Каталог :: Финансы

Шпора: Шпоры по финансам и кредиту

     

«ФИНАНСЫ КАК СТОИМОСТНАЯ КАТЕГОРИЯ».

Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распред характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир-го воспр-ва, матер. стимул-ния работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:

распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);

контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).++Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в том, что функции финансов следующие: распред и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Признаки финансов:

1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары.2). Финансовые отношения носят распределительный характер.3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.

«ОСНОВЫ ИСП- ФИНАНСОВ В ОБЩ ВОСПР-ВЕ».

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расшир воспроизводства и на удовлетворение других потребностей.Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:

финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;финансовое регулирование экономических и социальных процессов;финансовое стимул экономики.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Источники собственных финансовых ресурсов

Внешняя экономическая деятельность предприятия;

Богатство предприятия 2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным зарплата

отпускные деньги 3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.):заемные средства;

путем продажи акций и облигаций.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств:

от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;

страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

. Финансовый рынок состоит из нескольких частей:

1. Рынок банковских ссуд 2. Рынок ссудных капиталов

3. Валютный рынок Ценная бумага – свидетельство участия юридического и физического лица либо в капитале акционерного общества, либо в предоставлении ссуды в форме займа;долгосрочное обязательство эмитентов выплачивать вкладчикам ценных бумаг дивиденды от доходов. С юр это денежные документы предъявляемые вкладчиками для реализации имущ прав выраженных в этих ценных бумагах.

Требования к ценным бумагам:

а). должна иметь номинальную цену;б). должен устанавливаться срок ее обращения.в). должен быть установлен фискальный режим: условия выплат

Виды ценных бумаг:

а). долговые б). долевые . Ценные бумаги, которые выпускает государство:казначейские векселя;боны;ноты.

В РФ выпуск след ценные бумаги:

государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

облигации федзайма (ОФЗ);золотые сертификаты.

Финрынки цбг делятся на:первичные рынки ценных бумаг вторичные рынки ценных бумаг.

фондовые биржи делятся на:

а). замкнутые фонд биржи б). биржи со своб допуском,

Функциями биржи являются:

а). осуществление операций с ценными бумагами;

б). предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов;

в). предоставление возможности сберегателям использовать накопленные денежные средства с максимальным эффектом;

г). осуществление перераспределения финансовых ресурсов позволяющее изменить структуру и пропорции общественного производства

«СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ».

Финансовая система — вся совокупность звеньев и сфер (1 смысл); совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в гос-ве и т.д. (2 смысл).

Звенья I сферы:Гос. ФИнансы

1. Государственный бюджет

2. Внебюджетные фонды

a) Пенсионный фонд.b) Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.).c) Фонд занятости.

d) Фонд обязательного медицинского страхования.

3. Государственный кредит

Формы государственного кредита:

– государственные займы;

– казначейские ссуды.

Звенья II сферы (финансы предприятий):

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3) финансы общественных объединений

Звенья III сферы Страхование

1) Социальное страхование (все методы);

2) Личное страхование;

3) Имущественное страхование;

4) Страхование ответственности;

5) Страхование предпринимательских рисков.

Финансовые ресурсы — денежные ресурсы у предприятий и государства, которые резервируются для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей.

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики.

Научный подход предполагает:

1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики

Функции финансовой политики:

фискальная;экономическая.

выделяют 3 составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.

2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов

Планирование характ1) экстенсивностью

2) интенсивностью 3)эффективностью

Методы финансового планирования:

a) автоматический (данные предыдущего года переносятся,).b) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);c) нулевой базы Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет ППБ I статья – планирование II статья – программирование III статья – бюджетирование

Методы планирования:

экстраполяция нормативный математического моделирования балансовый

Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:- предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют “баланс доходов и расходов”.– предприятия и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют “смету”.– план общественных объединений – “Финансовый план”.- органы государственной власти составляют “бюджет” (разных уровней: центральный, местный, субъектов Федерации).

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Финансовый контроль – форма государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств);

2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям фин системы;3) проверка собл правил учета и отчетности

Органы финансового контроля:

I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное управление при Президенте РФ).

В РФ в ведении Контрольно - счетной палаты находятся такие вопросы, как контроль за:

1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием как правительством, так и законодат органами; пресечениерасточительства;

2) эффек-ью исп- госсоб-и, работы госпредприятий, разгосударствлением и приватизацией госсобственности;

3) использованием средств специальных фондов,

4) источниками денежных доходов общественных организаций включая различные партии, за исп-м этих средств соответственно уставным целям.

