Каталог :: Финансы

Курсовая: Инвестиционная политика

Содержание

Введение. 3 1. Инвестиционная деятельность. 6 1.1 Внутренние источники инвестиций в России. 7 1.2 Внешние источники инвестиций. 11 2. Первые признаки перехода к положительной динамике роста. Его источники и факторы 14 3. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России 17 Заключение. 24 Список литературы.. 26

Введение

В России, который год говорят о предстоящем инвестиционном буме. Потребность российских предприятий, более десяти лет практически не обновлявших свой производственно-технологический потенциал, огромна. Свободный капитал есть и на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако почему-то инвесторы не торопятся вложить его в российские предприятия. Помимо общих замечаний о не благоприятности инвестиционного климата в России, следует назвать очень важную причину: абсолютное большинство предприятий не готовы принимать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны, во-первых, представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные проекты, во-вторых, эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал, в-третьих, обеспечить "прозрачность" инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов. Увеличение финансовой "прозрачности" эмитентов способно вызвать настоящий инвестиционный бум в России, - считает аналитик КБ "Юниаструм Банк" Андрей Кобзев. По данным Госкомстата за январь-сентябрь 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1075.7 млрд. руб., или 102.5% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в сентябре - 165.5 млрд. рублей (прирост к соответствующему периоду 2001 года - 2.9 процента). (См. Приложение, график 1.) Сейчас опасения полностью потерять вложенные в российскую экономику деньги уходят, но инвесторы все еще выжидают, чтобы окончательно убедиться в устойчивости позитивных процессов в России. И если раньше главной помехой были чрезмерные политические риски, то сейчас на первый план выходят гарантии прав собственности, проблемы корпоративного управления, судебная реформа, система финансовой отчетности, таможенные тарифы, реализация соглашений по совместному разделу продукции, Земельный кодекс, состояние банковской системы. Инвесторы достаточно ясно дают понять, что пока Россия не проведет полный цикл необходимых изменений в законодательстве и административной практике по этим вопросам, серьезных инвестиций она не получит. Об этом говорилось на тринадцатом по счету заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИР) при Правительстве РФ, которое прошло под председательством премьер-министра России Михаила Касьянова. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Надо отметить, что показатель стабильности власти в течение года колебался, но в целом шел вверх, прежде всего благодаря растущему влиянию и популярности президента Владимира Путина. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов. Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики. Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику будет приобретать исключительную остроту в ближайшие годы. Перед Россией стоит жизненно важная задача полной модернизации и реиндустриализации своей экономики, и это гигантское предприятие потребует колоссальных капиталовложений. По оценкам Министерства экономического развития и торговли в течение 20 ближайших лет для этого потребуются инвестиции не менее 2 триллионов долларов, что составляет 100 млрд. долларов в год. На фоне этих цифр нынешние усилия правительства в области привлечения инвестиций представляются явно недостаточными и медлительными. И заявление министра экономики Германа Грефа на инвестиционном симпозиуме в Гарварде, что нужно сделать несколько решительных шагов, чтобы инвестиции пошли как снежный ком, представляется с учетом прошлого опыта слишком оптимистическим. Скорее, можно согласиться с другой его оценкой: Мы утопили в кризисах две волны инвесторов. У нас нет права на новую ошибку. Очевидно, что уже в ближайшее время потребуются кардинальные изменения в подходе России к этому вопросу. Следовательно, при разработке инвестиционной политики государства (региона), наряду с программой улучшения базовых факторов, необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.

1. Инвестиционная деятельность

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет: 1. собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства); 2. заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства); 3. привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц); 4. денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке; 5. инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов; 6. иностранных инвестиций; 7. собственные финансовые ресурсы (самофинансирование) Прибыль главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибил. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.

1.1 Внутренние источники инвестиций в России

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан – не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. рублей. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно также как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения – в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего вкладчики и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и тоже лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства, как в российском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций.

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются с ограничениями спроса, приводящие к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например, в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно повышал цены на автомашины “Жигули”, в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа стал проблематичным. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года.* Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления – это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров.

Бюджетное финансирование

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут: · выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем; · поддержание научно-производственного потенциала; · выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районам с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падание собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции. Назрела потребность создания инвестиционных банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не хватает.

