Каталог :: Финансы

Доклад: Дивидендная политика

                           Министерство образования РФ                           
           Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»           
                           Финансовый факультет                           
             Кафедра «Финансово-экономического инжиниринга »             
                                 Доклад на тему:                                 
                          «Дивидендная политика»                          
                                                Выполнил: студент гр. 531
                                                                  Демиденко О.С.
                                         Проверил: Алифанова Е. Н.
                            г. Ростов-на-Дону                            
                                  2004г.                                  
Дивидендная политика, как и управление, структурой оказывает существенное
влияние на положение компании на рын­ке капитала, в частности на динамику
цены его акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в
определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в
акции которой они вложили свои деньги, работает успешно.
С теоретической позиции выбор дивидендной политики предпо­лагает решение двух
ключевых вопросов:
  влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богат­ства акционеров?  
если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
В теории финансов получили известность три подхода к обосно­ванию оптимальной
дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория
существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.
Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф.Модильяни и М.Миллером. В
своей статье, опублико­ванной в 1961 г., они доказывают, что величина
дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое
определя­ется способностью фирмы генерировать прибыль, и в большей степе­ни
зависит от правильности инвестиционной политики, нежели от того, в какой
пропорции прибыль подразделяется на выплаченную в виде дивидендов и
реинвестированную. Иными словами, оптимальной ди­видендной политики как
фактора повышения стоимости фирмы не существует в принципе , 1961
В развитие своей теории Модильяни и Миллер предложили начис­лять дивиденды по
остаточному принципу. Обосновывая эту идею, они вновь указывают на
приоритетность правильной инвестицион­ной политики, которая, в конце концов,
и определяет достижение ос­новной цели, стоящей перед компанией. Именно
поэтому последова­тельность действий должна быть такой;
а) составляется оптимальный бюджет капиталовложений и рассчи­тывается
требуемая сумма инвестиций;
б) определяется схема финансирования инвестиционного портфе­ля при условии
максимально возможного финансирования за счет ре­инвестирования прибыли и
поддержания целевой структуры источ­ников;
в) дивиденды выплачиваются в том случае, если не вся прибыль использована в
целях инвестирования.
Таким образом, оптимальность дивидендной политики может по­ниматься лишь в
том, чтобы начислять дивиденды после того, как проанализированы все
возможности для эффективного реинвестиро­вания прибыли и за счет этого
источника профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю
прибыль целесо­образно использовать для реинвестирования, дивиденды не
выпла­чиваются совсем, напротив, если у компании нет приемлемых
инве­стиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на  выплату
дивидендов.
По мнению Модильяни и Миллера, дисконтированная цена обык­новенных акций
после финансирования за счет прибыли всех прием­лемых проектов плюс,
полученные по остаточному принципу диви­денды в сумме эквивалентны цене акций
до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов
примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для
мобилиза­ции дополнительных источников финансирования. В этом и проявляется
иррелевантность дивидендной политики по отношению к рыноч­ной стоимости
фирмы.
Представители второго подхода, являющиеся оппонентами теории Модильяни-
Миллера, считают, что дивидендная политика существен­на, она влияет на
величину совокупного богатства акционеров. Ос­новными идеологами этого
направления в решении проблемы выбора дивидендной политики считаются М.
Гордон и Дж. Линтнер. Первые статьи по этому поводу были опубликованы ими во
второй половине 50-х годов. , 1956 Основной их аргумент выражает­ся крылатой
фразой: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» — не случайно теория
Гордона и Линтера носит еще название теории «синицы в руках»  и состоит в
том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда
предпо­читают текущие дивиденды доходам, лишь потенциально возможным в
будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капита­ла. Кроме
того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности
инвесторов относительно целесообразности и вы­годности инвестирования в
данную компанию; тем самым их удов­летворяет меньшая норма прибыли на
инвестированный капитал, ис­пользуемая в качестве коэффициента
дисконтирования, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного
капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность
увеличивает­ся, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что
приво­дит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т.е. к
умень­шению благосостояния акционеров.
Таким образом, основной вывод из рассуждений Гордона и Лин­тнера таков: в
формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение:
увеличивая долю прибыли, направля­емую на выплату дивидендов, можно
способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. увеличению
благосостояния ее акционеров,
В конце 70-х — начале 80-х годов были опубликованы результаты исследований Н
Литценбергера и К.Рамасвами, получавшие, а дальней­шем название теории
налоговой дифференциации, согласно которой с позиции акционеров приоритетное
значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность. Объяснение
этому достаточно очевидно — доход от капи­тализации облагался налогом по
меньшей ставке, чем полученные диви­денды. Ставки налогообложения
периодически менялись, однако в лю­бом случае различие между ними
сохранялось. Так, по налоговому зако­нодательству США 1992 года доход по
дивидендам облагался по ставке до 31 %, а доход от прироста капитала — 28%.
