промышленности , в том числе средней и мелкой;
-   хлебную монополию и продразверстку (с ян­варя 1919 года);
- натурализацию экономических отношений, ого­сударствление средств на
транспорте, запреще­ние частной торговли;
- государственное централизованное распределе­ние и обеспечение населения на
минимальном уровне предметами потребления путем пайков и карточек по
классовому принципу;
- фактическое прикрепление рабочих к предпри­ятиям, введение всеобщей
трудовой повиннос­ти и мобилизации труда;
- запрещение аренды земли и применения на­емного труда в сельском хозяйстве;
Не все перечисленные меры удалось реализо­вать полностью. В ответ на
ликвидацию свободной торговли и удушение товарно-денежных отноше­ний
восторжествовала стихия «черного рынка» и железнодорожного мешочничества.
Экономическую политику периода «военного коммунизма» нельзя
рассматривать как нечто целое и законченное. Она представляла собой набор
вынужденных и поспешных мер, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.
Источники:
1.            Аллахвердян Д.А. «Финансы СССР» с.58-68
2.     Журнал «Финансы и кредит» №7 2002г. с. 52
              Ростовский Государственный Экономический Университет              
                                     «РИНХ»                                     
                     Доклад по дисциплине «Финансы» на тему:                     
           «Социалистические преобразования в области финансов»           
                                                       Выполнил:  Демиденко О.С.
                               Группа:        531                               
                                                Проверил: Иванова О.Б.   
                                 Ростов-на-Дону                                 
                                      2004