II. Спец ведомства госфин контроля.

III. Спец контрольное ревизионное управление.

подчиняется Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. содержится за счет

средств федерального бюджета. КРУ – это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ».

Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме таблицу доходы - расходы.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.

I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо = 0)).

II.РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профицит)).

III.РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит).

Качество самого дефицита может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств в) дефицит может отражать кризисные явления в экономикей.

Методы снижения бюджетного дефицита:

1. расходы = const, доходы растут;

2. доходы = const, расходы падают;

3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Пути финансирования бюджетного дефицита:

1) Эмиссия денежных знаков. 2) Государственные займы. 3) Иностр займы..4) Использе нац богатства.

Защищенные статьи – статьи, которые не могут быть отменены

секвестрование, заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном долевом или процентном соотношении

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА.

1.Единство2.Полноты3.Реальности4.Гласности

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения..Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране

Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения бывают:а). целевыми б). универсальными Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный характер.

СУБВЕНЦИЯ – часть фиксир- объема гос средств, которые выделнижестоящим бюджетам для финанс их расходов.

Регулирующие доходные источники.

Доходы делятся на:Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в опред вид бюджета (Регулире доходы — это доходы, которые идут для подкрепл нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ.I. НЕПЛАТЕЖИ II. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ III. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

IV. НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ.

Акции бывают:

- простые / привилегированные Институты финансового рынка,в Москве:фондовая биржа;ММВБ;банк сист

товарные биржи; орган.золотой биржи в Москве

Финансовое регулирование экономики.

Существуют следующие методы регулирования:

1. Административное (законы, штрафы и т.п.).

2. Экономическое: кредитная политика  налоговая политика; бюджетная политика

бюджетные методы финансирования

1. Государственные капитальные вложения 2. Государственные 3. Субсидии  дотации  субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы);

 экспортная премия 4. Инвестиции в СП 5. Льготное кредитование со стороны государства.

Основная задача экономического стимулирования — обеспечение экономического роста, проведение антикризисной и антицикличной политик.

Государственное регулирование способствует не только экономическому росту, но и изменению народно - хозяйственных пропорций, т.к. государство концентрирует в своих руках огромные финансовые ресурсы.

свободные денежные средства могут быть использованы следующим образом:

1 – размещены на депозиты;

2 – могут быть потрачены (инвестированы) в акции другого предприятия (опасно);

3 – можно приобрести государственные ценные бумаги (самый надежный способ);

4 – можно купить валюту и играть на валютных курсах

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.II. Налоги.

III. Отчисления во внебюджетные фонды.IV. Платежи населения в местный бюджет.V. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне:

I. Прибыль.II. Амортизация.III. Кредитные инвестиции.

IV. Страховые возмещения.V. Выручка от реализации выбывшего имущества.VI. Устойчивые пассивы.

VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов.IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг.X. Финансовые ресурсы по перечислению от выш структур.XI. Бюджетные субсидии.XII. Прочие.

Финансовые ресурсы делятся на:

1) централизованные.2) децентрализованные

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;b) увеличение оборотных средств;

c) финансирование НТП;

d) проведение природоохранных мероприятий;

e) обеспечение потребностей социального характера

(f) прочие аналогичные цели.

Финансовый рынок — это особая форма денежных операций, где объектом купли - продажи выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Причем предоставление этих средств производится на основе выпуска и обращения различных видов ценных бумаг.

Участники ф.рынка:СберегателиИнвесторыЭмитенты

Функциональное назначение финансового рынка - осуществление аккумуляции и перераспределения денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов

Взаимосвязь финансов с другими эконом категор-ми.

-ЦЕНА. Именно она первой вступает в распред процесс и определяет первичные пропорции в нем. Финансы конкретизируют те пропорции, которые заложены ценой. -ЗАРПЛАТА. Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспр-ва рабочей силы; во взаим. стимулируют воспр. процесс.

КРЕДИТ. кредит завершает распределительный процесс.. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспр-ва

Использование финансов в условиях рынка.

- Финансы функ-т во всех сферах общ производства

- Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов

а).Сфера материального производства

б).Сфера обращения.

в).Сфера потребления

Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

1)с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;2) с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры3) с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Экономический инструмент – это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей.

ОБЩАЯ ХАР-А ГОС И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства.Государственные доходы

Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на:

– централизованные (Федеральные финансы);

– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).

Гос доходы делятся на:а). внутренние;б). внешние.

-налоги Признаки налогов:принудительный характер;

безвозмездный характер;безэквивалентность.