Кроме того, уплата налога на доход от капитализации осуществляется лишь при
его реализации.
В соответствии с этой теорией если две компании различаются лишь в способах
распределения прибыли, то акционеры фирмы, име­ющей относительно высокий
уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы
компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом,
компании невыгод­но платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость
максимизи­руется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли.
               Факторы, определяющие дивидендную политику.               
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной
степени, регулирующие различные сторона хозяйственной деятельности, в том
числе и порядок выплаты дивидендов.
Приведём наиболее характерные факторы, влияющие на дивидендную политику:
     1. Ограничения правового характера
Собственный капитал компании состоит из трех крупных элемен­тов: акционерный
капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран
законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может
расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная
прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В России дивидендная политика акционерными обществами должна строиться в
соответствии с законодательством, в частно­сти основным регулятивом является
закон «Об акционерных обществах».
     2. Ограничения контрактного характера
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулиру­ется
специальными контрактами в том случае, когда коммерческая организация хочет
получить долгосрочную ссуду. Для того чтобы обес­печить обслуживание такого
долга, в контракте, как правило, огова­ривается либо предел, ниже которого не
может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент
реинвестиру­емой прибыли. В России подобной практики нет; некоторыми
аналога­ми ее являются обязательность формирования резервного капитала в
размере не менее 15% уставного капитала общества и закрепленное за советом
директоров право ограничения сверху размера выплачиваемых дивидендов, которым
администрация и может воспользоваться при не­обходимости, в частности, при
получении долгосрочной ссуды.
     3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у
компании есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты,
конвертируемые в день­ги, достаточны для выплаты. Теоретически коммерческая
организа­ция может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не все­гда
возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом,
коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате
дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в
условиях исключительно высокой вза­имной неплатежеспособности такая ситуация
вполне реальна.
     4. Ограничения в связи с расширением производства
Многие компании, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой
поиска финансовых источников для целесообразного рас­ширения производственных
мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям,
наращивающим объемы производства высокими темпами, — для приобретения
дополнитель­ных производственных мощностей, так и компаниям с относительно
невысокими темпами роста — для обновления материально-техничес­кой базы. В
этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.
Известна практика, когда в учредительных доку­ментах оговаривается
минимальная доля текущей прибыли, обязатель­ная к реинвестированию, что как
раз и делается исходя из предположе­ния о предпочтительности развития
производства.
     5. Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный
ключевой принцип финансового управления - прин­цип максимизации совокупного
дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы
полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя
оптималь­ный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны
оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость ком­пании в
целом.
     6. Ограничения рекламно-информационного характера
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно
отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате
дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании
практики могут привести к пониже­нию рыночной цены акций. Поэтому нередко
коммерческая организа­ция вынуждена поддерживать дивидендную политику на
достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.
Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушен­ных акционеров
служит своеобразным индикатором успешности дея­тельности данной компании.
            Дивидендная политика и регулирование курса акций             
Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то
предопределенной формализованной зависимости не суще­ствует. Выше отмечалось,
что разумная дивидендная политика мо­жет способствовать снижению флуктуации
курсовой цены. Курсовая цена складывается под воздействием различных
случайных факто­ров. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы
ис­кусственного регулирования курсовой цены, которые при опреде­ленных
условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним
относятся дробление, консолидация и выкуп акций.
                            Методика дробления акций                            
Операция дробления акций, называемая также их расщеплением или сплитом, не
относится непосредственно к форме выплаты диви­дендов, однако она может
влиять как на размер дивидендов, так и на курсовую стоимость акций. В
литературе описаны ситуации, когда дробление акций приводило к росту
капитализированной стоимости компании ввиду повышения ликвидности акций и,
следовательно, роста числа потенциальных акционеров. Так, в феврале 1989 г.
ком­пания "General Motors"  впервые с момента своего образования в 1955 г.
объявила о дроблении акций в отношении 2 : 1; в результате цена акций резко
возросла, что привело к увеличению капитализи­рованной стоимости компании на
1,3 млрд. долл.
Следует отметить, что и эта, и предыдущая методика имеют одну общую
негативную черту — они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску
новых ценных бумаг.
Методика выкупа акций
Выкуп собственных акций разрешен не во всех странах, в частно­сти в Германии
он запрещен. Основная причина — желание избежать преувеличения общей величины
активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых  не
вполне очевидна.
Причины, которые заставляют компанию выкупать свои акции, в случае, если это
не запрещено законом, могут быть различными. В частности, акции в портфеле
нужны для предоставления своим ра­ботникам возможности стать акционерами
своей компании, для уменьшения числа владельцев компании, для повышения
курсовой цены и др. В определенной степени эта операция оказывает влияние на
совокупный доход акционеров.
Т.о. компания должна выбрать такую дивидендную политику , которая бы
удовлетворяла и саму компанию и её акционеров.
     Источник:
Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999.