Средства населения

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций – инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

1.2 Внешние источники инвестиций

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); · создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; · приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; · приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д. · предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав. Проблема стоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций – прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25 % акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Прямые иностранные инвестиции – это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно- финансовых организаций. Существуют и реальные инвестиции. Это – капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного каптала. Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владениями акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов “Макдоналдс”), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно- космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности, США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

2. Первые признаки перехода к положительной динамике роста. Его источники и факторы

Как было нами отмечено, в условиях системного экономического кризиса, сложившегося в России в 90-е годы, основной причиной угнетения инвестиционного процесса являлся дефицит инвестиционных ресурсов (накоплений) для формирования производственных мощностей, ориентированных на динамику спроса внутреннего и (или) внешнего рынка на традиционные и новые виды продукции. Важную роль в этом процессе сыграл отпуск цен на топливно-энергетические ресурсы, гиперинфляция и открытость российского товарного рынка. В этой ситуации выход российских производителей на нетрадиционные для отечественных товаров «спросовые ниши» стал невозможен, т.к. требовал крупномасштабного привлечения инвестиций в создание новых мощностей современного производства. Традиционная отечественная продукция конечных переделов стала неконкурентоспособной по качеству (при сопоставимых ценах), а продукция первичных и промежуточных переделов — неконкурентоспособной по ценам (при сопоставимом качестве). К началу 1998 года кризисная ситуация в России стала напоминать замкнутый круг: нет спроса на продукцию, т.к. растут цены (издержки) ее производства без роста качества. Цены на товары растут, т.к. их производство осуществляется на устаревшей (ресурсорасточительной) технологической базе. Неконкурентоспособный уровень производственного аппарата сохраняется, т.к. нет инвестиций для его модернизации и перехода на современные ресурсосберегающие технологии, используемые западными конкурентами, на внешнем и внутреннем рынках. Инвестиции отсутствуют, т.к. падают объемы производства и его рентабельность, и даже появляющиеся накопления обесцениваются и т.д. Безысходность движения российской экономики по этому кругу подчеркивалась индифферентностью ее реакции на кредиты международных финансовых организаций и внутренние государственные заимствования, которые лишь усугубляли развитие кризисных явлений. Эти обстоятельства предопределяли, на мой взгляд, главное первоначальное условие выхода из описанного «порочного круга»: безинвестиционность (или минимальная инвестиционность) обеспечения производства конкурентоспособной продукции, ориентированной на существующий рыночный спрос. Финансовое обеспечение этого процесса должно осуществляться за счет целевого использования амортизационных отчислений на текущий и капитальный ремонт основных фондов, замену изношенного оборудования и машин и пополнение оборотных средств (в размерах, соответствующих динамике роста спроса на продукцию, и в границах указанных накоплений). Рост конкурентоспособности традиционной отечественной продукции (с сохранением традиционного уровня качества) может быть обеспечен лишь за счет ценового фактора, что в создавшихся условиях означает повышение конкурентоспособности издержек производства и обращения товара относительно западных аналогов. Резкое повышение цен на нефть с начала 1999 года и их поддержание в 2000 г. коренным образом изменили конъюнктуру рынка продукции первичных переделов. В результате указанных изменений издержки на производство и транспортировку этой продукции в развивающихся странах возросли в 2-3 раза, а внутренние цены на органическое топливо в России стали в 1.5 раза ниже мировых. По этой причине оказался востребованным рыночным спросом значительный потенциал незагруженных мощностей производства не только первичных переделов, но и отдельных видов продукции машиностроения. Как показывает анализ видных отечественных исследователей в области инвестиционной деятельности, рост экспортных поставок продукции первичных переделов вызвал цепную реакцию внутреннего спроса на продукцию большинства отраслей отечественной промышленности в 1999 и 2000 годах. В первую очередь, это явление затронуло не только предприятия, обеспечивающие поддержание топливодобывающих мощностей, но и предприятия — поставщики сырья и материалов, продукция которых в сложившихся условиях оказалась востребованной и рентабельной. К концу 1999 года по цепочке производителей волна роста внутреннего спроса на традиционную продукцию охватила более 30% предприятий реального сектора экономики. Это явление породило оптимистические оценки перспектив возрождения производственной и инвестиционной деятельности в России. Основанием для таких оценок послужила впечатляющая динамика темпов роста основных экономических показателей в России в 1999 г. и в первой половине 2000 года. Не отвлекаясь на базу сравнения анализируемых показателей, необходимо отметить отрадность самого факта долгожданного перехода российской экономики на положительную траекторию роста. В этом процессе важным моментом является первое за 8 последних лет проявление роста инвестиционной активности. Вместе с тем, реальная оценка происходящих позитивных явлений в экономике России требует объективного рассмотрения их источников и перспектив развития. Прежде всего, привлекают внимание различия в темпах роста промышленной продукции в рассматриваемом периоде (на 19.2%) с ростом уровня загрузки производственных мощностей на 13.6%. Этот разрыв с превышением на 5.6% роста производства можно отнести к инвестиционному фактору. Анализ динамики показателей свидетельствуют о том, что рост промышленного производства с 1998 года по 2000 год на 19.2% происходил в основном за счет фактора повышения загрузки мощностей на 13.6% (с 51.4% в 1998 г. до 65.0% в 2000 г.). Основным источником роста инвестиций в основной капитал в 1999 г. и первой половине 2000 г. были накопления амортизационных отчислений на общую стоимость основных фондов. Причем рост загрузки основных фондов с 51.4% в 1998 г. до 65% в 2000 г. привел к повышению степени использования этого источника с 71.8% до 82.6%. Основная масса инвестиций в основной капитал в этом периоде (75.7% в 1999 г. и 78.7% в 2000 г.) была направлена на реновацию (замену изношенного оборудования) загруженной части основных фондов, а указанный рост загрузки мощностей на 13.6% вызвал увеличение амортизации загруженной части на 7.3%.

3. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума – темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше. Однако эти данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой “базы”. Во-вторых, потребность российской экономики для ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока. Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам пост кризисного возрождения страны. Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции “в человека”, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов “новой экономики”, прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века. В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф. Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать: в области создания благоприятного инвестиционного климата: – усиление роли государства как гаранта осуществления благоприятного предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики; – введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования; – создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса; – осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; – либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип “одного окна”); – обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов учета, максимально приближенных к западным); – содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала; в сфере государственного инвестирования: – усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в “человеческий” капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки; – отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана; – открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развития и других инструментов); – отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно- технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность; – повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение “прозрачности” данных инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирование их технически сложных систем; в области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики: – создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемых активов; – либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; – повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности. Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов. Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, завершить структурную перестройку экономики. Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики в 2000-2003 годах, поэтому к приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает: кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем; достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике; реструктуризацию естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности; создание условий для интеграции России в мировую экономику. Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста. Подготовлен План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, которым определены меры и установлены задания федеральным органам исполнительной власти. (Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. за № 1072-р.) Реализация его мероприятий должна позволить уже в ближайшее время расчистить путь для значительного притока инвестиций. Мероприятия Плана действий включают разработку законопроектов и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения равных условий конкуренции, защиты прав собственности, снятия избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышения финансовой прозрачности предприятий и организаций. Ключевым направлением экономической политики является создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Согласно Плану действий, государство должно постепенно отойти от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность. При этом абсолютно необходимым является законодательное закрепление гарантий неприкосновенности инвестиций, всемерной поддержки инвесторов со стороны государства, региональных администраций и муниципальных образований в рамках предоставленных им законом полномочий и создание условий наибольшего благоприятствования для инвесторов. Последнее невозможно без наличия правовых гарантий, закрепленных в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Одними из первых шагов, призванных создать базис для обеспечения ясной и прозрачной структуры экономики России, являются введение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Ключевые положения по бухгалтерскому учету вступили в действие с 1 января 2000 года. Первые результаты их применения мы планируем получить после завершения подготовки организациями сводной годовой бухгалтерской отчетности за 2000 год. Что касается налогового законодательства, то особую значимость приобретает введение с 1 января следующего года второй части Налогового кодекса, регулирующей порядок взимания НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Изменения коснутся и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь предусматривается комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность. Налоговая реформа ориентирована на поиск эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, а также на укрепление налогового администрирования. Важнейшей задачей станет приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов, и завершение переговоров о вступлении России в ВТО. У нас и у наших партнеров есть все необходимые ресурсы для проведения переговоров. Есть внутренняя и внешняя политическая поддержка, поэтому мы можем сейчас работать очень активно. Второе направление внешнеторговой политики – унификация таможенных тарифов. Это стимулирует создание соответствующих производств на территории России. Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы. В целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов (в первую очередь для субъектов малого бизнеса), упорядочить и упростить лицензирование видов деятельности, установить единый предельный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Разработка закона о реорганизации и ликвидации юридических лиц должна обеспечить защиту прав кредиторов и собственников таких организаций. Особое внимание в Плане действий уделено формированию организованных рынков, в том числе разработке биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажения рыночных цен.

Заключение

Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. По мнению М. Касьянова, "инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе". Глава кабинета министров убежден, что повышение инвестиционной привлекательности, "укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства". В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных Интернет ресурсов. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Список литературы

1. Бункина М.К., Семёнов А.М., Семёнов В.А Макроэкономика: Учебник 3-е издание переработанное и дополненное. 2000г. 2. Журнал “Финансы и кредит” 1999, 2000, 2001, 2002, 2003г.г. 3. Цены и ценообразование: Учебник для вузов 3-е издание. Под редакцией В.Е. Есиповой. 2000г. 4. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. – М.: Госкомстат России, 2000. 5. Инвестор: национальная мечта // “Эксперт” 2000г. № 33,34,35,36,37. 6. Журавлёв, Видяпина - “Политэкономия” учебник 1998 год. 7. Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России.// Сборник нормативных актов и документов. Москва 1999г.