— государственные займы– неналоговые поступления– дополнительная эмиссия денежных знаков

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций:

– охранная (внутри)– оборонная– внешнеэконом отнош

– социальная– управленческая

К компетенции местных органов власти относятся:

а). образование;б). обеспечение внутренней безопасности;в). здравоохранение;г). соцобеспечение.

Структура доходов местных органов власти:

- отчисления от федеральных налогов - налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог);- местные налоги, -субсидии Классификация налогов:

1) Прямые:а). реальные;б). личные. 2). Косвенные а). акцизы б). фискальные монопольные налоги

в). тамож пошлины. 3). Отчисл в фонды социстрах:

Элементы налога.

Субъект налогаОбъект налогаИсточник налогаЕдиница налогообложения.

Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:ВНП или НД Объем инвестирования

Темпы обновления основных фондов Рост производительности труда Жизн-й уровень населения Дефицит гос бюджета Должен быть не более 3 %.

Задачи финансовой стабилизации:

стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год.

дефицит бюджета не более 2 – 3 % от ВНП.

государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.

Финансовые стимулы - экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования.

Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы

Блок 1. Финансовые методы Блок 2Правовое обеспечение Блок 3Финансовые рычаги Блок 4Нормативное обеспеч:Блок 5 Информ обеспечение:

Финансовые стимулы - экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования Финансоемкость – какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.Финансоотдача – количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы Финансовый механизм делится на:– финансовый механизм организаций;– страховой механизм;– механизм функционирования гос органов;– кредитную политику.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ».

Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей. Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.

К объектам относятся:– ФПУО;– страховые отношения;

– государственные финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление.

К субъектам относятся:– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;

– финансовые органы государства (как Минфин, финан министерства республик);– налоговые инспекции.

Функциональные элементы управления:

Элемент 1.ПланированиеЭлемент 2.Оперативное управлениеЭлемент 3.Контроль

Управление финансами:

1. Стратегическое управление заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.

2. Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом и заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования.

Фин сист РФ включает в себя комплекс гос и негосспециализированных учреждений, в функции которых входит:а). осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных пераций;

б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги;

в). они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической деятельности;

г). осуществляют регулирование финансовой сферы.

Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.

Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.

Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.

Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.

Основные направления расходования денежных средств следующие: – уставная деятельность;

– определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги;– коммерческая деят-ь.

– Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают органы государственной власти в случае затруднения. Поэтому, благодаря внебюджетным фондам, повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках финансовой системы государства

Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Государство может выступать в следующих ролях:

– кредитора;– заемщика;– гаранта Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату Кредит берется для:

1. Финансирования бюджетного дефицита.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.4. Регулирования денежного обращения страны.

Классификация может производится в соответствии:

I. со сроками погашения;II. с доходностью;

III. с валютой займа;V. с местом и способом размещения.

Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии – государственные и местные.

По месту размещения:а). внутренние;б). внешние.

По доходности:а). текущие (1, 3, 6 месяцев);б). краткосрочные (1 – 3 года);в). среднесрочные (3 – 10 лет);г). долгосрочные (10 - 50 лет).По методам размещения:– добровольные;– принудительные.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы республик. Для составления необходимо 18 месяцев

Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, после чего рассчит контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца).

Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут проработку и согласование контрольных цифр.Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен выступить в Парламенте.

Разделы послания:1) основные показатели социально - экономического развития;2) сводный финансовый план;

3) основные направления бюджетной политики;

4) баланс доходов;5) проект бюджета;

6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.

– Минфин (те, кто сочинил);– Гос дума (которая проголосовала “за”);– Совет Федерации (который проголосовал “против”);– Президент.

После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации

СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.

I система – банковская. II система – казначейская..III система – смешанная

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являю:

разработка и реализация стратегических направлений единой гос финан политики

составление проекта и исполнение федерального бюдж

обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие ны, на осуществление мер по развитию финансового рыню

концентрация финансовых ресурсов на приоритетны правлениях социально-экономического развития РФ;

разработка предложений по привлечению в эком~ страны иностранных кредитов;

совершенствование методов бюджетного планировани~ нансирования и отчетности;

осуществление финансового контроля за рационалы целевым расходованием бюджетных средств и ср яств го~ ственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Важнейшими департаментами Министерства финансо, сии являются: бюджетный департамент, который сост; проект федерального бюджета; отраслевые департамент~нансирввания промышленности; строительства и строите индустрии; транспортным систем и связи; сельского хозя пищевой промышленности и охраны природы; оборо комплекса и др; иностранных кредитов и внешнего долг, логовых реформ; государственных ценных бумаг и финанс рынка и др. Важным подразделением Чинистерства фин выступает Главное управление федерального казначейств ьечакэщеа за кассовая псполнеиие бюджета.

Контроль за правильным исчислснием, полнотой и свс менностъю взносов в бюджет всех обязательных платежей ~ жен на Государственную налоговую службу РФ и ее органы ~ тах – налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

действовать в строгом соответствии с законодательств~

осуществлять контроль за соблюдением налогового з дательства по вопросам правильного исчисления, полн своевременности внесения налогов в бюджет и во внебн ные фонды;

вести в установленном пор~щке учет налогоплательши

проводить проверки налогоплательщиков;

ежемесячно представлять финансовым органам и о~ федерального Казначейства сведения о фактически пос' ших суммах налогов и друтих платежей в бюджет;

информировать Министерство финансов обо всех с. неуплаты предприятиями налогов;

осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

 документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;

 проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для финансового контроля.

IV. Органы финансового контроля в отраслевых министерствах

Задачами налоговых служб являются

а). контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и орг-ий независимо от ведомственной подчиненности и их организационно - правовой формы;

в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения. д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имуще-а, перешедшего гос-у кладов.

Формы и методы государственного контроля.

Формы (критерий – сроки и методы)

По срокам:предварительный текущий последующий Методы (способ проведения):а). ревизия б). инспекция (

в). обследование г). наблюдение

В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:

I.Государственный финансовый контроль:

а) общегосударственный финансовый контроль

б). едомственный финансовый контроль

II.Внутрихозяйственный финансовый контроль

III. Общественный финансовый контроль

IV. Независимый (аудиторский) контроль

С деятельностью Государственной налоговой службы тесно связана работа Департамента налоговой полиции Рй данного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой по. – предупреждение, выявление и пресечение налоговых п плений, оперативно-розыскная деятельность и контроль полнением налогового закоиодательства, а также обеспе безопасной деятельности налоговых инспекций, защита и рудников от противоправных посягательств при испол ими служебных обязанностей, предупреждение, выявле~ пресечение коррупции в налоговых органах. ~Права и обяз В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой по. РФ был переименован в Федеральную службу налоговой п~ РФ, которая получила новые полномочия: право возбу утоловное дело, проводить по нему дознание, предварите следствие и передавать материалы непосредственно в суу ~ Ла посгупление таможенных пошлин ответственность Государственный таможенный комитет РФ, который обя. проводить налоговые проверки по налогам, взимаемы моженными органами; проверячь все документы, связанные с исчислением ~. той налогов, взимаемых таможенными органами; приостанавливать операции налогоплательщиков по с в банках при неисполнении или ненадлежа~цем испол~ ими налогового законодательства; проводить взимание недоимок по налогам, а также штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Особое место прин-т ЦБ РФ, он действует со 2 дек 1990г, целями деятельности Баика России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том чис~ покупательной способности по отношению к иностранны лютам; развитие и укрепление банковской системы Росси: Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функц~ рования системы расчетов. ЦБ не является налогоплательщиком, все р-ды осущ-ет за счет своих доходов, подчинен Госдуме РФ.

Для управления финансами пенсион обесп-я создан ПФ РФ, явл-ся самост фин-кред учр-ем, обеспеч-ет целевой сбор взносов, финансирование р-дов, связ с выплатой пенсий, пособий, матер помощи.

Для упр-я гос фондом занятости населения создана Федер гос слуфба занятости населения России. Ее деят-ть связана с финансированием мероприятий по реализ-ии прогрммы занятости населения и поддержание малоимуцего населения.

Для упр-я средствами гос соц страх-я создан фонд соц страх-я.

Экономические и социальные последствия

возрастания государственного долга.

Рост долга приводит к:

1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);

2) непроизводительный характер использования полученных средств;

3). увеличивается нагрузка на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.

Управление государственным долгом:

а). государственный долг должен быть вовремя погашен;

б). выплата процентов;

в). проведение конверсии, консолидации, унификации займов;

г).выпуск новых займов;

д). проведение денежно -кредитной политики;

е). прочее.

Совокупность действий государства, связанных с перечисленными действиями, называется управление государственным долгом.

Международный кредит связан с государственным долгом. Источниками международного кредита являются:

– специальные правительственные фонды;

– бюджетные средства государства;

– специальные банки (например, экспортно - импортный банк США);

– специальные международные кредитные институты (национальные, региональные, международные).

Формы международного кредита:

1) собственно кредит:

а). связанный (где кредит был получен, там и должен быть потрачен);

б). свободный (финансовый)

2). помощь.

Активное сальдо платежного баланса дает возможность выплаты долга (10 – 12 млрд. в год направлять на выплаты). финансовой помощи